Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 16:37, реферат
Становлением рынка ценных бумаг в Беларуси необходимо считать момент принятия Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992 года №1512-XII (ред. от 16.07.2010 №172-3).
Изначальная система возведения фондового рынка Беларуси склонялась к так именуемой «американской» модели с широким присутствием всевозможных рыночных участников. «Американская» модель подразумевает активную роль граждан в работе фондового рынка, которые выступают в виде инвесторов. Спецификой данной модели является относительное равноправие всех участников рынка и финансового сектора над прочими участниками. Подобная схема фондового рынка сложилась в США и была названа «американской». [2]
Таблица 3 - Информация о действующих аттестатах в разрезе категорий
на 01.07.2012на 01.01.2012изменениешт.%
Объем вторичных торгов на бирже за I полугодие 2012 года суммарный составил [3, c.11]:
с акциями - 81,82 млрд. рублей;
c корпоративными облигациями - 1684,1 млрд. рублей;
с облигациями местных исполнительных и распорядительных органов - 1433,3 млрд. рублей
По состоянию на 01.07.2012 к обращению на бирже допущены акции 1 828 эмитентов (1 894 выпуска). Из них акции 1 эмитента (2 выпуска) - включены в котировальный лист «А» первого уровня, акции 21 эмитента (22 выпуска) включены в котировальный лист «А» второго уровня. Акции 50 эмитентов (50 выпусков) включены в котировальный лист «Б», в качестве внесписочных ценных бумаг к обращению допущены акции 1 756 эмитентов (1 820 выпусков).
По состоянию на 01.07.2012 к участию во вторичных торгах по акциям были допущены 24 банка и 36 небанковских профучастника рынка ценных бумаг.
Капитализация рынка акций по состоянию на 01.07.2012 составила 5 742,5 млрд. рублей. Расчет рыночной цены акций осуществлялся по 35 эмитентам.
По состоянию на 01.07.2012 к обращению на бирже были допущены корпоративные облигации 29 эмитентов (104 выпуска). Из них облигации 10 эмитентов (58 выпусков) - включены в котировальный лист «А» первого уровня, в качестве внесписочных ценных бумаг к обращению допущены облигации 19 эмитентов (46 выпусков).
На ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» за январь-июнь 2012 года было осуществлено первичное размещение облигаций на общую сумму 580,1 млрд. рублей (превышает показатель I полугодия 2011 года в 2,0 раза).
По состоянию на 01.07.2012 к участию в торгах облигациями были допущены 24 банка и 36 небанковских профучастников рынка ценных бумаг.
По состоянию на 01.07.2012 к обращению на бирже с включением в перечень внесписочных ценных бумаг допущены 102 выпуска облигаций местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь 52 эмитентов.
На внебиржевом рынке ценных бумаг в I полугодии 2012 года было совершено 6989 сделок на общую сумму 3535,8 млрд. рублей или более 36,2 млн. ценных бумаг. [10, c. 12]
Итоги регистрации информации о сделках с ценными бумагами, совершенных на внебиржевом рынке отображены в таблице 4.
Таблица 4 - Итоги регистрации информации о сделках с ценными бумагами в I полугодии 2012 года
Вид сделкиКол-во сделокКол-во
ценных бумаг, шт.Объем, млн. руб.Купля-продажа
акций открытых акционерных обществ4
9207 140 26540 165,2Купля-продажа
Объем сделок купли-продажи акций, которые зарегистрированы на внебиржевом рынке, составил 40,2 млрд. рублей или 7,1 млн. акций, что в 1,7 раза превышает показатель аналогичного периода предыдущего года (23,5 млрд. рублей или 1,01 млн. акций в I полугодии 2011 года).
В I полугодии 2012 года биржа
зарегистрировала информацию о 512 внебиржевых
сделках купли-продажи
Объем и количество сделок
купли-продажи облигаций
Рисунок 7 - Динамика количества и объема сделок купли-продажи облигаций юридических лиц
Примечание - Источник: составлено по [3]
Объем сделок купли-продажи облигаций, которые зарегистрированны на внебиржевом рынке, составил больше 3329,6 млрд. рублей или 4,5 млн. облигаций, что в 5,1 раза превышает показатель аналогичного периода предыдущего года (649,3 млрд. рублей или 2,3 млн. облигаций в I полугодии 2011 года).
Основными направлениями деятельности Департамента по ценным бумагам в 2012 года являлись [12]:
обеспечение прозрачности рыночных сделок и информационной открытости участников рынка;
улучшение законодательства, регулирующего правовые основы деятельности на рынке ценных бумаг;
повышение заинтересованности
организаций в привлечении
предоставление
упрощение порядка осуществления выпуска, размещения и обращения ценных бумаг;
обеспечение доступности
инструментов фондового рынка для
эмитентов и увеличение их инвестиционной
привлекательности для
3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
В Беларуси рынок ценных
бумаг должен становиться составляющей
частью мирового рынка финансовых ресурсов,
который предоставляет
Необходимым условием для
этого должна стать институциональная
сеть предприятий, специализирующаяся
на работе с ценными бумагами и
связанная с эффективной
Департаментом по ценным бумагам
планируется выполнение работы в
целях дальнейшего
комплексное регулирование рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами и современными потребностями рынка;
контроль над соблюдением профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе депозитариями, требований финансовой достаточности и других норм законодательства о ценных бумагах;
формирование в Республике
Беларусь конкурентоспособной расчетно-
предоставление должного уровня системы защиты законных прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг;
увеличение инвестиционной культуры участников рынка ценных бумаг и финансовой грамотности населения;
формирование условий для увеличения количества инвесторов и эмитентов;
усовершенствование новых типов страхования, которые ориентированны на страхование рисков, сопутствующих деятельности на рынке ценных бумаг;
мониторинг биржевого и внебиржевого рынка ценных бумаг и обеспечение законности совершаемых сделок.
Стратегической целью развития биржевого рынка ценных бумаг является его активизация путем роста торговых оборотов и обеспечения качественно нового уровня обслуживания участников торгов.
Приоритетным в этой работе
является преобразование расчетно-клиринговой
системы по ценным бумагам, формирование
необходимых условий для
Развитие расчетно-клиринговой
системы потребует оптимизации
перемещения финансовых средств
и использования денежных ресурсов
между биржевыми сегментами, унификации
расчетов в различных секторах биржевого
рынка. Если учитывать существующее
состояние инфраструктуры рынка
можно сделать дальнейшее развитие
расчетно-клиринговой системы
разработка законодательства, которая устанавливает правовые основы осуществления клиринга, различных способов определения обязательств участников клиринга и клиринговой деятельности;
построение эффективной модели технологического взаимодействия между структурными элементами расчетно-клиринговой системы и участниками клиринга в режиме реального времени, в том числе с использованием биржевой системы электронного документооборота, которая включает сертифицированные средства криптографической защиты информации;
на основе внедрения механизмов займа ценных бумаг и денежных средств, формирование системы поддержки ликвидности участников клиринга;
с целью предупреждения возможных
последствий
Решение вышеназванных задач с учетом уровня развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь возможно при сохранении действующей инфраструктуры расчетно-клиринговой системы, которая предполагает, что ОАО "БВФБ" продолжит осуществлять клиринговую деятельность в качестве клиринговой организации на всех сегментах организованного рынка ценных бумаг.
Осуществление указанных
мероприятий также создаст
Еще одним из приоритетных направлений развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь является формирование и усовершенствование института коллективных инвесторов (паевые, инвестиционные фонды), которые составляют группу консервативных инвесторов, настроенных на долгосрочные вложения. Вместе с тем, для его развития требуется, сформировать ликвидный рынок ценных бумаг.
Анализ современного этапа рынка ценных бумаг показал низкую ликвидность данного сегмента рынка.
Причинами, препятствующими развитию рынка акций, являются:
преимущественное право государство на приобретение акций предприятий;
ограничения на отчуждение акций, приобретенных гражданами РБ за деньги у государства на льготных условиях и в обмен на чеки имущества;
высокий удельный вес акционерных
обществ с долей
На основании вышеизложенного, мы видим, что сложившееся практика выпуска и обращения акций свидетельствует о не выполнении своей основной функции по привлечению дополнительный денежный ресурсов данным инструментом.
Для активизации рынка акций нужно развитие нормативной правовой базы по следующим направлениям: [11]
оптимизация доли государства в акционерном капитале. Особое внимание следует уделить разработке новой концепции управления государственным имуществом, эффективного управления акциями, которые находятся в собственности Республики Беларусь.
Такая концепция предусматривает
мероприятия по преобразованию республиканских
и коммунальных унитарных предприятий
в открытые акционерные общества,
а также введение мер по продаже
части пакетов акций, которые
принадлежат государству, частным
инвесторам (для организаций, не имеющих
стратегического значения). При этом
определяется перечень организаций, к
приобретению акций которых могут
быть допущены частные инвесторы, в
том числе и нерезидентов, выставить
на открытые биржевые торги крупные
пакеты акций, учредить условия для
продажи акций указанных
снятие ограничений на отчуждение акций;
отмена преимущественного
права государства на получение
долей (акций) в уставных фондах организаций,
созданных в процессе разгосударствления
и приватизации объектов государственной
собственности, пользующихся различными
формами государственной
приведение норм, регулирующих применение особого права ("золотой акции") государства на участие в управлении хозяйственными обществами, в соответствие с международными правилами;
отмена необходимости
согласования дополнительных эмиссий
акций с Государственным
освобождение доходов
акционерных обществ, полученных при
размещении ими акций по цене свыше
номинальной стоимости, от уплаты налогов,
других обязательных платежей в республиканский
и местные бюджеты, государственные
целевые бюджетные и
поэтапное усовершенствование
системы налогообложения
Бюджет получит дополнительные поступления, при снижении налога на доходы от операций с акциями за счёт увеличения объёмов совершаемых операций.
Причинами, препятствующими развитию рынка облигаций юридических лиц, являются:
для инвесторов:
высокая ставка налогообложения доходов, полученных юридическими лицами по операциям с ценными бумагами;
неравные конкурентные возможности
для субъектов хозяйствования при
заимствовании средств у
Информация о работе Развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь