Проблемы машиностроения в Беларуси и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование роли машиностроительного комплекса в экономике Республики Беларусь.
Задачами работы являются следующие:
- изучить структуру машиностроения и металлообработки в Республике Беларусь;
- проанализировать динамику показателей функционирования отрасли;
- рассмотреть проблемы и перспективы машиностроения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3

1 Структура машиностроительной и металлообрабатывающей
промышленности Республики Беларусь, ее роль в экономике
страны, характеристика ключевых предприятий 4

2 Анализ динамики показателей функционирования отрасли 9

3 Проблемы машиностроения в Беларуси и перспективы его развития 11

Заключение 14

Список использованных источников 15

Вложенные файлы: 1 файл

нац экономика доработка.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

 

1 Структура машиностроительной и металлообрабатывающей

промышленности Республики Беларусь, ее роль в экономике

страны, характеристика ключевых предприятий 4

 

2 Анализ динамики  показателей функционирования отрасли 9

 

3 Проблемы машиностроения в Беларуси и перспективы его развития 11

 

Заключение 14

 

Список использованных источников 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых  и внутриотраслевых связей, основанных на производственной специализации и кооперировании, что усиливает интеграционные процессы в экономике Беларуси и стран СНГ. Выпуская орудия труда для разных отраслей хозяйства, комплекс способствует модернизации и реконструкции производственного потенциала страны в целом. Поэтому рассматриваемая тема «Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность Республики Беларусь» является актуальной.

Целью работы является исследование роли машиностроительного комплекса  в экономике Республики Беларусь.

Задачами работы являются следующие:

- изучить структуру машиностроения  и металлообработки в Республике  Беларусь;

- проанализировать динамику показателей функционирования отрасли;

- рассмотреть проблемы  и перспективы машиностроения  в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Структура машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Республики Беларусь, ее роль в экономике страны, характеристика ключевых предприятий

 

Машиностроительная и  металлообрабатывающая промышленность является ведущей отраслью национальной экономики и служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений. В ней создается 21,8 % стоимости произведенной промышленной продукции, сосредоточено 27,0 % основных промышленных фондов, занято 36,1 % общей численности промышленно-производственного персонала страны.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых  и внутриотраслевых связей, основанных на производственной специализации  и кооперировании, что усиливает  интеграционные процессы в экономике Беларуси и стран СНГ. Выпуская орудия труда для разных отраслей хозяйства, комплекс способствует модернизации и реконструкции производственного потенциала страны в целом.

Машиностроение — ядро комплекса, имеет сложную и дифференцированную структуру (по международной классификации, принятой ООН, в машиностроении выделяют около 200 производств). В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на отрасли: транспортное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, производство технологического оборудования для промышленности и другие группы. Каждая из отраслей в свою очередь состоит из нескольких подотраслей. Особое место принадлежит станкостроению, производству роботов и робототехники, кузнечно-прессовых машин, инструментов, которые обеспечивают развитие самого машиностроения. По стадиям технологического процесса производства выделяют заготовку, механическую обработку и сборку [4, с. 165].

Под воздействием научно-технического прогресса создаются новые производства, новые специализации: предметная (производство отдельных видов машин и оборудования, бытовой техники и др.); подетальная (производство запасных частей, подшипников, микросхем и др.); технологическая (производство литья, заготовок и др.); производство ремонтных работ.

Производственно-хозяйственная  деятельность предприятий машиностроительного  комплекса в 1991—1995 гг. складывалась под влиянием таких рыночных механизмов, как либерализация основной массы  цен, введение новой налоговой системы и значительное ослабление рычагов централизованного распределения ресурсов, инвестиций и продукции. Отраслевые и внутриотраслевые сдвиги в структуре производства все в большей степени стали зависеть от складывающейся динамики спроса и цен на сырье, материалы, энергию, конкретные виды конечной продукции. В итоге произошло заметное снижение доли продукции автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности в общем объеме машиностроительной продукции. Падение конкурентоспособности продукции в основном из-за ценовых параметров привело к уменьшению удельного веса станкостроения. Сократилось производство продукции оборонного назначения, соответственно снизилась доля наукоемких отраслей.

