Пути повышения использования основных фондов и производительных мощностей предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Основные фонды служат важным экономическим ресурсом и влияют на показатели экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Обеспеченность организации основными фондами, оптимальность их структуры, удовлетворительное состояние, и как следствие, эффективное использования основных фондов предприятия - необходимое условие для обеспечения рентабельной работы предприятия. От решения этой проблемы зависит место предприятия на рынке товаров и услуг, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..
3
1. Основные фонды и производственные мощности, как фактор производства……….………………………………………..

5
2. Экономическая характеристика деятельности ОАО "Белгородский хладокомбинат"………………………………..……

18
3. Исследование динамики, структуры, уровня использования основных фондов, оценка обеспеченности и эффективности использования производственных мощностей ОАО «Белгородский хладокомбинат»

33
4. Пути повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощностей предприятия………………

39
Заключение …………………………………………………………………..
47
Список использованных источников…………………………….…..…….
49
Приложения……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

Анализ делового окружения  предприятия представлен в таблице 1.

В данной таблице показаны основные значимые факторы влияния  на предприятие и возможная на них реакция. Как видно из таблицы существуют основные факторы влияния на предприятие – изменение объема продаж, качества и стоимости продукции, изменение цен, брендов и качества работы персонала.

Таблица 1

Факторы непосредственного  окружения

 

Фактор

Проявление

Влияние на предприятие

Возможная реакция со стороны предприятия

Покупатели

Заказы на покупку продукцию

Изменение объема продаж

Установление скидок за дополнительные объемы покупок

Поставщики

Заказы на приобретение сырья и материалов

Изменение качества и  стоимости продукции

Выбор наилучших поставщиков по соотношению цена-качество

Конкуренты

Ценовая и брендовая политика

Изменение цен, брендов

Снижение цен, обновление брендов, активная реклама

Рынок рабочей силы

Поиск и подбор персонала

Изменение качества работы персонала

Выбор более квалифицированного персонала


 

Соответственно со стороны  предприятия должны быть приняты  соответствующие методы воздействия на основные факторы воздействия. Так, например, с помощью установления дополнительных скидок можно повлиять на рост объема продаж. Анализ сильных и слабых сторон предприятия представлен в таблице 2.

 

Таблица 2

Анализ сильных и слабых сторон ОАО "Белгородский хладокомбинат"

 

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Производство

Наработанная система  перехода к изготовлению новых видов продукции

Недостаток свободных  ресурсов для увеличения объема производства

Маркетинг

Высокий уровень организации продаж

Низкий уровень снабжения  информацией о продажах

Организация

Наработанный процесс  внутренних и внешних взаимоотношений

Недостаточный уровень  автоматизации информационных потоков

Финансы

Высокий уровень рентабельности, приемлемый уровень соотношения собственных и заемных средств

Не достаточно высокие  коэффициенты ликвидности

Информационное

обеспечение

Наличие собственной  локальной сети

Низкий уровень программного обеспечения


 

Оценивая сильные и слабые стороны  предприятия, стоит выделить физическую неспособность значительного увеличения объемов производства, вызванного не столько возможностями производственных линий, сколько самой организацией производственного процесса и устаревшей системой складского хозяйства (склады не могут разместить больших объемов готовой продукции).

В целом можно отметить высокую организацию продаж как  сильную сторону и низкую информационную обеспеченность своевременной информацией как слабую сторону. Оценка возможностей и потенциальных угроз предприятия представлена в  таблице 3.

 При комплексной оценке потенциальных возможностей и угроз можно выделить достаточно организованный процесс разработки нового продукта, что позволяет в кратчайшие сроки выпускать на рынок 3-5 абсолютных новинок продукции в год. Причем почти все новинки могут конкурировать на рынке и иметь большую рентабельность продаж. В связи с этим появляются и угрозы невозможности отдачи в течение 2 и более лет, т.е. постепенно продукт теряет свою рентабельность и может вообще быть снят с производства. Связано это со слишком быстрым выводом продукта на рынок и недостаточной продуманностью ассортиментной политики.

 

 

 

 

 

Таблица 3

Оценка возможностей и потенциальных  угроз  
ОАО "Белгородский хладокомбинат"

 

Возможности и угрозы

Сильные и слабые стороны 

Возможности

Сильные стороны

Возможность быстрого перехода на изготовление нового продукта

Наработанная система  перехода к изготовлению новых видов продукции

Возможность удержания  уровня и увеличение объемов продаж

Высокий уровень организации продаж

Возможность устойчивого роста производства и продаж

Наработанный процесс  внутренних и внешних взаимоотношений

Возможность вложений в  развитие производства и улучшение финансового положения

Высокий уровень рентабельности, приемлемый уровень соотношения собственных и заемных средств

Возможность развития информационных технологий

Наличие собственной  локальной сети

Не обеспечение растущего  спроса на продукцию

Физическая неспособность  значительного увеличения объемов производства

Принятие несвоевременных  и неправильных решений по оптимизации продаж

Низкий уровень снабжения  информацией для целей оптимизации продаж

Принятие несвоевременных  и неправильных решений по оптимизации продаж

Недостаточный уровень  автоматизации информационных потоков

Низкая инвестиционная привлекательность

Не достаточно высокие  коэффициенты ликвидности

Низкая скорость и  достоверность принятия управленческих решений

Низкий уровень программного обеспечения для принятия управленческих решений


 

Динамика основных показателей  деятельности представлена в таблице 4.

Анализируя основные показатели ОАО «Белгородский хладокомбинат», можно сделать выводы о стабильном положении организации, о чем свидетельствует высокая степень продаж и производства. Так в 2006 году выручка от продажи товаров в действующих ценах уменьшилась на 3,1% и составила 554413 тысяч рублей.

В сопоставимых ценах  рост выручки от продажи товаров  в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизился на 11,1 % или на 63428,2 тыс. руб.

В 2007 году по сравнению с 2006 годом, выручка увеличилась на 12,5 % в действующих ценах и на 0,6% в ценах 2006 года, что в абсолютном выражении составило соответственно 69427 и 3048,8 тысяч рублей. Следует отметить постепенное снижение влияния фактора инфляции. Тем не менее, выручка от продаж, особенно в сопоставимых ценах 2006 года остается на низком уровне. Связано это, прежде всего со снижением объемов реализации мороженого.

 

Таблица 4

Динамика основных показателей  финансово-хозяйственной деятельности  
ОАО “Белгородский хладокомбинат” за 2005-2007 годы

 

Показатели

2005  год

2006  год

2007  год

Изменение 2006 г. по сравнению с 2005 г.

Изменение 2007 г. по сравнению с 2006 г.

абс.

(+,-)

в %

абс.

(+,-)

в %

Выручка от продажи товаров (работ, услуг) в действующих ценах, тыс. руб.

572064

554413

623840

-17651

96,9

+69427

112,5

Выручка от продажи товаров (работ, услуг) в сопоставимых ценах, тыс. руб.

572064

508635,8

557497,8

-63428,2

88,9

+3084,8

100,6

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

449355

440858

501948

-8497

98,1

+61090

113,8

Валовая прибыль, тыс. руб.

122709

113555

121892

-9154

92,5

+8337

107,3

Коммерческие расходы, тыс. руб.

58758

58994

57909

+236

100,4

-1085

98,16

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

63951

54561

63983

-9390

85,3

+9422

117,2

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

30417

23308

8808

-7109

76,6

-14500

37,7

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

18494

13821

2436

-4673

74,7

-11385

17,6

Рентабельность продаж, %

11,18

9,84

10,26

-1,34

 

+0,42

 

Чистая рентабельность, %

3,23

2,49

0,39

-0,74

 

-2,1

 

Индекс цен

1

1,09

1,119

-

 

-

 

 

 

В 2007 году, по сравнению с 2005 годом, в организации наблюдалось увеличение себестоимости реализованной продукции на 11,2%. Данное повышение связано, прежде всего, с увеличением объема продаж, отрицательным моментом является отставание темпов роста себестоимости от темпов роста объемов продаж, что позволило негативно сказалось на динамике уровня рентабельности основной деятельности, в 2007 году темп роста себестоимости опережал темп роста выручки.

