Развитие сельской кредитной кооперации – один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе теоретических источников изучить особенности развития кредитной кооперации в аграрном секторе в условиях рыночной экономики.
Задачи:
- изучить особенности развития сельских кредитных кооперативов;
- рассмотреть зарубежную практику кредитования сельского хозяйства;
- изучить формирование кредитной системы в сельском хозяйстве;
- определить государственное регулирование кредитной системы в АПК;
- подвести итоги изученному материалу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы развития сельской кредитной кооперации……..6
1.1 Развитие сельской кредитной кооперации в рыночной экономике…………..6
1.2 Правовые основы деятельности сельской кредитной кооперации………….9
1.3 Направление поддержки развития сельской кредитной
кооперации…………………………………………………………………………16
Глава 2 Современное состояние сельскохозяйственного производства и формирование финансово - кредитной системы………………………………….18
2.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства……………………………………………………………........................18
2.2 Особенности современного экономического состояния аграрного сектора экономики России…………………………………..……………………………...22
Глава 3 Пути совершенствования экономического состояния и кредитной системы сельского хозяйства……………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие сельской кредитной кооперации – один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК.doc

— 370.64 Кб (Скачать файл)

 

Объемы субсидий, выделенных на компенсацию части процентной ставки за счет федерального бюджета, ежегодно увеличиваются. Так, в 2008 году сумма средств, выплаченных по этому направлению, увеличилась в пять раз по сравнению с 2005 годом и составила 34 млрд руб. На эти цели также выделяются компенсации и за счет средств региональных бюджетов. В 2008 году доля субсидий из бюджетов субъектов Федерации к общему объему выплаченных субсидий равнялась: по краткосрочному кредитованию -- 25 %, по инвестиционным кредитам -- 34 % и по кредитованию малых форм хозяйствования -- 6,5 %. Больше всего кредитных ресурсов привлечено сельскохозяйственными товаропроизводителями Центрального и Приволжского федеральных округов (около 60 %).[11, С.31]

Для выполнения показателей Госпрограммы, а также в рамках антикризисного плана Правительства РФ из федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса в 2009 году было выделено 183 млрд руб., что на 30 % больше, чем в предыдущем году. Непосредственно в рамках антикризисного плана в АПК дополнительно направлено 87 млрд руб.: 45 млрд руб. -- на увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк», 25 млрд руб. -- на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг», 17 млрд руб. -- на субсидии на уплату процентов по кредитам. То есть значительная часть финансовых ресурсов, направляемых в аграрный сектор, приходится на стимулирование кредитования производителей.

В целях дополнительной поддержки отрасли приняты постановления Правительства РФ о пролонгации краткосрочных кредитов еще на шесть месяцев с субсидированием процентной ставки и инвестиционных кредитов с 8 до 11 лет. Увеличены сроки лизинга оборудования до 15 лет и на 12 месяцев продлены сроки внесения авансов. Государство, расширяя доступность кредитов, повысило размер компенсаций части процентной ставки ЦБ РФ (до 80 % от ставки рефинансирования. По животноводству этот показатель установлен в размере 100 %).[11, С.32]

В оптимизации пропорций воспроизводства в аграрной сфере значительную роль играют ценовые отношения. Проведенный анализ показал, что обмен продукцией между сельским хозяйством и другими отраслями АПК характеризуется неустойчивостью. Это подтверждают отношения индексов цен в 2002-2008 годах. В 2002-2003 годах рост цен на промышленные средства производства и услуги, приобретаемые сельхозтоваропроизводителями, превышал рост цен на продукцию сельского хозяйства. В 2004 году сложилась противоположная ситуация. В 2005-2006 годах ценовые соотношения для аграрного сектора опять стали ухудшаться. Резкий скачок цен на сельскохозяйственную продукцию в III-IV кварталах 2007 года несколько изменил ситуацию -- индекс цен на продукцию сельского хозяйства был выше индекса цен на промышленные товары и услуги на 6 %. В 2008 году эта тенденция сохранилась: темпы роста цен производителей сельскохозяйственной продукции превысили их изменение на промышленные товары и услуги, приобретаемые сельхозпроизводителями, на 1,8 %. В целом за период 2001-2008 годов ценовые соотношения показали, что индексы цен на продукцию сельского хозяйства за исследуемый период увеличились в 2,4 раза, а индексы цен на промышленные товары, приобретаемые сельским хозяйством, выросли почти в 3 раза, причем на электроэнергию, топливо и строительные материалы -- более чем в 4 раза, минеральные удобрения -- в 3,8 раза, ГСМ -- в 3,1 раза.

Неэквивалентность обмена зарождается во взаимоотношениях сельского хозяйства и перерабатывающей (пищевой) промышленности, которая устанавливает тот ценовой уровень, по которому сельхозпроизводителям приходится реализовывать свою продукцию для последующей переработки, а проявляется между первой и второй сферами АПК, когда в силу низких доходов сельхозтоваропроизводители не могут приобрести необходимые им средства производства. При этом на уровень цен, формирующихся в пищевой промышленности, в свою очередь оказывает влияние торговля, присваивая себе значительную часть прибыли. Поэтому при совершенствовании межотраслевых ценовых диспропорций следует учитывать не только диспаритет цен между I и II сферами АПК, тем более что среди отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, наблюдается значительная дифференциация. Например, сельскохозяйственное машиностроение находится в еще более бедственном положении, чем аграрное производство. Целесообразно совершенствовать межотраслевые ценовые соотношения в цепочке: сельскохозяйственный товаропроизводитель -- пищевая промышленность -- транспортировка -- ретейлеры. [11, С.30]

Одной из злободневных проблем аграрной сферы остается социальное развитие. На селе сохраняется тревожная демографическая ситуация. Снижается численность людей трудоспособного возраста, особенно молодежи. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий.  Низкий, социально-несправедливый уровень заработной платы не обеспечивает необходимое стимулирование и тормозит повышение производительности труда в отрасли, выступает главным фактором непрестижности сельскохозяйственного труда. В 2008 году в целом по экономике среднемесячная номинальная зарплата одного работника составляла 17 226 руб., в сельском хозяйстве данный показатель был почти в два раза меньше (8034 руб.). И это при том, что уровень заработной платы в отрасли по сравнению с 2007 годом повысился на 39 %. Заработная плата работников сельского хозяйства имеет большую региональную дифференциацию. Наименьший ее уровень сложился в Северо-Кавказских республиках и республиках Сибирского федерального округа.

В 2008 году уровень заработной платы в сельском хозяйстве составил почти 47 % от среднего уровня по экономике. В целях улучшения трудового и кадрового потенциала отрасли, на наш взгляд, этот показатель целесообразно довести хотя бы до 70-80 % уровня в экономике, как было в дореформенное время, так как расширенное воспроизводство трудовых ресурсов при существующей оплате труда практически невозможно.

Еще одним сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным Росстата, в 2008 году объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства увеличился на 27 % по сравнению с 2007 годом и составил 35,2 млрд долл. США. В связи с этим необходимо скорейшее принятие «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», на основе которой можно было бы регулировать рынок по объемам закупок и реализации сырья, качеству продукции, а также разрабатывать федеральные и региональные проекты защиты внутреннего рынка и развития собственной внешнеторговой деятельности.

Целесообразно осуществить географическую и продуктовую диверсификацию экспорта, а также перенос акцента с экспорта сельскохозяйственного сырья на поставки продовольственных товаров. России необходимо расширять участие в глобальной производственной кооперации на аграрном рынке.

Таким образом, проблема повышения эффективности воспроизводства в аграрном секторе экономики в условиях кризиса со стороны государства должна решаться в сфере совершенствования системы экономического регулирования отрасли, корректировки проводимой экономической политики, а на уровне сельскохозяйственных товаропроизводителей -- на базе рационального использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов и широкого внедрения инноваций в производство.

