Происхождение, сущность и функции денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является углубление знаний в области денежного обращения, сущности и функций денег в государстве, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.
Основной темой настоящей работы являются товарно-денежные отношения, которые включают рассмотрение вопроса «Сущность и функции денег».
Влияние денег на экономику всегда волновало ученых-экономистов. Наиболее известны труды таких ученых, как Джон Ло («Деньги и торговля, рассмотренные в связи с предложением об обеспечении нации деньгами», 1705 г.), Адам Смит («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.), Джон Кейнс («Общая теория занятости процента и денег», 1936 г.), поэтому я считаю, что этот вопрос достаточно хорошо изучен.

Содержание

Введение
Глава 1.Причины возникновения и сущность денег
Развитие исторических форм денег
Недостатки бартерного обмена и деньги
Глава 2.Основные функции денег
2.1 Мера стоимости и средство обращения-главные функции
2.2 Изменение функции денег по мере развития производства и торговли
Глава 3.Спрос и предложение
3.1 Сущность денег
3.2 Взаимодействие спроса и предложения денег
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 1 курс.docx

— 68.07 Кб (Скачать файл)
Инфляция – переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост цен. Для инфляции характерна постоянная повышательная тенденция в динамике среднего уровня цен3.
Гиперинфляция – инфляция с особо высокими темпами роста общего уровня цен (обычно более 50% в месяц), оказывающая разрушительное воздействие на экономику страны и ведущая к быстрому обнищанию народа и росту безработицы.
За редким исключением это были ситуации, когда государство выпускало так много бумажных банкнот, что стоимость каждой денежной единицы почти растворялась. Известная история гиперинфляции в Германии после первой мировой войны – показательный пример. В декабре 1919 г. В обращении находилось около 50 млрд. марок. Спустя четыре года эта цифра выросла до 496 585 345 900 млрд.! В результате ценность немецкой марки представляла собой бесконечно малую долю ее стоимости 1919 г., и вина за это лежала в значительной мере на Центральном банке страны.
«Германская Веймарская республика – это нагляднейший пример того, как слабое правительство продержалось в течение какого-то времени с расстроенными инфляцией финансами. 27 апреля 1921 г. немецкому правительству был представлен ошеломительный счет на репарационные выплаты союзникам на 132 млрд. золотых марок. Эта сумма намного превышала то, что Веймарская республика могла собрать с налогоплательщиков. Имея огромный бюджетный дефицит, Веймарское правительство пустило в ход печатный станок, чтобы оплатить свои счета. В 1922 г. уровень цен в Германии поднялся на 5470%. В 1923 г. положение ухудшилось; уровень цен вырос в 1 300 000 00 000 раз… Цены росли так быстро, что официанты несколько раз изменяли их в меню во время завтрака. Иногда посетители ресторана платили за съеденный обед вдвое больше той цены, которая значилась в меню, когда они только делали заказ».1
Однако даже после того, как эмиссия была взята во многих странах под строгий контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономисты взялись за более глубокое исследование причин инфляции.
Инфляция вызывается денежными и неденежными факторами, к числу которых относятся: эмиссия наличных денег; дефицит государственного бюджета; бегство капитала за рубеж; долларизация экономики; неплатежи в экономике; искусственная нехватка денег в стране; использование суррогатов денег; низкий курс рубля; монополизм в экономике; рост издержек производства вследствие роста цен на сырье и энергоносители, заработной платы и т.п.; диспропорции в экономике; инфляционные ожидания; теневая экономика; несовершенство налоговой политики.
Глава 3
3.1 Сущность денег
Сущность денег определяется их функциями. «Деньги» – это лишь обобщенное название того, что человечество использует для торговли и решения других экономических задач. Деньги часто называют языком рынка, так как именно с их помощью осуществляется кругооборот товаров и ресурсов. Потребители покупают на рынке товары, продаваемые производителями, которые в свою очередь платят деньги за ресурсы, полученные ими от населения. Правильно организованная и четко функционирующая денежная система играет важнейшую роль в обеспечении стабильности национального производства, полной занятости и устойчивости цен.
Денежный рынок, так же как и любой другой рынок, представляет собой механизм взаимодействия спроса и предложения. Если спрос равен предложению, то на рынке возникает равновесие.
Денежное предложение (денежная масса) представляет собой совокупность наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения количества денег применяют специальные денежные показатели – денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке. Различные активы ранжируются по степени их ликвидности. Использование денежных агрегатов зависит от цели, с которой они рассчитываются. Если нужно определить количество денег, находящихся вне коммерческих банков, то используется показатель М0, для измерения количества платежных средств – М1, для измерения функции денег как средства накопления – М2. Сумма всех агрегатов называется совокупной денежной массой.
В любой стране имеется несколько рабочих определений предложения денег (рис. 1.2.). Они отличаются по набору входящих в них активов. В РФ используются также денежный агрегат М2Х – «широкие деньги», который равен сумме М2 и всей сумме местных депозитов в иностранной валюте.

