Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 18:23, контрольная работа
Целью работы является исследование роли машиностроительного комплекса в экономике Республики Беларусь.
Задачами работы являются следующие:
- изучить структуру машиностроения и металлообработки в Республике Беларусь;
- проанализировать динамику показателей функционирования отрасли;
- рассмотреть проблемы и перспективы машиностроения в Республике Беларусь.
Введение 3
1 Структура машиностроительной и металлообрабатывающей
промышленности Республики Беларусь, ее роль в экономике
страны, характеристика ключевых предприятий 4
2 Анализ динамики показателей функционирования отрасли 9
3 Проблемы машиностроения в Беларуси и перспективы его развития 11
Заключение 14
Список использованных источников 15
Содержание
Введение 3
1 Структура машиностроительной и металлообрабатывающей
промышленности Республики Беларусь, ее роль в экономике
страны, характеристика ключевых предприятий 4
2 Анализ динамики показателей функционирования отрасли 9
3 Проблемы машиностроения в Беларуси и перспективы его развития 11
Заключение 14
Список использованных источников 15
Введение
Машиностроительный комплекс
отличается широким развитием
Целью работы является исследование роли машиностроительного комплекса в экономике Республики Беларусь.
Задачами работы являются следующие:
- изучить структуру
- проанализировать динамику показателей функционирования отрасли;
- рассмотреть проблемы и перспективы машиностроения в Республике Беларусь.
1 Структура машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Республики Беларусь, ее роль в экономике страны, характеристика ключевых предприятий
Машиностроительная и
металлообрабатывающая
Машиностроительный комплекс
отличается широким развитием
Машиностроение — ядро
комплекса, имеет сложную и
Под воздействием научно-технического прогресса создаются новые производства, новые специализации: предметная (производство отдельных видов машин и оборудования, бытовой техники и др.); подетальная (производство запасных частей, подшипников, микросхем и др.); технологическая (производство литья, заготовок и др.); производство ремонтных работ.
Производственно-хозяйственная
деятельность предприятий
Потребности внутреннего рынка обусловили расширение масштабов производства и рост удельного веса машиностроения для легкой и пищевой промышленности, бытовой техники, машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства. Освоено производство многих видов новой продукции — персональных ЭВМ, троллейбусов, зерноуборочных комбайнов, электропылесосов и др. Вместе с тем объемы производства машиностроительной продукции в натуральном выражении по ряду показателей не достигают уровня 1990 г [1, с. 201].
По масштабам развития, особенностям организации и функционирования в Республике Беларусь выделяются нижеприведенные подотрасли.
Автомобильная промышленность - пододотрасль занимает ведущие позиции в отечественном машиностроении, производит четвертую часть всей его продукции. Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и организациями. В его состав входят специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования. Особенно велика роль отдельных предприятий.
Минский автомобильный завод (РУП «МАЗ») является одним из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей, автопоездов, специализированной и другой автомобильной техники. Номенклатура выпускаемой продукции включает более 150 моделей и модификаций. Это автомобили и автопоезда для междугородных и международных перевозок, автомобили-самосвалы, автобусы, лесовозные тягачи повышенной проходимости, шасси под комплектацию кранами, бетоносмесителями, цистернами, коммунальной и дорожной техникой. Разработаны и освоены автомобили средней грузоподъемности, 30 моделей и модификаций прицепов и полуприцепов, на РУП «МАЗ» созданы первые троллейбусы. В настоящее время преобладают три семейства грузовых автомобилей грузоподъемностью от 4,5 до 20 т: МАЗ-64221 и МАЗ-6430 для международных перевозок, МАЗ-4370 для городских и местных перевозок. В 2000 г. начат выпуск трехосного седельного тягача МАЗ-64228 с силовыми агрегатами Ярославского моторного завода мощностью 400 л.с, отвечающего нормам Евро-2 по экологическим требованиям. Продукция РУП «МАЗ» в основном реализуется в России (более 70 %), в Беларуси (около 20 %), других странах СНГ (2—3 %), странах вне СНГ (3—5 %).
В автомобилестроении широкое развитие получили специализация и кооперирование. Отдельные узлы и детали производят: Минские подшипниковый и рессорный заводы; Борисовский завод «Автогидроусилитель» (гидроусилители рулевого управления для автомобилей); Борисовский завод автотракторного электрооборудования (стартеры и другое электрооборудование); Гродненский завод «Автокард» (карданные валы и автотехника); Гродненский завод автоагрегатов (амортизаторы); Щучинское АО «Автопровод». На автомобилестроение работают многие предприятия и производства других отраслей промышленности — химической и нефтехимической (автошины и резинотехнические изделия, искусственная кожа, эмали, краски), стекольной (автостекло) и др.
