Развитие сельской кредитной кооперации – один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе теоретических источников изучить особенности развития кредитной кооперации в аграрном секторе в условиях рыночной экономики.
Задачи:
- изучить особенности развития сельских кредитных кооперативов;
- рассмотреть зарубежную практику кредитования сельского хозяйства;
- изучить формирование кредитной системы в сельском хозяйстве;
- определить государственное регулирование кредитной системы в АПК;
- подвести итоги изученному материалу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы развития сельской кредитной кооперации……..6
1.1 Развитие сельской кредитной кооперации в рыночной экономике…………..6
1.2 Правовые основы деятельности сельской кредитной кооперации………….9
1.3 Направление поддержки развития сельской кредитной
кооперации…………………………………………………………………………16
Глава 2 Современное состояние сельскохозяйственного производства и формирование финансово - кредитной системы………………………………….18
2.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства……………………………………………………………........................18
2.2 Особенности современного экономического состояния аграрного сектора экономики России…………………………………..……………………………...22
Глава 3 Пути совершенствования экономического состояния и кредитной системы сельского хозяйства……………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие сельской кредитной кооперации – один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК.doc

— 370.64 Кб (Скачать файл)

Для защиты финансовых интересов членов сельских кредитных кооперативов Федеральный закон 8 декабря 1995 г. № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации» обязал кооперативы устанавливать размеры резервных фондов для обеспечения непредвиденных расходов и страховать риск невозврата займов по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика. Уставом кредитного кооператива или решениями общего собрания членов, также необходимо определить нормативы его финансовой деятельности и ограничения следующих соотношений: размеров паевого и резервного фондов; собственного капитала и активов баланса; активов баланса и текущих обязательств; максимальной суммы займа, выдаваемой одному заемщику, и активов баланса; величины временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи, которая не может превышать 50% средств этого фонда.

Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» распространяет свое действие только на те кредитные потребительские кооперативы, которые созданы в подавляющем большинстве сельскохозяйственными товаропроизводителями. Согласно определению, данному в статье 1 этого закона «сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции (которая составляет в стоимостном выражении более 50% от общего объема производимой продукции в общем случае, и более 70% от общего объема производимой продукции для рыболовецких артелей (колхозов)».

Таким образом, для многих сельских жителей и предпринимателей, которые ведут несколько видов хозяйственной деятельности, эти законодательные ограничения не позволяют равноправно с другими членами участвовать в финансовой деятельности кредитных кооперативов.  В некоторых субъектах Российской Федерации были приняты региональные законы, направленные на содействие развитию  кредитной кооперации. Примерами таких законодательных актов могут служить региональные законы, принятые в Алтайском крае, Волгоградской, Владимирской, Орловской, Саратовской областях и в ряде других субъектов Российской Федерации.[15, С.10-14]

Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» с изменениями и дополнениями, вступивший в силу с 01.01.2010г. Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов (ст.1, п.1). Действие настоящего Федерального закона не распространяется на сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их объединения, правовые и экономические основы создания и деятельности которых определяются Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ст.1, п.2).

Вышесказанное является основание для принятия  федерального закона «О кредитной кооперации», предметом регулирования которого должна стать система сельской кредитной кооперации, где должны быть заложены и определены правовые, организационные и экономические основы кредитной кооперации как финансовой организации особой формы.

Принятие данного закона обеспечит однозначное толкование таких, широко применяемых в сфере кредитной кооперации экономических понятий, как членство, паевой взнос, паевой фонд, кооперативные выплаты. Законом должны быть установлены необходимые требования к Уставам кредитных кооперативов, определен порядок формирования имущества кооператива и распределения доходов, а также обеспечена юридическая защита интересов членов кооперативов в решении вопросов о правах и обязанностях членов, порядке исключения из кооператива, имущественной ответственности, структуре органов управления и контроля, их компетенции, условиях реорганизации и ликвидации кооперативов, других вопросов деятельности.

Положения федерального закона должны определить основные принципы кооперативного движения, в том числе принцип добровольности вступления и выхода из кооператива, принцип равноправия членов, принцип самоуправления кредитного кооператива.

Именно самоуправление является важнейшим отличительным признаком кредитного кооператива, определяющим особое правовое положение кредитного кооператива на финансовом рынке. Принцип самоуправления, включающий в себя возможность контроля за деятельностью кооператива и беспрепятственного влияния на принятие ключевых решений со стороны каждого члена кооператива через участие в высшем органе управления - общем собрании,  должен предопределить   и особый подход к вопросу о надзоре за деятельностью кредитных кооперативов со стороны государства.   Так как для ведения основной деятельности кооператива ему требуются специфические стандарты бухгалтерской отчетности, то принимаемый федеральный закон должен это предусмотреть.[19, С.125-138]

Представленные нормы российского кооперативного права не защищают рынок от недобросовестных организаций, создаваемых и работающих под вывеской кредитных кооперативов, и сами кредитные кооперативы от чрезмерного риска деятельности.

Как показывает многолетняя история, сельская кредитная кооперация является эффективным инструментом финансирования сельхозтоваропроизводителей и сельского малого бизнеса. Кроме того, кредитная кооперация выполняет определенную социальную функцию, предоставляя жителям села возможность реализовать предпринимательскую инициативу, решить вопросы потребительского займа, повысить покупательную способность и уровень жизни.

В докризисный период в системе сельской кредитной кооперации нашей страны наблюдался не только количественный рост кооперативов, но постепенно происходили важные качественные изменения - за   последние три года более чем в три раза увеличилось число кооперативов - обладателей солидных активов в размере 5 млн рублей. Сельская кредитная потребительская кооперация (СКПК) в целом успешно решали задачу обеспечения доступности финансовых ресурсов для сельхозтоваропроизводителей - представителей малого и среднего агробизнеса.[18, С.98]

В условиях экономического кризиса отдельные кредитные кооперативы и отдельные региональные системы испытывают определенные затруднения, которые приводят к снижению кредитного портфеля. Основными причинами финансовых проблем деятельности кооперативов сегодня являются несовершенство законодательной базы, несоблюдение кооперативами рекомендуемых финансовых нормативов деятельности, недостаточная обеспеченность собственным капиталом, отсутствие системы гарантирования, страхования и резервирования, недостаточно высокий профессиональный уровень ряда менеджеров кредитных кооперативов, порой формальный подход к принятию в члены кооператива. В условиях кризиса проявились такие недостатки в деятельности руководства кооперативов, как неправильное формирование портфеля займов (с неоправданно высокой долей сбережений членов кооператива), отсутствие эффективной системы мониторинга, формальное отношение к залогу и поручительству, установление необоснованно завышенных процентов по сбережениям членов кооператива, отсутствие плана управления ликвидностью на случай банкротства СКПК и другие.

Специалистами Фонда развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) в целях преодоления возникших проблем разработана программа, осуществление которой будет способствовать выводу из кризиса системы сельской кредитной кооперации. Программа включает, прежде всего, внесение изменений в действующий ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», которыми конкретизируется ряд финансовых нормативов, необходимых для деятельности СКПК (определение минимального размера паевого капитала, размера отчислений в резервный фонд, значения норматива ликвидности, повышение требований к членству в кооперативе и др.). Не менее важна и активизация работы по созданию гарантийных, залоговых фондов и других институтов стабилизации и гарантии при кооперативах 2-го и 3-го уровней.

Если до 1996 г. в стране функционировало   около   500 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, то за два года реализации национального проекта «Развитие АПК» в 87 регионах России было создано 1 150 СКПК. Сегодня в России насчитывается более 1 900 СКПК с общим числом членов около 200 тысяч.[9, С.30]

Как показывает многолетняя история, сельская кредитная кооперация является эффективным инструментом финансирования сельхозтоваропроизводителей и сельского малого бизнеса. Для многих жителей села и мелких городов сельскохозяйственный потребительский   кредитный   кооператив - это единственный способ получения займов. На конец 2008 г. стоимость активов СКПК России составляла более 8 млрд руб., а объем предоставленных займов - около 7,5 млрд руб. Кроме того, кредитная кооперация выполняет определенную социальную функцию, предоставляя жителям села возможность реализовать предпринимательскую инициативу, решить вопросы потребительского займа, повысить покупательную способность и уровень жизни.

 

1.3 Направление поддержки развития сельской кредитной  кооперации

 

 

Государственная поддержка сельских кредитных кооперативов, в том числе и потребительских, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по направлениям и в пределах средств, предусмотренных этими бюджетами на очередной финансовый год. Так, в соответствии с Госпрограммой финансовая поддержка СКК осуществляется из федерального бюджета посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат по займам, полученным СКК в кредитных организациях и в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.

СКК возмещаются также затраты, связанные с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на организационное обустройство (приобретение мебели, оргтехники, в том числе программных продуктов, средств связи, подключение к сети Интернет, оплату аренды офисных помещений, оплату коммунальных услуг). Общая сумма кредита не может превышать 15 млн руб. на один кооператив. Начиная с 2009 г., в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1096 была предусмотрена государственная поддержка из федерального бюджета экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, в том числе тех, которые предполагают создание и развитие региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих, в том числе кредитных), включая кооперативы 2-го и последующего уровней.  К сожалению, в настоящее время реализация данного направления приостановлена.

В рамках Госпрограммы основная кредитная поддержка сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах с целью пополнения фондов финансовой взаимопомощи осуществляется через ОАО «Россельхозбанк».

На наш взгляд, в период экономического кризиса, для сохранения созданной системы сельской кредитной кооперации, необходимо особое внимание уделить совершенствованию государственной поддержки по таким направлениям как: выделение средств (на условиях софинансирования); на формирование    гарантийных   фондов при кооперативах 2-го и 3-го уровней;

формирование страхового фонда сбережений членов кооператива; оказание стартовой финансовой помощи СКК; обучение и подготовку кадров.[16, С.22-30]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Современное состояние сельскохозяйственного производства и формирование финансово - кредитной системы

2.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства

 

 

Сегодня финансовые,  кредитные,  товарные,  лизинговые  инвестиции  должны направляться туда, где от них будет получен наиболее быстрый и  максимальный эффект. Очевидно,  что  в  условиях  острой  конкурентной  борьбы  на  рынке инвестиций между государствами, регионами, предприятиями  победит  тот,  кто сумеет  привлечь  их  достаточную  массу  и  с   наибольшим   эффектом   их использовать.  Задача  местных  региональных органов  власти,   отраслевых, хозяйственных органов -  правильно  определить  приоритеты   инвестирования, придать им  инновационно-производственную  направленность,  умело  используя при  этом  экономические  и  налоговые  рычаги.  Поиск  инвестиций  является трудной  задачей,  но  еще  более  трудным  делом  является  обеспечение  их эффективного использования.

Доля нашей страны в привлечении мировых инвестиционных  ресурсов  ничтожно мала - всего  0,5%. Оставляет  желать  лучшего  и  структура  привлекаемых  в Россию ресурсов: удельный вес прямых  и  портфельных  капиталовложений  в  производственную сферу  весьма  скромен  при   высоком   уровне   вложений   в   приобретение государственных   ценных   бумаг,    финансово-банковский    сектор.    Явно неудовлетворительна  региональная  структура зарубежных   инвестиций:   60% приходится на Москву, еще 20 - на девять других регионов и последние  20%  - на  всю  остальную  территорию  России,  охватывающую  почти  80   субъектов Федерации.

Главной причиной такой ситуации является отсутствие в  России  действенной системы  стимулирования  привлечения  иностранных  инвестиций,  их   защиты, гарантий  и  страхования.  Это  выражается   в   неуважении   к   договорной дисциплине,   высоком   уровне    и    непредсказуемости    налогообложения, неразвитости  социальной,  транспортной  и  коммуникационной  инфраструктур, отсталой системе учета, нестабильности политической, правовой и  нормативной систем в целом.

Информация о работе Развитие сельской кредитной кооперации – один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК