Развитие Рыночной инфраструктуры в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 17:11, контрольная работа

Краткое описание

В последней трети XIX в. в ведущих странах Европы и Северной Америки начинается процесс монополизации производства.
Монополии — крупные объединения, возникшие с начала 1870—1880-х гг. в Европе и Северной Америке на базе концентрации и централизации производства и капитала в промышленной и банковских сферах и осуществлявшие контроль над рынками.

Содержание

1 Монополизация производства и переход от свободной конкуренции к монополистической……………………………………………………………………….3
2 Столыпинские реформы………………………………………………………….8
3 Особенности экономики в России……………………………...………………13
4 Биржи, фондовый рынок, реклама и ярмарки.………………………………...16
Список использованной литературы……………...………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая история.docx

— 51.27 Кб (Скачать файл)

Однако купеческие собрания, носившие биржевой характер, проходили в стране еще в XVII в. в Великом Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде.

Биржи — это регулярно происходящие в определенном месте и в определенное время собрания людей с целью заключения торговых сделок.

На биржах, в отличие от ранее существовавших ярмарок, торговля проводится заменяемыми ценностями, и плата за них не предъявляется на самой бирже.

Таким образом, на биржах торгуют физически не присутствующим товаром. Благодаря этим особенностям биржа стала "величайшим рынком". И дело не только в том, что биржа, как лакмусовая бумага, отражает положение дел в экономике страны. Благодаря торговле заменяемыми ценностями, старое и предложение всей страны проявляются (условно, в лице продавцов и покупателей) на малом локализованном пространстве, здесь заключаются в короткое время тысячи сделок.

Уже в XIX в. в мире выявилось два типа товарных бирж: 1) биржи публично-правового характера находились под наблюдением государства и организация их осуществлялась на основе закона о биржах. Это биржи Франции, Бельгии, Голландии; 2) биржи частноправового характера создавались в Англии и США по операциям с зерном, хлопком, каучуком. На них допускался узко ограниченный круг лиц, входящих в биржевую корпорацию.

Основная конструкция бирж тоже сложилась в XIX в.: наличие на них субъектов биржевого оборота; наличие маклеров; свершение биржевых сделок; осуществление биржевых спекуляций.

Итак, первыми биржами, в том числе в России, были товарные, они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам — через биржевых посредников (маклеров). То, что даже при жизни Петра I единственная биржа в Санкт-Петербурге не функционировала постоянно, объясняется во многом отсутствием до эпохи Екатерины II бумажных денег и ценных бумаг.

Отличие российских бирж от западных заключалось в низком уровне биржевой техники, сдерживающей массовое заключение сделок на определенный срок; в недостаточной корпоративной организованности купечества. Биржи брали на себя функции торговых палат, из-за отсутствия последних в стране. Проявлялось негативное отношение к бирже со стороны населения: "порядочному человеку на бирже делать нечего", считали обыватели "Европеизацию" российских бирж государство сдерживало своей чрезмерной опекой. С 1893 г. Министерство финансов проводит ревизии книг маклеров; в 1895 г. вводится положение о необходимом получении разрешения Министерства финансов на допуск ценностей к котировке на бирже; в 1911 г. Министерство торговли и промышленности констатирует, что большинство бирж в стране являются товарными по сделкам с сельхозпродукцией и сырьем. 16 июля 1914 г. фондовые биржи закрываются.

Наиболее распространенными в XIX — начале XX в. были сделки: товарные — на зерно, сало, масло, яйцо, льняное семя, хлопок, шерсть, металлы, нефть, каменный уголь и т. п.; фондовые — на ценные бумаги;валютные — заграничные векселя, чеки, иностранные банкноты;дисконтные — внутренние платежные средства — векселя.

В 1907 г. были установлены более подробные правила для сделок с валютой. К примеру, сделки могли проходить на наличную валюту, на наличные ценные бумаги и т. д. С этого времени расходы на содержание биржпроизводились за счет: а) сборов за вход; б) сборов с членов биржевых обществ; в) штрафных денег; г) за счет субсидий органов городского самоуправления и правительства.

