Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа
Рассматриваемая проблема является достаточно разработанной. Большой интерес к ней замечен как у иностранных, так и у отечественных исследователей. В России широко проблемы социального неравенства, уровня и качества жизни рассматриваются в работах В. Бобкова, С. А. Айвазяна, Л. А. Беляевой и многих других.
Новизна данной работы состоит в том, что в 2010 году был изменен метод расчета индекса развития человеческого потенциала, то есть данные стали более точными и пригодными для оценки. Однако, в результате этого, появились некоторые трудности, состоящие, в первую очередь, в том, различаются данные за один и тот же год по анализируемым показателям, а также некоторые показатели характеризуются своей нерепрезентативностью.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет им. Н. И, Лобачевского
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
Предмет: Макроэкономика
Курсовая работа на тему:
Проблема социально-
Выполнила студентка
Лилия Ринатовна
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Пряхина Т. В.
Нижний Новгород, 2010 год
Оглавление
О существовании проблем социального неравенства было известно еще античным мыслителям. Но до сих пор остро стоит вопрос о том, как же его сократить. В результате перехода России от административно-командной системы к рыночной произошло серьезное изменение социально-экономического положения населения. Смена форм собственности на средства производства, коммерционализация ранее общественных благ — это привело к резкому увеличению социально-экономического неравенства российского населения. Прошло уже около 20 лет, но проблема до сих пор остается нерешенной.
Поэтому целью нашего исследования является анализ проблемы социально-экономического неравенства в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассматриваемая проблема является достаточно разработанной. Большой интерес к ней замечен как у иностранных, так и у отечественных исследователей. В России широко проблемы социального неравенства, уровня и качества жизни рассматриваются в работах В. Бобкова, С. А. Айвазяна, Л. А. Беляевой и многих других.
Новизна данной работы состоит в том, что в 2010 году был изменен метод расчета индекса развития человеческого потенциала, то есть данные стали более точными и пригодными для оценки. Однако, в результате этого, появились некоторые трудности, состоящие, в первую очередь, в том, различаются данные за один и тот же год по анализируемым показателям, а также некоторые показатели характеризуются своей нерепрезентативностью.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, а также из 7 приложений. Объем работы — 49 страниц.
Любое общество представляет собой переплетение многообразных отношений, связей, ролей, позиций, обусловливающих различия между людьми; в любом обществе существует дифференциация по получаемым доходам, по полу, по социальному статусу и так далее. Превые попытки объяснения причин социального неравенства между людьми были предприняты еше античными мыслителями Платоном и Аристотелем. Они утверждали, что социальное положение каждого человека определяется такими естественными факторами, как смелость, ум, красота, возраст, темперамент. Согласно Платону и Аристотелю, каждое сословие в государстве должно выполнять определенные социальные функции в соответствии со своими природными способностями. По мысли Аристотеля, изложенной в его труде «Политика», бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя1». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. Государство же создается не для того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Поэтому власть в государстве должна принадлежать философам, так как те мудры и добродетельны и способны разумно управлять обществом, проявляя заботу о других.
В эпоху средневековья прочно укрепляются два положения: неоспоримость существования материального неравенства, с одной стороны, и равенство всех перед Богом и обладание естественными правами каждым человеком, с другой.
Философы эпохи Просвещения Т. Гоббс, Д. Локк, К. Гельвеции, Ж.-Ж. Руссо и другие утверждали, что социальное расслоение основывается либо на врожденных, либо на приобретенных различиях, или на сочетании тех и других. Так, в своем труде «О гражданине» и трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» Т. Гоббс акцентировал внимание на том, что социальное неравенство формируется в процессе развития общества2. Автор отмечал, что, несмотря на то, что в социоструктурном пространстве первобытного общества выделялись более способные и более сильные, все люди в нем были равны, физические и умственные различия между индивидами были не настолько велики, чтобы один мог подчинить себе другого. «Равенство надежд» и «равенство возможностей», по мнению Т. Гоббса, обусловили становление и развитие социального неравенства в обществе, когда группа людей, занимающая схожие статусно-ролевые позиции, разделяющая единые ценности, интересы, придерживающая определенные нормы поведения, стремилась реализовать свои возможности во благо себе и вопреки сопротивлению других. Что касается взглядов Ж.-Ж. Руссо, то он выделял два типа неравенства: физическое и политическое. Физическое неравенство, основанное на различиях в возрасте, в здоровье, в телесных и умственных качествах, преобладало в первобытном обществе, не устанавливало жесткого социального деления на классы, находившихся в сложном социально-экономическом и политическом взаимодействии. Способность человека к совершенствованию привела к установлению политического неравенства. Изобретение орудий труда, переход к оседлому образу жизни обусловили постепенное сближение людей, сделали их нужными друг другу. Обработка металла и развитие земледелия кардинальным образом изменили хозяйственную деятельность человека, привели к возникновению частной собственности, к резкой поляризации населения на богатых и бедных.
Значительный вклад в изучении социального неравенства и социального структурирования внесли А. Смит и Д. Рикардо. Исследуя общественную структуру своего времени, А. Смит пришел к выводу, что социальные различия обусловлены характером экономической деятельности, источниками доходов. Так же структурировал общество и Д. Рикардо. Автор утверждал, что дифференциация присуща любому типу общества, она связана не с процессом производства, а с отношениями распределения богатства. Во избежание социальных конфликтов и катаклизмов Д. Рикардо считал, что классу капиталистов необходимо отказаться от постоянной погони за повышением прибыли.
В процессе развития общества социальные взаимоотношения между различными группами населения усложнялись, на основе естественного неравенства росла и социальная дифференциация. По вопросу о причинах возникновения, существования и устойчивого воспроизводства социального неравенства в современной социально-философской литературе существуют различные концепции.
Основоположником наиболее ранней теории социального неравенства, так называемого функционализма, Э. Дюркгеймом в работе «О разделении общественного труда» (1893) были изложены мысли о том, что неравенство в обществе определяется разделением общественного труда, отделением умственного от физического труда, в результате чего выделяются более или менее престижные виды деятельности3. Он также обратил внимание на то, что люди различаются своими способностями, одни более талантливые, другие менее. Более талантливые люди должны выполнять наиболее значимые функции. Для привлечения лучших и одаренных специалистов государство должно использовать социальное и материальное вознаграждение.
В послевоенные годы теория Э Дюркгейма получа свое развитие в работах Т. Парсонса. Он утверждал:
Ученым были предложены такие критерии социального неравенств, как «качество» или «компетентность», «ответственность», «обладание» материальными и культурными ресурсами или талантом4. Согласно Т. Парсонсу, в любой развитой системе разделения труда неизбежна дифференциация уровней компетентности, в ней выделяется более и менее квалифицированный персонал, в различной степени ответственный за результаты своего труда и за результаты деятельности коллектива и в связи с этим имеющий различия в предоставлении материальных и социальных льгот.
Однако стоит подчеркнуть субъективность взглядов ученых, относящихся к функционализму. Действительно, в обществе в процессе разделения труда формируется своеобразная иерархия престижных и непрестижных видов деятельности, но не следует идеализировать полезность одних профессий и игнорировать достоинства других, так как расположение социальных слоев в социальной структуре определяется сформировавшимися в обществе представлениями о важности каждой из них. Кроме того, социальный статус каждой группы может меняться по мере изменения самой системы ценностей.
Избежать такой субъективной
оценки в вопросе определения
социального неравенства
Стоит отметить, что становление представлений о социальном неравенстве происходило по мере развития общетсва. Сначала это понятие относилось к неравенству, основанному на физических различиях, затем на различиях в распределении богатства, К. Маркс же подчеркивал, что социальное неравенство основано на различиях в отношении к собственности. Так мы можем утверждать, что, раз в основе неравенства лежат отношения к собственности, т.е. экономическая категория, то исследуемое нами понятие является не просто социальным, а социально-экономическим.
Среди многообразия взглядов, касающихся определения социального неравенства мне бы хотелось рассмотреть классовый и стратификационный подходы.
Примеры классового подхода мы находим в марксизме, неомарксизме, в теориях социального конфликта. «Классическими» представителями такого подхода являются Карл Маркс (1818-1883) и Макс Вебер (1864-1920).
К. Маркс утверждал, что для понимания любого общества необходим исторический подход, т.е. для постижения механизма конкретной экономической системы надо знать, что предшествовало этой системе, а также процессы, способствовавшие ее развитию. По Марксу, уровень техники и метод организации производства детерминируют эволюцию общества5. На каждом этапе истории эти факторы определяют группу, которая будет господствовать в обществе, и группы, которые будут ей подчиняться.
Понятие «класса» у К.Маркса
наполнено социально-
за отстаивание своих классовых интересов.
Таким образом, кроме отношения к средствам производства и роли в системе производства важнейшей характеристикой класса является классовое сознание или идеология. Маркс в идеологии видит оружие классовой борьбы. Создавая свою идеологию, правящие классы навязывают свою волю всему обществу, идеология угнетаемых классов становится оружием социальной эмансипации. К.Маркс рассматривает классы как реальные социальные силы, находящиеся в конфликте, действующие и способные изменять общество. Таким образом, «класс» обретает не только социально-экономическое, но также идеологическое и политическое содержание. Разделение на классы основано на неравенстве, на различиях по отношению к собственности, а это значит, что один класс находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса.
Дальнейшая разработка системы классового анализа осуществлялась В.И.Лениным, которому принадлежит известное марксистское определение классов, статья «Великий почин» (1919): «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»6. Коротко говоря, классы – это группы людей, находящихся в различном отношении к собственности, вследствие чего одни классы эксплуатируют других. В классическом марксизме описаны три класса, существующих при капитализме7:
Если у Маркса классы и отношения между ними являются фундаментальным основанием структурирования общества, Вебер предложил трехмерный подход к стратификации, выделяя кроме экономического аспекта, также власть и престиж. Ему принадлежит заслуга выделения «трех автономных измерений стратификации».