Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:31, курсовая работа
Цель работы – на основе теоретических источников изучить особенности развития кредитной кооперации в аграрном секторе в условиях рыночной экономики.
Задачи:
- изучить особенности развития сельских кредитных кооперативов;
- рассмотреть зарубежную практику кредитования сельского хозяйства;
- изучить формирование кредитной системы в сельском хозяйстве;
- определить государственное регулирование кредитной системы в АПК;
- подвести итоги изученному материалу.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы развития сельской кредитной кооперации……..6
1.1 Развитие сельской кредитной кооперации в рыночной экономике…………..6
1.2 Правовые основы деятельности сельской кредитной кооперации………….9
1.3 Направление поддержки развития сельской кредитной
кооперации…………………………………………………………………………16
Глава 2 Современное состояние сельскохозяйственного производства и формирование финансово - кредитной системы………………………………….18
2.1 Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства……………………………………………………………........................18
2.2 Особенности современного экономического состояния аграрного сектора экономики России…………………………………..……………………………...22
Глава 3 Пути совершенствования экономического состояния и кредитной системы сельского хозяйства……………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...34
Объемы субсидий, выделенных на компенсацию части процентной ставки за счет федерального бюджета, ежегодно увеличиваются. Так, в 2008 году сумма средств, выплаченных по этому направлению, увеличилась в пять раз по сравнению с 2005 годом и составила 34 млрд руб. На эти цели также выделяются компенсации и за счет средств региональных бюджетов. В 2008 году доля субсидий из бюджетов субъектов Федерации к общему объему выплаченных субсидий равнялась: по краткосрочному кредитованию -- 25 %, по инвестиционным кредитам -- 34 % и по кредитованию малых форм хозяйствования -- 6,5 %. Больше всего кредитных ресурсов привлечено сельскохозяйственными товаропроизводителями Центрального и Приволжского федеральных округов (около 60 %).[11, С.31]
Для выполнения показателей Госпрограммы, а также в рамках антикризисного плана Правительства РФ из федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса в 2009 году было выделено 183 млрд руб., что на 30 % больше, чем в предыдущем году. Непосредственно в рамках антикризисного плана в АПК дополнительно направлено 87 млрд руб.: 45 млрд руб. -- на увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк», 25 млрд руб. -- на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг», 17 млрд руб. -- на субсидии на уплату процентов по кредитам. То есть значительная часть финансовых ресурсов, направляемых в аграрный сектор, приходится на стимулирование кредитования производителей.
В целях дополнительной поддержки отрасли приняты постановления Правительства РФ о пролонгации краткосрочных кредитов еще на шесть месяцев с субсидированием процентной ставки и инвестиционных кредитов с 8 до 11 лет. Увеличены сроки лизинга оборудования до 15 лет и на 12 месяцев продлены сроки внесения авансов. Государство, расширяя доступность кредитов, повысило размер компенсаций части процентной ставки ЦБ РФ (до 80 % от ставки рефинансирования. По животноводству этот показатель установлен в размере 100 %).[11, С.32]
В оптимизации пропорций воспроизводства в аграрной сфере значительную роль играют ценовые отношения. Проведенный анализ показал, что обмен продукцией между сельским хозяйством и другими отраслями АПК характеризуется неустойчивостью. Это подтверждают отношения индексов цен в 2002-2008 годах. В 2002-2003 годах рост цен на промышленные средства производства и услуги, приобретаемые сельхозтоваропроизводителями, превышал рост цен на продукцию сельского хозяйства. В 2004 году сложилась противоположная ситуация. В 2005-2006 годах ценовые соотношения для аграрного сектора опять стали ухудшаться. Резкий скачок цен на сельскохозяйственную продукцию в III-IV кварталах 2007 года несколько изменил ситуацию -- индекс цен на продукцию сельского хозяйства был выше индекса цен на промышленные товары и услуги на 6 %. В 2008 году эта тенденция сохранилась: темпы роста цен производителей сельскохозяйственной продукции превысили их изменение на промышленные товары и услуги, приобретаемые сельхозпроизводителями, на 1,8 %. В целом за период 2001-2008 годов ценовые соотношения показали, что индексы цен на продукцию сельского хозяйства за исследуемый период увеличились в 2,4 раза, а индексы цен на промышленные товары, приобретаемые сельским хозяйством, выросли почти в 3 раза, причем на электроэнергию, топливо и строительные материалы -- более чем в 4 раза, минеральные удобрения -- в 3,8 раза, ГСМ -- в 3,1 раза.
Неэквивалентность обмена зарождается во взаимоотношениях сельского хозяйства и перерабатывающей (пищевой) промышленности, которая устанавливает тот ценовой уровень, по которому сельхозпроизводителям приходится реализовывать свою продукцию для последующей переработки, а проявляется между первой и второй сферами АПК, когда в силу низких доходов сельхозтоваропроизводители не могут приобрести необходимые им средства производства. При этом на уровень цен, формирующихся в пищевой промышленности, в свою очередь оказывает влияние торговля, присваивая себе значительную часть прибыли. Поэтому при совершенствовании межотраслевых ценовых диспропорций следует учитывать не только диспаритет цен между I и II сферами АПК, тем более что среди отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, наблюдается значительная дифференциация. Например, сельскохозяйственное машиностроение находится в еще более бедственном положении, чем аграрное производство. Целесообразно совершенствовать межотраслевые ценовые соотношения в цепочке: сельскохозяйственный товаропроизводитель -- пищевая промышленность -- транспортировка -- ретейлеры. [11, С.30]
Одной из злободневных проблем аграрной сферы остается социальное развитие. На селе сохраняется тревожная демографическая ситуация. Снижается численность людей трудоспособного возраста, особенно молодежи. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий. Низкий, социально-несправедливый уровень заработной платы не обеспечивает необходимое стимулирование и тормозит повышение производительности труда в отрасли, выступает главным фактором непрестижности сельскохозяйственного труда. В 2008 году в целом по экономике среднемесячная номинальная зарплата одного работника составляла 17 226 руб., в сельском хозяйстве данный показатель был почти в два раза меньше (8034 руб.). И это при том, что уровень заработной платы в отрасли по сравнению с 2007 годом повысился на 39 %. Заработная плата работников сельского хозяйства имеет большую региональную дифференциацию. Наименьший ее уровень сложился в Северо-Кавказских республиках и республиках Сибирского федерального округа.
В 2008 году уровень заработной платы в сельском хозяйстве составил почти 47 % от среднего уровня по экономике. В целях улучшения трудового и кадрового потенциала отрасли, на наш взгляд, этот показатель целесообразно довести хотя бы до 70-80 % уровня в экономике, как было в дореформенное время, так как расширенное воспроизводство трудовых ресурсов при существующей оплате труда практически невозможно.
Еще одним сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным Росстата, в 2008 году объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства увеличился на 27 % по сравнению с 2007 годом и составил 35,2 млрд долл. США. В связи с этим необходимо скорейшее принятие «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», на основе которой можно было бы регулировать рынок по объемам закупок и реализации сырья, качеству продукции, а также разрабатывать федеральные и региональные проекты защиты внутреннего рынка и развития собственной внешнеторговой деятельности.
Целесообразно осуществить географическую и продуктовую диверсификацию экспорта, а также перенос акцента с экспорта сельскохозяйственного сырья на поставки продовольственных товаров. России необходимо расширять участие в глобальной производственной кооперации на аграрном рынке.
Таким образом, проблема повышения эффективности воспроизводства в аграрном секторе экономики в условиях кризиса со стороны государства должна решаться в сфере совершенствования системы экономического регулирования отрасли, корректировки проводимой экономической политики, а на уровне сельскохозяйственных товаропроизводителей -- на базе рационального использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов и широкого внедрения инноваций в производство.
Заключение
Оценивая состояние кредитной кооперации в России в целом, можно констатировать, что развитие ее пока еще находится в начальной стадии.
К факторам, сдерживающим развитие кооперативных кредитных организаций, и, прежде всего, сельских кредитных кооперативов, в первую очередь относятся:
- слабый предпринимательский потенциал сельского населения;
- слабая законодательная и нормативная база;
- недостаток финансовых средств;
- низкий уровень знаний о принципах кооперативных форм деятельности;
- нехватка квалифицированных кадров для работы в кооперативе и отсутствие системы их подготовки;
- отсутствие методической литературы и необходимой информации
Для успешного развития сельской кредитной кооперации необходима продуманная система мер государственной поддержки равно как на федеральном, так и региональном уровнях, которая включала бы в себя:
По мнению специалистов, государство могло бы содействовать созданию кредитных кооперативов в сельской местности:
Система гарантий части коммерческих рисков, предоставляемых сельским кредитным кооперативам, для государства имеет ряд преимуществ:
Такой механизм, по мнению специалистов, позволил бы использовать лимитированные средства на поддержку сельского хозяйства из средств государственного бюджета на конкурсной основе более эффективно.
Сегодня, когда сельские производители не имеют достаточного объема ресурсов для создания мобильной системы кредитования, возможность использования государственных займов позволит быстро нарастить оборотный капитал. Такая система поддержки фермерских хозяйств помогла бы более эффективно использовать бюджетные средства, выделенные аграрному сектору.