Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:59, курсовая работа
Регулирование рынка – комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями, правительством, межгосударственными организациями по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств.
С учетом научно-технических
прогнозов и программ научно-технического
развития, а также наличия
Исходя из этого, можно прогнозировать, технологический «облик» России на предстоящие 25 лет. Такую стратегическую проблему можно решить с помощью государственного регулирования (прогнозирования, программирования). В нашей стране использовались методологические подходы к разработке комплексной программы научно-технического прогресса. С начала 70-х гг. Программа разрабатывалась на 15 лет, на основе ее формировались приоритеты отдельных направлений НИОКР.
3. Размещение производительных сил - одна из важных стратегических проблем государственного регулирования на долго срочный период. В советское время регулирование размещения производительных сил было сферой активного государственно го воздействия.Сейчас комплексные схемы развития и размещения производительных сил не разрабатываются. Действует Градостроительный кодекс РФ, в котором регламентируется решение задач территориальной организации хозяйства на уровне городов, районов и частично субъектов Федерации, разрабатываются схемы расселения.Государственное регулирование не распространяется на экономические районы, отсутствует макроэкономическое регулирование, касающееся глобальных территориальных пропорций и межрегиональных связей, не разрабатываются схемы нормальных грузопотоков.
С начала преобразований в
России как следствие неупорядоченных
межрайонных связей значительно
возросла средняя дальность перевозок
грузов на железных дорогах.Важным регулятором
территориально-хозяйственных
4. Экологический фактор становится одним из основных при принятии экономических решений как на региональном и страновом уровнях, так и в масштабах всей планеты. В большинстве стран экологическая безопасность приравнена к стратегическим проблемам и стоит в ряду с национальной безопасностью. В России из 130 млн га пахотной земли 54 млн подвержены эрозии, 4 млн засолены, 1 млн га. заражен радионуклеидами.
Экологические проблемы современного
ресурсоиспользования, экологические
ограничения все более
Глава3. Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику и альтернатива развития экономики России.
По моему мнению, вмешательство в экономику, является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Поэтому государство должно вмешиваться в рыночную экономику. Но каковы пределы этого вмешательства? В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведёнными товарами, как это делается в распределительной экономике. Оно должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Именно поэтому во всех развитых странах мира широко используются различные формы и методы государственного регулирования экономики, такие как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование. Необходимость и эффективность этих методов показывает опыт США, Франции, Германии, Японии, Китая и других стран. К сожалению, в России все эти методы до сих пор не получили достаточного развития. Между тем необходимость их для России особенно велика в силу своеобразия её рыночной экономики, возникшей не естественно-историческим путём, а путём уничтожения принципиально более высокой ступени развития человеческого общества, какой являлось советское общество.
Цель написания моей курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и роль государства в рыночной экономике; проанализировать проблему вмешательства государства в рыночную экономику; рассмотреть эти же вопросы конкретно для России на всех этапах её развития.
Я считаю, что выбранная мной тема курсовой работы является актуальной, так как роль государства в рыночной экономике с каждым годом увеличивается.
Альтернативы экономического развития России в ХХI в.
– Среди многих предсказаний социально-экономического будущего России выделяются два противоположных: одни полагают, что Россия неудержимо катится в разряд стран “третьего мира” и будет долго там прозябать. Другие уверяют, что можно преодолеть трудности развала, обеспечить подъем и сохранить титул “третьего Рима”. Кто ближе к истине?
– Будущее России во многом зависит от сценария, по которому пойдет развитие всего человеческого сообщества. Лично я предвижу три сценария – очень плохой, плохой и неизбежный.
Есть основания утверждать: третье тысячелетие человечество встретит триумфальными достижениями научно-технической революции, для которой богатым стал и ХХ в., с середины которого началось освоение космического пространства.
На этом
фоне проявилась теоретическая и
практическая несостоятельность современных
социально-экономических
“Цивилизованная
дикость” привела человечество на
грань ядерной катастрофы. Накоплено
столько ядерного оружия, что можно
многократно разрушить планету.
– А каков второй сценарий развития нового века?
