Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 07:33, курсовая работа
Целью исследования является оценка перспектив создания общего инвестиционного рынка государств Таможенного союза ЕврАзЭС и определение приоритетов инвестиционного сотрудничества России, Беларуси и Казахстана.
Объектом исследования является инвестиционная деятельность
стран ЕвраАзЭС.
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Эволюция развития интеграционного сотрудничества стран ЕврАзЭС..4
1.1Факторы и предпосылки формирования Евразийского экономического сообщества…………………………………………………………………………...4
1.2 Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана как новый этап развития
ЕврАзЭС ………………………………………………………………………..….8
Глава 2.Анализ инвестиционного потенциала стран ЕврАзЭС............................15
2.1 Проблемы формирования российско-белорусского инвестиционного сотрудничества в рамках Таможенного союза ……………………….…………..15
2.2 Анализ состояния российско-казахстанских инвестиционных процессов...20
2.3. Совместные инвестиционные проекты России и стран ЕврАзЭС…………23
Глава 3. Приоритеты и перспективы трансформации инвестиционных процессов в странах Таможенного союза ………………………………………..31
3.1 Приоритеты инвестиционного развития стран Таможенного союза и возможности их реализации …………………………………………….………...31
3.2 . Перспективы трансформации интегрированных инвестиционных механизмов стран Таможенного союза....................................................................34
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников ……………………………………………..39
Приложение………………………………………………………………………. ..40
- пополнение
товарной номенклатуры стран
ТС новыми товарами (например, продукцией
высокой степени переработки), которые
государства не желали
- наличие
особо значимых для
К этой категории относятся предметы импорта, в которых государство крайне заинтересовано в силу социально-экономических причин. Причем, другие участники ТС не могут обеспечить поставку этого товара. В указанный период все страны СНГ, в том числе и участники ТС, переживали серьезный экономический спад, вызванный проведением экономических реформ, а также финансовым кризисом 1998 г. В силу этих причин участники ТС настаивали на расширении списка социально значимых товаров, таможенная пошлина на которые была бы снижена до минимума.
Первый этап формирования Таможенного союза охватывает период с 1 января 2010 г. по 1 июля2010 г.
В течение первого этапа должны быть обеспечены:
— введение с1 января 2010 г. Единого таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования;
— передача Комиссии Таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
— начало формирования Комиссией Таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;
— отмена с 1июля 2010 г. на российско-казахстанской границе таможенного оформления в отношении товаров, происходящих из России и Казахстана, и организация пропуска перевозчиков по сертификатам происхождения товара;
— перенос до1 июля 2010 г. всех видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории в отношении белорусско-российской границы.
Второй этап формирования Таможенного союза начинается с 1 июля 2010 г. Данный этап предполагает решение следующих задач:
к 1 июля 2011г.:
— завершить выполнение мероприятий Плана по переносу всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу Таможенного союза;
— завершить переговоры с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон;
с 1 июля 2011г.:
— перенести оставшиеся контрольные функции, кроме пограничных, с российско-казахстанской границы на внешнюю границу Казахстана при реализации на ней механизмов совместного контроля.
Государствами— участниками Таможенного союза проведена большая работа по проекту Таможенного кодекса, который разработан на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) от 26 июля1999 г. Общее руководство по разработке проекта данного документа было поручено казахстанской стороне, так как из всех государств — членов Таможенного союза пока только Казахстан ратифицировал полный пакет Киотской конвенции.
По состоянию на 12 августа 2009 г. почти все позиции проекта Таможенного кодекса были согласованы, за исключением ряда замечаний сторон.
Решением КТС от 12 августа 2009 г. проект Таможенного кодекса был принят за основу и экспертной группе «Таможенное администрирование и статистика» было дано поручение доработать проект с учетом замечаний и предложений сторон и представить на рассмотрение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС 25 сентября 2009г. На данном заседании Интеграционного Комитета проект Таможенного кодекса был одобрен.
