Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:02, курсовая работа
Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и принятии, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.
В результате подписания Указа Президента РФ «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 г.» в России стало быстро расти число действующих налогов. По оценкам экспертов, к 1996 г. оно достигло 200. Налоговая «свобода» привела к ухудшению налогового климата. Большинство местных налогов относились к числу «раздражающих» и не оправдывали даже затрат на их сбор. В некоторых регионах были созданы весьма специфичные налоговые системы, основанные на дублировании федеральных налогов (например, вводились региональные аналоги экспортных и импортных пошлин, подоходного налога, акцизов).
Региональные налоги,
водимые якобы с целью
В ряде регионов появились различные целевые налоги и сборы, предназначенные для субсидирования тех или иных отраслей экономики (главным образом сельского хозяйства). Такого рода налогами и сборами облагалась в основном ввозимая на территорию региона алкогольная продукция.
Дополнительные налоги и сборы уплачивались из прибыли и в ряде случаев представляли непосильное бремя. Законодательство в сфере местного налогообложения было нестабильным, что создавало проблемы для инвесторов. Зачастую администрациями муниципалитетов предлагалось внесение изменений в п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с целью придания статуса местных налогов ряду региональных налогов и сборов.7 При этом местные органы не всегда были достаточно компетентны для разработки четкого и грамотного налогового законодательства.
Поскольку полная налоговая «свобода» региональных и местных властей имела гораздо больше недостатков, нежели достоинств, то был подписан Указ Президента РФ «О признании утратившим силу п. 7 Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 г.» от 18.08.1996 г. № 1214, предложивший региональным и местным властям отменить с 1 января 1997 г. налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством. Этот шаг был весьма болезненно воспринят в субъектах федерации. Республика Коми, Алтайский край, Владимирская, Волгоградская и Иркутская области попытались оспорить в Конституционном суде РФ право федеральных властей ограничивать перечень региональных и местных налогов. Однако суд подтвердил конституционность соответствующей нормы Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», дающих президенту РФ на это право.
Таким образом, в настоящее время существует так называемый закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов. Это означает, что региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Органы власти субъектов федерации и местного самоуправления лишь получили право не взимать налоги, предусмотренные федеральным законодательством.
В соответствии с действующим законодательством региональные и местные власти имеют право самостоятельно определять ставки региональных и местных налогов в установленных федеральным законодательством пределах. Из федеральных налогов региональные власти могут устанавливать лишь ставку налога на прибыль в части, поступающей в их бюджеты. Это право было предоставлено им Указом Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней» от 22.12.1993 г. № 2270. Данным Указом регламентировалась лишь максимальная величина ставки, снижать которую региональные власти могли неограниченно (вплоть до 0 %).
Часть регионов использовала предоставленное им право вполне эффективно, например, для привлечения на свою территорию реальных инвестиций. Однако наряду с этим в некоторых регионах были предприняты попытки (и вполне успешные) по созданию своего рода внутрироссийских оффшоров (этому же способствовали и неограниченные права на предоставление налоговых льгот в части налоговых платежей, зачисляемых в региональные бюджеты). К числу таких регионов относятся республики Алтай, Ингушетия, Калмыкия.
Поэтому после принятия в 2001 г. главы по налогу на прибыль (гл. 25) части второй НК РФ с 1 января 2002 г. был установлен не только верхний предел для ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, но и нижний.
К положительным результатам налоговой реформы можно отнести: формирование разветвленной сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения.
В целом налоговый федерализм в России продолжает формироваться под воздействием объективных и субъективных факторов.
В числе объективных факторов можно видеть большую дифференциацию в экономическом развитии регионов, тяжелейшее состояние экономики и финансов, остроту социальных проблем, сложность международного положения России и др. субъективные факторы выражаются в низкой политической культуре, экстремизме, нетерпимости, национализме, криминализации и т. д.
В борьбе двух тенденций, обусловленных действием этих двух групп факторов, и будут развиваться российский федерализм и адекватная ему налоговая система.
1 Бюджетный кодекс рф, ст. 41.
2 Налоговый кодекс РФ, ст. 8.
3 Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение / Т. Ф. Юткина. - М.: Инфра-М, 2002. – С. 63.
4 Маглакелидзе Т. О налоговом федерализме / Т. Маглакелидзе // Налоговый вестник. – 2003. - № 1. – С. 135.
5 Маглакелидзе Т. О налоговом федерализме / Т. Маглакелидзе // Налоговый вестник. – 2003. - № 1. – С. 135.
6 Конституция рф, ст. 5.
7 Грицюк Т. В. Фискальный федерализм и межбюджетные отношения / Т. В. Грицюк. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.