Проблемы предпринимательства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:58, реферат

Краткое описание

Предпринимательство есть основа рыночной экономики. Предприниматель — понятие широкое, охватывающее, пожалуй, все аспекты экономической деятельности. Это понятие охватывает широкий спектр различного рода экономической деятельности.
Следует обратить внимание, что предпринимательство доступно не всем. Оно требует определенного склада характера, образа мышления, способностей. Людям инертным, некоммуникабельным, панически боящимся неудач и провалов, не следует рассчитывать на успех в предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИЗ ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1. Зарождение бизнеса в древнем мире 4
1.2. Предпринимательство в России 5
2. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8
2.1. Несовершенное налогообложение 8
2.2. Бюрократия 9
2.3. Дефицит кадров 10
2.4. «Долларизация» экономики 11
2.5. Инвестиционный кризис 12
2.6. Защита интеллектуальной собственности 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

Predpr.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

2.4. «Долларизация» экономики

Долгое время монетарная политика, а вслед за ней и практический бизнес строились так, что, несмотря на существование рубля, всеобщим эквивалентом в России был доллар. Дело даже не в том, что он стал основной валютой цены и платежа по внешним контрактам, в нем повсеместно исчисляли «внутреннюю» зарплату, инвестиции, процент.

Курс рубля к доллару  начал восприниматься исключительно как номинальный множитель при пересчете элементов бизнеса и цены товара в целях составления отчетов для налоговиков.

В Законе РФ о денежном обращении написано, что исключительным платежным средством является рубль, но мерой стоимости до последнего времени был доллар, В реальности платежным средством, кроме рубля, является еще много всяких гадостей — векселей, бартеров, зачетов, но в конечном итоге все они приводились (через дисконты, курсы и отраслевые паритеты покупательной способности) к долларовой оценке. То же касалось и тезаврационной функции денег. Рубли — это для расчетного счета; для резервов и накоплений — доллар. Таким образом, практически в любом бизнесе одна его часть измеряется рублями, другая — долларами. Поскольку курс рубля к доллару все эти годы определялся в значительной степени внеэкономическими факторами, а значит, с точки зрения бизнеса был произвольным, никакой предприниматель не мог иметь адекватного представления о ходе собственных дел.

Избыточная «долларизация» экономики и необъективный спрос на валюту — один из основных и, безусловно, негативных итогов первого этапа экономической реформы.

2.5. Инвестиционный кризис

Для роста компании, естественно, нужны  деньги, и, если большая часть прибыли  уходит в налоги, остается только внешнее финансирование. Однако в России его получение крайне затруднено. И одной из важнейших причин этого предприниматели считают незащищенность права собственности.

Собственность в России текуча вообще. При безумной налоговой  системе, при вопиюще несовершенном Законе о банкротстве и все более наглой практике его применения никто не может поручиться, что и завтра останется владельцем того, чем владеет сегодня. Но — как будто этого мало — собственность у нас текуча и в частности: оперативный контроль над активами в России неизменно оказывается «старше мастью», чем отношения собственности. Раздаются мнения: «Акционеры не могут осуществить свои права. Фактически все решения принимаются администрацией предприятия; в большинстве случаев собрание акционеров — незначимый орган», — и это чистая правда.

На сегодня, кроме всего  прочего, очень высока степень износа производственных мощностей. Для обновления необходимы опять же инвестиции. Но, скорее всего, об обновлении придется забыть, а инвестиций дай бог бы хватило на модернизацию.4

2.6. Защита интеллектуальной собственности

На первый взгляд то, что среди  первых семи проблем российского  бизнеса оказалась защита интеллектуальной собственности, кажется странным. Однако значимость этой проблемы для страны, которая до сих пор считается кладезем интеллектуальных ресурсов и только в последние десять лет столкнулась с необходимостью напрямую зарабатывать деньги на этом ресурсе, действительно велика. Речь идет не только о хорошо известном аудио- и видеопиратстве или водочных подделках. От того, что государство недостаточно эффективно охраняет торговые марки, копирайты и патенты, наш бизнес несет убытки в самых разных отраслях,

Например, в розничной  сети кондитерских магазинов  легко  встретить знаменитый «Золотой ярлык» непонятного производителя по вдвое более низкой цене. Не лучшим образом обстоят дела и на других рынках. По словам директора одной фармацевтической компании, их марки, технологии производства и даже составы лекарств подделываются. Причем доказательство своей правоты через суд ничего не дает. «Заставить „пирата" прекратить свою деятельность невозможно, — утверждает директор, — не существует эффективного механизма исполнения судебного решения».

