Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена существующими на данный момент экономическими условиями в нашей стране.

Целью данной работы является исследование денежно-кредитной политики, её функционирования в современных условиях (в данной работе на примере финансового кризиса, то есть на примере кризиса банковской системы).

Задачами работы выступают анализ денежно-кредитной политики в целом, характеристика основных методов денежно-кредитной политики, а также проект денежно-кредитной политики на 2010-2012 гг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

I Теоретическая часть……………………………………………………………..4

1 Основные методы денежно-кредитной политики, применяемые ЦБ в РФ…………………………………………………………………………………..4

2 Эффективность проводимой денежно-кредитной политики в РФ………..8

3 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ………….14

II Практическая часть……………………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….52

Список использованных источников…………………………………………...54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 43.13 Кб (Скачать файл)

 

     В Основных  направлениях содержится узкое   определение денежной базы, в  которое включены наличные деньги  и обязательные резервы. Почему  в денежную программу включен  именно этот показатель, а не  денежная база в широком определении,  не объясняется. Имеются и некоторые  несовпадения между данными денежной  программы в Основных направлениях  и в таблицах Бюллетеня банковской  статистики. В разных аналитических  и статистических формах, публикуемых  Банком России для всеобщего  сведения, должно быть обеспечено  соответствие данных.

 

     Уместным был  бы дополнительный методологический  комментарий, возможно, и к самим  Основным направлениям, содержащий  пояснения, почему показатель  «денежная база (узкое определение)»  включен в денежную программу  и какое значение придает банк  России именно этому варианту  расчета и анализа денежной  базы.

 

     Чистые  международные  резервы. Еще одним показателем,  включенным в денежную программу  Основных направлений, являются  чистые международные резервы.  Сделаем предположение, что речь  идет о данных из «Обзора  центрального банка» или «Обзора  банковской системы» ранее упомянутого  Бюллетеня банковской статистики. В «Обзоре центрального банка»  на 01,01.2009 значится сумма - 12551314 млн.  руб. в «Обзоре банковской системы»  по статье «Чистые иностранные  активы» значится сумма - 12215506 млн. руб. Однако в денежной  программе на 01.01.2009 по статье  «Чистые международные резервы»  в качестве фактического значения  на 01.01.2009 приведена величина 199 000 млн.  руб. Возможно, речь идет о какой  - то модификации показателя «чистые  иностранные активы», но тогда  необходимы пояснения в части  сопоставимости данных Банка  России из различных форм.

 

     Обратимся к  методологическому комментарию   к Бюллетеню банковской статистики. Понятие «чистые иностранные   активы» фигурирует в обзоре  Банка России и представляет  собой сальдо активных и пассивных  операций органов денежно-кредитного  регулирования с нерезидентами  в иностранной валюте, в валюте  РФ и драгоценных металлах. Такой  же показатель есть и в обзоре  кредитных организаций. Однако  вряд ли в денежной программе  фигурирует именно он. Есть еще  обобщенный показатель чистых  иностранных активов, представляющий  собой сальдо активных и пассивных  операций с нерезидентами в  иностранной валюте и валюте  РФ, производимых Банком России, кредитными организациями, страховыми  организациями и негосударственными  пенсионными фондами. По состоянию  на 01.01.2009 этот показатель составил 12 235 531 млн. руб., что тоже не  сходится с данными денежной  программы. 

 

     Эти замечания  отнюдь не продиктованы желанием  искать недостатки в формах  статистической отчетности Банка  России. Важно понять, что коль  скоро показатель заявлен в  денежной программе, то необходимо  отдавать себе отчет, что заинтересованные  пользователи имеют право на  получение корректной и сопоставимой  статистической и аналитической  информации, тем более что источник  этой информации один — Банк  России.

 

     Чистые  внутренние  активы. Вновь исходим из предположения,  что в денежной программе, скорее  всего, речь идет о чистых  внутренних активах органов денежно-кредитного  регулирования. В этой программе  выделены две принципиальные  составляющие этого показателя - «чистый кредит расширенному  правительству» и «чистый кредит  банкам». Сразу отметим, что  понятие «расширенное правительство»  в методологических комментариях  не раскрывается.

 

     В «Обзоре  нейтрального банка» значится  одна сумма - 754978 млн. руб. на 01.01.2009, а в «Обзоре банковской  системы» -7345054 млн.  руб. на 01.01.2009. В самой же денежной программе  на 01.01.2009 в статье «Чистый кредит  расширенному правительству» указана  третья -7152000 млн. руб. Безусловно, необходима ясность и сопоставимость  статистических и аналитических  данных в материалах Банка  России.

