Программа распределения доходов и социальной защиты в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Однако не стоит забывать и о лицах, которые не в состоянии обеспечить себя вследствие тех или иных проблем и причин, поэтому орган государства, отвечающий за распределение доходов, должен немало времени уделить и этому вопросу.
В работе рассмотрены:
1. Распределение доходов и виды распределения доходов;
2. Проблемы бедности;
3. Уровень жизни населения;
4. Социальную защиту и виды социальной защиты;

Содержание

Введение 3
1. Распределение доходов, проблема бедности и уровень жизни 4
1.1 Функциональное и персональное распределение доходов. 4
1.2 Кривая Лоренца. Дифференциация дохода. 6
1.3 Проблемы бедности и уровень жизни 9
2.Организация социальной защиты в рыночной экономике 14
2.1 Программа социального страхования 15
2.2 Программа государственной помощи 18
2.3 Государственная социальная политика 19
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Эти 12 аспектов рассматриваются  как основные, и лишь учет их всех дает более или менее точное представление  об уровне жизни страны, общества.

С неравномерным распределением доходов связано такое понятие, как бедность (нищета). При неравномерном распределении трудно понять, беден человек или нет. Для этого существует «черта бедности». Она отражает уровень дохода, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимум уровни жизни. Официально черта бедности определяется соответствующими правительственными органами (в России – Министерство труда и социального обеспечения, в США – Министерство торговли). Так как правительственные органы определяют черту бедности исходя не только из необходимых человеку потребностей, но и из уровня экономического развития, достигнутого в стране, то черта бедности разных стран не одинакова. Соответственно, в развитых странах она значительно выше, чем в развивающихся странах.

В США граница относительной  бедности соответствует 40%, в большинстве стран Европы — 50%, в Скандинавии — 60%. Наиболее высокая абсолютная бедность по данным ООН на 2004 год наблюдалась в Мадагаскаре — 71,3 %, Сьерра-Леоне — 70,2 %, Мозамбике — 69,4 %. Если же за границу бедности взять 1 доллар в день (ООН использует эту границу для развитых стран), то наиболее высокая бедность по данным на 2005 год отмечается в Нигерии (70,8 %), ЦАР (66,6 %) и Замбии (63,8 %).6 В России за чертой бедности живут 13,4% человек, при прожиточном минимуме 4005 рублей.7

Прожиточный минимум исчисляется  на основе минимального размера потребления  продуктов питания, расходов на непродовольственные  товары и услуги, уплаты налогов, обязательных платежей и т.п. Специалисты установили, что семьи с низким доходом тратят на питание больше средств, чем семьи с высоким доходом. Также установлено, что семья малой численности тратятся на продукты больше, чем многочисленные семьи. Существует два общепринятых определения бедности: абсолютная бедность и относительная. Абсолютная бедность представляет такой уровень дохода, при котором семья не в состоянии поддерживать потребление пищи и других предметов первой необходимости. определение абсолютной бедности в США было предложено в 1960-х гг. семья считается бедной, если ее доход менее чем в 3 раза превосходит уровень, определяемый Министерством сельского хозяйства в качестве издержек на ее «нормальное продовольственное обеспечение». Определение относительной бедности основывается на понятии качества жизни, достаточных для физического выживания (в которое входят не только представления об уровне питания, здравоохранения, жилищных условий и т.д.), но также необходимость для человека не испытывать моральных страданий в результате низкого доходного статуса.

Так в IV квартале 2009 года по Российской Федерации прожиточный минимум составлял 5198рублей (примерно 118$ по курсу доллара на конец 2009г.)8 В Японии расходы средней семьи на неделю составили 37 699¥ (317$), в Великобритании - 155.54£ (253$), в США - 341$. По данным 2007 года самые большие затраты в Германии, на семью из 4человек тратилось в месяц 375€ (500$).

 

 

 

 

 

2.Организация социальной защиты в рыночной экономике

Практически все страны мира ведут борьбу с бедностью, она  считается важной целью государственной политики. Так как бедность вызывается не одним определенным фактором, а группой разнообразных, борьба с бедностью – это, прежде всего, определение ее источников и типов. Бедность может обуславливаться безработицей, массовыми переселениями людей, многодетностью, низким уровнем пенсионного обеспечения, дискриминацией по полу, цвету кожи, национальности, проживанием в экономически неблагоприятном районе, материальными трудностями родителей, которые не могут оказывать необходимую помощь своим детям-студентам, и так далее.

Социальная защита —  это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями  всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д. В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Право на получение социальной помощи предоставляется нуждающимся  гражданам на определенный период после  проверки доходов и материально-бытовых условий жизни. Их социально-экономическое положение должно соответствовать следующим критериям:

    • совокупный доход на душу населения ниже установленного регионального уровня;
    • одиночество и неспособность к самообслуживанию;
    • наличие материального ущерба или физических повреждений вследствие бедствий или катастроф, а так же в результате исполнения служебных обязанностей.

Так как в любом случае требуется участие государства в перераспределении доходов и поддержаний их на определенном уровне, в странах с развитой рыночной экономикой постепенно сформировалась разветвленная система социального обеспечения граждан. В большинстве стран социальная политика реализуется различными программами, основные – программа социального страхования и программа государственной помощи.

2.1 Программа социального страхования

Программа социального  страхования – форма социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностью этой программы  является финансирование из специальных внебюджетных фондов, которые формируются из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государством. В Российской Федерации система социального страхования состоит из двух частей. Первая часть призвана обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение соответствующих мероприятий, вторая гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или вообще не имеющих ее.

Социальное страхование  также имеет две формы: обязательное и добровольное. Обязательное социальное страхование – особая разновидность  государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные фонды. Если внебюджетные фонды отсутствуют, то поддержку оказывает  госбюджет. Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной помощи при отсутствии поддержки государства. Отличительными чертами такого рода социального страхование  являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию, а не как альтернатива.

Источниками финансирования социальных фондов могут быть:

    1. Страховые взносы;
    2. Страховые взносы предпринимателей;
    3. Субсидии государства.

Использование средств  социального страхования осуществляется в форме денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Основная форма, несомненно, денежные выплаты: пенсии и пособия. Пенсии представляют собой  гарантированную денежную выплату для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а так же в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности. Существуют трудовые (или еще их называют страховые) и социальные пенсии.  К первым относятся пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Вторые выплачиваются гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию.

Право на государственную  трудовую пенсию приобретают лица при наличии у них определенного трудового стажа и при условии уплаты соответствующими предприятиями и организациями страховых взносов в государственный Пенсионный Фонд. Размер пенсий соизмеряется с прошлым заработком и устанавливается в процентах к нему на общих или льготных основаниях.

Социальные пенсии выплачиваются  нетрудоспособным гражданам при  отсутствии у них права на страховую  пенсию. Размеры пенсий определяются по категориям получателей в процентах  к минимальной пенсии по возрасту.

Также в рамках программы социального страхования гражданам могут выплачиваться пособия. Пособия – это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве в работе ( по уходу за ребенком после его рождения, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам), а также для компенсации дополнительных расходов, возникающих в определенных ситуациях (например, при рождении ребенка, в случае смерти работника или членов его семьи).

Так же немаловажно пособие  по безработице, которое выплачивается  за счет государственных фондов занятости населения и негосударственных фондов страхования от безработицы. Основное назначение – не допустить резкого падения доходов работников, оказавшихся временно незанятыми.

Финансирование услуг  через социальное страхование предусматривает  в первую очередь оказание материальной поддержки учреждениям здравоохранения для восстановления трудоспособности граждан и проведения оздоравительно-профилактических мероприятий. Существование льгот связано с получением отдельными группами населения конкретного материального блага или услуги, которое дает возможность увеличения их потребительских возможностей.

Размер пособия по безработице постоянно утверждается правительством РФ, за последние 5 лет цифры, несомненно, менялись:

- На 2005 года минимальный  размер пособия составлял 720 рублей, максимальный 2880 рублей.

- На 2008 год минимальный  размер составлял 781 рубль, а  максимальный — 3124 рубля.

- На 2009 год минимальный  размер - 850 рублей, максимальный размер  пособия увеличен до 4900 рублей  в месяц.

- На 2010 год минимальный размер - 850 рублей, максимальный размер пособия - 4900 рублей в месяц.

