Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:31, курсовая работа
Цель работы – на основе теоретических источников изучить особенности развития кредитной кооперации в аграрном секторе в условиях рыночной экономики.
Задачи:
- изучить особенности развития сельских кредитных кооперативов;
- рассмотреть зарубежную практику кредитования сельского хозяйства;
- изучить формирование кредитной системы в сельском хозяйстве;
- определить государственное регулирование кредитной системы в АПК;
- подвести итоги изученному материалу.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы развития сельской кредитной кооперации……..6
1.1 Развитие сельской кредитной кооперации в рыночной экономике…………..6
1.2 Правовые основы деятельности сельской кредитной кооперации………….9
1.3 Направление поддержки развития сельской кредитной
кооперации…………………………………………………………………………16
Глава 2 Современное состояние сельскохозяйственного производства и формирование финансово - кредитной системы………………………………….18
2.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства……………………………………………………………........................18
2.2 Особенности современного экономического состояния аграрного сектора экономики России…………………………………..……………………………...22
Глава 3 Пути совершенствования экономического состояния и кредитной системы сельского хозяйства……………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...34
В условиях глубокого кризиса, переживаемого агропромышленным комплексом, особую ценность представляют иностранные инвестиции в эту сложную, с длительным сроком окупаемости сферу экономики. Однако, как известно, инвестиции идут туда, где имеется гарантия их высокоэффективного использования и максимальной отдачи.
Особый интерес, на наш взгляд, вызывают система организации и стимулирования производства, механизм экономической ответственности которые позволяют обеспечивать высокую эффективность производства, уровень технологической и производственной дисциплины, производить высококачественную и конкурентоспособную продукцию.
Зарубежная практика и отечественный опыт рыночных преобразований позволяют сделать вывод, что «запуск» инвестиционного процесса, создающего основу для устойчивого роста отечественного производства, может и должен начаться с отраслей, ориентированных на конечный потребительский спрос, в первую очередь, как это ни парадоксально, с сельскохозяйственного производства, пищевой и легкой промышленности, то есть именно с тех отраслей, которые испытывают наибольший спад производства.[14, С.5]
Особое значение сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности для стимулирования инвестиционной активности обусловлено тем, что, во-первых, эти отрасли имеют сильную межотраслевую «сцепку», в результате чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей и формируя в них собственный инвестиционный потенциал. Во-вторых, благодаря наиболее низкой капиталоемкости и наименьшим срокам окупаемости капитальных вложений. В- третьих, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке. В-четвертых, большинство видов продукции легкой и перерабатывающей промышленности, в отличие от сложной бытовой техники, вполне конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на некоторых зарубежных рынках.
Это направление государственной структурной политики может быть реализовано с относительно меньшей нагрузкой на федеральный и местный бюджет. Для этого требуются не столько прямые государственные инвестиции, сколько организационно-правовые меры, позволяющие открыть этот сектор для кредитных ресурсов и частных инвестиций, в том числе иностранных. Эти инвестиции необходимо поддерживать налоговыми и иными льготами, причем таким образом, чтобы формирующийся инвестиционный спрос ориентировался в первую очередь на отечественных производителей технологического оборудования. Необходима также разумная государственная политика протекционизма в отношении названных отраслей.
Приоритетным направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна стать и поддержка инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства. Объем инвестиций в этот сектор сегодня оценивается в 7% всех вложений в основной капитал. Для этого не требуется крупных государственных средств. При этом важно инвестиционный спрос, создаваемый при государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, ориентировать на отечественных производителей специализированного оборудования для малых форм бизнеса.[22, С.16]
В условиях инвестиционного кризиса, несомненно, оправданна установка на формирование мощных вертикально-интегрированных промышленных конгломератов во главе с банками при сохранении определенных масштабов государственного участия. Такая организационная структура повышает возможности аккумулирования финансово-кредитных ресурсов и их концентрации в приоритетных точках роста, создает инвестиционную базу активной структурной политики.
Однако сложившиеся формы организации финансово-промышленных групп не всегда соответствуют реализации этой стратегии, прежде всего из-за отсутствия должного отбора и привлечения инвесторов из числа представителей отечественного и иностранного капитала. Чтобы финансово-промышленные группы могли стать локомотивом инвестиционного процесса, необходимо: во-первых правовое обеспечение гарантий выполнения инвестиционных обязательств, принимаемых банками и иными инвесторами при покупке акций производственных компаний на инвестиционных конкурсах и при любых других формах приобретения акций в собственность. Во-вторых, нужна четкая регламентация объема и условий объединения финансовых ресурсов предприятий, входящих в состав финансово-промышленных групп, в зависимости от направлений их использования.
Оживление инвестиционной активности является непременным условием выхода предприятий АПК на устойчивую траекторию экономического роста. Как мировой опыт, так и российская действительность свидетельствуют, что без активизации роли государства, местных органов власти в инвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния экономики, восстановление и рост экономического потенциала России и ее регионов невозможны.
2.2 Особенности современного экономического состояния аграрного сектора экономики России
В качестве главного незаменимого средства производства в сельском хозяйстве выступает земля. По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года в Российской Федерации насчитывалось 167,6 млн га сельскохозяйственных угодий (около 80 % из них принадлежит сельскохозяйственным организациям). За период 1990-2006 годов площадь пашни сократилась на 29,6 млн га, причем в восьми регионах Российской Федерации больше чем на 1 млн га. Серьезные опасения вызывает деградация сельскохозяйственных земель. За последние 15 лет объемы вносимых минеральных удобрений значительно сократились. Так, на 1 га посевной площади в 1990 году вносилось 88 кг действующего вещества, в 2005 году -- всего 25 кг. В последнее время наблюдается тенденция увеличения внесения минеральных удобрений. В 2008 году в среднем было внесено 36 кг действующего вещества в расчете на 1 га. Наибольший прирост внесения минеральных удобрений отмечался в Центральном и Южном федеральных округах. Объемы внесения органических удобрений год от года также сокращались: с 3,5 т на 1 га в 1990 году до 1 т в 2008 году. [27, С.26]
В 2004-2007 годах средний темп прироста производства продукции сельского хозяйства составлял около 3 %. В 2008 году данный показатель увеличился до 10,8 % и объем валовой продукции сельского хозяйства в текущих ценах составил 2,6 трлн руб. Такой рост был обусловлен увеличением производства продукции животноводства, а также высоким урожаем зерна. Наиболее динамично развивались фермерские хозяйства. Однако их доля в производстве невелика (около 9 %), поэтому они слабо влияют на развитие отрасли в целом. Хозяйства населения производят около 42 % сельскохозяйственной продукции. В последние годы прироста производства в них практически не наблюдалось. Главными поставщиками товарной продукции остаются сельскохозяйственные организации, которые в 2008 году значительно повысили темпы своего развития: с 4,8 % в 2004 году до 16 % в 2008 году.
В общем объеме сельскохозяйственной продукции в 2008 году на долю растениеводства приходилось 56 %, животноводства -- 44 %. Собранный в 2008 году урожай зерновых был наибольшим за последние десять лет и составил 108,2 млн т. Он полностью обеспечил внутренние потребности в продовольственном и фуражном зерне и позволил направить на экспорт около 20 млн т зерна. Валовой сбор зерновых в целом увеличился по сравнению с 2007 годом на 32,8 %, в том числе пшеницы -- на 29 %, ячменя -- почти на 49 %, кукурузы на зерно -- на 76 %. Перевыполнен показатель Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (далее Госпрограмма) по производству скота и птицы в живом весе. Этот рост в основном был обеспечен за счет продолжающегося наращивания объемов производства мяса птицы. Производство мяса крупного рогатого скота увеличилось всего на 2 %, овец и коз -- на 3 %. В 2008 году удалось достичь некоторой стабилизации производства молока -- было надоено 32 млн т -- за счет увеличения продуктивности коров до 4,2 тыс. кг.[27, С.37]
Возможности расширения инвестиций за счет собственных и привлеченных средств зависит от финансового состояния отрасли. До осени 2008 года в экономике страны отмечалось оживление. Наблюдался рост промышленного производства, увеличивались инвестиции и реально располагаемые доходы населения, рос валовой внутренний продукт. В сельском хозяйстве тоже наметились положительные сдвиги: улучшилось финансово-экономическое положение сельхозорганизаций, росли собственные и приравненные к ним средства, увеличивалось количество прибыльных хозяйств. Так, в 2002 году прибыльных предприятий было меньше половины, в 2008 году их доля поднялась до 82 % от общего количества. Это было обусловлено, с одной стороны, повышением рентабельности сельскохозяйственного производства, а с другой стороны тем, что многие убыточные организации обанкротились и просто перестали существовать.
По оценкам Минсельхоза России, в 2008 году выручка от реализации продукции сельхозпредприятий достигла 887,8 млрд руб., затраты на производство и реализацию продукции составили 768 млрд руб., прибыль увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 11 % и приблизилась к 117 млрд руб. В 2008 году в 1,8 раза вырос размер бюджетных субсидий и составил 100 млрд руб. Более половины субсидий из бюджетов, относимых на финансовый результат, получили сельхозпроизводители Приволжского и Центрального федеральных округов.[27,С.38] Несмотря на улучшение финансово-экономических показателей в отрасли полученный размер прибыли недостаточен для ведения расширенного воспроизводства, к тому же пятая часть организаций убыточны. Согласно сельскохозяйственной переписи 2006 года около 30 % крупных и средних предприятий, 37 % малых, 48 % крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 14 % личных подсобных хозяйств были не в состоянии осуществлять свою деятельность.
Глава 3 Пути совершенствования экономического состояния и кредитной системы сельского хозяйства
В ходе реализации Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» по состоянию на 1 октября 2008 года число организаций, участвующих в Программе финансового оздоровления, достигло 12,9 тыс., причем значительная часть их сосредоточена в Приволжском и Центральном федеральных округах (34,8 % и 22,6 % соответственно). Меньше всего предприятий, принимающих участие в программе, в Дальневосточном (около 3 %), Северо-Западном и Уральском (по 5 %) федеральных округах. Сумма списанной задолженности по пеням и штрафам по налогам и сборам составила 30 млрд руб.[27, С.30]
В то же время более 5 тыс. организаций, вошедших в программу, утратили право на реструктуризацию долгов. Больше всего таких предприятий сосредоточено в Приволжском, Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Это связано с невозможностью выполнить все условия соглашения из-за неустойчивого финансового положения.
С осени 2008 года под влиянием мирового финансового спада начали наблюдаться кризисные явления и в реальных секторах российской экономики. Так, в 2008 году рост промышленного производства замедлился и составил 102,1 % (аналогичный показатель 2007 г. -- 106,3 %).[27, С.31] Ухудшение условий кредитования и, как следствие, падение спроса негативно сказались на темпах роста прежде всего обрабатывающих производств. Рост инвестиций в основной капитал составил 9,1 % по сравнению с предыдущим годом, что практически в два раза ниже аналогичного показателя 2007 года. В 2008 году реальные располагаемые доходы населения увеличились всего на 2,7 %, что намного ниже темпов предыдущего года (12,1 %). Это было во многом обусловлено высоким уровнем инфляции.
По сравнению с промышленностью более высокими показателями характеризовалось сельскохозяйственное производство. За 2008 год производство сельхозпродукции выросло на 10,8 %. Но несмотря на высокие темпы роста производства экономическое положение отрасли практически не улучшилось: понизился уровень рентабельности, сократился объем инвестиций в основной капитал.
На реализацию мероприятий Госпрограммы из федерального бюджета в 2008 году было направлено 138 млрд руб. Одним из важнейших механизмов реализации Госпрограммы по разделу «Достижение финансовой устойчивости хозяйств» является повышение доступности кредитов на условиях субсидирования процентной ставки. В 2008 году, по данным Минсельхоза России, привлечение кредитных ресурсов в целом увеличилось на 38 % по сравнению с предыдущим годом и составило 420,9 млрд руб., из которых 53 % -- краткосрочные кредиты, 35 % -- инвестиционные, 12 % -- кредиты, полученные на развитие малых форм хозяйствования (см. табл. 1).
Таблица 1 Объем кредитных средств и выделенных субсидий из федерального бюджета, млрд руб. (по данным Минсельхоза России)[11, С.30]
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||||
Объем кредитов |
Сумма субсидий |
Объем кредитов |
Сумма субсидий |
Объем кредитов |
Сумма субсидий |
Объем кредитов |
Сумма субсидий | |
Всего по кредитам |
114,5 |
6,6 |
277,7 |
1,8 |
304,4 |
5,2 |
420,9 |
4,0 |
в том числе |
||||||||
краткосрочные |
89,0 |
4,4 |
96,2 |
4,2 |
146,9 |
7,2 |
224,2 |
7,1 |
инвестиционные |
25,2 |
2,1 |
104,6 |
5,4 |
110,5 |
4,6 |
148,5 |
1,7 |
на развитие малых форм |
0,3 |
0,1 |
41,0 |
2,2 |
47,0 |
3,4 |
48,2 |
5,2 |