Развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 16:37, реферат

Краткое описание

Становлением рынка ценных бумаг в Беларуси необходимо считать момент принятия Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992 года №1512-XII (ред. от 16.07.2010 №172-3).
Изначальная система возведения фондового рынка Беларуси склонялась к так именуемой «американской» модели с широким присутствием всевозможных рыночных участников. «Американская» модель подразумевает активную роль граждан в работе фондового рынка, которые выступают в виде инвесторов. Спецификой данной модели является относительное равноправие всех участников рынка и финансового сектора над прочими участниками. Подобная схема фондового рынка сложилась в США и была названа «американской». [2]

Вложенные файлы: 1 файл

СУПЕР Развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.docx

— 37.11 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3 - Информация о действующих  аттестатах в разрезе категорий

на 01.07.2012на 01.01.2012изменениешт.%Действующих  аттестатов33563181+1755,5в т.ч. 1 кат.10881110-22-1,92 кат. 549 529+203,8 3 кат17171540+17711,4 С кат. 2 200 Примечание - Источник [10]

 

Объем вторичных торгов на бирже за I полугодие 2012 года суммарный  составил [3, c.11]:

с акциями - 81,82 млрд. рублей;

c корпоративными облигациями  - 1684,1 млрд. рублей;

с облигациями местных  исполнительных и распорядительных органов - 1433,3 млрд. рублей

По состоянию на 01.07.2012 к обращению на бирже допущены акции 1 828 эмитентов (1 894 выпуска). Из них  акции 1 эмитента (2 выпуска) - включены в котировальный лист «А» первого  уровня, акции 21 эмитента (22 выпуска) включены в котировальный лист «А» второго  уровня. Акции 50 эмитентов (50 выпусков) включены в котировальный лист «Б», в качестве внесписочных ценных бумаг  к обращению допущены акции 1 756 эмитентов (1 820 выпусков).

По состоянию на 01.07.2012 к участию во вторичных торгах по акциям были допущены 24 банка и 36 небанковских профучастника рынка  ценных бумаг.

Капитализация рынка акций  по состоянию на 01.07.2012 составила 5 742,5 млрд. рублей. Расчет рыночной цены акций  осуществлялся по 35 эмитентам.

По состоянию на 01.07.2012 к обращению на бирже были допущены корпоративные облигации 29 эмитентов (104 выпуска). Из них облигации 10 эмитентов (58 выпусков) - включены в котировальный лист «А» первого уровня, в качестве внесписочных ценных бумаг к обращению допущены облигации 19 эмитентов (46 выпусков).

На ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» за январь-июнь 2012 года было осуществлено первичное размещение облигаций  на общую сумму 580,1 млрд. рублей (превышает  показатель I полугодия 2011 года в 2,0 раза).

По состоянию на 01.07.2012 к участию в торгах облигациями  были допущены 24 банка и 36 небанковских профучастников рынка ценных бумаг.

По состоянию на 01.07.2012 к обращению на бирже с включением в перечень внесписочных ценных бумаг  допущены 102 выпуска облигаций местных  исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь 52 эмитентов.

На внебиржевом рынке  ценных бумаг в I полугодии 2012 года было совершено 6989 сделок на общую сумму 3535,8 млрд. рублей или более 36,2 млн. ценных бумаг. [10, c. 12]

Итоги регистрации информации о сделках с ценными бумагами, совершенных на внебиржевом рынке  отображены в таблице 4.

 

Таблица 4 - Итоги регистрации  информации о сделках с ценными  бумагами в I полугодии 2012 года

Вид сделкиКол-во сделокКол-во ценных бумаг, шт.Объем, млн. руб.Купля-продажа  акций открытых акционерных обществ4 9207 140 26540 165,2Купля-продажа облигаций5124 482 7193 329 614,2Купля-продажа акций закрытых акционерных обществ7665 257 82539 715,3Прочие сделки 79119 321 433126 278,5ИТОГО6 98936 202 2423 535 773,2 Примечание - Источник [3]

 

Объем сделок купли-продажи  акций, которые зарегистрированы на внебиржевом рынке, составил 40,2 млрд. рублей или 7,1 млн. акций, что в 1,7 раза превышает показатель аналогичного периода предыдущего года (23,5 млрд. рублей или 1,01 млн. акций в I полугодии 2011 года).

В I полугодии 2012 года биржа  зарегистрировала информацию о 512 внебиржевых  сделках купли-продажи облигаций  юридических лиц, в том числе 373 сделки купли-продажи облигаций  банков и 6 сделок - облигаций местных  займов.

Объем и количество сделок купли-продажи облигаций юридических  лиц представлен на рисунке 7.

 

Рисунок 7 - Динамика количества и объема сделок купли-продажи облигаций  юридических лиц

Примечание - Источник: составлено по [3]

 

Объем сделок купли-продажи  облигаций, которые зарегистрированны  на внебиржевом рынке, составил больше 3329,6 млрд. рублей или 4,5 млн. облигаций, что в 5,1 раза превышает показатель аналогичного периода предыдущего  года (649,3 млрд. рублей или 2,3 млн. облигаций  в I полугодии 2011 года).

Основными направлениями  деятельности Департамента по ценным бумагам в 2012 года являлись [12]:

обеспечение прозрачности рыночных сделок и информационной открытости участников рынка;

улучшение законодательства, регулирующего правовые основы деятельности на рынке ценных бумаг;

повышение заинтересованности организаций в привлечении финансирования на рынке ценных бумаг;

предоставление консультационной, методической помощи эмитентам ценных бумаг, профессиональным участникам рынка  ценных бумаг;

упрощение порядка осуществления  выпуска, размещения и обращения  ценных бумаг;

обеспечение доступности  инструментов фондового рынка для  эмитентов и увеличение их инвестиционной привлекательности для инвесторов.

 

3. Проблемы и перспективы  развития рынка ценных бумаг  в Республике Беларусь

 

В Беларуси рынок ценных бумаг должен становиться составляющей частью мирового рынка финансовых ресурсов, который предоставляет зарубежным инвесторам надежный механизм и гарантии для осуществления портфельных  инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Необходимым условием для  этого должна стать институциональная  сеть предприятий, специализирующаяся на работе с ценными бумагами и  связанная с эффективной системой платежей, в частности: Республиканский  центральный депозитарий ценных бумаг, фондовая биржа, инвестиционные фонды и коммерческие банки. Центральный  депозитарий ценных бумаг должен войти в международную сеть центральных  депозитарных учреждений торговых систем и международных организаций  по стандартизации для обеспечения  представительства субъектов фондового  рынка Беларуси на мировом рынке. Необходимо установить жесткую процедуру  допуска ценных бумаг иностранных  эмитентов на национальный фондовый рынок, который бы обеспечивал защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления  операций с иностранными ценными  бумагами требуется улучшать контакты и сотрудничество с иностранными контролирующими и регулирующими  органами по ценным бумагам.

Департаментом по ценным бумагам  планируется выполнение работы в  целях дальнейшего совершенствования  рынка ценных бумаг, создания благоприятных  условий для инвестирования в  экономику страны и активизации  процесса самостоятельного привлечения  предприятиями инвестиций по следующим  направлениям: [12]

комплексное регулирование  рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами и  современными потребностями рынка;

контроль над соблюдением  профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, в том числе  депозитариями, требований финансовой достаточности и других норм законодательства о ценных бумагах;

формирование в Республике Беларусь конкурентоспособной расчетно-клиринговой  системы по ценным бумагам, которая  будет обеспечивать высокую эффективность  осуществления расчетов по сделкам  со всеми видами ценных бумаг;

предоставление должного уровня системы защиты законных прав и интересов инвесторов на рынке  ценных бумаг;

увеличение инвестиционной культуры участников рынка ценных бумаг  и финансовой грамотности населения;

формирование условий  для увеличения количества инвесторов и эмитентов;

усовершенствование новых  типов страхования, которые ориентированны на страхование рисков, сопутствующих  деятельности на рынке ценных бумаг;

мониторинг биржевого  и внебиржевого рынка ценных бумаг  и обеспечение законности совершаемых  сделок.

Стратегической целью  развития биржевого рынка ценных бумаг является его активизация  путем роста торговых оборотов и  обеспечения качественно нового уровня обслуживания участников торгов.

Приоритетным в этой работе является преобразование расчетно-клиринговой  системы по ценным бумагам, формирование необходимых условий для осуществления  через биржу продажи пакетов  акций, которые принадлежат государству, организация обращения и размещения на бирже новых инструментов, таких  как, биржевые облигации, облигации  предприятий, облигации с ипотечным  покрытием, а также иные инструменты, путем определения для них  условий допуска к торгам.

Развитие расчетно-клиринговой  системы потребует оптимизации  перемещения финансовых средств  и использования денежных ресурсов между биржевыми сегментами, унификации расчетов в различных секторах биржевого  рынка. Если учитывать существующее состояние инфраструктуры рынка  можно сделать дальнейшее развитие расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам в Республике Беларусь. Она осуществляется в следующих  направлениях:

разработка законодательства, которая устанавливает правовые основы осуществления клиринга, различных  способов определения обязательств участников клиринга и клиринговой  деятельности;

построение эффективной  модели технологического взаимодействия между структурными элементами расчетно-клиринговой  системы и участниками клиринга в режиме реального времени, в  том числе с использованием биржевой системы электронного документооборота, которая включает сертифицированные  средства криптографической защиты информации;

на основе внедрения механизмов займа ценных бумаг и денежных средств, формирование системы поддержки  ликвидности участников клиринга;

с целью предупреждения возможных  последствий неплатежеспособности и поэтапного введения режимов осуществления  сделок с частичным депонированием средств для отдельных категорий  участников клиринга, формирование клиринговой  организацией системы мониторинга  финансового состояния всех участников клиринга, с использованием информации, предоставляемой Министерством  финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь, за исключением  сведений, которые составляют банковскую тайну;

Решение вышеназванных задач  с учетом уровня развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь возможно при сохранении действующей инфраструктуры расчетно-клиринговой системы, которая  предполагает, что ОАО "БВФБ" продолжит  осуществлять клиринговую деятельность в качестве клиринговой организации  на всех сегментах организованного  рынка ценных бумаг.

Осуществление указанных  мероприятий также создаст условия  для повышения эффективности  функционирования, позволит увеличить  спектр проводимых участниками операции, и ликвидности всех сегментов  биржевого рынка и придаст  новейший толчок развитию рынка ценных бумаг в целом.

Еще одним из приоритетных направлений развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь является формирование и усовершенствование института коллективных инвесторов (паевые, инвестиционные фонды), которые  составляют группу консервативных инвесторов, настроенных на долгосрочные вложения. Вместе с тем, для его развития требуется, сформировать ликвидный  рынок ценных бумаг.

Анализ современного этапа  рынка ценных бумаг показал низкую ликвидность данного сегмента рынка.

Причинами, препятствующими  развитию рынка акций, являются:

преимущественное право  государство на приобретение акций  предприятий;

ограничения на отчуждение акций, приобретенных гражданами РБ за деньги у государства на льготных условиях и в обмен на чеки имущества;

высокий удельный вес акционерных  обществ с долей государственной  собственности.

На основании вышеизложенного, мы видим, что сложившееся практика выпуска и обращения акций  свидетельствует о не выполнении своей основной функции по привлечению  дополнительный денежный ресурсов данным инструментом.

Для активизации рынка  акций нужно развитие нормативной  правовой базы по следующим направлениям: [11]

оптимизация доли государства  в акционерном капитале. Особое внимание следует уделить разработке новой  концепции управления государственным  имуществом, эффективного управления акциями, которые находятся в  собственности Республики Беларусь.

Такая концепция предусматривает  мероприятия по преобразованию республиканских  и коммунальных унитарных предприятий  в открытые акционерные общества, а также введение мер по продаже  части пакетов акций, которые  принадлежат государству, частным  инвесторам (для организаций, не имеющих  стратегического значения). При этом определяется перечень организаций, к  приобретению акций которых могут  быть допущены частные инвесторы, в  том числе и нерезидентов, выставить  на открытые биржевые торги крупные  пакеты акций, учредить условия для  продажи акций указанных организаций  физическим лицам (прежде всего резидентам);

снятие ограничений на отчуждение акций;

отмена преимущественного  права государства на получение  долей (акций) в уставных фондах организаций, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной  собственности, пользующихся различными формами государственной поддержки;

приведение норм, регулирующих применение особого права ("золотой  акции") государства на участие  в управлении хозяйственными обществами, в соответствие с международными правилами;

отмена необходимости  согласования дополнительных эмиссий  акций с Государственным комитетом  по имуществу, либо соответствующими местными исполнительными и распорядительными  органами;

освобождение доходов  акционерных обществ, полученных при  размещении ими акций по цене свыше  номинальной стоимости, от уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский  и местные бюджеты, государственные  целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

поэтапное усовершенствование системы налогообложения доходов, полученных юридическими и физическими  лицами от операций с акциями. Ставка налога на доходы, полученные юридическими лицами от операций с акциями, должна быть сопоставима с действующей  ставкой налога на прибыль.

Бюджет получит дополнительные поступления, при снижении налога на доходы от операций с акциями за счёт увеличения объёмов совершаемых  операций.

Причинами, препятствующими  развитию рынка облигаций юридических  лиц, являются:

для инвесторов:

высокая ставка налогообложения  доходов, полученных юридическими лицами по операциям с ценными бумагами;

неравные конкурентные возможности  для субъектов хозяйствования при  заимствовании средств у населения  и банков. Доходы, полученные физическими  лицами от операций с ценными бумагами, в том числе процентные доходы по облигациям, в соответствии с  законодательством облагаются по ставкам налогообложения совокупного годового дохода. В то же время проценты по вкладам физических лиц в банках налогами не облагаются;

Информация о работе Развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь