Проблемы государственного регулирования экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Регулирование рынка – комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями, правительством, межгосударственными организациями по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 122.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

           Неоклассическая теория. В отличие от классической теории она не представляет собой единой концепции, хотя и опирается на некоторые общие принципы. Она объединяет представителей нескольких школ. Неоклассическое направление получило отражение в работах английских, австрийских, американских экономистов. Наиболее полное отражение оно получило в работах английского экономиста А. Маршалла (Кембриджская школа).

Неоклассики сформулировали закономерности хозяйствования в условиях свободной конкуренции и рыночного  механизма, определили принципы экономического равновесия этой системы.

Ключевая идея - взаимодействие спроса и предложения, определяющих процессы, протекающие  на рынке. В частности А. Маршалл  разработал концепцию равновесной  цены, основан ной как на теории производственных издержек, так и  на положениях австрийской школы  предельной полезности. Из неоклассической  теории следовало, что в условиях свободной .конкуренции автоматическое движение цен обеспечивает равновесие между предложением и спросом, между  производством и потреблением. Поэтому  всякое регулирование цен государством вызывает нарушение равновесия. Таким  образом, неоклассическая теория провозглашает  принцип невмешательства государства  в экономическую жизнь.

             Монетаристская теория. Эта теория макрорегулирования - разновидность неоклассической теории, в известной степени альтернативная кейнсианству. Лидер монетаристского направления - американский экономист чикагской школы М. Фридмен. Монетаристы ставят во главу угла денежно-кредитные методы обеспечения занятости и стабилизации экономики. Они считают, что деньги являются главным инструментом, определяющим развитие экономики, что основное внимание должно уделяться борьбе с инфляцией. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой, что достигается кредитными инструментами национального банка. Изменение денежного предложения призвано прямо соответствовать динамике цен и национального дохода.

В настоящее время  определено, что государство должно вмешиваться в жизнь рынка  только в той степени , в которой  требуется для поддержания макроэкономического  равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции.

           Глава2. Становление системы государственного регулирования в Росси. 

С ликвидацией Госплана СССР и общенационального планирования в начале рыночных преобразований государственная  поли тика основывалась на принципах  монетаристской теории - исключить  влияние государства на экономику, целиком подчинив ее рынку. Сейчас очевидно, что это не удалось. Государство  оказалось столь слабым, что не только «сдало» экономику криминалу  но и фактически перестало выполнять  свои функции по обеспечению экономической  и социальной безопасности. Более  того в период преобразований оно  постепенно превращалось из фактора  порядка в фактор дезорганизации общества, так как у большинства  негативных явлений первых лет - роста  цен, уровня безработицы, задержки зарплат  и пенсий уровня преступности и т.п. - одна и та же основа: невыполнение государством своих функций.

Однако нельзя согласиться  с тем, что в период перехода к  рыночной экономике государство  «ушло» из экономики и не выступало  как регулятор рыночного процесса. В России государство стало творцом  рыночной экономики. При этом были использованы не рекомендательные (индикативные), а в большинстве случаев директивные методы ее реформирования, составляющие суть «шоковой терапии». Государство в короткий срок сформировало рыночную инфраструктуру, создало правовой механизм новых имущественных отношений (рынка ценных бумаг, бирж и т.п.). В директивном порядке задавался процент приватизации собственности, осуществляемой к определенному сроку, и т.п. Другими словами, происходило форсированное, фактически директивное формирование рыночной экономики сверху, без учета возможностей адаптации к рынку ее субъектов и населения.

По определенным направлениям давление государства на экономику  возрастало. Государство могло нарушать либеральный принцип равенства  возможностей для конкурирующих  структур, создавать усилиями бюрократии в индивидуальном порядке для  некоторых субъектов рынка или  особо благоприятные условия, или  неблагоприятные. В России отношения  центра и регионов, содержание известных  «договоров о разграничении полномочий»  определяются не только объективными экономическими связями, но и факторами  политическими, необходимостью подтвердить  дружеские связи между субъектами РФ и федеральными властями и другими  обстоятельствами.