Если на внутреннем рынке  главная проблема — заставить «пиратов» выполнять закон, то российским компаниям, работающим на рынке международном, на защиту своей интеллектуальной собственности попросту не хватает денег. «Посудите сами, — говорит генеральный директор компании, занимающейся разработкой нейросетевых технологий, — себестоимость изобретения для нас составляет тысячи долларов, а его патентная поддержка за границей — десятки, а иногда и сотни тысяч. Для небольшой инновационной фирмы это просто неподъемные деньги, но без защиты идея или технология будут украдены».

Россия была и остается изобретающей страной — в сфере телекоммуникаций, информационных и биотехнологий  интеллектуальные продукты наших компаний уже давно пользуются спросом  со стороны транснациональных гигантов. Не исключено, что завтра наши брэнды вступят в конкурентную борьбу и на вполне традиционных рынках. Но, считают предприниматели, государство должно им помочь. Для защиты на внутреннем рынке достаточно просто добиться исполнимости судебных решений по отношению к «пиратам» и способствовать росту общей культуры потребления с помощью пропаганды. По поводу того, что нужно сделать для эффективной охраны на мировом рынке, у предпринимателей единого мнения пока нет. Одни говорят о льготах для крупных российских концернов, которые будут финансировать патентование разработок малых инновационных фирм за рубежом, другие — о комплексной протекционистской программе и прямой государственной поддержке. Ясно одно: что-то делать нужно, и довольно быстро. По словам юристов, мы несли и продолжаем нести большие потери из-за отсутствия внятной политики в этой области. Сейчас уже не подсчитаешь, сколько миллиардов долларов было упущено из-за того, что в начале 90-х, когда был снят гриф «секретно» со многих изобретений ВПК, в страну хлынул поток западных технологических брокеров, собиравших по нашим «ящикам» все, что плохо лежит. И процесс этот все еще продолжается.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринимательство есть основа рыночной экономики. Предприниматель — понятие  широкое, охватывающее, пожалуй, все  аспекты экономической деятельности. Это понятие охватывает широкий спектр различного рода экономической деятельности.

Следует обратить внимание, что предпринимательство  доступно не всем. Оно требует определенного  склада характера, образа мышления, способностей. Людям инертным, некоммуникабельным, панически боящимся неудач и провалов, не следует рассчитывать на успех в предпринимательской деятельности.

Наиболее показательно предпринимательство  характеризуется такими признаками, как самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений.

К сожалению, у российского предпринимательства  сегодня существует масса нерешенных проблем: как чисто экономических, так и социальных, политических. Эти проблемы мешают развитию предпринимательской  деятельности, а значит, и тормозят развитие всей экономики. Однако с радостью можно констатировать тот факт, что развитие предпринимательства в России приобретает все более и более необратимый характер.

Это касается как крупного, так  и малого бизнеса. Теперь главное  — четко сформулировать эти проблемы. Ведь только четко сформулировав вопрос, можно попытаться ответить на него.

Во многом решение проблем зависит  от государства. Но предприниматели  от государства милостей не ждут, а  предпочитают просто работать, делать дело, несмотря на все препятствия.

 

Список использованной литературы

  1. Курс экономики: Учебник. — 2-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  2. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. — М.: Дело, 1997.
  3. Эксперт, № 42, 1999. // А. Водянов. «Мультипликатор социоиндустрии».
  4. Эксперт, №42, 1999 // Татьяна Гурова, Никита Кириченко, Дан Медовников, Александр Привалов, «Важнейшие проблемы российского бизнеса. Кто их решит?».

1 Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. — М.: Дело, 1997.

2 Курс экономики: Учебник. — 2-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 1999. — стр. 531.

3 По материалам журнала Эксперт, №42, 1999 // Татьяна Гурова, Никита Кириченко, Дан Медовников, Александр Привалов, «Важнейшие проблемы российского бизнеса. Кто их решит?».

4 Эксперт, № 42, 1999. // А. Водянов. «Мультипликатор социоиндустрии».




Информация о работе Проблемы предпринимательства в современной России