Тракторное и
Предусматривается дальнейшее совершенствование конструкции выпускаемых тракторов с целью повышения их технического уровня и надежности, технико-экономических и эксплуатационных характеристик.
На тракторостроение в первую очередь работает Минский моторный завод (УП «ММЗ») — крупнейшее предприятие по выпуску дизельных двигателей, которое производит более 70 % двигателей по отношению ко всем моторостроительным заводам стран СНГ, выпускающим двигатели сельскохозяйственного назначения. Продукция характеризуется достаточно широким диапазоном мощностей, высокой надежностью и долговечностью, что позволяет с успехом применять дизели ММЗ на сельскохозяйственных, транспортных, промышленных машинах, а также других установках различного назначения. На предприятии разработаны двигатели для установки на автомобилях и автобусах отечественного производства, учтены современные экологические требования.
В связи с возросшей конкуренцией и требованиями к качеству двигателей внутреннего сгорания основной задачей при проектировании новых дизелей и модернизации находящихся в производстве является наращивание их мощности и улучшение технико-экономических показателей. Планируется достичь мощности 300 л.с. для тракторных и комбайновых дизелей и 350 л.с. — для автомобильных. Возрастают экологические требования — двигатель должен соответствовать требованиям международных стандартов по выбросам вредных веществ и отработавших газов, уровню шума и вибрации.
Тракторостроение объединяет также ряд специализированных заводов: Витебск — тракторных запасных частей, Бобруйск — тракторных деталей и агрегатов, Минск — шестерен и тракторных запасных частей, Борисов — агрегатный, Гомель — пусковых двигателей, Сморгонь — агрегатный и др.
Сельскохозяйственное машиностроение в своем развитии ориентируется в первую очередь на удовлетворение потребностей внутреннего рынка и специализацию сельского хозяйства Беларуси. В настоящее время оно объединяет почти 70 предприятий, где работают около 100 тыс. человек. Номенклатура производимой сельскохозяйственной техники доведена до 430 наименований, что на 90 % обеспечивает потребности страны в технике отечественного производства [1, с. 202].
Крупнейшим предприятием отрасли является Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения (ПО «Гомсельмаш»), который начинал производство с изготовления силосо- и соломорезок, картофелесортировок (30-е гг. XX в.), а затем выпускал силосоуборочные комбайны (50-е гг. XX в.). В 1976 г. УП «Гомсельмаш» перешел на изготовление самоходных кормоуборочных комбайнов КСК-100 (1985 г. — 14 тыс. штук). Однако в условиях экономического кризиса потребление кормоуборочной техники в Беларуси и странах СНГ резко снизилось, что привело к сокращению производства комбайнов в 1995 г. до 0,8 тыс.
Станкостроительная и инструментальная промышленность является базой научно-технического прогресса в машиностроении и объединяет предприятия по производству автоматических линий, металлообрабатывающих станков, универсальной технологической оснастки, кузнечно-прессового и литейного оборудования, металлообрабатывающего инструмента, гидроаппаратуры и других изделий общемашиностроительного назначения.
Радиотехническая
Разработка и производство средств связи производится на следующих предприятиях: РУП вычислительной техники и информатики «БелВТИ» — промышленно-технические средства, универсальные электронно-вычислительные машины семейства «Минск», автоматические телефонные станции; НИИ электронных вычислительных машин; Молодечненский радиозавод «Спутник»; ОАО «Брестский радиотехнический завод»; Гомельский радиозавод; Минское ГНПО «Агат» и др.
Электронная промышленность призвана обеспечивать радиотехническую промышленность и приборостроение интегральной элементной базой и компонентами. Тесная взаимосвязь электронной и радиотехнической промышленности обусловила появление новой подотрасли — радиоэлектронной промышленности. Уровень промышленного развития современного государства определяется уровнем производства и потребления изделий электронной техники [1, с. 203].
Электронная промышленность Беларуси включает: Государственный научно-производственный концерн «Планар», НПО «Интеграл», Витебское ПО «Монолит», Пружанский завод радиодеталей, Минский НИИ радиоматериалов. Основная продукция — интегральные микросхемы, полупроводниковые приборы, жидкокристаллические индикаторы и панели; широкий спектр монолитных керамических конденсаторов; оптико-механическое, сборочное и контрольно-измерительное оборудование для радиоэлектронной промышленности; медицинская техника и оборудование, в том числе искусственный клапан сердца.
Электротехническая промышленность представлена производством электродвигателей, трансформаторов, электроприборов для промышленных и бытовых целей, светотехнической продукции, ламп накаливания общего и специального назначения, другой продукции.
Информация о работе Проблемы машиностроения в Беларуси и перспективы его развития