Уйдя от распределения  дефицитных средств производства и  инвестиционных ресурсов, государство  по бюрократическому усмотрению выделяло уполномоченные банки для выгодной работы с немалыми бюджетными средствами, всякого рода квоты, лицензии, льготы. Неплатежи, образование задолженности  пред приятий приводило их к зависимости  от государства, от бюрократических  решений.

                Включение государства в экономический процесс на микро уровне и усиление позиций государства в этих случаях обесценивают меры по рыночной либерализации, противореча задачам эффективности хозяйствования. Усиление государственного регулирования рыночной экономики не означает возвращения к ситуации, когда государство было главным предпринимателем, а позволяет обеспечить ориентацию усилий субъектов рынка на достижение не только локальных, но и национальных целей.К настоящему времени (к 2007 г.) действующая в России система государственного регулирования не достаточно эффективна. Например, государство пока еще не достаточно уделяет внимание проблемам поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей, созданию условий для их ускоренной интеграции и концентрации до уровня крупных ТНК. Не решены проблемы ре-интеграции стран СНГ, возрождения общего рынка и единого экономического пространства в рамках евразийской цивилизации. Указанные особенности присуще нынешней социально-экономической ситуации, свидетельствуют о необходимости высокого профессионализма, ответственности государственных органов при выборе и использовании системы государственного регулирования экономики, при решении сложных задач ее развития на основе наукоемких технологий. В 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля № 115-ФЗ, в котором за Федеральным Собранием и Президентом РФ закреплены функции обоснования и согласования с представителями различных слоев общества общенациональных целей и направлений раз вития России.

               На исполнительную власть - Правительство РФ - Федеральный закон возлагает обязанности по обеспечению разработки долгосрочного прогноза, организации подготовки концепции социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Правительство РФ. обязано разрабатывать программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную (пять лет) и краткосрочную перспективы, ориентированные на претворение в жизнь основных положений концепции, в том числе положений, содержащихся в специальном разделе Послания Президента РФ. Согласно Федеральному закону программы должны охватывать в комплексе целевые ориентиры социально-экономическо го развития РФ и планируемые государством эффективные пути и средства достижения этих ориентиров. Программы разрабатываются для того чтобы направлять и координировать экономическую, социальную, научно-техническую, инвестиционную, Аграрную, экологическую, внешнеэкономическую и финансовую политику в целях решения общенациональных задач развития России.Разработанные Правительством программы не соответствовали требованиям этого закона.

            С начала рыночных преобразований и до 1999 г. Правительство не формировало целей и задач изменения российской экономики и не разрабатывало программ развития, предпочтение отдавалось решению текущих задач в ущерб стратегическим. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 1999 г. отмечалось: «К сожалению, мы часто путали цель с различными средствами ее достижения. На первоначальном этапе были либерализация цен и приватизация, на следующем - стабилизация курса рубля и подавление инфляции, затем битва с нерадивыми налогоплательщиками. Однако все это не может быть целью. Это средства ее достижения. А цель у любого государства может быть одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни своих сограждан».Только в 1999 г. Правительство разработало и утвердило краткосрочную Программу «Реформа и развитие экономики в 1999— 2002 годах». В Программе были сформулированы главные цели социально-экономической политики на ближайшие годы:

1) обеспечить в основном макроэкономическую стабилизацию к концу 1999г.;

2) добиться устойчивой стабилизации объемов производства и возобновления экономического роста, укрепления финансово го положения предприятий;

3) укрепить институты государственной власти, законность и правопорядок, достичь перелома в борьбе с преступностью, усилить платежную и финансовую дисциплину;

4) улучшить условия для развития предпринимательства и деловой активности, продолжить приватизацию для повышения инвестиционной активности и эффективности производства, увеличения доходов бюджета;

5) активизировать структурную перестройку экономики путем стимулирования инвестиций в высокоэффективные и конкурентоспособные производства, обеспечить сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала;

6) на основе стабилизации производства и борьбы с инфляцией повысить уровень жизни народа, проводя активную социальную политику с учетом интересов различных групп населения.