Потребности внутреннего  рынка обусловили расширение масштабов  производства и рост удельного веса машиностроения для легкой и пищевой  промышленности, бытовой техники, машин  и оборудования для животноводства и кормопроизводства. Освоено производство многих видов новой продукции — персональных ЭВМ, троллейбусов, зерноуборочных комбайнов, электропылесосов и др. Вместе с тем объемы производства машиностроительной продукции в натуральном выражении по ряду показателей не достигают уровня 1990 г [1, с. 201].

По масштабам развития, особенностям организации и функционирования в Республике Беларусь выделяются нижеприведенные подотрасли.

Автомобильная промышленность - пододотрасль занимает ведущие позиции в отечественном машиностроении, производит четвертую часть всей его продукции. Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и организациями. В его состав входят специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования. Особенно велика роль отдельных предприятий.

Минский автомобильный завод (РУП «МАЗ») является одним из крупнейших в Европе производителей большегрузных  автомобилей, автопоездов, специализированной и другой автомобильной техники. Номенклатура выпускаемой продукции включает более 150 моделей и модификаций. Это автомобили и автопоезда для междугородных и международных перевозок, автомобили-самосвалы, автобусы, лесовозные тягачи повышенной проходимости, шасси под комплектацию кранами, бетоносмесителями, цистернами, коммунальной и дорожной техникой. Разработаны и освоены автомобили средней грузоподъемности, 30 моделей и модификаций прицепов и полуприцепов, на РУП «МАЗ» созданы первые троллейбусы. В настоящее время преобладают три семейства грузовых автомобилей грузоподъемностью от 4,5 до 20 т: МАЗ-64221 и МАЗ-6430 для международных перевозок, МАЗ-4370 для городских и местных перевозок. В 2000 г. начат выпуск трехосного седельного тягача МАЗ-64228 с силовыми агрегатами Ярославского моторного завода мощностью 400 л.с, отвечающего нормам Евро-2 по экологическим требованиям. Продукция РУП «МАЗ» в основном реализуется в России (более 70 %), в Беларуси (около 20 %), других странах СНГ (2—3 %), странах вне СНГ (3—5 %).

В автомобилестроении широкое  развитие получили специализация и кооперирование. Отдельные узлы и детали производят: Минские подшипниковый и рессорный заводы; Борисовский завод «Автогидроусилитель» (гидроусилители рулевого управления для автомобилей); Борисовский завод автотракторного электрооборудования (стартеры и другое электрооборудование); Гродненский завод «Автокард» (карданные валы и автотехника); Гродненский завод автоагрегатов (амортизаторы); Щучинское АО «Автопровод». На автомобилестроение работают многие предприятия и производства других отраслей промышленности — химической и нефтехимической (автошины и резинотехнические изделия, искусственная кожа, эмали, краски), стекольной (автостекло) и др.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение включает более 30 предприятий, которые обеспечивают техникой аграрно-промышленный комплекс страны.

Предусматривается дальнейшее совершенствование конструкции  выпускаемых тракторов с целью  повышения их технического уровня и  надежности, технико-экономических  и эксплуатационных характеристик.  

  На тракторостроение в первую очередь работает Минский моторный завод (УП «ММЗ») — крупнейшее предприятие по выпуску дизельных двигателей, которое производит более 70 % двигателей по отношению ко всем моторостроительным заводам стран СНГ, выпускающим двигатели сельскохозяйственного назначения. Продукция характеризуется достаточно широким диапазоном мощностей, высокой надежностью и долговечностью, что позволяет с успехом применять дизели ММЗ на сельскохозяйственных, транспортных, промышленных машинах, а также других установках различного назначения. На предприятии разработаны двигатели для установки на автомобилях и автобусах отечественного производства, учтены современные экологические требования.

