Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:31, курсовая работа
Цель работы – на основе теоретических источников изучить особенности развития кредитной кооперации в аграрном секторе в условиях рыночной экономики.
Задачи:
- изучить особенности развития сельских кредитных кооперативов;
- рассмотреть зарубежную практику кредитования сельского хозяйства;
- изучить формирование кредитной системы в сельском хозяйстве;
- определить государственное регулирование кредитной системы в АПК;
- подвести итоги изученному материалу.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы развития сельской кредитной кооперации……..6
1.1 Развитие сельской кредитной кооперации в рыночной экономике…………..6
1.2 Правовые основы деятельности сельской кредитной кооперации………….9
1.3 Направление поддержки развития сельской кредитной
кооперации…………………………………………………………………………16
Глава 2 Современное состояние сельскохозяйственного производства и формирование финансово - кредитной системы………………………………….18
2.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства……………………………………………………………........................18
2.2 Особенности современного экономического состояния аграрного сектора экономики России…………………………………..……………………………...22
Глава 3 Пути совершенствования экономического состояния и кредитной системы сельского хозяйства……………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...34
Для защиты финансовых интересов членов сельских кредитных кооперативов Федеральный закон 8 декабря 1995 г. № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации» обязал кооперативы устанавливать размеры резервных фондов для обеспечения непредвиденных расходов и страховать риск невозврата займов по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика. Уставом кредитного кооператива или решениями общего собрания членов, также необходимо определить нормативы его финансовой деятельности и ограничения следующих соотношений: размеров паевого и резервного фондов; собственного капитала и активов баланса; активов баланса и текущих обязательств; максимальной суммы займа, выдаваемой одному заемщику, и активов баланса; величины временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи, которая не может превышать 50% средств этого фонда.
Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» распространяет свое действие только на те кредитные потребительские кооперативы, которые созданы в подавляющем большинстве сельскохозяйственными товаропроизводителями. Согласно определению, данному в статье 1 этого закона «сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции (которая составляет в стоимостном выражении более 50% от общего объема производимой продукции в общем случае, и более 70% от общего объема производимой продукции для рыболовецких артелей (колхозов)».
Таким образом, для многих сельских жителей и предпринимателей, которые ведут несколько видов хозяйственной деятельности, эти законодательные ограничения не позволяют равноправно с другими членами участвовать в финансовой деятельности кредитных кооперативов. В некоторых субъектах Российской Федерации были приняты региональные законы, направленные на содействие развитию кредитной кооперации. Примерами таких законодательных актов могут служить региональные законы, принятые в Алтайском крае, Волгоградской, Владимирской, Орловской, Саратовской областях и в ряде других субъектов Российской Федерации.[15, С.10-14]
Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» с изменениями и дополнениями, вступивший в силу с 01.01.2010г. Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов (ст.1, п.1). Действие настоящего Федерального закона не распространяется на сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их объединения, правовые и экономические основы создания и деятельности которых определяются Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ст.1, п.2).
Вышесказанное является основание для принятия федерального закона «О кредитной кооперации», предметом регулирования которого должна стать система сельской кредитной кооперации, где должны быть заложены и определены правовые, организационные и экономические основы кредитной кооперации как финансовой организации особой формы.
Принятие данного закона обеспечит однозначное толкование таких, широко применяемых в сфере кредитной кооперации экономических понятий, как членство, паевой взнос, паевой фонд, кооперативные выплаты. Законом должны быть установлены необходимые требования к Уставам кредитных кооперативов, определен порядок формирования имущества кооператива и распределения доходов, а также обеспечена юридическая защита интересов членов кооперативов в решении вопросов о правах и обязанностях членов, порядке исключения из кооператива, имущественной ответственности, структуре органов управления и контроля, их компетенции, условиях реорганизации и ликвидации кооперативов, других вопросов деятельности.
Положения федерального закона должны определить основные принципы кооперативного движения, в том числе принцип добровольности вступления и выхода из кооператива, принцип равноправия членов, принцип самоуправления кредитного кооператива.
Именно самоуправление является важнейшим отличительным признаком кредитного кооператива, определяющим особое правовое положение кредитного кооператива на финансовом рынке. Принцип самоуправления, включающий в себя возможность контроля за деятельностью кооператива и беспрепятственного влияния на принятие ключевых решений со стороны каждого члена кооператива через участие в высшем органе управления - общем собрании, должен предопределить и особый подход к вопросу о надзоре за деятельностью кредитных кооперативов со стороны государства. Так как для ведения основной деятельности кооператива ему требуются специфические стандарты бухгалтерской отчетности, то принимаемый федеральный закон должен это предусмотреть.[19, С.125-138]
Представленные нормы российского кооперативного права не защищают рынок от недобросовестных организаций, создаваемых и работающих под вывеской кредитных кооперативов, и сами кредитные кооперативы от чрезмерного риска деятельности.
Как показывает многолетняя история, сельская кредитная кооперация является эффективным инструментом финансирования сельхозтоваропроизводителей и сельского малого бизнеса. Кроме того, кредитная кооперация выполняет определенную социальную функцию, предоставляя жителям села возможность реализовать предпринимательскую инициативу, решить вопросы потребительского займа, повысить покупательную способность и уровень жизни.
В докризисный период в системе сельской кредитной кооперации нашей страны наблюдался не только количественный рост кооперативов, но постепенно происходили важные качественные изменения - за последние три года более чем в три раза увеличилось число кооперативов - обладателей солидных активов в размере 5 млн рублей. Сельская кредитная потребительская кооперация (СКПК) в целом успешно решали задачу обеспечения доступности финансовых ресурсов для сельхозтоваропроизводителей - представителей малого и среднего агробизнеса.[18, С.98]
В условиях экономического кризиса отдельные кредитные кооперативы и отдельные региональные системы испытывают определенные затруднения, которые приводят к снижению кредитного портфеля. Основными причинами финансовых проблем деятельности кооперативов сегодня являются несовершенство законодательной базы, несоблюдение кооперативами рекомендуемых финансовых нормативов деятельности, недостаточная обеспеченность собственным капиталом, отсутствие системы гарантирования, страхования и резервирования, недостаточно высокий профессиональный уровень ряда менеджеров кредитных кооперативов, порой формальный подход к принятию в члены кооператива. В условиях кризиса проявились такие недостатки в деятельности руководства кооперативов, как неправильное формирование портфеля займов (с неоправданно высокой долей сбережений членов кооператива), отсутствие эффективной системы мониторинга, формальное отношение к залогу и поручительству, установление необоснованно завышенных процентов по сбережениям членов кооператива, отсутствие плана управления ликвидностью на случай банкротства СКПК и другие.
Специалистами Фонда развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) в целях преодоления возникших проблем разработана программа, осуществление которой будет способствовать выводу из кризиса системы сельской кредитной кооперации. Программа включает, прежде всего, внесение изменений в действующий ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», которыми конкретизируется ряд финансовых нормативов, необходимых для деятельности СКПК (определение минимального размера паевого капитала, размера отчислений в резервный фонд, значения норматива ликвидности, повышение требований к членству в кооперативе и др.). Не менее важна и активизация работы по созданию гарантийных, залоговых фондов и других институтов стабилизации и гарантии при кооперативах 2-го и 3-го уровней.
Если до 1996 г. в стране функционировало около 500 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, то за два года реализации национального проекта «Развитие АПК» в 87 регионах России было создано 1 150 СКПК. Сегодня в России насчитывается более 1 900 СКПК с общим числом членов около 200 тысяч.[9, С.30]
Как показывает многолетняя история, сельская кредитная кооперация является эффективным инструментом финансирования сельхозтоваропроизводителей и сельского малого бизнеса. Для многих жителей села и мелких городов сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив - это единственный способ получения займов. На конец 2008 г. стоимость активов СКПК России составляла более 8 млрд руб., а объем предоставленных займов - около 7,5 млрд руб. Кроме того, кредитная кооперация выполняет определенную социальную функцию, предоставляя жителям села возможность реализовать предпринимательскую инициативу, решить вопросы потребительского займа, повысить покупательную способность и уровень жизни.
1.3 Направление поддержки развития сельской кредитной кооперации
Государственная поддержка сельских кредитных кооперативов, в том числе и потребительских, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по направлениям и в пределах средств, предусмотренных этими бюджетами на очередной финансовый год. Так, в соответствии с Госпрограммой финансовая поддержка СКК осуществляется из федерального бюджета посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат по займам, полученным СКК в кредитных организациях и в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.
СКК возмещаются также затраты, связанные с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на организационное обустройство (приобретение мебели, оргтехники, в том числе программных продуктов, средств связи, подключение к сети Интернет, оплату аренды офисных помещений, оплату коммунальных услуг). Общая сумма кредита не может превышать 15 млн руб. на один кооператив. Начиная с 2009 г., в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1096 была предусмотрена государственная поддержка из федерального бюджета экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, в том числе тех, которые предполагают создание и развитие региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих, в том числе кредитных), включая кооперативы 2-го и последующего уровней. К сожалению, в настоящее время реализация данного направления приостановлена.
В рамках Госпрограммы основная кредитная поддержка сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах с целью пополнения фондов финансовой взаимопомощи осуществляется через ОАО «Россельхозбанк».
На наш взгляд, в период экономического кризиса, для сохранения созданной системы сельской кредитной кооперации, необходимо особое внимание уделить совершенствованию государственной поддержки по таким направлениям как: выделение средств (на условиях софинансирования); на формирование гарантийных фондов при кооперативах 2-го и 3-го уровней;
формирование страхового фонда сбережений членов кооператива; оказание стартовой финансовой помощи СКК; обучение и подготовку кадров.[16, С.22-30]
Глава 2 Современное состояние сельскохозяйственного производства и формирование финансово - кредитной системы
2.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства
Сегодня финансовые, кредитные, товарные, лизинговые инвестиции должны направляться туда, где от них будет получен наиболее быстрый и максимальный эффект. Очевидно, что в условиях острой конкурентной борьбы на рынке инвестиций между государствами, регионами, предприятиями победит тот, кто сумеет привлечь их достаточную массу и с наибольшим эффектом их использовать. Задача местных региональных органов власти, отраслевых, хозяйственных органов - правильно определить приоритеты инвестирования, придать им инновационно-производственную направленность, умело используя при этом экономические и налоговые рычаги. Поиск инвестиций является трудной задачей, но еще более трудным делом является обеспечение их эффективного использования.
Доля нашей страны в привлечении мировых инвестиционных ресурсов ничтожно мала - всего 0,5%. Оставляет желать лучшего и структура привлекаемых в Россию ресурсов: удельный вес прямых и портфельных капиталовложений в производственную сферу весьма скромен при высоком уровне вложений в приобретение государственных ценных бумаг, финансово-банковский сектор. Явно неудовлетворительна региональная структура зарубежных инвестиций: 60% приходится на Москву, еще 20 - на девять других регионов и последние 20% - на всю остальную территорию России, охватывающую почти 80 субъектов Федерации.
Главной причиной такой ситуации является отсутствие в России действенной системы стимулирования привлечения иностранных инвестиций, их защиты, гарантий и страхования. Это выражается в неуважении к договорной дисциплине, высоком уровне и непредсказуемости налогообложения, неразвитости социальной, транспортной и коммуникационной инфраструктур, отсталой системе учета, нестабильности политической, правовой и нормативной систем в целом.