Пути совершенствования российской налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы можно считать попытку охарактеризовать систему налогообложения в Российской экономике, в е особенности и отличительные черты, основные принципы формирования, а так же рассмотреть проблему влияния налогов на распределение доходов.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
-изучить сущность налога и налоговой системы;
-рассмотреть основные принципы налогообложения;
-определить роль налогов в формировании и распределении доходов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы налогообложения и распределения доходов в экономике…………………………………………………………………………….5
1. 1 Понятие налогов, их сущность и функции в рыночной экономике…………5
1.2 Принципы налогообложения …………………………………………………...8
1.3 Роль налогов в формировании и распределении доходов…………………...10

2 Структура налоговой системы и особенности налоговой системы в Российской Федерации…………………………………………………………….15
2.1 Сущность налоговой системы и принципы её построения………………….15
2.2 Структура налоговой системы российской экономики……………………...17
2.3 Проблема уровня налогообложения в России………………………………..21

3 Пути совершенствования российской налоговой системы……………………26
3.1 Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ………………...26
3.2 Ускорение налоговой реформы и её завершение…………………………….31
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система и перераспределение доходов.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, задействование комбинированной ставки идет вразрез  с политикой упрощения и удешевления налогового администрирования. При этой системе последнему приходится сталкиваться со стремлением плательщиков к занижению стоимости табачной продукции, переносу прибыли на последующие стадии реализации и к использованию других легитимных вариантов ослабления налоговой нагрузки. Усложняются как формы налогового декларирования, так и задачи налоговых органов по контролю за правильным составлением деклараций.

Стоит повторить: комбинированная ставка акциза на табачные изделия, равно как и чисто адвалорная его ставка, создают принципиальную возможность минимизации налоговой базы акциза (и налога на прибыль) путем занижения производителями отпускных цен. В нынешних условиях такая возможность сплошь и рядом становится действительностью (с соответствующими негативными последствиями для бюджета), чему немало способствует то, что почти каждый производитель табачных изделий реализует свою продукцию на внутреннем рынке через единственного оптового покупателя, обычно являющегося аффилированным с ним лицом.

Отрицать подобные негативные факты и тенденции нелепо, однако хотелось бы сразу подчеркнуть, что, во-первых, проблема занижения крупным бизнесом отпускных цен посредством применения трансфертного ценообразования, да и другими способами, при всей своей серьезности «меркнет» С точки зрения масштабов увода финансовых средств от налогообложения перед затрагивавшейся выше проблемой задействования схем, связанных с зачетами «входящего» НДС во внутренних и внешнеторговых оборотах. Во-вторых (и это главное), борьба государства с процессами «оптимизации» налогов должна свестись против стремления хозяйствующих субъектов использовать трансфертное ценообразование для занижения отпускных корпоративных цен, а не против этого ценообразования как такового. Последнее - один из обязательных инструментов перераспределения финансовых потоков в рамках крупных интегрированных корпорации, концентрации и централизации всех их ресурсов для инвестирования приоритетных проектов, и т. п., в общем, - одно из непременных средств обеспечения того «синергетического» эффекта интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов, ради которого они и образуют холдинги и другие, менее жесткие, корпоративные объединения.

Необходимость ликвидации адвалорных ставок по тем налогам, применительно  к которым есть возможность использовать специфические ставки. Ретроспективный анализ показывает, что вышеупомянутое негативно направленное применение нефтяными холдинговыми корпорациями инструмента трансфертного ценообразования в широких масштабах началось с привязки ставки налога на пользование недрами к отпускной цене добываемой нефти: корпорациям удалось резко уменьшить свои обязательства по данному налогу. С заменой последнего на НДПИ и установлением его ставки относительно добычи нефти в натуральном выражение рассматриваемая проблема фактически отпала.

 

Заключение

 

Рассмотрев  все выше сказанное, можно сделать  следующие выводы. Налоговая реформа для гражданина должна обеспечить:

  • установление   налогового   бремени   соразмерного   платежными 
    способностями населения;
  • невозможность    необоснованного    и    неравного    повышения 
    налоговой нагрузки;
  • прозрачность налоговой системы, в том числе в части контроля за 
    расходованием   средств,   поступающих   в   бюджет   в   виде   обязательных 
    платежей;

Налоговая реформа  для государства должна обеспечить:

  • формирование   налоговой   системы,   реально   способствующей 
    повышению  экономической  активности  всех  участников  экономического 
    процесса;
  • обеспечение бюджетов всех уровней надежными источниками 
    доходов;
  • установление единой системы налогового администрирования в 
    рамках единой вертикали власти;
  • получение  надежного инструмента государственной  политики 
    для   разрешения   региональных   противоречий,   в   том   числе   проблем 
    дотационных регионов.

Успех проведения налоговой политики в России во многом зависит от того, насколько согласовано будут предприниматься усилия в этом направлении различных государственных структур, чья деятельность так или иначе связана с реформированием налоговой системы Российской Федерации. России нужна всеобъемлющая концепция налоговой политики государства, которая бы, определив цель политики, закрепила определенные приоритеты в этом направлении и наметила пути реформирования налоговой системы Российской Федерации. Концепция налоговой реформы должна стать ориентиром, призванным сопровождать разработку налоговых законопроектов в ближайшие несколько лет, должна стать объединяющим начатом в деятельности различных ветвей власти по реформе налоговой системы.

Реформирование  налоговой системы должно проходить  таким образом, чтобы система налогообложения не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышению конкурентоспособности российской экономики. В этой связи следует отменить налоги, лежащие непомерном грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь принятыми на себя международными обязательствами. Российская Федерация не должна вводить каких-либо дискриминационных налоговых мер в отношении зарубежных товаров. В целом система - налогообложения операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство оставляет за собой право на использование протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин.

Реформирование  налоговой системы в России производится в сложных 
условиях трансформации собственности и становление национального 
предпринимательства. Переход к рыночной экономике изменил и структуру 
доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере 
формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение 
фискальной (или бюджетно-налоговой) политики      сводится  к реформированию налоговой системы и налогообложения.

В настоящее  время во всем мире наблюдается тенденция  к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем легче определить экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателя на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги.

В нашей стране система  налогов имеет очень сложную  структуру. Так, налоговая система РФ включает и группы налогов: общегосударственные, республиканские, местные и общеобязательные налоги и сборы. Установление и отмена налогов, сборов и пошлин и др. платежей, а так же льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с законом. Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют.

В данной работе я постарался проанализировать действующую сейчас в России налоговую систему, обратились к опыту зарубежных стран. В итоге можно сделать вывод, что действия Правительства РФ направлены на улучшение ситуации. В целом российская модель налоговой системы не так уж далека от налоговых систем развитых зарубежных стран. Но, во-первых, по уровню среднедушевого дохода, структуре производства и потребления, наличия имущества в руках у населения Россия серьёзно отличается от стран с развитой рыночной экономикой. Во - вторых, в России сложилась катастрофическая ситуация со сбором налоговых поступлений. В этом виноваты и налоговые "перегибы" и особенности менталитета русского народа. Американские экономисты говорят, что если бы в США была бы налоговая система Швеции, то никто не стал бы работать. Швеция же неплохо развивается. Это говорит о том, что российским экономистам необходимо, возможно, выработать особенные пути оптимизации налоговой системы. Но для этого необходимо проанализировать уже существующие налоговые системы, общемировые тенденции развития.

 

Список  использованных источников

 

  1. Налоги: учебное пособие под ред. Д.Г. Черника - М.: Финансы и 
    статистика . - 2001. - 656с.
  2. «Бюджетная система РФ» под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В.-М.:Юрайт.- 1999. -621с.
  3. Астапов К.Приоритеты налоговой системы в РФ // Экономист.-2003.- №4. - С.54-59.
  4. Бобоев М.Р., Наумчев Д.В. О проблемах и перспективах развития налоговой системы РФ // Налоговый вестник.-2001.-№6. - С. 12.
  5. Васильева   А.,   Гуркевич   Е.,   Субботин   В.   Экономический   анализ налоговой реформы // Вопросы экономики.- 2003.-№6. - С.40-46.
  6. Вылкова Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях // Налоговый вестник. - 2002.-№2. – С.132.
  7. Ильин А.В.   Заплатил   налоги   и   ...   жди,   когда   они   поступят   в бюджет //ЭКО — 2004,-№6. - С.168-173.
  8. Козлов Н., Волкова Н. Снижается ли налоговая нагрузка на граждан и 
    производителей//РЭЖ.- 2002.- №1.-С.124.
  9. Николаев М., Махотаева М. Концепция реформирования налоговой 
    системы // Экономист.- 2003.-№4.-С.48-52.
  10. Полежаев    В.А.     О    разновекторной    модели    налогообложения // Финансы.- 2004.-№9. - С.36-39.
  11. Пономаренко Е.  О бюджетно-налоговой политике // Экономист.- -2000.-№11.- С.58-66.
  12. Цыгичко А. Налоги, субсидии, инвестиции // Экономист. - 2002. - №11.-С.48-59.
  13. Бюджетное послание президента РФ Фед. Собранию РФ «О бюджетной политике» //Финансы. - 2001. - №5. - С.31-32.
  14. Бюджетное послание Фед. Собранию «О бюджетной политике на 2005» //Финансы. - 2004. - №8. – С. 3-5.
  15. Бобров А.В. Концептуальная модель теории налогов // Финансы.- 
    2005.-№23.-С. 35-47.
  16. Букина   И.С.   Регулирующая   функция   налоговой   системы   и 
    налоговые риски: последствия реформы налога на прибыль // Финансовый 
    менеджмент. - 2006. - №5. - С. 85-90.
  17. Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века // 
    Финансы. - 2005. - №4. - С. 31-34.
  18. Краснов Ю.Н.  Изменение  налоговой  системы  от  проектов до 
    действующих законов // Налоговая политика и практика. - 2004. - №5.- С. 
    10-14.
  19. Медведева О. Налоговая политика: плюсы и минусы // Вестник 
    экономики. - 2004. - №13. - С. 93-99.
  20. Мельникова   Н.П.    Развитие    налоговой    системы    Российской 
    Федерации // Финансы и кредит. - 2005. - №6. - С. 65-73.
  21. Пансков        В.        Узловые        проблемы        совершенствования 
    налогообложения // Российский экономический журнал. - 2005. - №3.- С.7-21.
  22. Сафрин А.Б. Последствия введения нового порядка применения 
    акцизов на нефтепродукты // Налоговый вестник. - 2004. - №9. - С. 42-45.
  23. Черкасов А. О совершенствование налоговой системы в России // 
    Социально-гуманитарные знания. - 2005. - №2. - С. 22-24.

 


Информация о работе Пути совершенствования российской налоговой системы