Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:30, курсовая работа
Основные фонды служат важным экономическим ресурсом и влияют на показатели экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Обеспеченность организации основными фондами, оптимальность их структуры, удовлетворительное состояние, и как следствие, эффективное использования основных фондов предприятия - необходимое условие для обеспечения рентабельной работы предприятия. От решения этой проблемы зависит место предприятия на рынке товаров и услуг, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке.
Введение…………………………………………………………………..…..
3
1. Основные фонды и производственные мощности, как фактор производства……….………………………………………..
5
2. Экономическая характеристика деятельности ОАО "Белгородский хладокомбинат"………………………………..……
18
3. Исследование динамики, структуры, уровня использования основных фондов, оценка обеспеченности и эффективности использования производственных мощностей ОАО «Белгородский хладокомбинат»
33
4. Пути повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощностей предприятия………………
39
Заключение …………………………………………………………………..
47
Список использованных источников…………………………….…..…….
49
Приложения……………………………………
Анализ делового окружения предприятия представлен в таблице 1.
В данной таблице показаны основные значимые факторы влияния на предприятие и возможная на них реакция. Как видно из таблицы существуют основные факторы влияния на предприятие – изменение объема продаж, качества и стоимости продукции, изменение цен, брендов и качества работы персонала.
Таблица 1
Факторы непосредственного окружения
Фактор |
Проявление |
Влияние на предприятие |
Возможная реакция со стороны предприятия |
Покупатели |
Заказы на покупку продукцию |
Изменение объема продаж |
Установление скидок за дополнительные объемы покупок |
Поставщики |
Заказы на приобретение сырья и материалов |
Изменение качества и стоимости продукции |
Выбор наилучших поставщиков по соотношению цена-качество |
Конкуренты |
Ценовая и брендовая политика |
Изменение цен, брендов |
Снижение цен, обновление брендов, активная реклама |
Рынок рабочей силы |
Поиск и подбор персонала |
Изменение качества работы персонала |
Выбор более квалифицированного персонала |
Соответственно со стороны предприятия должны быть приняты соответствующие методы воздействия на основные факторы воздействия. Так, например, с помощью установления дополнительных скидок можно повлиять на рост объема продаж. Анализ сильных и слабых сторон предприятия представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ сильных и слабых сторон ОАО "Белгородский хладокомбинат"
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Производство |
Наработанная система перехода к изготовлению новых видов продукции |
Недостаток свободных ресурсов для увеличения объема производства |
Маркетинг |
Высокий уровень организации продаж |
Низкий уровень снабжения информацией о продажах |
Организация |
Наработанный процесс внутренних и внешних взаимоотношений |
Недостаточный уровень автоматизации информационных потоков |
Финансы |
Высокий уровень рентабельности, приемлемый уровень соотношения собственных и заемных средств |
Не достаточно высокие коэффициенты ликвидности |
Информационное обеспечение |
Наличие собственной локальной сети |
Низкий уровень программного обеспечения |
Оценивая сильные и слабые стороны предприятия, стоит выделить физическую неспособность значительного увеличения объемов производства, вызванного не столько возможностями производственных линий, сколько самой организацией производственного процесса и устаревшей системой складского хозяйства (склады не могут разместить больших объемов готовой продукции).
В целом можно отметить высокую организацию продаж как сильную сторону и низкую информационную обеспеченность своевременной информацией как слабую сторону. Оценка возможностей и потенциальных угроз предприятия представлена в таблице 3.
При комплексной оценке потенциальных возможностей и угроз можно выделить достаточно организованный процесс разработки нового продукта, что позволяет в кратчайшие сроки выпускать на рынок 3-5 абсолютных новинок продукции в год. Причем почти все новинки могут конкурировать на рынке и иметь большую рентабельность продаж. В связи с этим появляются и угрозы невозможности отдачи в течение 2 и более лет, т.е. постепенно продукт теряет свою рентабельность и может вообще быть снят с производства. Связано это со слишком быстрым выводом продукта на рынок и недостаточной продуманностью ассортиментной политики.