 

Таблица 1.2. Методика исчисления денежных агрегатов в США и РФ1

США

Российская Федерация

М0 = Наличные деньги у населения + Остатки наличных денег в кассах юридических лиц

М1 = М0 + Вклады до востребования + Другие чековые вклады

М1 = М0 + Средства юридических лиц на расчетных и текущих счетах + Вклады до востребования физических лиц в коммерческих банках

М2 = М1 + Мелкие срочные вклады (до 100 тыс. долл.) + Бесчековые сберегательные счета + Однодневные соглашения об обратном выкупе и т.п.

М2 = М1 + Срочные вклады населения в коммерческом банке + Срочные вклады юридических лиц + Начисленные проценты по вкладам населения и депозитам юридических лиц

М3 = М2 + Крупные срочные вклады + Срочные соглашения об обратном выкупе и др.

М3 = М2 + Сертификаты коммерческих банков + Облигации свободно обращающихся займов и др.

L = М3 + Коммерческие бумаги, казначейские векселя, сберегательные  облигации и др.

 

 

 

Надо понимать, что компоненты денежного предложения – есть долги или обещания заплатить. Бумажные деньги – это находящиеся в обращении долговые обязательства федеральных банков (в России – Центробанк). Чековые вклады – долговые обязательства коммерческих банков или сберегательных учреждений.
Таблица 1.3
Структура денежной массы РФ (на начало года; млрд. рублей; 2008 г. – трлн. руб.)1
 

1996

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Денежная масса М2 (национальное определение)

220,8

714,6

1154,4

1612,6

2134,5

3212,7

4363,3

6045,6

8995,8

в том числе:

                 

наличные деньги М0

80,8

266,1

418,9

583,8

763,2

1147,0

1534,8

2009,2

2785,2

безналичные средства

140,0

448,4

735,5

1028,8

1371,2

2065,6

2828,5

4036,3

6210,6


 

 

