Проблемы занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты безработицы 5
1.1. Сущность безработицы и ее социально-экономические причины 5
1.2. Виды безработицы 14
Глава 2. Проблемы занятости в России 17
2.1. Социально-экономические последствия безработицы 17
2.2. Государственное регулирование безработицы в России 24
Заключение 28
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика безработица.docx

— 50.26 Кб (Скачать файл)

 

 Одной из разновидностей  безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

 

ГЛАВА 2. Проблемы занятости в России

2.1 Социально-экономические  последствия безработицы

Безработица, как явление, влечет за собой определенные последствия. Стоит отметить, что таковые могут иметь как положительную, так и отрицательную сторону.

Социальная их сторона такова, что малейшее колебание уровня безработицы немедленно отражается на жизни общества в целом. Происходит это путем суммированного воздействия определенных факторов. При анализе социальных последствий безработицы в России можно выделить следующие негативные тенденции:

 

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических  и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

 

 Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда последствий безработицы.

Среди эмоциональных можно выделить низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем — нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

 

 Существует связь между ухудшением  отношений в семье (нарушением  функционирования семьи) и детской  смертностью, жестким обращением  с детьми, разводом, конфликтами  между родителями и детьми, необходимостью  передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных  чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного  тракта и бессонница. У супруги  безработного наблюдаются те  же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей  вероятности, безработица оказывает  отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. По данным опроса, проведенного в 2009г, 18% респондентов считают, что безработица усиливает социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе.

 Основной проблемой занятости  в России в том, что основная  часть безработных, не считают  необходимым обращаться в службу  занятости и подчас находят  альтернативные источники существования. Так, согласно данным волгоградского  центра занятости населения, количество  зарегистрированных в качестве  ищущих работу в период с  января 2009 года по январь 2010 года  снизилось на 23,5%. Это свидетельствует, в том числе, и о росте видов  деятельности, не учитываемых государственной  статистикой, и требует усиления  контроля со стороны органов  управления.

 

 Легко убедиться, что горожане  отчетливо осознают необходимость  личной инициативы и намерены  самостоятельно выбираться из  неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать  не приходится.

 С другой стороны, возникновение  и существование безработицы  имеет некоторые положительные  черты, к которым можно отнести:

 

1. Повышение социальной ценности  рабочего места.

2. Увеличение личного свободного  времени.

3. Возрастание свободы выбора  места работы.

4. Увеличение социальной значимости  и ценности труда.

 

 Положительные черты безработицы, на мой взгляд, носят определенно  субъективный характер, поскольку  принимать их в подобном ракурсе  или нет – зависит от каждого  отдельного человека.

Экономические последствия безработицы в России весьма многообразны и неоднозначны. Достаточно сложна и их структура. Преимущественно исследуются экономические потери, к которым относят: суммы пособий и различных выплат по безработице, расходы на переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц, оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются объем потенциальной продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в бюджет (налоги) и в государственные фонды страхования. При этом потери, издержки безработицы исчисляются преимущественно на уровне национальной экономики. При этом необходимо отметить, что безработица — весьма сложное и многогранное явление, ее последствия проявляются практически на всех уровнях экономической и социальной жизни общества и оказывают непосредственное влияние не только на экономику страны, но и на каждого участника экономического процесса.

 

 Рассмотрим экономические последствия безработицы с положительной и отрицательной стороны:

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального  дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

 

Положительные

 

1. Создание резерва рабочей  силы для структурной перестройки  экономики.

2. Конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей  к труду.

3. Перерыв в занятости для  переобучения и повышения уровня  образования.

4. Стимулирование роста интенсивности  и производительности труда.

В основу расчетов издержек безработицы положен уже упоминавшийся закон А. Оукена. Он имеет как бы две стороны: одна показывает, каким должен быть экономический рост, чтобы решить проблему безработицы, другая выражает количественную зависимость изменения уровня безработицы и производства ВВП. А.Оукеном эмпирическим путем было установлено, что при увеличении фактического уровня безработицы на один процентный пункт по сравнению с ее естественным уровнем происходит отставание производства ВВП на 3% .Даже при увеличении численности работающих и росте производительности труда для создания новых рабочих мест и удержания безработицы на прежнем уровне необходимо от 2,5 до 3% ежегодного прироста ВВП. Дополнительное же уменьшение нормы прироста на 2% увеличивает долю безработных на 1 процентный пункт или наоборот.

 

 В любом случае неоспорим  тот факт, что превышение нормы  безработицы сверх ее естественного  уровня ведет к отставанию  роста реального объема производства. Такой метод определения экономических  потерь от безработицы представляется  вполне обоснованным и принят  в отечественной и мировой  экономической науке.