Правительством РФ была также  разработана среднесрочная Программа  «Структурная перестройка и экономический  рост в 1997-2000 годах». В этой Программе  ставились по тем временам новые  цели: структурная перестройка экономики  и экономический рост. Программа  по основным параметрам не была выполнена, а вскоре про нее забыли из-за кризиса 1998 г. Обе эти про граммы были направлены на решение проблем выхода из кризиса, на выживание, а не на развитие.

В июне 2000 г. Правительство  одобрило «Основные направления  социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу» (до 2010 г.).

В ней сформулированы стратегия  развития РФ, главные цели социально-экономической  политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу - последовательное повышение  уровня жизни населения, снижение социального  неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достоинством Программы Правительства на долгосрочную перспективу является то, что ее ключевой момент и исходный пункт - социальная сфера.В Программе, кроме  концепции развития Российской Федерации  на долгосрочную перспективу (до 2010 г.), были определены Приоритетные задачи Правительства РФ на 2000-2001 годы и  План первоочередных мер на 2000-2001 годы.

            Разработка трех (на краткосрочный -1995-1997 гг., среднесрочный - 1997-2000 гг. и долгосрочный - до 2010 г. периоды) правительственных программ социально-экономического развития, принятие Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.) - это позитивные процессы в становлении и развитии государственного регулирования при переходе к рынку. Однако после разработки отдельных законов по государственному регулированию необходима разработка свода законов (кодекса) о государственном регулировании и реальных механизмах по их реализации. Ни краткосрочная, ни среднесрочная разработанные программы не были выполнены и упомянутый Федеральный закон в значительной мере не исполняется.

Кодекс о государственном  регулировании экономики РФ должен:

1) определить новое место и роль государства в управлении национальной экономикой;

2) определить цели и формы вмешательства государства в те или иные сферы;

3) закрепить полномочия государства в определении экономической политики;

4) предусмотреть порядок взаимодействия государства с участниками экономического процесса.

В Программе развития на краткосрочный  период основным механизмом государственного регулирования является бюджетное, налоговое, денежно-кредитное регулирование.

В долгосрочный период механизм регулирования другой, так как  здесь должны решаться стратегические проблемы социально-экономического развития страны.

В советский период проводились исследования по методологии долгосрочного планирования и делались попытки разработки долгосрочных планов, накоплен инструментарий разработки долгосрочных программ и планов.

Переход к рыночной экономике  выдвигает новые теоретико-методологические и организационные вопросы государственно го регулирования в долгосрочной перспективе.

Методологическую основу государственного регулирования в  долгосрочный период составляют долгосрочные прогнозы и программы социально-экономического развития. Выделим из них приоритетные стратегические проблемы, решение которых  должно стать объектом государственного регулирования.

1. Новая  концепция развития экономики строится на решающей роли человеческого фактора. Формирование человеческого потенциала - долгосрочная стратегия. Вложения в «человека» становятся самыми эффективными в долгосрочном плане инвестициями. Осуществление этой стратегии связано с демографическим развитием России. С 1992 г. Россия переживает демографический кризис с резким ухудшением всех основных демографических показателей и значительным абсолютным сокращением численности населения. По прогнозам за 15 лет нового столетия Россия потеряет еще 12 млн человек, произойдет старение генофонда, что уменьшит долю детей и молодежи, а затем и трудоспособных групп.

С таким демографическим  «раскладом», который имеется сегодня, Россия не будет иметь тот трудовой потенциал, который необходим для  решения стратегических задач социально-экономического развития в XXI в. Это подчеркивает не только первоочередность решения демографических  проблем, но и необходимость выработки  действенной государственной политики, исходя из национальной безопасности России и ее стратегических интересов.

2. Экономический  рост сегодня отождествляется с инновациями, научно-техническим прогрессом, интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощенных в современных технологиях в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП). XXI в. - это век науки и высоких технологий, жесткой международной технологической конкуренции. На мировом рынке наукоемкой продукции доля России в настоящее время составляет 0,3%, в то время как на долю семи высокоразвитых стран приходится около 80-90% наукоемкой продукции и весь ее экспорт.

Информация о работе Проблемы государственного регулирования экономики России