В связи с возросшей  конкуренцией и требованиями к качеству двигателей внутреннего сгорания основной задачей при проектировании новых дизелей и модернизации находящихся в производстве является наращивание их мощности и улучшение технико-экономических показателей. Планируется достичь мощности 300 л.с. для тракторных и комбайновых дизелей и 350 л.с. — для автомобильных. Возрастают экологические требования — двигатель должен соответствовать требованиям международных стандартов по выбросам вредных веществ и отработавших газов, уровню шума и вибрации.

Тракторостроение объединяет также ряд специализированных заводов: Витебск — тракторных запасных частей, Бобруйск — тракторных деталей и агрегатов, Минск — шестерен и тракторных запасных частей, Борисов — агрегатный, Гомель — пусковых двигателей, Сморгонь — агрегатный и др.

Сельскохозяйственное машиностроение в своем развитии ориентируется в первую очередь на удовлетворение потребностей внутреннего рынка и специализацию сельского хозяйства Беларуси. В настоящее время оно объединяет почти 70 предприятий, где работают около 100 тыс. человек. Номенклатура производимой сельскохозяйственной техники доведена до 430 наименований, что на 90 % обеспечивает потребности страны в технике отечественного производства [1, с. 202].

Крупнейшим предприятием отрасли является Гомельский завод  сельскохозяйственного машиностроения (ПО «Гомсельмаш»), который начинал производство с изготовления силосо- и соломорезок, картофелесортировок (30-е гг. XX в.), а затем выпускал силосоуборочные комбайны (50-е гг. XX в.). В 1976 г. УП «Гомсельмаш» перешел на изготовление самоходных кормоуборочных комбайнов КСК-100 (1985 г. — 14 тыс. штук). Однако в условиях экономического кризиса потребление кормоуборочной техники в Беларуси и странах СНГ резко снизилось, что привело к сокращению производства комбайнов в 1995 г. до 0,8 тыс.

Станкостроительная и  инструментальная промышленность является базой научно-технического прогресса в машиностроении и объединяет предприятия по производству автоматических линий, металлообрабатывающих станков, универсальной технологической оснастки, кузнечно-прессового и литейного оборудования, металлообрабатывающего инструмента, гидроаппаратуры и других изделий общемашиностроительного назначения.

Радиотехническая промышленность специализирована на разработке и производстве телерадиоаппаратуры, средств связи, технически сложных товаров народного потребления, продукции для различных отраслей экономики. Она включает свыше 70 научно-производственных объединений, заводов, научно-исследовательских и проектно-технологических институтов. По отдельным оценкам, объем продукции отрасли составляет около 35 % объема подобной продукции, производимой в странах СНГ.

Разработка и производство средств связи производится на следующих  предприятиях: РУП вычислительной техники  и информатики «БелВТИ» — промышленно-технические средства, универсальные электронно-вычислительные машины семейства «Минск», автоматические телефонные станции; НИИ электронных вычислительных машин; Молодечненский радиозавод «Спутник»; ОАО «Брестский радиотехнический завод»; Гомельский радиозавод; Минское ГНПО «Агат» и др.

Электронная промышленность призвана обеспечивать радиотехническую промышленность и приборостроение  интегральной элементной базой и  компонентами. Тесная взаимосвязь электронной  и радиотехнической промышленности обусловила появление новой подотрасли — радиоэлектронной промышленности. Уровень промышленного развития современного государства определяется уровнем производства и потребления изделий электронной техники [1, с. 203].

Электронная промышленность Беларуси включает: Государственный научно-производственный концерн «Планар», НПО «Интеграл», Витебское ПО «Монолит», Пружанский завод радиодеталей, Минский НИИ радиоматериалов. Основная продукция — интегральные микросхемы, полупроводниковые приборы, жидкокристаллические индикаторы и панели; широкий спектр монолитных керамических конденсаторов; оптико-механическое, сборочное и контрольно-измерительное оборудование для радиоэлектронной промышленности; медицинская техника и оборудование, в том числе искусственный клапан сердца.

Электротехническая промышленность представлена производством электродвигателей, трансформаторов, электроприборов для промышленных и бытовых целей, светотехнической продукции, ламп накаливания общего и специального назначения, другой продукции.

Информация о работе Проблемы машиностроения в Беларуси и перспективы его развития