Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа
В данной работе будет рассмотрена модель, описывающая поведение индивидуальных потребителей — теория потребительского поведения. Эта теория дает ответ на вопрос чем руководствуется потребитель, приходя на рынок, и что влияет на изменение его предпочтений.
Введение 2-3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. 4-5
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ.
2.1. Маржинализм. Концепция полезности. 6-9
2.2. Кардиналистская теория полезности. 10-12
2.3. Ординалистская теория полезности. Кривые безразличия.
Бюджетная линия. 13-21
2.4. Равновесие (оптимум) потребителя. 22-23
2.5. Реакция потребителя на изменение дохода.
Линия «доход - потребление».Реакция потребителя на изменение цен.
Линия «цена-потребление». Кривые Энгеля. 24-27
2.6. Влияние государства на поведение потребителя. 28-29
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ.
3.1. Основные характерные черты современного потребительского
рынка. 30-31
3.2. Потребительское поведение в современных условиях. 32-37
3.3. Потребительские ожидания в России в I квартале 2011 года. 38-45
Заключение. 46-47
Список литературы
Любая
кривая безразличия представляет одинаковую
совокупную полезность различных благ
для потребителя. Кривая безразличия
(U) состоит из точек, символизирующих
наборы товаров Х и Y. Совокупные полезности
всех наборов, представленные точками
на этой кривой одинаковы, т. е. потребителю
безразлично, какую именно комбинацию
товаров Х и Y он приобретет. Переходя от
точки А к точке В, потребитель сокращает
потребление блага Y на ΔY и наращивает
потребление товара X на ΔХ, но общий уровень
удовлетворения потребителя (совокупная
полезность) остается неизменным (рис.
5).
Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.
Взаимная замена благ X и Y возможна только в пределах отрезка АВ (зоне замены). Количество блага Х1 представляет минимально необходимое количество потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы много товара Y ни предлагалось взамен. Аналогично Y1 — минимально необходимое количество потребления блага Y. Предельная норма замещения — норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения10 — количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага. Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом:
где MRS — предельная норма замещения; Qx — количество товара X; QY — количество товара Y.
Предельная
норма замещения всегда отрицательная
величина, так как прирост потребления
одного блага происходит за счет сокращения
потребления другого. Предельная норма
замещения уменьшается при
Рассмотрим некоторые свойства кривых безразличия:
• кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон;
• кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выше отмечалось, что при увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине;
• абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения;
• кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности, не могут пересечься;
• возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя.
В
то время как кривые безразличия
описывают систему предпочтений
потребителя, бюджетная линия характеризует
множество доступных
Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах и доходе. Бюджетное ограничение обычно описывается уравнением
где Рх и РY — цена товара Х и Y; Qx и QY— количества товаров X и Y; М — располагаемый доход потребителя.
Это условие означает, что сумма затрат на все блага не превышает дохода потребителя.
Бюджетное пространство представляет собой всю доступную потребителю область выбора. На рисунке это заштрихованный треугольник, ограниченный бюджетной линией и осями координат. Линия бюджетного ограничения в самом простом случае описывается уравнением
Бюджетная линия пересекает оси координат в точках X1 = M/Px и Y1 = M/Py показывающих максимально возможные количества благ X и Y, которые может приобрести потребитель на данный доход при данных ценах (рис. 6).
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и ценах.
Рассмотрим некоторые свойства бюджетной линии:
1. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Поскольку наборы благ, находящиеся на бюджетной линии, имеют равную стоимость, то увеличение покупок одного блага возможно только при сокращении покупок другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон.
2. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии вправо (рис. 7а). Уменьшение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии влево (рис. 7б). Изменение дохода потребителя не меняет угла наклона бюджетной линии, но меняет координаты точек пересечения бюджетной линии с осями координат.