 Рост безработицы увеличивает  и расходы государства. Их основная  масса осуществляется за счет  фонда занятости.

 Полнота оценки потерь от  безработицы в производстве ВВП  предполагает необходимость анализа  их региональной структуры.

Потенциальные потери безработных весьма ощутимы же даже при сокращении средней продолжительности поиска работы безработным и увеличении заработной платы в последние годы потери составляют весьма значительную сумму — более 16 млрд. руб., и положение остается достаточно тяжелым, особенно если учитывать, что более чем трети безработных длительность безработицы превышает год. Все это говорит о том, что безработица приносит ущерб не только человеку, но и экономике, поскольку спрос на товары и услуги сокращается, а значит, сокращаются и объемы их производства.

 Экономические последствия  безработицы для отдельного человека  могут выразиться и в понижении  цены рабочей силы, особенно в  условиях увеличения продолжительности  безработицы.

 Известны случаи, когда работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают более продолжительную по сравнению с установленной законом рабочую неделю, сокращают продолжительность отпуска, не оплачивают больничные листы, в том числе в связи с родами, отказывают в приеме на работу женщинам. Они могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований и так далее.

 

 В конечном счете, рост безработицы  свидетельствует об общем неблагополучии  в экономике, ошибках в экономическом  курсе правительства.

Последствия безработицы могут иметь (и имеют) положительные результаты и для предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее или уволившее работника, оказалось в "минусе", наоборот, чаще всего оно выигрывает. В результате сокращения штатов (при модернизации производства, например) предприятие, может обеспечить себе увеличение прибыли.

 Позитивным результатом существования  безработицы на уровне страны (при условии, что уровень безработицы  не превышает ее естественного  уровня в разы) является тот  факт, что безработица — одно  из условий нормального, бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики. Это обусловлено, в частности, и необходимостью ввода в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения.

Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям.

 И здесь весьма велика  роль государства, которое должно  смягчить негативную сторону  этих, в целом позитивных для  производства и населения, процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственное регулирование  безработицы в России

 Государственно регулирование  безработицы в России — мероприятия  государства, направленные на снижение  безработицы, создание рабочих мест  и подготовку кадров.

 Обычно государственное регулирование  включает четыре основных направления:

-1 программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

-2 программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

-3 программы содействия найму рабочей силы;

-4 программы по социальному страхованию безработицы.

 

 Рассматривая вопрос государственного  регулирования безработицы, следует  выделить следующие три вида  государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в  сфере занятости населения.

 

Макроэкономическая политика:

- Создание условий для роста  спроса на товары. Так как спрос  на рынке труда производный  и зависит от ситуации на  рынках товаров и услуг, то  занятость возрастет, а безработица  упадет в том случае, если товарные  рынки предъявят больший спрос  и для его удовлетворения надо  будет нанять дополнительных  работников.

Социальная политика:

- Выплата пособий по безработице  признанных безработными.

- Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому  уровню) рабочей силы на действующих  предприятиях. Оно может иметь  вид кредитования государством  зарплаты дополнительно нанятых  рабочих.

- Предоставление возможности досрочного  выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного  возраста (этот способ может использоваться  только в очень ограниченных  масштабах, так как он влечет  существенное увеличение пенсионных  выплат).

 Изменения в Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения  в Российской Федерации» (далее  — Закон о занятости) введены  в действие с 1 января 2009г Федеральным  законом от 25.12.2008 № 287-ФЗ «О внесении  изменений в Закон Российской  Федерации «О занятости населения»».

 В связи с осложнением  ситуации на рынке труда в  отдельных субъектах Российской  Федерации, в частности, из-за участившихся  массовых увольнений, сокращений, ухудшения  материального положения трудящихся  законодатель усилил роль Правительства  РФ в вопросах занятости. Теперь  ему предоставлено право ,разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда (п.2 ст. 7 Закона о занятости).

 Мероприятий, вводимые в целях  снижения социальной напряженности  в трудовой сфере, используются  следующие:

 

 опережающая переподготовка  работников, находящихся под риском  увольнения;

 направление на обучение;

подготовка программ развития общественных и временных работ для временно не имеющих работу граждан;

 временное трудоустройство  молодежи;

 оказание услуг консультативного  характера и др.

 

 Трудовое законодательство  является сферой совместного  ведения Российской Федерации  и субъектов РФ (ст. 72 Конституции  РФ). Преимущественно большинство  программ, связанных с содействием  развитию рынка труда и занятости  населения, осуществляются органами  государственной власти субъектов  РФ на средства, полученные ими  из федерального бюджета в  виде субвенций.

Информация о работе Проблемы занятости в России