Принятие Таможенного кодекса станет важным фактором создания целостного организационно-правового механизма, обеспечивающего таможенное регулирование на единой таможенной территории стран ЕврАзЭС.
Важнейшей задачей государств Таможенного союза является их вступление в ВТО. По мнению многих экспертов, формирование Таможенного союза должно осуществляться на базе права ВТО. «Тогда мы сможем скорректировать определенные договоренности, связанные с единым таможенным тарифом, с механизмами нетарифного регулирования, подстроив их под правила ВТО, мы не можем здесь выбирать «или-или», мы должны действовать по сценарию и ВТО, и Таможенного союза.
Для решения задач по присоединению государств — участников Таможенного союза к ВТО создана переговорная группа из представителей компетентных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Данная группа вырабатывает согласованные подходы по проведению переговоров о вступлении Таможенного союза в ВТО и будет способствовать интеграции государств ЕврАзЭС в мировую торговую систему.
Кроме того, в настоящее время сформирована Рабочая группа по вопросу участия в Таможенном союзе Кыргызской Республики, главной задачей которой является разработка механизма присоединения данной страны к Таможенному союзу. Расширение Таможенного союза в перспективе станет важным этапом создания Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.
После 2000 г. государства ЕврАзЭс наоборот стремились к ужесточению таможенного режима для определенных предметов импорта с целью защитить отечественного производителя.
- принципиальные
расхождения в позициях
Доля нулевых ставок таможенных пошлин в казахском таможенном тарифе составляет 27%, а в национальных тарифах Беларуси и России – менее 1%. Это служит серьезным препятствием для формирования ОТТ и таможенного союза в целом.
- степень
согласования позиций
Согласно Протоколу о международных торговых переговорах от 3 июля 1997 г., было решено проводить два процесса (создание Таможенного союза и присоединение к ВТО) параллельно. Государства проводили и проводят самостоятельные переговоры с ВТО и одновременно стараются согласовывать позиции друг с другом. Однако следует признать, что этот двухступенчатый переговорный процесс был не слишком успешным, в результате чего в ноябре 1998 г. Республика Кыргызстан единолично присоединилась к ВТО. Условия вступления Киргизии в эту организацию автоматически снизили уровень унификации таможенного тарифа этой республики с ОТТ до 17%.
Итак, до 2000 г. участникам ТС не удалось решить такие важнейшие задачи как создание единой таможенной территории, формирование ОТТ и согласование позиций по присоединению к ВТО. Но это не означает, что деятельность Таможенного союза в целом была неудачной. Одним из значительных достижений Союза стало создание режима свободной торговли, который был впоследствии унаследован ЕврАзЭс.
Интересно, что среди документов, принятых ТС, отсутствуют соглашения, подтверждающие создание зоны свободной торговли на территории государств-членов Союза. Между тем, такая зона существует, и ее правовой основой являются двусторонние отношения о свободной торговле, заключенные между государствами ТС.
Кроме введения режима свободной торговли к моменту преобразования ТС в ЕврАзЭс были полностью или частично решены следующие задачи.
В торгово-экономической области: согласован на 60% ОТТ для трех стран (Россия, Беларусь и Казахстан); началось согласование мер нетарифного регулирования и формирование общих торговых режимов в отношении третьих стран.
В области экономической политики: согласованы основные направления проведения структурной перестройки экономики государств-участников ТС; введена взаимная конвертируемость национальных валют; согласованы меры по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем; началось создание общей платежной системы; осуществлен переход на принцип взимания косвенных налогов «по стране назначения»; определена концепция формирования единого экономического пространства.
В гуманитарной области: введен безвизовый режим перемещения граждан; согласован процесс получения скорой медицинской помощи; упрощена процедура отправления почтовых и денежных переводов; согласован упрощенный порядок приобретения гражданства; создана правовая основа признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.
В правовой и организационной сферах: началась гармонизация национальных законодательств в торговой, налоговой, таможенной, валютно-финансовой и социальной области; сформировано 14 советов и комиссий по основным направлениям интеграционного сотрудничества.
Кроме уже указанных выше проблем ТС, можно также назвать следующие:
- неэффективность принятия решений по всем вопросам консенсусом;
Принятие решений консенсусом, что означает поддержку данного решения всеми участниками процесса, позволяет заинтересованной стороне блокировать принятие того или иного решения.
- отсутствие наднациональных функций;
Это не позволило участникам ТС проводить единую внешнеторговую политику, а решение вопросов внешнеторговой деятельности каждой стороной самостоятельно приводило к необходимости согласования позиций и принимаемых решений в рамках ТС. Это затягивало переговорный процесс на национальном уровне и осложняло функционирование ТС.
- невыполнение
или нарушение сторонами
Такие факторы как сложная экономическая ситуация, сильная зависимость от внешнеэкономических и политических факторов в период 1995-2000 гг., а также бюрократизация государственных чиновников приводили к невыполнению или торможению реализации решений, принятых ТС.
- различие механизмов трансформации принятых ТС решений в национальные законодательства;
Это выражалось в несогласованности сроков ратификации и вступления в силу принятых решений и, как следствие, невозможности их реализации.
- отсутствие
санкций к сторонам-
- недостаточно
высокий статус организации. ТС
не обладал статусом
Все вышеперечисленные причины указывают на то, что деятельность по созданию ТС едва ли можно считать в целом эффективной. Мотивы трансформации ТС в ЕврАзЭс понятны, но подчеркнем, что к 2000 г. основательной базы для подобного преобразования создано не было. Из этого следует, что существовали некие факторы, косвенным образом повлиявшие на этот процесс.
3.2.
Перспективы трансформации
Глобализация
производственно-
Страны Сообщества интегрируются в систему мирохозяйственных связей, на базе доминирование внешней торговли ( см. Приложения 3), при которой экспортно-импортные операции и соответствующая торговая инфраструктура обеспечивают поступление в страну валютной выручки только от продажи товаров.
Нехватки у предприятий собственных средств и сложностей с получением кредитных ресурсов продолжала снижать инвестиционную активность. Тем не менее, объем инвестиций в основной капитал в 2009 году по сравнению с предыдущим годом в некоторых странах увеличился: в Белоруси- на 108,6%, в Казахстане - 102,1%, в Кыргызстане -119,7%. Снижение объема капиталовложений в 2009 году по сравнению с предыдущим годом произошло в России- 83% и Таджикистане -84,5%. В среднем по странам ЕврАзЭС объем инвестиций в основной капитал в 2009 году составил 87%.
Во многих
государствах - участниках ЕврАзЭС
собственные средства
В среднем по государствам -участникам СНГ бюджетные средства составили в январе-сентябре 2009 года 17% общего объема инвестиций в основной капитал. Наибольший объем инвестиций в основной капитал финансировался из бюджета Азербайджана (36,5%) и Таджикистана (32,4%), где они использовались в основном на строительство транспортной инфраструктуры и жилья.
Активная деятельность компаний стран Таможенного союза способствовала тому, что они являются доминирующими иностранными инвесторами на ряде рынков стран СНГ. По некоторым данным , на их долю приходится более трети всех прямых инвестиций в страны СНГ. Однако их размещение по разным странам весьма неравномерно.2
"Роснефть" и "ЛУКойл" участвуют в нефтегазовых проектах Казахстана . Наряду с этими компаниями наступление на рынок СНГосуществляют и компании других отраслей: металлургической, химической , машиностроительной , цементной , других сфер и отраслей , например, банковско-финансовой , сетевой торговли.
Подтверждением этого является тот факт, что в последние несколько лет в числе российских приобретателей зарубежных производительных активов начали появляться и несырьевые компании. Особенно активизировались отечественные телекоммуникационные компании, такие как АФК "Система" , "Альфа -групп". Российские операторы мобильной связи МТС,"Мегафон", "Вымпелком" доминируют на телекоммуникационных рынках СНГ, вступая в конкуренции между собой.