Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 12:24, курсовая работа
Объект исследования - малые предприятия, как важнейший элемент формирования рыночного хозяйственного механизма.
Предмет исследования – современное состояние малого бизнеса в России.
Цель данной работы – исследовать современное состояние малого бизнеса в России.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты сущности малого бизнеса;
- провести анализ современного состояния малого бизнеса в России;
- исследовать перспективы развития малого бизнеса в РФ.
Введение 3
1. Теоретические аспекты сущности малого бизнеса 4
1.1. Сущность и виды малых предприятий 4
1.2. Особенности и функции малого предприятия 5
1.3. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике и опыт зарубежных стран 7
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их решения 11
2.1. Анализ современного состояния малого бизнеса в России 11
2.2. Перспективы развития малого бизнеса в РФ 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
Каким же образом малый бизнес покрывает свои потребности в финансах, необходимые для выплат зарплат, аренду, расчеты с поставщиками и так далее? На наш взгляд, основных источников тут два – один внутренний (теневые средства, то есть средства, укрытые от налогообложения) и один внешний (микрофинансирование).
1. Теневой источник финансирования.
Формирование неучтенных наличных средств осуществляется из двух источников: за счет теневого производства (оборот, не отражаемый в отчетности) и за счет обналичивания.
В целом, теневая активность предприятий с относительно небольшим оборотом выше, чем у крупных предприятий.
Суммарному сокращению теневого наличного оборота по источникам формирования соответствует сокращение использования неучтенных наличных средств по основным направлениям, которое иллюстрируется рисунком 5.
Рис. 5. Динамика оборота типичного малого предприятия, не отражаемого в отчетности, и идущего на «обналичивание»
Доля фирм, использовавших теневые выплаты по всем статьям (табл.5), постепенно сокращается. Что же касается удельного веса «неучтенки» в объеме фактической оплаты труда, аренды и сырья, то теневая составляющая прекратила сокращаться и в 2009 году даже несколько выросла (исключение составила только аренда). В конвертах выплачивается 30% зарплат, 21% расчетов с поставщиками проходит «втемную», а неформальные платежи за аренду оценены в 23,6% от общей арендной платы (рис. 6).
Таблица 5. Доля предприятий, делавших теневые выплаты по отдельным статьям
2005, % |
2006, % |
2007, % |
2008, % |
2009, % | |
Зарплата |
69,4 |
69,7 |
64,8 |
59,5 |
56,0 |
Аренда |
50,0 |
50,8 |
48,7 |
46,4 |
43,1 |
Поставщики |
42,9 |
44,4 |
45,2 |
42,5 |
41,6 |
Неформальные выплаты чиновникам |
56,4 |
56,7 |
55,4 |
53,7 |
49,3 |
Выплаты «крышам» |
44,0 |
44,5 |
40,4 |
36,4 |
34,7 |
Рис. 6. Доля теневых выплат для
основных статей расходов предприятий
(для фирм, делавших соответствующие теневые
выплаты)
Предприятия, находящиеся на негативных стадиях жизненного цикла, демонстрируют большую приверженность к оплате факторов производства «втемную». Особенно значительное (и статистически значимое) различие зарегистрировано по расчетам с поставщиками и оплате труда.
Со взятками ситуация последние годы хотя и изменяется в лучшую сторону, происходит это довольно медленно – если в 2005 году доля выплат чиновникам или госорганам в виде взяток, подарков, неформальных платежей в обороте малого бизнеса достигала 5%, то в нынешнем году сократилась до 4%. Правда, если брать типичное предприятие, которое сталкивалось с необходимостью давать взятки, то на них уходило 8% оборота. А вот доля выплат «крышам», неуклонно сокращавшаяся в последние годы, упала ниже 2% (типичное предприятие, имеющее такую статью расходов, в 2009 году вынуждено платить 5,5%) (рис. 7).
Рис. 7. Доля неформальных выплат чиновникам и «крышам» в обороте
В 2009 году различия в доле взяток, подарков, неформальных платежей между предприятиями, находящимися на восходящих и нисходящих стадиях жизненного цикла, отсутствовали. Но если говорить о динамике данного показателя, то в 2005–2009 годах он снизился для группы предприятий на стадиях с отрицательной динамикой (с 5,7% до 3,9% в целом по выборке и с 9,5% до 7,9% для типичного предприятия, дававшего взятки) и практически не изменился для группы респондентов на стадиях с положительной динамикой (4,4% и 4,1% соответственно в целом по выборке и неизменные 7,9% для типичного вовлеченного в коррупционные отношения предприятия). Так что общее сокращение показателя опять же обусловлено вкладом предпринимателей, переживающих кризис развития либо спад.
Для оценки денежных перетоков на типичном малом предприятии средних размеров были использованы данные о структуре затрат на основные факторы производства: сырье – 50%, заработная плата – 25%, аренда – 12,5%. Исходя из этого доля теневых факторных расходов в 2009 году в общем обороте среднего предприятия составила: 6,5% на оплату труда, 2,5% на оплату аренды помещений, 9% - на теневых поставщиков. Исходя из этого на основе модели Мигина-Щетинина осуществлена следующая оценка денежных потоков на среднем малом предприятии (рис.8).
Рис. 8. Оценка денежных потоков на среднем предприятии
2. Микрофинансирование.
