Проблемы и пути совершенствования системы формирования и использования прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по всей видимости, одной из основных для любого современного государства, причем независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по таким вопросам, как соотношение государственного и рыночного регулирования и границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического aлиберализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ...docx

— 123.02 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что неэффективность  присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству  в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного  предела негативно сказывается  на экономической ситуации. К числу подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др.

Расширение государственного регулирования экономики оправдано  до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие «провалов» рынка. Размеры государственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики7.

 

2.2 Государственное регулирование :основные цели и инструменты

          Для того, чтобы выработать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, во-первых, каких целей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для этого располагают. Инструменты государственного регулирования экономики рассмотрены в таблице 2(см.Приложение).

          Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952г. Голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. На их основе определяются целевые показатели  (например, полная занятость, нулевая инфляция и т. д.). Во-вторых правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты.

        Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген, - соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Допустим, что целей всего две (увеличение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два – налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, что политики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга.

       Определение множества целей называется целевой функцией. Здесь важно учесть, что, чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной экономической политики при достижении многих целей.

  По отношению друг  к другу цели макроэкономической  политики могут быть взаимозаменяемы,  взаимодополняемы и нейтральны.

       Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример -  контроль над темпами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса иллюстрирует наглядно данную ситуацию (рис. 1).

                                                 

Рисунок1 - Кривая Филипса               (http://rudiplom.ru/lekcii/economika/ekonomicheskaya_teoriya/15_3.html)

 

 Взаимодополняемые цели макроэкономической политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост национального дохода и рост занятости.8

    Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции.

     По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции.

  Тинберген считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов:

1)Объем государственных расходов.

2) Темп изменения реально заработной платы.

3) Уровень занятости.

4) Индикатор распределения доходов.

5) Размеры инвестиций.

6) Совокупный спрос.

7)  Уровень производства.

8) Сальдо платежного баланса.

  Позже, в 1970-е гг., экономисты уже рассматривали 4 цели.

  1. Полная занятость.
  2. Стабильность цен.
  3. Отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса.
  4. Устойчивый уровень экономического развития.

  В конце 1980-х – середине 1990-х гг. многие правительства стали рассматривать лишь 2 задачи:

    1. Полная занятость.
    2. Борьба с инфляцией.

   Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект регулирования и на нем сосредоточить основные усилия.

     Для стран  с развивающимися рынками таким  стратегическим направлением государственной  политики, как показывает практика 1990 –х гг., является борьба с высокой хронической инфляцией.

Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования.

Выделим главные формы  и методы вмешательства государства  в экономику. Прежде всего, важно  различать две основные формы: административные методы государственного регулирования  через расширение государственной  собственности на материальные  ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и  экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.

   Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт , авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т.е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.

    Прямое вмешательство государства – это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т.п.

  Косвенное  вмешательство предполагает осуществление государственного регулирование посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. 9

 При проведении макроэкономической  политики важно помнить, что  и государство, и рынок –  великие завоевание цивилизации.  Рынок не может нормально функционировать  без государства, устанавливающего  и поддерживающего “правила игры”  в рыночном хозяйстве. Но существуют  и объективные пределы государственного  вмешательства.

   В связи с этим можно провести слова известного венгерского экономиста с мировым именем Яноша Корнаи: “Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством”. Рынок и государство – две могущественные силы , которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития.

Таким образом, Государство  вовлекается в рыночную экономику  с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

Роль государства в  рыночной экономике проявляется  через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.

Одна из важнейших функций

1) Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста.

Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

2) Обеспечения занятости.

Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Известно, что рыночная экономика  не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

3) Регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др.

4) Обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов.

Государство в лице его  органов разрабатывает и принимает  законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Оно определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений, профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.

5) Перераспределение доходов и ресурсов.

Рынки не обязательно распределяют доход по принципу социальной справедливости и равенства. Чисто рыночное распределение  вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Поэтому в рыночной экономике государство берет на себя функцию перераспределения доходов и ресурсов, стремясь сгладить остроту социально-экономических противоречий, не допустить обнищания отдельных социальных слоев.

Основными каналами перераспределения  доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Главная роль принадлежит трансфертным платежам (пособия по безработице, пособия малоимущим).

6) Установление административных ограничений и стандартов.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования системы формирования и использования прибыли на предприятии