Пути совершенствования российской налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы можно считать попытку охарактеризовать систему налогообложения в Российской экономике, в е особенности и отличительные черты, основные принципы формирования, а так же рассмотреть проблему влияния налогов на распределение доходов.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
-изучить сущность налога и налоговой системы;
-рассмотреть основные принципы налогообложения;
-определить роль налогов в формировании и распределении доходов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы налогообложения и распределения доходов в экономике…………………………………………………………………………….5
1. 1 Понятие налогов, их сущность и функции в рыночной экономике…………5
1.2 Принципы налогообложения …………………………………………………...8
1.3 Роль налогов в формировании и распределении доходов…………………...10

2 Структура налоговой системы и особенности налоговой системы в Российской Федерации…………………………………………………………….15
2.1 Сущность налоговой системы и принципы её построения………………….15
2.2 Структура налоговой системы российской экономики……………………...17
2.3 Проблема уровня налогообложения в России………………………………..21

3 Пути совершенствования российской налоговой системы……………………26
3.1 Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ………………...26
3.2 Ускорение налоговой реформы и её завершение…………………………….31
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система и перераспределение доходов.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Исследования  показывают, что «теневой» сектор широко представлен во всех отраслях экономики: в сельском хозяйстве и промышленности, в малом и крупном бизнесе. Основная масса его доходов формируется в топливно-энергетическом комплексе. Парадокс состоит в том, что именно здесь у государства широкие возможности контроля. Большинство экономистов сходятся во мнении, что главной задачей является восстановление государственного контроля над топливно-энергетическим комплексом, с тем чтобы доходы от природных ресурсов использовались для восстановления экономики и социальной сферы. В этом случае удастся ослабить налоговое бремя на другие отрасли и сектора экономики, что автоматически приведет к снижению в них доли «теневого» сектора.

 

3 Пути совершенствования  российской налоговой системы

 

3.1 Проблемы  и перспективы развития налоговой системы РФ

 

Налоги прочно вошли в нашу жизнь с переходом  экономики на рыночные отношения. С тех пор процесс совершенствовании механизма исчисления налогов не прекращался ни на один день. Создавать налоговую систему страны пришлось практически заново, при отсутствии достаточного отечественного опыта. Необходимо было сформировать современный механизм исчисления и уплаты налогов. Достижения были существенны, но и недостатков было много.

На новую  качественную ступень налоговая  система России поднялась с введением первой части Налогового кодекса РФ и принятием первых глав второй его части. Современный этап налоговой реформы характеризуется дальнейшим совершенствованием налогового законодательства, продолжением работы над новыми главами Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Но главное - активизируется налоговое администрирование, заработали юридические службы налоговых органов, что позволило повысить эффективность борьбы с незаконным уклонением от уплаты налогов. Наконец, ведется серьезная работа с налогоплательщиками - как организациями, так и физическими лицами по повышению их налоговой культуры, ответственности перед обществом.

Решение новых задач, стоящих перед налоговой системой России, отличается необходимостью глубоких разработок в области теории налогов, правовых отношений и организационно-практических аспектов деятельности налоговых органов.

Развитие  хозяйственных, международных экономических  связей, вопросы вступления в различные международные организации и сообщества ставят перед Россией и задачу конкурентоспособности отечественной налоговой системы.

 Заседания  Круглого стола по налоговой  тематике в Финансовой академии при Правительстве РФ всегда отражали те актуальные проблемы, над которыми думали ученые и практические работники страны. Разрабатываемые рекомендации представлялись в законодательные и исполнительные органы власти.

При наличии  ряда положительных моментов (уменьшение числа налогов, снижение налоговой нагрузки, снижение ставки НДС, плоская шкала налога на доходы физических лиц, снижение ставки ЕСН с 2005 г., повышение эффективности налогового администрирования) налоговая реформа далека от завершения.

Много «минусов» в  первой части НК РФ и принятых главах второй его части. Не решен ряд принципиальных проблем налоговой реформы. К их числу относятся:

  • Непродуманность концепции реформы;
  • Ежегодные   многочисленные   поправки   к   НК   РФ,   носящие 
    принципиальный характер. Некоторые главы НК РФ («Акциз», «Единый 
    сельскохозяйственный налог») переписаны заново.  Но главу  об  акцизах 
    вновь придется переделывать. Необходимо «распутать» запутанную систему налогообложения нефтепродуктов; пересмотреть систему налогообложения   акцизами   табачных  изделий,   из-за   которой   бюджет необоснованно теряет миллиарды рублей;

•     Отсутствие стабильности налоговой  системы. Отдельные главы НК РФ принимались без достаточных обоснований, нередко - «с листа».

Процесс принятия поправок будет продолжаться в 2007 году.

Реформа в  налогообложении не может считаться  законченной, пока мы не решим до конца проблему акцизного налогообложения в ликероводочной промышленности. Сегодня примерно с половины потребляемой в России водки не платятся акцизы. По приблизительным оценкам, из-за производства контрафактной алкогольной продукции бюджет теряет порядка 70 млрд руб. в год. Нелегальная водка, с которой не платятся акцизы, производится вовсе не в подвалах, а на действующих предприятиях, которые работают официально, сдают отчетность в налоговые органы. Имеются два пути решения этой проблемы. Первый: определить для предприятий отрасли пороговую величину, процент загрузки мощностей, с которой оно будет платить единый налог на вмененный доход. Второе: вернуться к государственной монополии на спирт. Оба предложения Счетной палаты РФ пока находятся на стадии рассмотрения.

Мнение о  необходимости резкого увеличения нагрузки на сырьевой сектор - ошибочно. Важнее не изъять больше налогов, а сохранить эту отрасль. От нее сегодня зависит развитие экономики. Надо отдавать себе отчет в том, что для развития этой отрасли нужны огромные капитальные вложения. Необходимо существенно снизить ныне действующие ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых).

Налоговая политика - это искусство возможного; налоговая политика -это всегда компромисс между многими заинтересованными группами. Налоговые законы, принимаемые Государственной Думой, практически всегда      значительно      отличаются      от      первоначальных      проектов, представленных правительством. Особое внимание в докладе было уделено проблеме трансфертного ценообразовании. В настоящее время мы не в состоянии эффективно контролировать трансфертное ценообразование. Необходимо совершенствовать первую часть Налогового кодекса РФ. В ноябре-декабре текущего года в Государственную Думу поступит законопроект по трансфертному ценообразованию.

В мировой  практике достаточно распространено льготное налогообложение инвестиционных фондов, обеспечивающих населению удобный механизм инвестирования небольших денежных сумм в портфель ценных бумаг, который формируется и управляется профессионалами. Освобождение от налогов может осуществляться в трех точках инвестиционного цикла:

  • на    входе - инвесторам    разрешается    инвестировать 
    определенную часть дохода до налогообложения;
  • внутри схемы - пенсионные или инвестиционные фонды 
    освобождаются от уплаты налога на доходы от дивидендных и процентных 
    выплат полученных в результате инвестиций;
  • на выходе - освобождение от налогообложения прибыли, 
    полученной от реализации инвестиций (акций или паев фонда).

Привлекательность законодательного льготирования налогообложения инвестиционных фондов значительно снижается из-за российской практики уклонения от налогов. Возможным решением данной проблемы является сочетание налоговой амнистии (для всех инвестиций, осуществленных до 31 января 2002 г.) и полного налогового освобождения (договоров по инвестициям и прибыли от реализации при условии, что инвестор не продает своей доли в течение трех лет). Преградой на пути возможных злоупотреблений со стороны крупных налогоплательщиков может стать установление инвестиционного потолка: максимальной суммы, которую можно инвестировать на условиях амнистии. Однако такой подход не представляется реальным, поскольку управляющие фонды должны будут сообщить подробные сведения об инвестициях в центральную базу данных, что сведет на нет пользу от общей амнистии. Никакие налоговые амнистии и налоговые привилегии не привлекут инвестора на рынок, если в нем нет активов хорошего качества.

С начала 2005 г. из системы налогов и сборов исключены таможенные пошлины и таможенные сборы.

Рост налоговых  доходов государства, повышение  эффективности их сбора, а также стимулирование развития экономики государства в рамках глобальной экономики содействуют усилению налогообложения.

Унификация  российского налогового законодательства призвана обеспечить место России как  центра инвестиций и/или «трамплина»  для инвестиций в экономику стран СНГ. Представляется, что одним из практических направлений унификации российского налогового законодательства является введение правил об «освобождении участия» (participation exemption) и правило о контролируемых иностранных компаниях» (controlled foreign companies).

Правила «освобождения  участия» обеспечивают избежание двойного налогообложения прибыли на уровне корпорации и акционеров. Они применяются в отношении доходов в виде дивидендов, получаемых холдингом от дочерних и зависимых компаний, доходов от прироста стоимости капитала (capital gains) при реализации акций/долей дочерних и зависимых компаний. В то же время отсутствие на сегодняшний день правил «освобождения участия», ведет к предпочтениям в пользу создания холдингов (в частности, для компаний из стран СНГ) за пределами РФ.

Следует отметить ряд налоговых проблем, которые требуют скорейшего решения, К их числу выступающий отнес рост налогового бремени в связи с наличием множества не кодифицированных платежей фискального характера, неэффективность инвестиционного налогового кредита, отсутствие механизмов налогового стимулирования, отсутствие дифференциации налогов на добычу полезных ископаемых, злоупотребления при применении вычетов по НДС со стороны налогоплательщиков и налоговых органов. Особое внимание было - уделено проблеме отсутствия единообразной практики применения налогового законодательства. Налоговое законодательство по-прежнему остается нестабильным, в том числе и за счет деятельности Конституционного Суда РФ. Введение новых правил налогообложения совершенно не учитывает принципа финансового планирования деятельности организаций. Сегодня налогоплательщик, осуществляя финансовое планирование, не имеет возможности заранее выяснить окончательную позицию официальных органов по вопросам налогообложения. Существует большой риск пересмотра налогообложения конкретных ситуаций налоговыми органами «задним числом». В настоящее время отсутствуют четкие критерии и механизмы разграничения правомерной налоговой оптимизации и противоправного уклонения от уплаты налогов. Отсутствуют действенные гарантии независимости судебной системы от исполнительной власти при решении налоговых споров. В выступлении отмечено, что возбуждение уголовных дел против налогоплательщиков    часто    зависит    от    субъективных    факторов.    У налогоплательщика    сегодня    нет    доступных    и    надежных    гарантий освобождения от уголовной ответственности в случае деятельного раскаяния.

Сложности, с  которыми мы столкнулись в работе по внедрению концепций зарубежного законодательства в НК РФ. Основной принцип нашей работы - Российская Федерация не должна заново искать решения проблем, с которыми уже сталкивались и которые были успешно решены в других странах. В России побывали многие зарубежные консультанты, которые с уверенностью предлагали свои решения. Однако простое копирование законодательства другой страны никогда не является правильным решением. Правительство РФ должно иметь ясное и стабильное представление о том, какой должна быть общая стратегия налоговой политики и взаимоотношений с налогоплательщиками. Именно такая стратегия должна сопоставляться с опытом других стран при решении возникающих проблем.

Налоговая нагрузка по сути своей зависит от функций, исполняемых государством. В процессе определения роли государства в условиях рыночной экономики авторам реформ необходимо учитывать, насколько эффективно рынок, частный сектор смогут обеспечить оптимальное развитие экономической и социальной сфер страны при соблюдении интересов граждан. Каждый налогоплательщик должен вносить свой справедливый вклад в финансирование расходов государства. Плата, вносимая налогоплательщиком, должна соответствовать получаемым услугам и льготам.

Компетентное  и эффективное налоговое администрирование  является неотъемлемой частью процесса сбора налогов и борьбы с налоговыми преступлениями. Налоговые органы должны быть наделены всеми полномочиями, необходимыми для проведения проверок, доначисления налоговых платежей и принятия соответствующих санкций в случаях нарушения налогового законодательства. С другой стороны, налогоплательщики также должны иметь определенные гарантии и права, которые будут защищать их от необоснованных действий налоговых органов. Налогоплательщики должны иметь защищенные права на доступ к информации, на ведение переговоров в случае возникновения споров с налоговыми органами, а также, в случае необходимости, на судебную защиту,

Кроме того, эффективность  любого налога будет ничтожна, если основные принципы такого налога не будут поддержаны судебной системой низшей инстанции.

Набирающий темпы процесс  глобализации, налоговая конкуренция между странами в борьбе за капитальные инвестиции, а также развитие системы регулирующих мер Европейского союза изменили тенденцию, согласно которой страны вправе полностью самостоятельно определять свою налоговую политику. Несмотря на данный тезис, международное влияние на решения, принимаемые в сфере налоговой политики отдельными странами, ни в коей мере не имеют приоритета над защитой национальных интересов отдельных стран.

В России около 60 млн. человек  проживают в зонах экологического неблагополучия. За последние 3 года численность людей, проживающих в городах с экстремально высоким уровнем загрязнения, выросла на 40%. Вместе с тем экологические вопросы до сих пор остаются на заднем плане экономических преобразований, хотя европейский опыт свидетельствует о том, что даже кратковременное оставление без внимания экологической составляющей экономического развития практически любого государства приводит к дополнительным значительным расходам на восстановление экологического и ресурсного потенциала.

Особенностью современной российской налоговой системы, отмечаемой всеми без исключения экономистами, является то, что при ее формировании ставилась в первую очередь фискальная задача. Преобладание фискальной направленности в налогообложении обусловлено тем, что создание налоговой системы РФ и первые этапы ее развития проходили в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей становится практическая реализация объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования.

Информация о работе Пути совершенствования российской налоговой системы