 

Заключение

 

 

Оценивая состояние кредитной кооперации в России в целом, можно констатировать, что развитие ее пока еще находится в начальной стадии.

К факторам, сдерживающим развитие кооперативных кредитных организаций, и, прежде всего, сельских кредитных кооперативов, в первую очередь относятся:

- слабый предпринимательский потенциал сельского населения;

- слабая законодательная и нормативная база;

- недостаток финансовых средств;

- низкий уровень знаний о принципах кооперативных форм деятельности;

- нехватка квалифицированных кадров для работы в кооперативе и отсутствие системы их подготовки;

- отсутствие методической литературы и необходимой информации

Для успешного развития сельской кредитной кооперации необходима продуманная система мер государственной поддержки равно как на федеральном, так и региональном уровнях, которая включала бы в себя:

  • принятие специального федерального закона о сельских кредитных кооперативах, а до этого, при необходимости, принятие такого закона на региональном уровне;
  • оказание материальной поддержки кредитным кооперативам путем предоставления им на льготных условиях долгосрочных займов на пополнение их кредитных ресурсов, главным образом, за счет региональных и муниципальных бюджетов;
  • введение системы льготного налогообложения кредитных кооперативов как некоммерческих кредитных организаций и предоставление им права наряду с другими некоммерческими организациями и банками пользоваться расчетно-кассовыми центрами, чтобы избежать весьма существенных затрат на выплату коммерческим банкам комиссионных, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием кооперативов;
  • создание системы подготовки кадров, консультирования персонала и членов кооператива, распространения информации о сущности, принципах деятельности и преимуществах кредитных кооперативов как организаций мелкого кредита;
  • создание и оказание содействия структурам, занимающимся вопросами сельской кредитной кооперации с учетом местной специфики в каждом регионе РФ.

По мнению специалистов, государство могло бы содействовать созданию кредитных кооперативов в сельской местности:

  • во-первых, предоставлением долгосрочных займов на формирование стартового капитала,
  • во-вторых, взяв на себя подготовку кадров, консультирование персонала и членов кооперативов, распространение информации о преимуществах кредитной кооперации,
  • в-третьих, обеспечив создание нормативно-законодательной базы и контроль за ее соблюдением,
  • в-четвертых, путем введения системы государственных гарантий возврата ссуд, что позволило бы коммерческим банкам более активно кредитовать кредитные кооперативы. Кроме того, в период становления сельской кредитной кооперации следовало бы ввести льготное налогообложение сельских кредитных кооперативов.

Система гарантий части коммерческих рисков, предоставляемых сельским кредитным кооперативам, для государства имеет ряд преимуществ:

  • во-первых, ограниченные средства государственного бюджета будут использоваться только на возмещение коммерческих рисков, которые при благоприятных условиях могут и не возникнуть;
  • во-вторых, на каждый рубль государственных средств будут привлечены дополнительные средства из других источников;
  • в-третьих, рыночные агенты привыкнут работать напрямую с кредитными кооперативами, что приведет к сокращению рисков.

Такой механизм, по мнению специалистов, позволил бы использовать лимитированные средства на поддержку сельского хозяйства из средств государственного бюджета на конкурсной основе более эффективно.

Сегодня, когда сельские производители не имеют достаточного объема ресурсов для создания мобильной системы кредитования, возможность использования государственных займов позволит быстро нарастить оборотный капитал. Такая система поддержки фермерских хозяйств помогла бы более эффективно использовать бюджетные средства, выделенные аграрному сектору.

 

 

 

 

Список использованной литературы:
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011)
  2. Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (принят ГД ФС РФ 03.07.2009)
  3. Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О сельскохозяйственной кооперации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995)
  4. Федеральный закон от 11.06.2003 N 73-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (принят ГД ФС РФ 21.05.2003)
  5. Федеральный закон от 03.11.2006 N 183-ФЗ (ред. от 18.07.2009) «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.10.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
  6. Вахитов К.И. История потребительской кооперации в России: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений потребительской кооперации. - М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и Ко», 2007. - 470с.
  7. Гурьева М.И. Кредитные союзы в системе потребительского кредита (на примере США и отечественной практики): Дисс. канд. экон. наук: 08.00.16/ Институт США и Канады. М.: 2002. С. 43.
  8. Демьяненко В.В.  Сельскохозяйственный производственный кооператив как юридическое лицо: Дисс. канд. юрид. наук: 12.00.03/ Саратовская акад. права. Саратов: 2007. С. 26.
  9. Калинин М.А. Формирование и развитие организационно-правовых форм и структуры управления потребительской кооперации в условиях становления рыночной экономики: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.05/ Белгород, коммерч. акад. потребит, кооперации. Белгород: 2005. С. 33.
  10. Козенко З.Н., Коробейников Д.А. Современная сельская кредитная кооперация: тенденции, риски, ориентиры / ВГСХА, ВолГУ, ЮССРЭН ООН РАН; предисл. Н.Н. Лебедевой. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - 194 с.
  11. Козырь М.И. Сельскохозяйственная кооперация в России: проблемы совершенствования правового регулирования// Государство и право. 2008. № 11. С. 30.
  12. Коробейников Д.А., Коробейникова О.М. Кредитная кооперация: исторические аспекты становления и развития в России: Предпринт. - Волгоград: Изд-во ВГСХА, 2005. - 39 с.
  13. Комментарий к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации»/ Под ред. Е.Л. Мининой// Консультант Плюс: Автоматизир. база данных.
  14. Кредитная потребительская кооперация в процессе преобразования кредитной системы России: материалы научно-практической конференции 29-30 октября 2003 года. - Волгоград: Станица-2, 2004. - 112 с.
  15. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. - 328 с.
  16. Мартынов Д.В. Опыт реформирования сельского хозяйства и развития сельскохозяйственной кооперации в Волгоградской области. - М.: НПО «Алгон», 2006. - 115 с.
  17. Павлова Э.И.  Обслуживающие кооперативы в предпринимательской деятельности крестьян // Государство и право. 2007. № 11. С. 46.
  18. Палладина М.И. Закон о сельскохозяйственной кооперации - значительное правовое достижение?// Государство и право. 2006. № 6. С. 98.
  19. Сельскохозяйственная кооперация: Сборник материалов / Сост. Поздеева А.П., Мануйлова Е.Н., Гришина Н.В.; научный редактор А.Н. Ващенко. - Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2001. - 346 с.
  20. Сельскохозяйственная кредитная кооперация: Учебное пособие / Под ред. С.Б. Коваленко и З.Н. Козенко. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 488 с.
  21. Сероштан Т.В., Ткач А.В. Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общей редакцией Ткача А.В. - М.: Московский университет потребительской кооперации, 2010. - 218 с.
  22. Филиппова Г.П. Кредитная кооперация: организация и функционирование сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. Новосибирск, 2008. С. 20, 22.
  23. Худякова Е.В. Сельская кредитная кооперация. - М.: Изд-во «Феникс», 2006. - 352 с.
  24. Ханнанова Т. Р. Банковское обслуживание предприятий АПК (правовые проблемы). Уфа: 2008. С. 143.
  25. Чаянов А.В. О сельскохозяйственной кооперации. Саратов: 2009. 650с.
  26. Шкляр М.Ф. Кредитная кооперация: Учебное пособие. - 4-е изд. испр. и доп. - М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и Ко», 2007. - 348 с.
  27. Шитов В.Н. Взаимоотношения агропромышленных формирований с кредитными учреждениями: Дисс. канд. экон. наук: 08.00.05/ Всерос. НИИ экономики труда и упр. в сельском хоз-ве. М.: 2005. С. 26.
  28. Шефтер Э. Доверенность: и сделка, и юридический документ// Рос. юстиция. 2007. № 12. С. 17-18.

 



 



Информация о работе Развитие сельской кредитной кооперации – один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК