Проблемы государственного регулирования экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Регулирование рынка – комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями, правительством, межгосударственными организациями по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 122.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

С учетом научно-технических  прогнозов и программ научно-технического развития, а также наличия производственной, сырьевой базы, высококвалифицированных  кадров, можно ставить и решать задачу приоритетного развития по тем  макротехнологиям, по которым наш  уровень знаний близок к мировому или превосходит его.

Исходя из этого, можно  прогнозировать, технологический «облик»  России на предстоящие 25 лет. Такую  стратегическую проблему можно решить с помощью государственного регулирования (прогнозирования, программирования). В нашей стране использовались методологические подходы к разработке комплексной  программы научно-технического прогресса. С начала 70-х гг. Программа разрабатывалась  на 15 лет, на основе ее формировались  приоритеты отдельных направлений  НИОКР.

3. Размещение производительных сил - одна из важных стратегических проблем государственного регулирования на долго срочный период. В советское время регулирование размещения производительных сил было сферой активного государственно го воздействия.Сейчас комплексные схемы развития и размещения производительных сил не разрабатываются. Действует Градостроительный кодекс РФ, в котором регламентируется решение задач территориальной организации хозяйства на уровне городов, районов и частично субъектов Федерации, разрабатываются схемы расселения.Государственное регулирование не распространяется на экономические районы, отсутствует макроэкономическое регулирование, касающееся глобальных территориальных пропорций и межрегиональных связей, не разрабатываются схемы нормальных грузопотоков.

С начала преобразований в  России как следствие неупорядоченных  межрайонных связей значительно  возросла средняя дальность перевозок  грузов на железных дорогах.Важным регулятором  территориально-хозяйственных процессов  являются целевые программы социально-экономического развития регионов. Региональное целевое  программирование позволяет федеральному центру проводить дифференцированный подход к проблемным регионам; решать, кроме текущих, стратегические задачи, прежде всего выравнивания региональных уровней социально-экономического развития.

4. Экологический  фактор становится одним из основных при принятии экономических решений как на региональном и страновом уровнях, так и в масштабах всей планеты. В большинстве стран экологическая безопасность приравнена к стратегическим проблемам и стоит в ряду с национальной безопасностью. В России из 130 млн га пахотной земли 54 млн подвержены эрозии, 4 млн засолены, 1 млн га. заражен радионуклеидами.

Экологические проблемы современного ресурсоиспользования, экологические  ограничения все более лимитируют экстенсивный экономический рост. Они  носят глобальный характер.Для эффективного использования ресурсного потенциала не обходим переход к, ресурсосберегающему  типу экономического развития.Российская экономика продолжает оставаться ресурсоемкой, затраты различных видов ресурсов на единицу ВВП значительно выше, чем в западных странах. Мощный ресурсный потенциал России и слабая экономика - это противоречие разрешимо лишь путем изменения стратегии экономического развития. Новая стратегия экономического раз вития, переход из разряда развивающихся страну развитые мо гут быть реализованы на основе государственного стратегического регулирования на долгосрочный период.Перечисленные проблемы не исчерпывают всех стратегических проблем социально-экономического развития, но даже такой ограниченный перечень свидетельствует о том, что невозможно решить их с помощью инструментов государственного текущего регулирования на краткосрочной период.Долгосрочные прогнозы, долгосрочные программы социально-экономического развития страны, индикативные планы необходимы для решения важнейших стратегических проблем.

          Глава3. Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику и альтернатива развития экономики России.

По моему мнению, вмешательство в экономику, является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Поэтому государство должно вмешиваться в рыночную экономику. Но каковы пределы этого вмешательства? В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведёнными товарами, как это делается в распределительной экономике. Оно должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Именно поэтому во всех развитых странах мира широко используются различные формы и методы государственного регулирования экономики, такие как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование. Необходимость и эффективность этих методов показывает опыт США, Франции, Германии, Японии, Китая и других стран. К сожалению, в России все эти методы до сих пор не получили достаточного развития. Между тем необходимость их для России особенно велика в силу своеобразия её рыночной экономики, возникшей не естественно-историческим путём, а путём уничтожения принципиально более высокой ступени развития человеческого общества, какой являлось советское общество.

Цель написания  моей курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и роль государства  в рыночной экономике; проанализировать проблему вмешательства государства  в рыночную экономику; рассмотреть  эти же вопросы конкретно для  России на всех этапах её развития.

Я считаю, что выбранная  мной тема курсовой работы является актуальной, так как роль государства в  рыночной экономике с каждым годом  увеличивается.

          Альтернативы экономического развития России в ХХI в.

– Среди многих предсказаний социально-экономического будущего России выделяются два противоположных: одни полагают, что Россия неудержимо катится в разряд стран “третьего  мира” и будет долго там  прозябать. Другие уверяют, что можно  преодолеть трудности развала, обеспечить подъем и сохранить титул “третьего  Рима”. Кто ближе к истине?

– Будущее России во многом зависит от сценария, по которому пойдет развитие всего человеческого сообщества. Лично я предвижу три сценария – очень плохой, плохой и неизбежный.

Есть  основания утверждать: третье тысячелетие  человечество встретит триумфальными достижениями научно-технической революции, для которой богатым стал и ХХ в., с середины которого началось освоение космического пространства.