В таблице 1.3. можно проследить динамику изменения структуры денежного агрегата M2 – одного из важнейших денежных агрегатов, который используется при разработке экономической политики и установлении количественных ориентиров макроэкономических пропорций. Денежная масса определяется как совокупность денежных средств в валюте Российской Федерации, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми и финансовыми (кроме кредитных) организациями и физическими лицами – резидентами Российской Федерации. Источником информации для расчета денежной массы являются данные ежемесячного сводного бухгалтерского баланса кредитных организаций Российской Федерации и сводного бухгалтерского баланса Банка России.
Спрос на деньги – объем активов в денежной форме (таких, как наличность и чековые депозиты), которые население выбирает для того, чтобы держать их в своих портфелях. Иными словами, спрос на деньги формирует население, которое осуществляет покупки товаров и услуг для личного потребления, предприятия, нуждающиеся в деньгах для инвестиций, и государство. Спрос на деньги зависит от ожидаемого дохода, от риска и от ликвидности денег и других активов.
Вместе с тем спрос на денежном рынке отличается от привычного тем, что фактически это спрос на капитал в денежной форме. Сумма необходимых денег – это денежный капитал, который люди желают иметь в определенный период времени при определенных условиях. Подход к деньгам как к одному из видов богатства характерен для теоретических разработок Дж. Кейнса.
Дж. Кейнс утверждал, что люди держат на руках деньги (имеется в виду деньги как денежный агрегат M1), т.е. хранят по крайней мере часть богатства в виде денег, поскольку последние обладают свойством абсолютной ликвидности. Следовательно, спрос на деньги зависит от того, насколько ценится на данный момент свойство ликвидности. Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности. Согласно ей существует обратная связь между величиной спроса на деньги и нормой процента. Хозяйственные агенты держат часть богатства в ликвидной форме, если они считают, что иная форма богатства может быть сопряжена со значительным риском или может принести потери. Но наличные деньги не приносят того дохода, который хозяйственные агенты получают от хранения богатства в виде банковских депозитов или облигаций, приносящих проценты. Так как ставка процента становится в данном случае альтернативными издержками хранения богатства в виде наличных денег, более высокая ставка процента понижает спрос на деньги, а низкая ставка процента – повышает.
3.2 Взаимодействие спроса и предложения денег
Величина спроса на деньги прямо пропорциональна доходу и обратно пропорциональна ставке процента. Итак, спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем денежного или номинального ВНП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для совершения экономических сделок в рамках национальной экономики.
У денег есть две особенности: они являются наиболее ликвидным активом, и в этом главный смысл их держания людьми; наличность на руках не создает дохода. Держание денег на руках имеет свои альтернативные затраты (свою упущенную выгоду). Эти затраты – упущенный процент, который мог бы быть заработан этими деньгами, если бы их поместили в менее ликвидные активы. Спрос на деньги принадлежит закону спроса. Упущенная цена держания денег на руках – процент. Если процент повышается, то величина спроса на деньги понижается, и наоборот.
Для держания денег на руках есть свои мотивы: трансакционный мотив, т.е. мотив иметь при себе наличность на случай заключения сделки, операции (трансакции); мотив предосторожности, особенно знакомый, прежде всего пожилым людям (иметь наличность или банковские деньги на случай немедленной потребности в них); спекулятивный мотив, для тех, кто регулярно участвует в спекулятивных операциях, определенный объем спроса на деньги является обычной необходимостью.1
На спрос на деньги воздействуют различные макроэкономические переменные: уровень цен, реальный ВНП, ставка процента. Более высокий уровень цен и ВНП увеличивает потребности населения в ликвидных средствах и тем самым повышает спрос на деньги. Номинальный спрос на деньги пропорционален уровню цен: если цены выросли в 30 раз, количество денег для оплаты наших покупок тоже должно было вырасти в 30 раз.
Реальный валовой национальный продукт – величина валового национального продукта в денежном выражении, скорректированная на индекс инфляции.
В то время как ставка процента является альтернативными затратами держания денег, ценность денег измеряется их покупательной способностью, она обратно пропорциональна уровню цен. Если ценовой уровень увеличивается на 50%, то покупательная способность денег должна снижаться тоже на 50%. Указанную зависимость выражают формулой (1.1):
B= 1/P, (1.1)

 

где B – покупательская способность денег; P – цена.
При превышении предложения денег (денежной массы) над спросом ценовой уровень будет расти, а ценность денег снижаться. Действительно, если денежная масса растет, то население тратит дополнительные деньги на покупку активов, приносящих процент, а также на покупку товаров и услуг. Но то, что может сделать один человек (в данном случае избавиться от избыточной наличности), не обязательно могут сделать все. Вся экономика избавиться от избыточных денег не может, так как та сумма, на которую уменьшается наличность у одного, увеличивает наличность у другого. Общая денежная масса в экономике не уменьшается, но изменяется ценовой уровень, увеличиваясь по мере роста денежной массы. Теперь в экономике больше денег для покупки того же объема товаров и услуг. С другой стороны, нужно больше денег для того, чтобы профинансировать более высокую денежную стоимость расходов населения.
На рис. 1.1 на оси ординат показана покупательная способность денег, а на оси абсцисс – величина денежного спроса. Кривая спроса на деньги Dm здесь является функцией покупательной способности денег, а не ставки процента. Покупательная способность денег измеряется объемом товарной массы, которую может купить одна денежная единица. Кривая спроса на деньги Dm наклонена вниз, так как по мере роста ценового уровня и, следовательно, по мере снижения покупательной способности денег растет величина спроса на деньги.

 

Рис. 1.1 График предпочтения ликвидности1

Информация о работе Происхождение, сущность и функции денег