Практика свидетельствует о том, что масштабы рынка микрофинансирования (получение займов в микрофинансовых организациях) даже в кризисные год, связанные с обрушением платежеспособного спроса на многих рынках, оставались значительными. На 1 января 2010 г. в России действовало не менее 2350 небанковских МФО, включая кредитные кооперативы, коммерческие МФО, фонды поддержки предпринимательства, НДКО, в то время как в 2003 г. таких организаций было всего 150. По данным опросов НАУМИР, выдано 250 000 микрозаймов предпринимателям и 750 000 микрозаймов в целом на сумму 18 млрд. рублей. Общий портфель займов МФИ составил 22,7 миллиарда рублей. По данным мониторинга ОПОРЫ России и Бауман Инновейшенс, около 7% предпринимателей пользуются услугами микрофинансовых институтов. Средний размер микрозайма составил 120 000 для предпринимательских и 50 000 рублей для потребительских целей. В целом спрос на микрозаймы продолжает составлять на сегодняшний день не менее 300 млрд. рублей.
В 2 квартале 2010 года уже наблюдалась положительная динамика среднего значения активного кредитного портфеля. По сравнению с 1 кварталом 2010 года рост портфеля составил 3,5%. Однако по сравнению с аналогичным периодом 2009 года этот показатель остается все еще отрицательным (-4,4%). Предпосылки для дальнейшего роста кредитного портфеля уже налицо.12
2.2. Перспективы развития малого бизнеса в РФ
Изучая перспективы развития малого бизнеса и анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие его преимущества:
1. Большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
2. Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
3. Относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
4. Гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
5. Большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
6. Более низкая потребность
в капитале и способность
7. Упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия;
8. Относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;
9. Сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках – у хозяина предприятия и др.
Малый бизнес располагает значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений из расчета на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные функции. На современном этапе повышение перспективы развития малого бизнеса в экономике - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.13
Выясним, какие изменения законодательства, вступившие в силу с 1 января 2011 года, могут больше всего повлиять на развитие малого и среднего бизнеса.
1. Страховые взносы
Значительно возрастет финансовая нагрузка на бизнес, связанная с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Положения Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусматривают повышение размера страховых взносов с 26% до 34%.
По оценкам Минфина, повышение взносов в 2011 году на 8% должно стать наиболее значительным перераспределением денег между государством и бизнесом. По подсчетам министерства, дополнительные затраты для бизнеса составят 928 млрд. рублей, что эквивалентно 2,1% ВВП в условиях нынешнего года.
2. Незаконные проверки
Предприниматели будут лучше защищены от незаконных проверок со стороны контролирующих органов. По Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января проведение плановой проверки органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, будет относиться к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
3. Блокировка счётов
Незаконная блокировка расчетного счета будет компенсироваться. Федеральный закон от 27.07.2010 N229-ФЗ вводит абзац в ст. 9.2 Налогового кодекса. Теперь в случае принятия ИФНС незаконного и необоснованного решения о блокировке расчетного счета налогоплательщику должны уплатить неустойку за каждый день просрочки, начиная с поступления соответствующего поручения о приостановлении операций по счетам в банк. Возможно, теперь налоговые органы будут внимательнее относиться к таким полномочиям и не будут ими злоупотреблять.
4. Микрофинансирование
Появится возможность создавать микрофинансовые организации, выдающие микрозаймы до 1 млн. рублей. Федеральный закон от 02.07.2010 N151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который вступает в силу в начале января 2011 года, предусматривает возможность создания микрофинансовых организаций, осуществляющих выдачу микрозаймов (заем на сумму до 1 млн. рублей). Предполагается, что данный документ даст новый импульс для активного развития кредитования малого бизнеса, легализует значительное количество небанковских организаций, работающих в этой области, и в конечном итоге сформирует цивилизованную деловую среду.
5. Госзакупки
Будет простимулировано участие в государственных торгах. В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010 N290-ФЗ увеличивается конфиденциальность участников государственных торгов. Меры направлены на предотвращение сговора относительно цены лота. Создается стимул у всех обезличенных участников открытого аукциона в электронной форме торговаться на понижение цены. Следовательно, сделан еще один шаг в пользу достижения цели экономии при заключении госконтрактов.
6. Развитие медиации
Можно будет разрешать разногласия и споры между организациями без обращения в суд, при содействии посредника. С 1 января 2011 года вступает в силу закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N193-ФЗ). Закон позволит разрешать разногласия и споры между организациями без обращения в суд, путем проведения переговоров при содействии посредника (медиатора).
Медиатором, посредником при проведении медиации, может быть физическое лицо, занимающееся медиацией как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Медиатор не вправе быть представителем одной из сторон, осуществлять деятельность медиатора в случае заинтересованности в результате разрешения спора.
С помощью медиации можно не судебным, а переговорным путем найти решение в споре, возникшем между организациями или предпринимателями, а также эффективно и быстро разрешить трудовые и корпоративные конфликты. Если конфликт возник не с государственным органом - можно попробовать договориться.
Достигнутое в результате медиации согласие сторон оформляется в медиативном соглашении, которое носит характер гражданско-правовой сделки, если оно подписано до передачи спора на рассмотрение суда, или мирового соглашения, если оно заключено в процессе рассмотрения спора в суде.
7. Лицензирование
Будут ужесточены лицензированные требования по отдельным видам деятельности. Закон о внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступил в силу 06.12.2010) ужесточает лицензионные требования к производителям аудиовизуальных материалов (видеоматериалов), компьютерных программ и баз данных на любых видах носителей.
Так, в выдаче лицензии на воспроизведение (изготовление) аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм будет отказано лицам, у которых такая лицензия была ранее отозвана по решению суда.
Кроме того, наличие на праве собственности производственного оборудования для осуществления указанной деятельности будет одним из лицензионных требований для получения лицензии.
Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения