Развитие сельской кредитной кооперации – один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе теоретических источников изучить особенности развития кредитной кооперации в аграрном секторе в условиях рыночной экономики.
Задачи:
- изучить особенности развития сельских кредитных кооперативов;
- рассмотреть зарубежную практику кредитования сельского хозяйства;
- изучить формирование кредитной системы в сельском хозяйстве;
- определить государственное регулирование кредитной системы в АПК;
- подвести итоги изученному материалу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы развития сельской кредитной кооперации……..6
1.1 Развитие сельской кредитной кооперации в рыночной экономике…………..6
1.2 Правовые основы деятельности сельской кредитной кооперации………….9
1.3 Направление поддержки развития сельской кредитной
кооперации…………………………………………………………………………16
Глава 2 Современное состояние сельскохозяйственного производства и формирование финансово - кредитной системы………………………………….18
2.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства……………………………………………………………........................18
2.2 Особенности современного экономического состояния аграрного сектора экономики России…………………………………..……………………………...22
Глава 3 Пути совершенствования экономического состояния и кредитной системы сельского хозяйства……………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие сельской кредитной кооперации – один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК.doc

— 370.64 Кб (Скачать файл)

В условиях глубокого кризиса, переживаемого  агропромышленным  комплексом, особую  ценность  представляют  иностранные  инвестиции  в  эту  сложную,  с длительным  сроком  окупаемости  сферу  экономики.  Однако,  как   известно, инвестиции  идут  туда,   где   имеется   гарантия   их   высокоэффективного использования и максимальной отдачи.

Особый  интерес,  на  наш   взгляд,   вызывают   система   организации   и стимулирования производства, механизм экономической ответственности  которые позволяют   обеспечивать   высокую   эффективность   производства,   уровень технологической     и     производственной      дисциплины,      производить высококачественную и конкурентоспособную продукцию.

Зарубежная практика и отечественный опыт рыночных преобразований позволяют сделать вывод, что «запуск» инвестиционного процесса, создающего основу  для устойчивого роста отечественного производства, может  и  должен  начаться  с отраслей,  ориентированных  на  конечный  потребительский  спрос,  в  первую очередь, как это ни  парадоксально,  с  сельскохозяйственного  производства, пищевой и легкой промышленности, то есть  именно  с  тех  отраслей,  которые испытывают наибольший спад производства.[14, С.5]

Особое значение сельского хозяйства, легкой и пищевой  промышленности  для стимулирования инвестиционной активности обусловлено  тем,  что,  во-первых, эти  отрасли  имеют  сильную  межотраслевую  «сцепку»,  в  результате   чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект,  стимулируя спрос  на  продукцию  смежных  отраслей  и  формируя   в   них   собственный инвестиционный   потенциал.    Во-вторых,    благодаря    наиболее    низкой капиталоемкости и наименьшим срокам  окупаемости  капитальных  вложений.  В- третьих, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый  спрос на внутреннем рынке.  В-четвертых,  большинство  видов  продукции  легкой  и перерабатывающей промышленности,  в  отличие от  сложной  бытовой  техники, вполне конкурентоспособны  не  только  на  внутреннем,  но  и  на  некоторых зарубежных рынках.

Это  направление   государственной   структурной   политики   может   быть реализовано с  относительно  меньшей  нагрузкой  на  федеральный  и  местный бюджет. Для этого требуются не столько  прямые  государственные  инвестиции, сколько организационно-правовые меры, позволяющие открыть  этот  сектор  для кредитных ресурсов и  частных  инвестиций,  в  том  числе  иностранных.  Эти инвестиции необходимо  поддерживать  налоговыми  и  иными  льготами,  причем таким образом, чтобы формирующийся  инвестиционный  спрос  ориентировался  в первую   очередь   на    отечественных    производителей    технологического оборудования.   Необходима   также   разумная    государственная    политика протекционизма в отношении названных отраслей.

Приоритетным направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна  стать  и  поддержка  инвестиций  в   секторе   малого   и   среднего предпринимательства. Объем инвестиций в этот сектор  сегодня  оценивается  в 7% всех  вложений  в  основной  капитал.  Для  этого  не  требуется  крупных государственных средств. При этом важно  инвестиционный  спрос,  создаваемый при  государственной  поддержке  малого  и   среднего   предпринимательства, ориентировать   на    отечественных    производителей    специализированного оборудования для малых форм бизнеса.[22, С.16]

В условиях инвестиционного кризиса, несомненно,  оправданна  установка  на формирование мощных вертикально-интегрированных  промышленных  конгломератов во главе с банками при сохранении  определенных  масштабов  государственного участия.    Такая    организационная    структура    повышает    возможности аккумулирования   финансово-кредитных   ресурсов   и   их   концентрации   в приоритетных точках роста, создает инвестиционную базу активной  структурной политики.