Предприниматели, регулярно посещавшие биржи, имели право формировать свою корпорацию — биржевое общество. На собраниях этого общества решались общие вопросы деятельности бирж, утверждались отчеты и сметы доходов и т. д.

Котировальные комиссии занимались составлением биржевого бюллетеня, контролировали работу маклеров. В 1912 г. были внесены изменения по вопросу о составлении котировок, теперь они оформлялись на основе заявления членов фондового отдела биржи и фондовых маклеров. Для котировки ценных бумаг требовалась сумма не менее 100 тыс. руб. наличными или 100 акций по курсовой стоимости не менее 100 руб. за каждую.

Биржевые комитеты (с 1816 г.) избирались в составе председателя, старшин, а также старшего маклера. В обязанности биржевых комитетов входило: сбор сведений о местной торговле и о развитии промышленности; составление правил биржевой торговли; посредничество в сборах по торговым сделкам; поддержание порядка в биржевых собраниях и т. д.

Кроме обычных маклеров, т. е. широкого профиля, были маклеры корабельные и морского страхования. Маклерами могли стать представители купеческого или мещанского (городского) сословий, не моложе 25—30 лет, российские подданные, сдавшие экзамен на профпригодность и отвечавшие определенным нравственным нормам.

На биржах, правда, не везде, имелись эксперты по качеству товаров, браковщики, приемщики товаров. Кассиры, инкассаторы, охранники товарных складов объединялись в биржевые артели.

Первый этап, с 1769 г. до середины XIX в., был временем становления рынка ценных бумаг с преимущественным обращением государственных ценных бумаг.

Второй период начался после отмены крепостного права и завершился с окончанием денежной реформы, введением "золотой валюты" в конце XIX в.

Третий период совпал со становлением "золотого" рынка ценных бумаг с 1897 г. по 1913 г.

В 1769 г. впервые в стране появились государственные ценные бумаги в форме облигационного внешнего займа России. Займ был размещен на голландском рынке через посредника — банкира, исходя из 5% годовых, сроком на 10 лет. Это стало началом выпуска правительственных внешних займов.

Но основным источником покрытия бюджетного дефицита именно с этого года стал выпуск бумажных денег (ассигнаций). Чрезмерная их эмиссия вела к инфляции, особенно в период наполеоновских войн. Поэтому в 1810 г., в соответствии с "Планом финансов" М. М. Сперанского, предусматривался выпуск внутренних процентных долговых обязательств, облигаций долгосрочного государственного займа. Намеревалось трансформировать часть текущего беспроцентного долга в форме ассигнаций. Уже в мае 1810 г. был выпущен 6%-й семилетний займ на 100 млн руб. ассигнациями, это и был первый внутренний государственный займ России. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из-за дефицита долгосрочных свободных капиталов и недоверия имущих слоев населения к новой форме государственного кредита.

Для подготовки денежной реформы, инициированной М. М. Сперанским, правительство уже в 1812 г. выпустило долговые процентные бумаги нового типа под названием "краткосрочные казначейские обязательства" и в 1831 г. — билеты Государственного казначейства, рассчитанные на четыре года. Выпуск тех и других способствовал сокращению сферы применения обесценивающихся ассигнаций.

Обращение кредитных билетов в стране было узаконено в период денежной реформы Е. Ф. Канкрина 1839— 1843 гг. с установлением "серебряного монометаллизма". В связи с хроническим дефицитом бюджета рынок заполнили кредитные билеты и билеты казначейства, а в 1858 г. был прекращен размен кредитных билетов на серебро.

Параллельно с обращением государственных ценных бумаг использовались векселя и акции на рынке. Если с начала XVIII в. вексельные уставы составлялись по иностранным образцам, в 1902 г. был принят новый устав с учетом специфики хозяйственного развития России. Широкое применение векселей было одним из свидетельств развития экономики страны по рыночному пути.

К началу XX в. в стране сложился биржевой механизм крупных операций с ценными бумагами. Основное место на фондовом рынке по-прежнему занимал Фондовый отдел Санкт-Петербургской биржи. Он действовал как акционерное общество закрытого типа и находился в подчинении канцелярии по кредитной части Министерства финансов.