– Он возможен только в случае предотвращения “горячей” третьей мировой войны. Давайте исходить из того, что в конечном счете цивилизация восторжествует над дикостью и ядерная катастрофа будет предотвращена. Тогда человечеству, по моим прогнозам, неизбежно предстоит пережить мировой финансово-экономический кризис, на фоне которого кризис 1929—1933 гг. покажется детской шалостью. О его неотвратимости справедливо предупреждают многие экономисты. В этом отношении заслуживает серьезного внимания международная конференция на тему: “Россия, США и глобальный финансовой кризис”, которая проходила в Москве в 1996 г. В докладе Л. Ларуша (США) говорилось: “Проводимая ныне крупнейшими державами Запада и руководством МВФ экономическая политика обречена на неминуемый и близкий крах, а народам мира она сулит одни страдания”.
– А нельзя предотвратить острый кризис, так же как и ядерную катастрофу?
– Это, по
моему мнению, исключено. Ликвидация
угрозы ядерной войны зависит
от воли и сознания людей, а финансово-экономический
кризис будет результатом
Первые три так очевидны, что их все сознают, четвертое же, то есть обесценение монеты, познается только немногими и лишь глубоко рассуждающими, потому что оно порождает и разрушает государства не сразу и бурно, а медленно и скрыто.
Заключение.
Государственное регулирование
экономики – это система
Меркантелисты провозглашали активное вмешательство государства в экономику. А. Смит (представитель классической теории) считал, что вмешательство в экономику со стороны государства излишне и должно быть ограничено (обеспечение безопасности жизни человека, сохранение его собственности и др.). Дж. Кейнс (основатель кейнсианской теории) считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджет на финансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости. Неоклассическая теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономическую жизнь. А монетаристы считают, что государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой, что достигается кредитными инструментами национального банка. В настоящее время определено, что государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени , в которой требуется для поддержания макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции.
Особенность государственного регулирования российской экономики заключается в том, что мировая история до недавнего времени не имела опыта перехода отдельных стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию.С ликвидацией Госплана СССР и общенационального планирования в начале рыночных преобразований государственная поли тика основывалась на принципах монетаристской теории - исключить влияние государства на экономику, целиком подчинив ее рынку. Сейчас очевидно, что это не удалось. Государство фактически перестало выполнять свои функции по обеспечению экономической и социальной безопасности. Однако нельзя согласиться с тем, что в период перехода к рыночной экономике государство «ушло» из экономики и не выступало как регулятор рыночного процесса. В России государство стало творцом рыночной экономики. При этом были использованы не рекомендательные (индикативные), а в большинстве случаев директивные методы ее реформирования, составляющие суть «шоковой терапии».
С начала рыночных преобразований и до 1995 г. Правительство не формировало целей и задач изменения российской экономики и не разрабатывало программ развития, предпочтение отдавалось решению текущих задач в ущерб стратегическим. Разработка трех (на краткосрочный -1995-1997 гг., среднесрочный - 1997-2000 гг. и долгосрочный - до 2010 г. периоды) правительственных программ социально-экономического развития, принятие Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.) - это позитивные процессы в становлении и развитии государственного регулирования при переходе к рынку.Переход к рыночной экономике выдвигает новые теоретико-методологические и организационные вопросы государственно го регулирования в долгосрочной перспективе: формирование человеческого потенциала, экономический рост, размещение производительных сил, экологический фактор.
Идея сильного государства и государственное регулирование экономики находятся сейчас в центре внимания властных структур России. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2000 г. выделен раздел «О сути государственного регулирования», где подчеркивается, что ключевая роль государства в экономике - защита экономической свободы, при этом стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы - свободы производить, торговать, инвестировать.
К настоящему времени (к 2012 г.) действующая в России система государственного регулирования не достаточно эффективна. Государство не добилось заметных успехов в реализации основной функции — «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков в работе государственного аппарата. Таким образом, рыночные механизмы государственного регулирования в России еще очень слабы и остается много сфер социальной и экономической жизни страны, требующих глубокого государственного вмешательства, а установить точно оптимальный объем государства и его динамику невозможно. Удается лишь приближаться к оптимуму.
В целом, трудно переоценить роль государства в рыночной экономике, но, с другой стороны, слишком активное государственное вмешательство может заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий – конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.
Информация о работе Проблемы государственного регулирования экономики России