На этом фоне проявилась теоретическая и  практическая несостоятельность современных  социально-экономических систем. Общественно-экономические  отношения находятся в противоречии с достижениями науки и техники, что тормозит эффективное развитие новых производительных сил для  повышения благосостояния людей. Более  того, эти достижения используются ограниченным кругом людей ради упрочения  власти и беспредельного обогащения, во вред абсолютному большинству  населения, что является подтверждением слов Макса Вебера: “Цивилизованная  дикость — самая худшая из всех дикостей”.

“Цивилизованная дикость” привела человечество на грань ядерной катастрофы. Накоплено  столько ядерного оружия, что можно  многократно разрушить планету. Это самый плохой сценарий.

– А каков второй сценарий развития нового века?

– Он возможен только в случае предотвращения “горячей” третьей мировой войны. Давайте исходить из того, что в конечном счете цивилизация восторжествует над дикостью и ядерная катастрофа будет предотвращена. Тогда человечеству, по моим прогнозам, неизбежно предстоит пережить мировой финансово-экономический кризис, на фоне которого кризис 1929—1933 гг. покажется детской шалостью. О его неотвратимости справедливо предупреждают многие экономисты. В этом отношении заслуживает серьезного внимания международная конференция на тему: “Россия, США и глобальный финансовой кризис”, которая проходила в Москве в 1996 г. В докладе Л. Ларуша (США) говорилось: “Проводимая ныне крупнейшими державами Запада и руководством МВФ экономическая политика обречена на неминуемый и близкий крах, а народам мира она сулит одни страдания”.

– А нельзя предотвратить острый кризис, так же как и ядерную катастрофу?

– Это, по моему мнению, исключено. Ликвидация угрозы ядерной войны зависит  от воли и сознания людей, а финансово-экономический  кризис будет результатом игнорирования  объективных экономических законов. В 1526 г. в “Трактате о чеканке  монет” Николай Коперник писал: “Как не многочисленны бедствия, в результате которых королевства, княжества  и республики идут к упадку, самыми сильными, по-моему, являются четыре: раздоры, смертность, неурожайность, обесценение  монеты.

Первые  три так очевидны, что их все  сознают, четвертое же, то есть обесценение  монеты, познается только немногими  и лишь глубоко рассуждающими, потому что оно порождает и разрушает  государства не сразу и бурно, а медленно и скрыто.

 

                               Заключение.  

Государственное регулирование  экономики – это система мероприятий  государства, посредством которых  оно может воздействовать на социально- экономическое развитие общества. Государственное  регулирование экономики направлено на достижение следующих целей: Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма. Обеспечение устойчивых темпов экономического роста. Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции. Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса. Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику и его пределам было различным на разных этапах её становления и развития.

               Меркантелисты провозглашали активное вмешательство государства в экономику. А. Смит (представитель классической теории) считал, что вмешательство в экономику со стороны государства излишне и должно быть ограничено (обеспечение безопасности жизни человека, сохранение его собственности и др.). Дж. Кейнс (основатель кейнсианской теории) считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджет на финансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости. Неоклассическая теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономическую жизнь. А монетаристы считают, что государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой, что достигается кредитными инструментами национального банка. В настоящее время определено, что государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени , в которой требуется для поддержания макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции.

           Особенность государственного регулирования российской экономики заключается в том, что мировая история до недавнего времени не имела опыта перехода отдельных стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию.С ликвидацией Госплана СССР и общенационального планирования в начале рыночных преобразований государственная поли тика основывалась на принципах монетаристской теории - исключить влияние государства на экономику, целиком подчинив ее рынку. Сейчас очевидно, что это не удалось. Государство фактически перестало выполнять свои функции по обеспечению экономической и социальной безопасности. Однако нельзя согласиться с тем, что в период перехода к рыночной экономике государство «ушло» из экономики и не выступало как регулятор рыночного процесса. В России государство стало творцом рыночной экономики. При этом были использованы не рекомендательные (индикативные), а в большинстве случаев директивные методы ее реформирования, составляющие суть «шоковой терапии».

           С начала рыночных преобразований и до 1995 г. Правительство не формировало целей и задач изменения российской экономики и не разрабатывало программ развития, предпочтение отдавалось решению текущих задач в ущерб стратегическим. Разработка трех (на краткосрочный -1995-1997 гг., среднесрочный - 1997-2000 гг. и долгосрочный - до 2010 г. периоды) правительственных программ социально-экономического развития, принятие Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.) - это позитивные процессы в становлении и развитии государственного регулирования при переходе к рынку.Переход к рыночной экономике выдвигает новые теоретико-методологические и организационные вопросы государственно го регулирования в долгосрочной перспективе: формирование человеческого потенциала, экономический рост, размещение производительных сил, экологический фактор.

         Идея сильного государства и государственное регулирование экономики находятся сейчас в центре внимания властных структур России. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2000 г. выделен раздел «О сути государственного регулирования», где подчеркивается, что ключевая роль государства в экономике - защита экономической свободы, при этом стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы - свободы производить, торговать, инвестировать.

К настоящему времени (к 2012 г.) действующая в России система государственного регулирования не достаточно эффективна. Государство не добилось заметных успехов в реализации основной функции — «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков в работе государственного аппарата. Таким образом, рыночные механизмы государственного регулирования в России еще очень слабы и остается много сфер социальной и экономической жизни страны, требующих глубокого государственного вмешательства, а установить точно оптимальный объем государства и его динамику невозможно. Удается лишь приближаться к оптимуму.

        В целом, трудно переоценить роль государства в рыночной экономике, но, с другой стороны, слишком активное государственное вмешательство может заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий – конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.

Информация о работе Проблемы государственного регулирования экономики России