Как уже отмечалось, российские биржи отличались от западных тем, что им приходилось выполнять своеобразные функции торговых промышленных палат, отсутствовавших в стране. С этой целью биржи с 1900 г. ежегодно созывали съезды биржевой торговли и сельского хозяйства, на которых отстаивали коммерческие интересы отечественных предпринимателей.

Операции с ценными бумагами осуществлялись и в Российских банках. Они выдавали ссуды под ценные бумаги. Все ценные бумаги должны были котироваться на бирже с целью установления их рыночной цены. В связи с развитием кредита под залог ценных бумаг в банках сконцентрировались огромные пакеты акций.

Историческое значение имеет и опыт рекламного дела, накопившийся в России в дореволюционные годы.

Печатные объявления рекламного характера встречаются уже в первой российской газете "Ведомости", основанной Петром I в 1703 г. После создания в 1725 г. Академии наук появились "Санкт-Петербургские ведомости". Здесь печаталась реклама библиографического характера, на базе которой возникает издание каталогов книжной продукции.

Одновременно в первых газетах, в том числе "Московских ведомостях",которые выходили под эгидой основанного в 1755 г. Московского университета, встречаются объявления и коммерческого типа. В целом, вплоть до конца XVIII века рекламные тексты носили характер по преимуществу справочной, деловой информации, типичной для жанра объявления.

Содержательное изменение рекламных объявлений в XIX в. коснулось в первую очередь заголовков. Особое внимание уделила нововведениям в рекламном деле ставшая с 1835 г. еженедельной газета "Санкт-Петербургские ведомости".

Теперь в объявлениях каждый заголовок призывал покупателя купить тот или иной товар. Отделы объявлений стали по-настоящему рекламными, эстетику оформления поставили на службу коммерческим интересам. Основной поток коммерческих объявлений рекламного характера проходил через "Коммерческую газету" (1825—1860 гг.), которую издавал департамент внешней торговли, а также в частном издании еженедельника "Купец"(1832—1835 гг.). В этих изданиях рекламировались товары, продававшиеся различными торговыми домами, тесно связанными с российскими заводами, фабриками, мастерскими.

Новым этапом развития коммерческой рекламы следует назвать пореформенный период, т. е. вторую половину XIX в. Ориентированные на широкую читательскую аудиторию, массовые издания газет "Голос" (1863—1889 гг.), "Петербургский листок" (1881—1916) способствовали зарождениюпервых российских рекламных агентств.

Первым протяженным во времени на несколько веков этапом развития рекламы можно считать устную рекламу. Глашатаи на ярмарках, зазывалы, нахваливавшие товар, торговцы-коробейники и разносчики афиш метким словом и уместной шуткой способствовали успеху распродаж. Этот этап соответствовал зарождению рыночного уклада в хозяйстве и уровню культуры того времени.

С появлением печатного слова, первых газет развивается второй этап коммерческой рекламы типа объявлений. Накануне отмены крепостного права в 1830—1850 гг. можно выделить третий этап. Но все это было лишь зарождением рекламного дела. На грани XIX—XX вв., с появлением первых рекламных агентств, происходит становление рекламного дела как составной части рыночной инфраструктуры страны, сопутствующей развитию рыночной экономики.

Остановимся на характерных особенностях четвертого этапа:

• возникновение от имени производителей общенациональной рекламы;

• рекламные агентства превратились в деловых партнеров производителей, способствовали сбыту продукции и удовлетворению спроса со стороны потребителей;

• сложилась система комиссионных отчислений как формы компенсации за услуги агентства;

• средства распространения информации стали рассматривать рекламу как важный источник денежных поступлений.

• начала развиваться теория рекламного дела;

• рекламные агентства (отделы рекламы) превратились в составную часть рыночной инфраструктуры.

В стране действовали и такие элементы рыночной инфраструктуры, как таможни, страховые общества, налоговые службы, различные аукционы и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1 Гайдар Е. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. – М., 2005.

2 Тимошина Т. Экономическая история России. Учеб. пособие. – М.,1998.

3 Толмачева, Р. Экономическая история: генезис рыночной экономики: Учебник, 2009

 

 

 


Информация о работе Развитие Рыночной инфраструктуры в России в 19 веке