3. Коэффициент наклона бюджетной линии равен соотношению цен благ, взятому с противоположным знаком. Коэффициент наклона бюджетной линии представляет собой отношение цены блага, отсчитываемого по горизонтали, к цене блага, отсчитываемого по вертикали, т. е. крутизна наклона равна (- Px / Ру).
Знак "-" указывает на отрицательный наклон бюджетной линии, поскольку цены на товар Х и Y являются положительными величинами. Иными словами, потребитель должен воздержаться от приобретения какого-то количества товара X, чтобы иметь средства для покупки единицы товара Y.
4. Изменение цен продуктов приводит к изменению угла наклона бюджетной линии. Изменение цены одного блага приводит к изменению угла наклона бюджетной линии и изменению одной из точек пересечения бюджетной линии с осями координат. Изменение цены товара X и воздействие этого изменения на положение бюджетной линии показано на рисунке 8а. Изменение цены товара Y и воздействие этого изменения на положение бюджетной линии показано на рисунке 8б. Изменение цен обоих продуктов эквивалентно изменению реального дохода потребителя и перемешает бюджетную линию вправо или влево.
Бюджетная
линия несет объективную
Точка оптимума потребителя не может лежать ниже бюджетной линии, так как это означало бы, что часть дохода потребителя осталась неизрасходованной. Это противоречит допущениям ординалистской теории потребительского поведения, в частности первому постулату о ненасыщаемости, который утверждает, что люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Следовательно, точка Е, лежащая на кривой безразличия U1 не может быть точкой оптимума потребителя (см. рис. 9).
Рассмотрим варианты, указанные точками А, В и С, лежащими на бюджетной линии. Приобретая наборы, соответствующие этим точкам, потребитель расходует весь свой бюджет. Однако точки А и С, лежащие на кривой безразличия U2, не являются точками оптимального потребительского выбора, так как, перемещаясь по бюджетной линии вниз от точки А и вверх от точки С, можно перейти на кривую безразличия U3, которая обеспечивает более высокий уровень полезности. Точки А и С показывают доступные данному потребителю комбинации благ X и Y, соответствующие меньшим совокупным полезностям, о чем свидетельствует факт их расположения на более низких кривых безразличия. Комбинация благ, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. Точкой потребительского оптимума является точка B, так как она расположена на наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия — U3. Иными словам и, набор благ, соответствующий этой точке, приносит потребителю наиболее высокую полезность.
Равновесное
положение потребителя
Из уравнения видно, что потребитель максимизирует свою полезность, если покупает товары Х и Y таким образом, что их предельные полезности в расчете на денежную единицу равны. Таким образом, в точке В достигается наилучшая, или оптимальная, из доступных потребителю комбинация продуктов Х и Y.
Точка D, расположенная на наиболее высокой кривой безразличия U4 и соответствующая большей сумме полезности, чем точка В, не будет являться точкой оптимума, так как находится выше бюджетной линии и недоступна для данного потребителя.
2.5. Реакция
потребителя на изменение
Реакция потребителя на изменение дохода.
Кривая «доход – потребление».
Увеличение
денежного дохода графически отображается
смещением бюджетной линии
Если кривая «доход - потребление» является прямой линией, выходящей из начала координат под углом 45°, это означает, что с ростом дохода потребитель в одинаковом размере увеличивает потребление и блага Х, и блага Y.
Если
же покупки увеличиваются
Реакция потребителя на изменение цен.
Кривая «цена – потребление».
Рассматривая кривую «доход-потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Изменялась только величина дохода. Теперь пусть величина дохода потребителя будет постоянна, но будут меняться цены на блага Y. Допустим, что цена блага Y снижается, т. е. Pyl > Рy2 > РyЗ > и т.д. Например, 1 единица блага Y стоила 150 рублей, а теперь она стоит 75 рублей. Это значит, что за 150 рублей потребитель может купить, не одну, а целых две единицы блага Y.
Информация о работе Развитие теории потребительского поведения на современном рынке