Однако  сложившиеся  формы  организации  финансово-промышленных  групп  не всегда  соответствуют  реализации  этой  стратегии,   прежде   всего   из-за отсутствия должного отбора и привлечения инвесторов из числа  представителей отечественного  и  иностранного   капитала.  Чтобы   финансово-промышленные группы могли стать локомотивом  инвестиционного  процесса,  необходимо:  во-первых   правовое    обеспечение    гарантий    выполнения    инвестиционных обязательств, принимаемых банками и  иными  инвесторами  при  покупке  акций производственных компаний на инвестиционных конкурсах  и  при  любых  других формах  приобретения  акций  в  собственность.   Во-вторых,   нужна   четкая регламентация объема и условий объединения финансовых ресурсов  предприятий, входящих  в  состав   финансово-промышленных   групп,   в   зависимости   от направлений их использования.

Оживление инвестиционной активности является непременным  условием  выхода предприятий АПК на устойчивую траекторию экономического роста.  Как  мировой опыт,  так  и   российская   действительность   свидетельствуют,   что   без активизации  роли  государства,  местных  органов  власти  в  инвестиционном процессе  путем  его  прямого   и   косвенного   регулирования   преодоление депрессивного состояния  экономики,  восстановление  и  рост  экономического потенциала России и ее регионов невозможны.

 

2.2 Особенности современного экономического состояния аграрного сектора экономики России

 

 

В качестве главного незаменимого средства производства в сельском хозяйстве выступает земля. По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года в Российской Федерации насчитывалось 167,6 млн га сельскохозяйственных угодий (около 80 % из них принадлежит сельскохозяйственным организациям). За период 1990-2006 годов площадь пашни сократилась на 29,6 млн га, причем в восьми регионах Российской Федерации больше чем на 1 млн га.  Серьезные опасения вызывает деградация сельскохозяйственных земель. За последние 15 лет объемы вносимых минеральных удобрений значительно сократились. Так, на 1 га посевной площади в 1990 году вносилось 88 кг действующего вещества, в 2005 году -- всего 25 кг. В последнее время наблюдается тенденция увеличения внесения минеральных удобрений. В 2008 году в среднем было внесено 36 кг действующего вещества в расчете на 1 га. Наибольший прирост внесения минеральных удобрений отмечался в Центральном и Южном федеральных округах. Объемы внесения органических удобрений год от года также сокращались: с 3,5 т на 1 га в 1990 году до 1 т в 2008 году. [27, С.26]

В 2004-2007 годах средний темп прироста производства продукции сельского хозяйства составлял около 3 %. В 2008 году данный показатель увеличился до 10,8 % и объем валовой продукции сельского хозяйства в текущих ценах составил 2,6 трлн руб. Такой рост был обусловлен увеличением производства продукции животноводства, а также высоким урожаем зерна. Наиболее динамично развивались фермерские хозяйства. Однако их доля в производстве невелика (около 9 %), поэтому они слабо влияют на развитие отрасли в целом. Хозяйства населения производят около 42 % сельскохозяйственной продукции. В последние годы прироста производства в них практически не наблюдалось. Главными поставщиками товарной продукции остаются сельскохозяйственные организации, которые в 2008 году значительно повысили темпы своего развития: с 4,8 % в 2004 году до 16 % в 2008 году.

В общем объеме сельскохозяйственной продукции в 2008 году на долю растениеводства приходилось 56 %, животноводства -- 44 %. Собранный в 2008 году урожай зерновых был наибольшим за последние десять лет и составил 108,2 млн т. Он полностью обеспечил внутренние потребности в продовольственном и фуражном зерне и позволил направить на экспорт около 20 млн т зерна. Валовой сбор зерновых в целом увеличился по сравнению с 2007 годом на 32,8 %, в том числе пшеницы -- на 29 %, ячменя -- почти на 49 %, кукурузы на зерно -- на 76 %.  Перевыполнен показатель Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (далее Госпрограмма) по производству скота и птицы в живом весе. Этот рост в основном был обеспечен за счет продолжающегося наращивания объемов производства мяса птицы. Производство мяса крупного рогатого скота увеличилось всего на 2 %, овец и коз -- на 3 %. В 2008 году удалось достичь некоторой стабилизации производства молока -- было надоено 32 млн т -- за счет увеличения продуктивности коров до 4,2 тыс. кг.[27, С.37]

Возможности расширения инвестиций за счет собственных и привлеченных средств зависит от финансового состояния отрасли. До осени 2008 года в экономике страны отмечалось оживление. Наблюдался рост промышленного производства, увеличивались инвестиции и реально располагаемые доходы населения, рос валовой внутренний продукт. В сельском хозяйстве тоже наметились положительные сдвиги: улучшилось финансово-экономическое положение сельхозорганизаций, росли собственные и приравненные к ним средства, увеличивалось количество прибыльных хозяйств. Так, в 2002 году прибыльных предприятий было меньше половины, в 2008 году их доля поднялась до 82 % от общего количества. Это было обусловлено, с одной стороны, повышением рентабельности сельскохозяйственного производства, а с другой стороны тем, что многие убыточные организации обанкротились и просто перестали существовать.

По оценкам Минсельхоза России, в 2008 году выручка от реализации продукции сельхозпредприятий достигла 887,8 млрд руб., затраты на производство и реализацию продукции составили 768 млрд руб., прибыль увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 11 % и приблизилась к 117 млрд руб. В 2008 году в 1,8 раза вырос размер бюджетных субсидий и составил 100 млрд руб. Более половины субсидий из бюджетов, относимых на финансовый результат, получили сельхозпроизводители Приволжского и Центрального федеральных округов.[27,С.38] Несмотря на улучшение финансово-экономических показателей в отрасли полученный размер прибыли недостаточен для ведения расширенного воспроизводства, к тому же пятая часть организаций убыточны. Согласно сельскохозяйственной переписи 2006 года около 30 % крупных и средних предприятий, 37 % малых, 48 % крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 14 % личных подсобных хозяйств были не в состоянии осуществлять свою деятельность.

 

 

Глава 3 Пути совершенствования экономического состояния и кредитной системы сельского хозяйства

 

 

В ходе реализации Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» по состоянию на 1 октября 2008 года число организаций, участвующих в Программе финансового оздоровления, достигло 12,9 тыс., причем значительная часть их сосредоточена в Приволжском и Центральном федеральных округах (34,8 % и 22,6 % соответственно). Меньше всего предприятий, принимающих участие в программе, в Дальневосточном (около 3 %), Северо-Западном и Уральском (по 5 %) федеральных округах. Сумма списанной задолженности по пеням и штрафам по налогам и сборам составила 30 млрд руб.[27, С.30]

В то же время более 5 тыс. организаций, вошедших в программу, утратили право на реструктуризацию долгов. Больше всего таких предприятий сосредоточено в Приволжском, Центральном и Северо-Западном  федеральных округах. Это связано с невозможностью выполнить все условия соглашения из-за неустойчивого финансового положения.

С осени 2008 года под влиянием мирового финансового спада начали наблюдаться кризисные явления и в реальных секторах российской экономики. Так, в 2008 году рост промышленного производства замедлился и составил 102,1 % (аналогичный показатель 2007 г. -- 106,3 %).[27, С.31] Ухудшение условий кредитования и, как следствие, падение спроса негативно сказались на темпах роста прежде всего обрабатывающих производств. Рост инвестиций в основной капитал составил 9,1 % по сравнению с предыдущим годом, что практически в два раза ниже аналогичного показателя 2007 года. В 2008 году реальные располагаемые доходы населения увеличились всего на 2,7 %, что намного ниже темпов предыдущего года (12,1 %). Это было во многом обусловлено высоким уровнем инфляции.

По сравнению с промышленностью более высокими показателями характеризовалось сельскохозяйственное производство. За 2008 год производство сельхозпродукции выросло на 10,8 %. Но несмотря на высокие темпы роста производства экономическое положение отрасли практически не улучшилось: понизился уровень рентабельности, сократился объем инвестиций в основной капитал.

На реализацию мероприятий Госпрограммы из федерального бюджета в 2008 году было направлено 138 млрд руб. Одним из важнейших механизмов реализации Госпрограммы по разделу «Достижение финансовой устойчивости хозяйств» является повышение доступности кредитов на условиях субсидирования процентной ставки. В 2008 году, по данным Минсельхоза России, привлечение кредитных ресурсов в целом увеличилось на 38 % по сравнению с предыдущим годом и составило 420,9 млрд руб., из которых 53 % -- краткосрочные кредиты, 35 % -- инвестиционные, 12 % -- кредиты, полученные на развитие малых форм хозяйствования (см. табл. 1).

Таблица 1 Объем кредитных средств и выделенных субсидий из федерального бюджета, млрд руб. (по данным Минсельхоза России)[11, С.30]

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Объем кредитов

Сумма субсидий

Объем кредитов

Сумма субсидий

Объем кредитов

Сумма субсидий

Объем кредитов

Сумма субсидий

Всего по кредитам

114,5

6,6

277,7

1,8

304,4

5,2

420,9

4,0

в том числе

               

краткосрочные

89,0

4,4

96,2

4,2

146,9

7,2

224,2

7,1

инвестиционные

25,2

2,1

104,6

5,4

110,5

4,6

148,5

1,7

на развитие малых форм

0,3

0,1

41,0

2,2

47,0

3,4

48,2

5,2

Информация о работе Развитие сельской кредитной кооперации – один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК