Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: показать проблемы внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Задачи:
Углубить знания по теме внешнего долга России.
Рассмотреть проблемы внешнего долга.
Проанализировать динамику задолженности.
Введение 3
1. Государственный долг 4
1.1. Раскрытие понятия государственного долга 4
1.2. Внешний государственный долг 9
1.3 Кредиторы России 12
1.4. Влияние внешней задолженности на российскую экономику 16
2. Внешний государственный долг в современных условиях 20
2.1. Текущее состояние государственного долга Российской Федерации 20
2.2. Управление государственным долгом 21
2.3. Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга 27
2.4. Обслуживание государственного долга 28
Заключение 31
Список литературы
Совокупность этих качественных показателей дала основания характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано, или даже зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности. Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.
Для принятия решения о
Ни один из этих
факторов не учитывался в
2. Внешний государственный долг в современных условиях
2.1. Текущее состояние
Предельный размер государственного долга на еще один денежный год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на еще один денежный год с разбивкой по формам обеспечения обязательств.
Предельный размер государственных
заимствований русской
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 мая 2011 года составил 38,83 млрд долларов3, что является одним из самых низких показателей в Европе4. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны56. По состоянию на начало апреля 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время 22 апреля 2010 года Россия, после двенадцатилетнего перерыва, снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.7(см. приложение 1)
По принятому трёхлетнему
Под управлением
- в формировании политики в отношении государственного долга;
- в установлении границ
- в определении основных
- в установлении возможности
и целесообразности
Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг. Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:
- непосредственно управление, включающее,
в том числе, определение
- обслуживание посредством
- контроль за состоянием государственного долга. Система управления государственным долгом - это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.
Правительство Российской
Федерации в «Концепции единой
системы управления
- сохранение объема
- сокращение стоимости
- обеспечение исполнения
Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
- разработка программы
- процедура принятия основных
параметров управления
- исполнение принятой программы
управления государственным
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
- своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
- проверка эффективности и
- осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
- контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
- контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
- экспертиза проекта
- экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.
Ключевой целью долгового
Несмотря на то, что управление госдолгом фактически направлено на регулирование двух ключевых параметров, характерных для любых финансовых инструментов, - риска и доходности (то есть в случае долга - издержек обслуживания), конкретные его цели достаточно сложно четко разграничить. С одной стороны, если поставить в качестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания, очень велик риск того, что в погоне за этой целью власти начнут выпускать не те обязательства, которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучше воспринимаются рынком. Издержки такой стратегии Россия в полной мере испытала в 1998 году, когда на внутреннем рынке размещались преимущественно «короткие» бумаги, наиболее востребованные инвесторами, но характеризовавшиеся максимальными рисками для экономики. Краткосрочная экономия бюджета на процентных выплатах обернулась серьезным потрясением для всей финансовой системы.
Однако если в качестве другой крайности установить минимизацию рисков со стороны госдолга, то в пределе это будет означать полный отказ от использования заимствований. Вопреки достаточно распространенному мнению, полное отсутствие госдолга – это не самое лучшее положение вещей в государственных финансах, особенно если речь идет о развивающейся стране.
На практике в качестве ключевой цели долгового управления чаще всего называют баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов. Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.
Как показали проверки Счетной палаты Российской Федерации, широкое распространение получила практика использования внешних займов, предоставленных для структурной перестройки экономики, на покрытие дефицита федерального бюджета, погашение и обслуживание внешнего долга Российской Федерации. В результате основным методом управления государственным внешним долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолженности кредиторам Парижского и Лондонского клубов, что привело к лавинообразному нарастанию внешнего долга РФ 4. С конца 1980-х годов в международной практике сформировался достаточно разнообразный набор методов управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.
Рассмотрим основные методы управления внешним долгом. «К таким методам относятся:
- консолидация - пересмотр условий
погашения задолженности,
- реструктуризация - основанное на
соглашении прекращение
- рефинансирование представляет
собой процесс погашения
- конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;
- секьюритизация - переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;
- аннулирование - отказ от всех
обязательств по ранее
Из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление государственным долгом» посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. «Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.
Информация о работе Проблемы внешнего долга России в современных условиях