Проблемы и пути совершенствования системы формирования и использования прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по всей видимости, одной из основных для любого современного государства, причем независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по таким вопросам, как соотношение государственного и рыночного регулирования и границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического aлиберализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ...docx

— 123.02 Кб (Скачать файл)

7) Регулирование рынка труда.

Важная роль отводится  государственному регулированию рынка  труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы.

8) Охрана окружающей среды.

В рыночной экономике государство  является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

Перечень функций государства  этим отнюдь не исчерпывается. Государство осуществляет антимонопольную политику, обеспечивает свободу предпринимательства, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, поддержание достаточного уровня обороноспособности, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы, и многие другие.

К исключительной прерогативе  государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является.10

         Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая функция государства относится к внутренним функциям,  она является основной и общей для всех органов государства и присуща каждому его звену, по продолжительности сферы своего воздействия она является постоянной.

 

 

4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА: НЕОБХОДИМОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ, ПРЕДЕЛЫ

 

 Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

К причинам, вызывающим необходимость  вмешательства государства в  рыночную экономику, относятся:

    1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
  1. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
  1. Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
  2. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
  3. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.
  4. Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.11
  5. Поддержание убыточных или производств с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, без которых общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.). Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики рассмотрены в таблице 1 (см. приложение).

Таким образом, участие государства  в решении проблем, порождаемых  рынком, совершенно необходимо. При  этом государство не должно подменять  рынок и может действовать  только в определенной системе координат. 12

 

      Экономическое  поведение производителей и потребителей  порождает внешние по отношению  к рынку эффекты. Хотя последние  уже не имеют денежной меры, они реально влияют на жизнь  каждого человека и общества в целом. Сугубо теоретически самые сильные внешние эффекты даст потребление чистых общественных товаров: стоит только приступить к нему хотя бы одному человеку, как вовлеченным в это оказывается все остальное население.13

Реальность внешних эффектов дает основания разграничить частные  и социальные затраты и результаты производства. Частные затраты и  результаты характеризуют рыночное пространство, а их равенство — рыночное равновесие. В зависимости от знака внешних эффектов (положительного или отрицательного) социальные затраты и результаты могут быть либо больше, либо меньше частных. Их равенство отразит уже не рыночное, а какое-то иное, псевдорыночное, равновесие. По своему экономическому смыслу оно существенно шире рыночного: устанавливается совместными усилиями государства, реагирующего на внешние эффекты с помощью бюджетных или иных методов, и обычного механизма спроса и предложения. За таким псевдоравновесием стоит не только согласование интересов участников свободной конкуренции, но и баланс между их интересами и интересами общества.

Двинуть экономику в сторону  псевдорыночного равновесия способно только государство.

Границы необходимого вмешательства  государства в экономику - это  области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять  потребности, которые выражаются в  денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Это услуги коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В  процессах рыночного производства и потребления могут возникать  своеобразные дефекты, не имеющие денежного  выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают  неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство  государства в экономику.

Cтепень государственного вмешательства  в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50–80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике. 

      Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к  реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области  экономической жизни, где проявляется  ограниченность механизма рынка, что  делает необходимым более широкое  участие государства в хозяйственных  процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. К этим областям относятся:

Перераспределение доходов.

Конкуренция.

Монополизм и инфляция.

Развитие фундаментальных  научных исследований с длительными  сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в  отношении прибыли.

Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических  связей).

Таковы допустимые пределы  государственного вмешательства в  рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования  и эффективно работающего механизма  рынка позволил решить основные социально-экономические  проблемы современного общества.

Если же государство  пытается делать больше, чем ему  отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие  места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую  политику, пытается обеспечить высокую  социальную защищенность населения  без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве  консервируется отсталая структура  производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.14

 

 

 

 

    1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Роль частного бизнеса  в экономической жизни страны стремительно сокращается все последние  годы, с тревогой констатируют специалисты. Еще три года назад, по данным Минфина, половина российской экономики либо принадлежала государству, либо непосредственно  контролировалась им. Сегодня, уверяют  специалисты, эта доля выросла как  минимум до 70%. На этом фоне вполне органично  выглядит программная идея «Единой  России» возродить государственное  планирование. Возвращаются, впрочем, не только старые идеи, но и старые лозунги  – министр финансов Алексей Кудрин пообещал за 20 лет обогнать США.

Многие экономисты и политики сразу же откликнулись на то, что  правительство снова берет на вооружение лозунг «Догнать и перегнать». Как отмечают серьезные аналитики, дело не во вреде или пользе лозунгов как таковых, а в средствах  достижения поставленных целей. Исходя из этого, маячащее на горизонте введение экономического планирования видится  куда более конкретной и далеко идущей задачей.

В новой программе «Единой  России» уже значится и такая  цель, как «жестко ограничить тарифы естественных монополий и цены на энергоносители, установить уголовную  ответственность за их завышение». За внешним популизмом явно просматривается  намерение довести процесс государственного проникновения в экономику до логического завершения. И сделать  для этого необходимо в общем-то совсем немного: де-факто наша экономика  уже полностью контролируется государством.

Последние события наглядно показали, что и во вполне мирное время можно в два счета  оперативно перекрыть все транспортное и почтовое сообщение, легко запретить  свободное движение денег, а при  желании и перекрыть подачу газа и электроэнергии. А ведь речь идет о жизненно важных для российской экономики отраслях – энергетике, транспорте, связи, банковской сфере, в которых, как оказалось, роль бизнеса чисто формальна, поскольку судить о выгодности тех или иных решений может только государство.

Наращивание его присутствия  в экономике естественно сопровождается параллельным сворачиванием приватизационных процессов. Долгожданное разгосударствление таких крупных предприятий, как  «Аэрофлот» и «Связьинвест», ожидалось  уже в будущем году.

Государство пока еще слишком  серьезно участвует в бизнесе. Если собрать все компании, в которых  государство имеет более 50%, то выяснится, что половина российской экономики  находится в руках государства  или под государственным контролем. Однако в последующие годы тенденции  мобильности государства не только не укротились, но усилились. В его  фактическое владение попали ЮКОС и  «Сибнефть», значительно расширил свое влияние «Газпром», под контроль взяты ВАЗ и часть «Силовых машин». И это только видимая верхушка айсберга. И если в 2003 году государственная  доля в экономике составляла 50%, то сегодня (учитывая доход национализированных  предприятий) никак не меньше 70%.

Оценить степень участия  государства в российской экономике  сложно в конкретных количественных показателях, но очевидно, что за последние 5 лет оно существенно выросло  и продолжает увеличиваться. То, что  государство тормозит приватизацию и пытается усиливать свое влияние, свидетельствует о полном непонимании  основных экономических законов. Ведь известно, что государство как  менеджер значительно менее эффективно по всем известной причине, заключающейся  в отсутствии мотивации15.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования системы формирования и использования прибыли на предприятии