 

     Перейдем  к  другим положениям Основных направлений.  В документе уделено внимание  развитию операций рефинансирования  банковской системы. Насколько  эта мера будет реализована,  можно судить, но балансу Банка  России, отслеживая удельный вес  кредитов банковской системе  в его активах.

 

     Одним из  ключевых в Основных направлениях  должен был стать раздел «Цели  и инструменты денежно-кредитной  политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов», где заданы количественные  ориентиры денежно-кредитной политики, охарактеризована политика валютного  курса и использование инструментов  денежно-кредитного регулирования.  Данный раздел по прежнему  содержит декларацию намерений  относительно тем поп инфляции: предполагается добиться ее снижения  до 4,5 - 6,5% в 2012 г. Что касается  денежной программы на 2010-2012 гг., то она представлена в 4 вариантах,  что соответствует вариантам  прогноза социально- экономического  развития России на 2010 - 2012 гг. В  программе прогнозируется прирост  денежной базы в узком определении  (2010г. 8 - 17 %;  2011 г. 11 - 19%; 2012 13 - 19%). Основные  варианты прогноза основаны на  том, что источником роста денежной  базы будет рост чистых международных  резервов. В целом стратегия по  управлению денежным предложением  пассивна и ориентирована на  внешнюю конъюнктуру.

 

     В части политики  валютного курса  заявлена  цель постепенного сокращения  государственного вмешательства  и процессы курсообразования. При  этом параметры управления курсом  будут определяться с учетом  задач по сдерживанию инфляции  и обеспечению условий для  диверсификации экономики. Конкретных  мер по усилению влияния курса  на диверсификацию экономики  в Основных направлениях не  указано.

 

     В части применения  инструментов денежно - кредитной  политики упор сделан на реализацию  эффективной процентной политики. Основные меры направлены на  совершенствование технологий рефинансирования; развитие механизма рефинансирования  кредитных организаций с использованием  единого пула обеспечения; расширение  перечня активов, используемых  для обеспечения при рефинансировании  и др.

 

     Этими направлениями  программа денежно- кредитной  политики на предстоящий  период  исчерпывается. Еще имеется раздел  мероприятиях Банка России по  совершенствованию банковской системы  и банковского надзора в 2010 г, и на период 2011 - 2012гг. Если  сделать сухую выжимку основных мероприятий, то получается, что приоритетами Банка России по развитию банковского надзора являются:

развитие содержательных подходов к организации надзора;

развитие подходов к надзору  за кредитным риском;

совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности;

совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных  информационных систем;

совершенствование отчетности, в т. ч. развитие надзора па консолидированной  основе и др.

 

     В Основных  направлениях содержится ряд   дополнительных мер в части  совершенствования  банковского  надзора: оценка деловой  репутации  руководителей, совершенствование  процессов регулирования реорганизации  банков, упрощение эмиссии ценных  бумаг, эффективное взаимодействие  банков и аудиторов, ряд мер  по развитию инспекционной деятельности. Как видим, Банк России представил  список рабочих мероприятий. Завершают  документ разделы по совершенствованию  финансовых рынков и платежной  системы, которые также не содержат  какого-либо стратегического задела.

 

     Проделанный  анализ вышеназванных документов  позволяет сделать ряд выводов:

В таком стратегическом документе, как «Основные направления единой государственной денежно-кредитной  политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов», не содержится элементов  стратегии прорыва, новых векторов развития денежно-кредитного регулирования  экономики, в том числе с учетом последствий мирового экономического и финансового кризиса.

Документ можно признать отражающим пассивную стратегию  денежно-кредитного регулирования, почти  целиком определяемого факторами  внешнеэкономической конъюнктуры. Такая ключевая задача Банка России, как обеспечение эмиссии под  национальные активы, формирование национальной системы рефинансирования, рассмотрена  в Основных направлениях косвенно и  явно недостаточно. Основные направления  не содержат четкого указания сфер ответственности Банка России в  части достижения поставленных целей  денежно-кредитного регулирования. Как  и в предыдущих документах, сфера  и степень ответственности за достижение параметров денежной программы  не определена. При составлении денежной программы необходимо давать экономическое  обоснование выбора того или иного  показателя, его приоритетности, последствий  не достижения заданного значения. Разумеется, необходимо обеспечить сопоставимость различных форм статистической отчетности Банка России и соблюдать элементарную лексическую корректность при использовании  терминов и названий показателей.

 

Требует более концептуального  развития раздел Основных направлений  — «Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы  и банковского надзора». Мировой  финансовый кризис показал, что необходимы принципиально новые подходы  в сфере банковского регулирования  и надзора, основанные не на ограниченном ведомственном подходе, а на комплексном подходе и объединении усилий регуляторов различных сегментов рынка финансово-банковских услуг. На текущий момент, а как следует из текста Основных направлений, и на среднесрочную перспективу Банк России не планирует каких- либо шагов по внедрению принципов мегарегулирования или иного концептуального пересмотра действующих подходов в сфере банковского надзора[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     II Практическая  часть. 

 

     1 Деньги 

 

     1.1 Денежная  масса 

 

     Задача  №1

 

      По  итогам  года известно, что каждый рубль  денежной базы обладает способностью  создавать денежную массу в  сумме 1,9 рублей. Используя данные  таблицы 1, определить, чему равен  объем денежной массы.

 

Таблица 1 – Исходные данные для расчета  денежной базы.Форма  хранения денег Объем вкладов, млрд. руб.

Наличные  деньги в кассах учреждений ЦБ РФ 285,9

Денежные  средства в операционных кассах коммерческих банков 353,6

Облигации банка России у  кредитных организаций 79,4

Обязательства ЦБ по обратному  выкупу гос. ценных бумаг 89,5

Корреспондентские счета  кредитных организаций  в ЦБ РФ 148,9

Денежные  средства, находящиеся  у физических лиц 337,6

Обязательные  резервы  коммерческих банков в ЦБ 245,3

Депозиты  банков в Банке  России 73,1

 

 

 

     Количество  денег в обращении определяется  из уравнения Фишера, которое  показывает зависимость уровня  цен от денежной массы.

 

     MV=PQ,

 

где M- количество денег в  обращении;

 

     V- скорость  обращения денег, т.е. число  раз, которое денежная единица  тратится на приобретение товаров  и услуг в течении года;

 

     P- уровень цен,  или средняя цена, по которой  продается каждая единица произведенного  товара или услуги;

 

     Q- количество  товаров и услуг.

 

     ДБ  – денежная  база. Она состоит  из:

суммы наличных денег в  обращении с учетом остатков в  кассах кредитных организаций (без  учета наличных денег в кассах учреждений Банка России: 285,9 млрд.руб.):  337,6+353,6= 691,2 млрд. руб.;

корреспондентские счета  кредитных организаций в Банке  России (счета в валюте РФ, включая  остатки средств на ОРЦБ и на корреспондентском  счете АРКО): 148,9 млрд. руб.;

обязательные резервы (по привлеченным кредитными организациями  средствам на счета в валюте РФ и в иностранной валюте): 245,3  млрд. руб.;

депозиты банков в Банке  России: 73,1 млрд. руб.;

облигации Банка России у  кредитных организаций: 79,4 млрд. руб.;

обязательства Банка России по обратному выкупу ценных бумаг:     89,5 млрд. руб.

 

Таким образом,

 

ДБ  = 691,2+148,9+245,3+73,1+79,4+89,5 = 1327,4 (млрд. руб.)

 

 

 

 

 

 

 

 

     Задача  №2

 

     В таблице   приведены данные для  расчета  национального дохода. Рассчитайте  скорость обращения денег на  основе национального дохода  и агрегата М2. Объем денежной  массы на конец года составил 2798,9 млрд.руб. 

 

Таблица - Исходные данные для  расчета национального доходаРасходы  на приобретение товаров  и услуг Сумма, млрд. руб.

Нераспределенные прибыли  предприятий и организаций 422,7

Отчисления  на потребление  капитала  698,7

Налоги  на прибыль предприятий 536,4

Заработная  плата наемных  работников 1578,4

Косвенные налоги на бизнес 489,7

Отчисления  на социальные нужды 850,1

Арендная плата 561,2

Дивиденды 1215,3

 

 

                                                                                         

 

     Показатель  скорости обращения денег в  кругообороте доходов:

 

V = НД/М2

 

где НД – национальный доход.

 

     Национальный  доход включает: государственные  закупки товаров и услуг; отчисления  на потребление капитала (амортизация); налоги на прибыль предприятий;  заработная плата наемных работников; косвенные налоги на бизнес; отчисления  на социальные нужды; арендная  плата; дивиденды.

Информация о работе Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