Оценка возможностей и потенциальных
угроз
ОАО "Белгородский хладокомбинат"
Возможности и угрозы |
Сильные и слабые стороны |
Возможности |
Сильные стороны |
Возможность быстрого перехода на изготовление нового продукта |
Наработанная система перехода к изготовлению новых видов продукции |
Возможность удержания уровня и увеличение объемов продаж |
Высокий уровень организации продаж |
Возможность устойчивого роста производства и продаж |
Наработанный процесс внутренних и внешних взаимоотношений |
Возможность вложений в развитие производства и улучшение финансового положения |
Высокий уровень рентабельности, приемлемый уровень соотношения собственных и заемных средств |
Возможность развития информационных технологий |
Наличие собственной локальной сети |
Не обеспечение растущего спроса на продукцию |
Физическая неспособность значительного увеличения объемов производства |
Принятие несвоевременных и неправильных решений по оптимизации продаж |
Низкий уровень снабжения информацией для целей оптимизации продаж |
Принятие несвоевременных и неправильных решений по оптимизации продаж |
Недостаточный уровень автоматизации информационных потоков |
Низкая инвестиционная привлекательность |
Не достаточно высокие коэффициенты ликвидности |
Низкая скорость и достоверность принятия управленческих решений |
Низкий уровень программного обеспечения для принятия управленческих решений |
Динамика основных показателей деятельности представлена в таблице 4.
Анализируя основные
показатели ОАО «Белгородский хладокомбина
В сопоставимых ценах рост выручки от продажи товаров в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизился на 11,1 % или на 63428,2 тыс. руб.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом, выручка увеличилась на 12,5 % в действующих ценах и на 0,6% в ценах 2006 года, что в абсолютном выражении составило соответственно 69427 и 3048,8 тысяч рублей. Следует отметить постепенное снижение влияния фактора инфляции. Тем не менее, выручка от продаж, особенно в сопоставимых ценах 2006 года остается на низком уровне. Связано это, прежде всего со снижением объемов реализации мороженого.
Таблица 4
Динамика основных показателей
финансово-хозяйственной
ОАО “Белгородский хладокомбинат” за 2005-2007 годы
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Изменение 2006 г. по сравнению с 2005 г. |
Изменение 2007 г. по сравнению с 2006 г. | ||
абс. (+,-) |
в % |
абс. (+,-) |
в % | ||||
Выручка от продажи товаров (работ, услуг) в действующих ценах, тыс. руб. |
572064 |
554413 |
623840 |
-17651 |
96,9 |
+69427 |
112,5 |
Выручка от продажи товаров (работ, услуг) в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
572064 |
508635,8 |
557497,8 |
-63428,2 |
88,9 |
+3084,8 |
100,6 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
449355 |
440858 |
501948 |
-8497 |
98,1 |
+61090 |
113,8 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
122709 |
113555 |
121892 |
-9154 |
92,5 |
+8337 |
107,3 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
58758 |
58994 |
57909 |
+236 |
100,4 |
-1085 |
98,16 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
63951 |
54561 |
63983 |
-9390 |
85,3 |
+9422 |
117,2 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
30417 |
23308 |
8808 |
-7109 |
76,6 |
-14500 |
37,7 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
18494 |
13821 |
2436 |
-4673 |
74,7 |
-11385 |
17,6 |
Рентабельность продаж, % |
11,18 |
9,84 |
10,26 |
-1,34 |
+0,42 |
||
Чистая рентабельность, % |
3,23 |
2,49 |
0,39 |
-0,74 |
-2,1 |
||
Индекс цен |
1 |
1,09 |
1,119 |
- |
- |
В 2007 году, по сравнению с 2005 годом, в организации наблюдалось увеличение себестоимости реализованной продукции на 11,2%. Данное повышение связано, прежде всего, с увеличением объема продаж, отрицательным моментом является отставание темпов роста себестоимости от темпов роста объемов продаж, что позволило негативно сказалось на динамике уровня рентабельности основной деятельности, в 2007 году темп роста себестоимости опережал темп роста выручки.
Сумма коммерческих расходов предприятия в 2005 году составила 58758 тыс. руб., а в 2006 году величина коммерческих расходов увеличилась на 236 тыс. руб. или на 0,4% и составила 58994 тыс. руб., а в 2007 году ее величина уменьшилась на 1085 тыс. руб. или 1,84% и составила соответственно 57909 тыс. руб.