В штате Оклахома размер еженедельного пособия может колебаться от $16 до $275, а в штате Вашингтон - от $109 до $496 (в среднем по США в 2003 году - $262). Как правило, не оплачиваются первые 7 дней пребывания без работы.

А в Германии на 1.07.2002 размер социальной помощи составляет приблизительно 293 евро (за исключением выплат на квартиру и отопление, а также единоразовых пособий).

В Финляндии существует несколько видов пособий по безработице: Основное пособие по безработице, Пособие по безработице, размер которого зависит от получаемой прежде зарплаты, Материальная помощь по безработице. Первое, основное пособие, выплачивается за 5 будних дней в течение 500 дней. Размер дневного пособия c 01.01.2006 для гражданина, не имеющего ребенка – 23,50 евро в день. 9

А в Норвегии сумма  пособия указана в процентах  от последней зарплаты (или средней зарплаты за посление 3 года). Процент по стране равен в среднем 62,4%.10

Французская система страхования по безработице базируется на коллективных соглашениях между организациями работодателей и наёмных работников. В системе обеспечения по безработице во Франции выделяются два основных вида пособий, выплата которых зависит от определённых предпосылок. Первый вид — это пособие, выплата которого увязана с такими обстоятельствами, как наличие страхового стажа и выплата страховых взносов в течение определённого времени. Эта часть системы строится на общих страховых принципах. Второй вид — так называемое пособие солидарности (помощь по безработице), предназначенное для безработных, не имеющих право на страховое пособие.11

2.2 Программа государственной помощи

Программы государственной помощи (благотворительные программы) существуют во многих странах. Их назначение – обеспечивать пособиями тех, кто сам не в состоянии заработать, или тех, кто имеет маленьких детей. Эти программы финансируются большей частью за счет правительственных государственных средств, а их источником служат налоговые поступления. В рамках таких программ предоставляются дополнительные пособия малоимущим, осуществляется помощь семьям с детьми-иждивенцами, оказывается специальная медицинская помощь. В некоторых странах предоставляются налоговые кредиты на заработный доход, по которым  работающим, на низкооплачиваемых работах, семьям с детьми сокращается размер подоходного налога или предоставляются наличные средства, если выплаченные ими налоги превышают их налоговую задолжность с учетом льгот.

2.3 Государственная социальная политика

Главным условием для реформирования социальной политики является бюджетная устойчивость, при  которой расходы не должны превышать  уровень соответствующий имеющимся  ресурсом, чтобы не поставить под  угрозу макроэкономическую стабильность.

Государственная социальная политика представляет собой деятельность органов государственной власти и управления по регуляции социально-экономических отношений, гармонизации всех сфер общества, достижению баланса интересов основных социальных групп, обеспечению стабильности и гражданского согласия. Специалисты выделяют 5 принципов реформ социальной политики:

  1. предоставление всесторонних возможностей для обеспечения достаточного дохода через зарплату всем трудоспособным людям (образование, здравоохранение и хорошо функционирующий рынок труда являются ключевыми для достижения этой цели);
  2. Самообеспечение – краеугольный камень социальной политики (все граждане трудоспособного возроста должны обеспечивать себя и зарабатывать зарплату или получать другой доход). Защита от риска (болезнь, инвалидность) должна быть в виде гибких социальных программ, увязанных с доходом и приспособлением к различным потребностям и запросам населения;
  3. Забота об особых потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему обеспечения в натуральном выражении и денежной форме. Для этого потребуется интегрированная система социальных услуг или специальных денежных пособий, предоставляемых местными органами самоуправления и негосударственными организациями;
  4. Создание системы социальной помощи, апробированной на местном уровне, дополняющей вышеизложенный набор программ целевыми инициативами мероприятиями, направленными на удовлетворение различных потребностей семей, отдельных граждан которые не могут себя обеспечить или потому что они не способны работать, или не охвачены сетью социального обеспечения;
  5. Создание предпосылок для плавного перехода к пенсионному обеспечению, основанному на страховых принципах, с сохранением прав, приобретенных по действующей пенсионной системе. При этом, личные права на пенсионное обеспечение будут гарантироваться наличием учета страховых взносов. Инструментом упорядочивания отношений  по их взиманию должен стать персонифицированный учет застрахованным.

Информация о работе Программа распределения доходов и социальной защиты в условиях рыночной экономики