Проблемы и пути совершенствования системы формирования и использования прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по всей видимости, одной из основных для любого современного государства, причем независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по таким вопросам, как соотношение государственного и рыночного регулирования и границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического aлиберализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ...docx

— 123.02 Кб (Скачать файл)

Примеров, подтверждающих этот тезис, множество. Напомним самые характерные. «Юганскнефтегаз», перейдя фактически в собственность государства, тут  же сократил рентабельность с 40,84% до 29,85 по прибыли до уплаты налогов. «Газпром»  купил компанию «Сибнефть», и ее добыча на базовых месторождениях стала падать: по прогнозам от 33 млн. тонн в 2005 году останется 17,3 млн. в 2010-м, даже если «Газпром» будет инвестировать в год на 600–700 млн. долларов больше, чем прежний частный владелец.

Прямое владение акциями  компаний – это не единственная форма вмешательства в экономику. «Сегодня государство де-факто контролирует весь рынок, ведь в нашей стране нет  действительно гарантированной  частной собственности. Вместо нее  у нас, как в екатерининские времена, право на владение, которого можно  легко лишиться по воле феодала.

Еще в 2002 году тогдашний советник президента России Андрей Илларионов обращал внимание на постоянный рост доли государственного сектора в  производимом ВВП. По его данным, за 2001 год доля нерыночного сектора  экономики увеличилась с 45 до 47,6% ВВП. В 2003 году тревогу по поводу роста  госсектора выражал министр финансов Алексей Кудрин, по данным которого половина нашей экономики находилась тогда в руках государства  или под его контролем. В последующие  годы глава Минфина напоминал  о продолжающемся увеличении доли госсектора в российской экономике и усиливающемся  вмешательстве государства в  работу рыночных механизмов. Как отмечает министр, действия госчиновников зачастую неквалифицированны и даже противозаконны. По его словам, на властные структуры  приходится до 90% нарушений антимонопольного законодательства, столько же на рынке  страховых услуг, 76% нарушений –  на рынке банковских услуг и 50% –  на рынке других финансовых услуг. И  в последнее время положение  только усугубляется. По данным главы  ФАС Игоря Артемьева, за последние  три года число нарушений со стороны  органов власти выросло в пять раз.

Сейчас в списках так  называемых стратегических предприятий  и отраслей России находится более 1 тыс. компаний, многие из которых, по оценке Минфина, неизвестно как туда попали. Совокупная выручка за 2005 год 10 крупнейших госкомпаний составила свыше 20% ВВП. Для сравнения: Великобритания еще в 1970-х годах добилась снижения доли государственных компаний в ВВП с 12% до 2%16.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В любой стране, при любой общественно-политической  и социально-экономической системе  экономика в той или иной  степени регулируется государством.

           Очень часто государство является  первопричиной изменений экономического  поведения предпринимателей. Для  сглаживания социальных противоречий  связанных с производством и  распределением экономических благ  используется активная экономическая  политика, проводящаяся соответствующими  государственными органами. От решений,  принимаемых правительством, зависят  решения, принимаемые (или не  принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу   экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

     Конечно, вмешательство  государства в экономические  отношения не должно быть безграничным  – экономика не должна быть  излишне административно «зарегулирована», так как  это ущемляет экономическую  свободу, приводит к коррупции  государственного аппарата и  возникновению теневой экономики.  Государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где  его вмешательство не является  необходимым. Это не только  ненужно, но и вредно для  экономики. 

      В целом  трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от  угрозы со стороны монополий,  обеспечивает потребности общества  в общественных товарах, обеспечивает  социальную защиту малообеспеченных  слоев населения, решает вопросы  национальной обороны. Особое  положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По всей видимости, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

 

 

                         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб.пособие / А.М. Бабашкина - М.: Финансы и статистика, 2003, 234-244с.

2 Вышеславцев Б.П. Имманентное зло индустриализма и проблема хозяйственной демократии // Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения В.П. Вышеславцев  -  М., 2006, 547 - 564 с.

3  Кушлина В.М.    Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Кушлина В.М., Волгина Н.А., Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2009. - 426 с.

4 Ионов М. Роль государства в экономике / Ионов М – М. 2008. - 765 с.

5 Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории / Камаев В.Д. – М. 2007. - 432 с.

6 Казанцев С.В. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008г.г.) / Казанцев С.В. ЭКО, 2008г №12. - 58 с.

7 Кейнс Дж.М. Конец laissez-faire // Кейнс Дж.М. Истоки. М., 2001.- 262 с.

8 Колпаков В.А. Генезис зрелых форм капитализма, национализма и нации. Даже при глобализации капитализм имеет национальные формы // Колпаков В.А. Политический класс. 2007. №4 (28) - 86-95 с.

9 Чепурина М.Н. Курс экономической теории / Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. : АСА. 2001.-245-252 с.

10 Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени / Поланьи К. СПб.,  2002. - 152-182 с.

11 Фукуяма Ф. Сильное государство. Управление и мировой порядок в XXI веке / Фукуяма Ф.- М., 2006. - 198 с.

12 Чепурин М.Н. Курс экономической теории. / Чепурин М.Н. - “АСА” 2004г. - 377-379 с.

13 Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / Ф. И. Шамхалова – М.: Экономика, 2000.  - 34 с.

14 Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов / Шишкин А.Ф. - М.:Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996г. - 63-70 с.

15 (http://rudiplom.ru/lekcii/economika/ekonomicheskaya_teoriya/15_3.html)

16 http://www.economicus.ru

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики.17

Группа факторов

 Содержание факторов

1.Факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма.

 

1.Ограничение стихийности рыночных процессов.

2.Обеспечение эффективного совокупного спроса,рыночной конъюнктуры.

3.Обеспечение производства общественных потребностей и нужд.

4.Поддержка конкурентности, открытости рынка.

5.Усиление конкурентности на мировом рынке.

2. Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства.

1.Создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения «правил игры» хозяйствующих объектов.

2.Обеспечение антициклического развития экономики.

3.Стимулирование долгосрочного экономического роста, деловой активности.

4.Формирование оптимальной структуры народного хозяйства.

5.Поддержка макроэкономического равновесия.

6. Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики.

7. Потребность в государственных инвестициях малорентабельных с точки зрения частного капитала.

8. Регулирование денежного обращения.

9. Содействие развитию науки, научно-технического прогресса.

3.Факторы,связанные с решением социальных проблем.

1. Обеспечение рационального перераспределения доходов.

2. Обеспечение экономической основы социальной стабильности, социальной напряженности.

3. Обеспечение полной занятости населения.

4. Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявление интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохрания, образования, переподготовка кадров и т.д.)


 

Приложение 2

Инструменты государственного регулирования  экономики. Формы и методы.18

Прямые (административные)

методы

Косвенные (экономические)

методы

-Принятие законодательных  актов,

нормативных документов,положений.

-Управление государственной  собственностью,в том числе:

_управление предприятиями государственного сектора;

_организация производства и труда;

_госзаказ;

_государственные инвестиции;

_государственные кредиты;

_субсидии.

-Лицензирование и квотирование.

-Применение санкций.

-Охрана окружающей среды.

- Индикативное планирование.

- Целевое программирование.

- Регулирование налоговой  системы.

- Кредитно-денежные инструменты:

_ регулирование денежной  массы;

_ антиинфляционные меры;

_ регулирование процентной  ставки

по операциям ЦБ;

_ рефинансирование коммерческих  банков;

_ регулирование нормативов  обязательных резервов коммерческих  банков;

_ операции на рынке  ценных бумаг.

-Формирование и использование  бюджета.

-Формирование налоговой  политики.

-Формирование амортизационной  политики.

-Определение нормы банковского  резерва.

-Установление минимальной  зарплаты.

-Регулирование цен на  некоторые виды

товаров и услуг.

-Антимонопольная политика,защита

Конкуренции.

- Валютные рычаги:

_стабилизация национальной валюты;

_операции на открытом валютном рынке;

_девальвация, ревальвация национальной валюты;

_ привлечение иностранного  капитала;

_ создание совместных  предприятий.

- Социальная политика:

_ социальные программы;

_ обеспечение занятости  населения

_ социальная защита населения

_ регулирование доходов

_ контроль за динамикой цен и зарплаты;

_ налоги;

_ трансфертные платежи;

_ деятельность в сфере  образования, здравоохранения, культуры.

-Внешнеэкономические формы  воздействия:

_ регулирование внешнеэкономической  деятельности;

_ таможенные тарифы;

_ валютное регулирование;

_ налоги;

_ субсидии.


                      

 

 

 

 

 

1 Кейнс Дж.М. Конец laissez-faire // Истоки. М., 2001. С. 262

2 Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002. С. 152-182

1Там же. С. 158

3 Колпаков В.А. Генезис зрелых форм капитализма, национализма и нации. Даже при глобализации капитализм имеет национальные формы // Политический класс. 2007. №4 (28). С. 86-95.

 

4 Фукуяма Ф. Сильное государство. Управление и мировой порядок в XXI веке. М., 2006. С. 198

5 Казанцев С.В. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008г.г.). ЭКО, 2008г, №12. –С. 58

6 Вышеславцев Б.П. Имманентное зло индустриализма и проблема хозяйственной демократии // Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения. М., 2006. С. 547-564.

7 Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории – М. 2007. –С. 432

8 Чепурин М.Н. Курс экономической теории. “АСА” 2004г. С-377.

9 Чепурин М.Н. Курс экономической теории. “АСА” 2004г. С-379

10 Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 2001.с.245-252.

11 http://www.economicus.ru

12 Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / под ред. Ф. И. Шамхалова – М.: Экономика, 2000.,с.34

13 Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов - М.:Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996.-с.63-68.

14  Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов - М.:Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996-с.68-70.

15 Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; ред.: Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2009. – С. 426

16 Ионов М. Роль государства в экономике – М. 2008.- С. 765

17 Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А.М. Бабашкиной - М.: Финансы и статистика, 2003,с.234.

18Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А.М. Бабашкиной - М.: Финансы и статистика, 2003,с.244.

 


Информация о работе Проблемы и пути совершенствования системы формирования и использования прибыли на предприятии