Наметилась устойчивая тенденция снижения прибыли, что отрицательно сказывается на результатах работы предприятия, так величина валовой прибыли уменьшилась с 122709 тыс. руб. в 2005 году до 121892 тыс. руб. в 2007 году, то есть на 0, 7 %. Прибыль от продаж за три последних года возросла незначительно всего на 32 тыс. руб. Это сказалось на рентабельности продаж. Так рентабельность продаж в 2006 году снизилась по сравнению с 2005 годом на 1,34 %, в 2007 году данный показатель был немного выше уровня показателя 2006 года на 0,42%. В целом, можно отметить, что в течение анализируемого периода времени ОАО «Белгородский хладокомбинат» является прибыльной организацией, несмотря на отрицательную динамику рентабельности продаж и чистой рентабельности.
На изменение выручки оказывают влияние факторы как внутреннего, так и внешнего характера. С помощью факторного анализа рассмотрим влияние изменения динамики цен и объема продаж на выручку ОАО «Белгородский хладокомбинат», расчет произведем, используя формулы 20-22:
∆
∆
∆
где - общее изменение выручки;
∆ -изменение выручки за счёт изменения цен;
-выручка отчётного и
∆ - изменение выручки за счёт изменения объёма продаж.
Полученные результаты факторного анализа отразим в таблице 5.
Таблица 5
Динамика изменения выручки ОАО "Белгородский хладокомбинат "
за счет изменения цен и объема выпускаемой продукции за 2005-2007 годы
Годы |
Изменение выручки за счет изменения |
Общее изменение выручки | |
цен |
физического объема | ||
2006/2005 |
45777,2 |
-63428,2 |
-17651 |
2007/2006 |
66342,2 |
3084,8 |
69427 |
В 2006 году выручка снизилась на 17651 тыс. руб., в том числе за счет изменения физического объема продаж выручка снизилась на 63428,2 тыс. руб., за счет роста цен возрос на 45777,2 тыс. руб. В 2007 году выручка увеличилась за счёт изменения объёма продаж на 3084,8 тыс. руб., а за счёт изменения цен возросла на 66342,2 тыс. руб. Совокупное изменение составило - 69427тыс. руб.
Таким образом, положительное влияние на изменение выручки оказало изменение цен.
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.
На комбинате деление по элементам затрат происходит следующим образом: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).
При анализе группировка
затрат по элементам необходима для
того, чтобы изучить
Динамика затрат ОАО "Белгородский хладокомбинат" по экономическим элементам в период с 2005 - 2007 год представлена в таблице 6. На основании данной таблицы можно сделать ряд выводов: наибольшую часть затрат на производство продукции составляют материальные затраты, увеличившиеся в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 25792 тыс. руб. и составившие 416518 тыс. руб., а в 2007 году по сравнению с 2006 годом они снизились на 31447 тыс. руб. и составили 385071 тыс. руб.
Таблица 6
Динамика затрат на производство продукции
ОАО "Белгородский хладокомбинат" за 2005-2007 годы
Показатели |
Годы |
Динамика,(+,-) |
Темп роста, (%) | ||||
2005 |
2006 |
2007 |
2006/ 2005 |
2007/ 2006 |
2006/ 2005 |
2007/ 2006 | |
Материальные затраты, руб. |
390726 |
416518 |
385071 |
25792 |
-31447 |
106,6 |
92,5 |
Затраты на оплату труд, руб. |
53149 |
55231 |
98030 |
2082 |
42799 |
103,9 |
177,5 |
Отчисления на социальные нужды, руб. |
18593 |
14073 |
25106 |
-4520 |
11033 |
75,7 |
178,4 |
Амортизация, руб. |
22431 |
15725 |
26549 |
-6706 |
10824 |
70,1 |
168,8 |
Прочие затраты, руб. |
23214 |
30937 |
25100 |
7723 |
-48314 |
133,3 |
81,1 |
Итого: |
508113 |
532484 |
559856 |
24371 |
27272 |
104,8 |
105,1 |