Сумма коммерческих расходов предприятия в 2005 году составила 58758 тыс. руб., а в 2006 году величина коммерческих расходов увеличилась на 236 тыс. руб. или на 0,4% и составила 58994 тыс. руб., а в 2007 году ее величина уменьшилась на 1085 тыс. руб. или 1,84% и составила соответственно 57909 тыс. руб.

 Наметилась устойчивая  тенденция снижения прибыли, что отрицательно сказывается на результатах работы предприятия, так величина валовой прибыли уменьшилась с 122709 тыс. руб. в 2005 году до 121892 тыс. руб. в 2007 году, то есть  на 0, 7 %.  Прибыль  от продаж за три последних года возросла незначительно всего на 32 тыс. руб. Это сказалось на рентабельности продаж.  Так рентабельность продаж в 2006 году снизилась по сравнению с 2005 годом  на 1,34 %,  в 2007 году данный показатель был немного выше уровня показателя 2006 года на 0,42%. В целом, можно отметить, что в течение анализируемого периода времени ОАО «Белгородский хладокомбинат» является прибыльной организацией, несмотря на отрицательную динамику рентабельности продаж и чистой рентабельности.

На изменение выручки  оказывают влияние факторы как  внутреннего, так и внешнего характера. С помощью факторного анализа  рассмотрим влияние изменения динамики цен и объема продаж на выручку ОАО «Белгородский хладокомбинат», расчет произведем, используя формулы 20-22:

∆                                        (20)

∆                                         (21)

∆                                          (22)

где      - общее изменение выручки;

∆ -изменение выручки за счёт изменения цен;

-выручка отчётного и базисного  года;

∆ - изменение выручки за счёт изменения объёма продаж.

Полученные результаты факторного анализа отразим в таблице 5.

Таблица 5

Динамика изменения  выручки ОАО "Белгородский хладокомбинат "

за счет изменения  цен и объема выпускаемой продукции за 2005-2007 годы

 

Годы

Изменение выручки 

за счет изменения

Общее изменение 

выручки

цен

физического объема

2006/2005

45777,2

-63428,2

-17651

2007/2006

66342,2

3084,8

69427


 

В 2006 году выручка снизилась на 17651 тыс. руб., в том числе за счет изменения физического объема продаж выручка снизилась на 63428,2 тыс. руб., за счет роста цен возрос на 45777,2 тыс. руб. В 2007 году выручка увеличилась за счёт изменения объёма продаж на 3084,8 тыс. руб., а за счёт изменения цен возросла на 66342,2 тыс. руб. Совокупное изменение составило - 69427тыс. руб.

Таким образом, положительное  влияние на изменение выручки оказало изменение цен.

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

На комбинате деление  по элементам затрат происходит следующим  образом: материальные затраты (сырье  и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

При анализе группировка  затрат по элементам необходима для  того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкости фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Группировка затрат по назначению, то есть по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Динамика затрат ОАО "Белгородский  хладокомбинат" по экономическим  элементам в период с 2005 - 2007 год представлена в таблице 6. На основании данной таблицы можно сделать ряд выводов: наибольшую часть затрат на производство продукции составляют материальные затраты, увеличившиеся в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 25792 тыс. руб. и составившие 416518 тыс. руб., а в 2007 году по сравнению с 2006 годом они снизились на 31447 тыс. руб. и составили 385071 тыс. руб.

 

Таблица 6

Динамика затрат на производство продукции 

ОАО "Белгородский  хладокомбинат" за 2005-2007 годы

 

Показатели

Годы

Динамика,(+,-)

Темп роста, (%)

2005

2006

2007

2006/

2005

2007/

2006

2006/

2005

2007/

2006

Материальные затраты, руб.

390726

416518

385071

25792

-31447

106,6

92,5

Затраты на оплату труд, руб.

53149

55231

98030

2082

42799

103,9

177,5

Отчисления на социальные нужды, руб.

18593

14073

25106

-4520

11033

75,7

178,4

Амортизация,  руб.

22431

15725

26549

-6706

10824

70,1

168,8

Прочие затраты, руб.

23214

30937

25100

7723

-48314

133,3

81,1

Итого:

508113

532484

559856

24371

27272

104,8

105,1

Информация о работе Пути повышения использования основных фондов и производительных мощностей предприятия