Развитие теории потребительского поведения на современном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будет рассмотрена модель, описывающая поведение индивидуальных потребителей — теория потребительского поведения. Эта теория дает ответ на вопрос чем руководствуется потребитель, приходя на рынок, и что влияет на изменение его предпочтений.

Содержание

Введение 2-3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. 4-5
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ.
2.1. Маржинализм. Концепция полезности. 6-9
2.2. Кардиналистская теория полезности. 10-12
2.3. Ординалистская теория полезности. Кривые безразличия.
Бюджетная линия. 13-21
2.4. Равновесие (оптимум) потребителя. 22-23
2.5. Реакция потребителя на изменение дохода.
Линия «доход - потребление».Реакция потребителя на изменение цен.
Линия «цена-потребление». Кривые Энгеля. 24-27
2.6. Влияние государства на поведение потребителя. 28-29
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ.
3.1. Основные характерные черты современного потребительского
рынка. 30-31
3.2. Потребительское поведение в современных условиях. 32-37
3.3. Потребительские ожидания в России в I квартале 2011 года. 38-45
Заключение. 46-47
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 696.09 Кб (Скачать файл)

 

    Заключение.

В ходе написания  данной работы были сделаны следующие выводы:

    Процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с  учетом их дохода и личных предпочтений составляет потребительское поведение.

    Возникновение теории потребительского поведения  было связано с работами маржиналистов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага).

    В основе потребительского выбора лежат  два закона Госсена. Первый гласит: предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Второй — потребитель достигает максимум полезности (при заданных ценах и бюджете), когда отношение предельной полезности к цене одинаково по всем потребляемым благам.

    Для анализа полезности использовались количественная и качественная теории. Количественная теория полезности основана на предположении о возможности  сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в конкретных единицах. Качественная теория подразумевает  не абсолютную, а относительную оценку полезности, которая показывает предпочтение потребителя.

    Поведение потребителя также можно охарактеризовать с помошыо потребительских предпочтений на основе описания кривых безразличия и бюджетных ограничений.

    Кривая  безразличия показывает различные  комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для  потребителя. Множество кривых безразличия  называется картой кривых безразличия. Построение кривых безразличия основывается на ряде допущений (аксиом): рациональности потребителя, непрерывности, возможности выбора, транзитивности, ненасыщенности.

    На  вопрос о том, от какого количества одного товара потребитель готов  отказаться, с тем чтобы увеличить потребление другого товара, отвечает предельная норма замещения (MRS). Важно также для анализа поведения потребителя определить и зону замещения (субституции) — участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

    Выбор индивида формируется не только под  влиянием предпочтений, он ограничен  бюджетом. Бюджетные ограничения  показывают с помощью бюджетной линии, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.

    Равновесие  потребителя наступает тогда, когда  у него отсутствуют стимулы изменять потребительский набор благ. Достигается  такое равновесие в точке совпадения наклона линии бюджетных возможностей с наклоном кривой безразличия.

    Равновесие  потребителя может изменяться под  влиянием изменения цен и дохода, значительное влияние оказывает и политика государства.

    Начиная с ХХ века рынок претерпел значительные изменения. Широкое предложение товаров привело к «потребительской ненасытности». В этой связи возникли несколько факторов, значительно расширяющих теорию потребительского поведения. Это такие как: традиционные действия потребителя, инструментальное действие, поведение в периоды инфляции, иррациональное поведение и ценностно-ориентированное поведение.

    Результаты  обследования, проведенного Росстатом  в I квартале 2011г., свидетельствуют о снижении уровня потребительской уверенности населения России. Кризис прошедших лет несущественно повлиял на структуру потребления. Но расходы на продукты питания и товары повседневного спроса растут, вместе с тем, растет и стоимость услуг ЖКХ, транспорта и тарифы "естественных" монополий. Социологи считают, что россияне продолжают экономить, и говорить о восстановлении потребительской уверенности к докризисным уровням пока рано.

 

Список  использованной литературы и ресурсов Интернет 

Монографии 

  1. Бузгалин А.В., Маркарян К.В. «Социальная экономика: теория и практика». Москва, ТЕИС, 2009, 24,0 п.л.
  2. Винер Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2006. С. 78—116.
  3. Макконнелл К. Р., Бру С. Л. Экономика: Принципы, проблемы, и политика / Перевод 16-ого выпуска. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  4. Пороховский А.А., С.Роболис, К.Хубиев, В.Такудис «Экономика России: состояние, тенденции, перспективы». Москва, МАКС Пресс, 2009, 15,5 п.л.
  5. Пороховский А.В. (в соавтр.) Монография «Экономическая теория: истоки и перспективы» М.: ТЕИС, 2008 г., 62,5 п.л.
  6. Фролова Т.А. История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2004
  7. Хикс Дж. Р., Аллен Р. Г. Д. Современная экономическая мысль. Гл. 12. С. 317—358. Пересмотр теории ценности // Теория потребительского поведения и спроса. 2008 С. 117—141.
 

Публикации  периодической печати 

  1. Березин И. С. Поведение потребителей - вечная загадка// Лаборатория Маркетинга, рекламы, ПР №4.2006 год
  2. Билыч Г. Ю. Экономическая динамика. Бесполезность понятия «полезности»// «Экономика и жизнь», от 15 марта 2010г.
  3. Давыдов Д. В. Интервальное восприятие информации и экономическое поведение потребителя: методологические аспекты// Вопросы экономики, 2007 №12, С. 60
 

Учебная литература 

  1. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие, Серия «HOMO FABER », Экономистъ , 2006
 
  1. Елецкий Н.О., Корниенко О.В. Экономическая теория: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002.
  2. Ильин В.И. Поведение потребителей: Учебное пособие, Серия « Краткий курс », Издательство Питер , 2000 г.
 

Ресурсы Интернета 

  1. Современная экономическая теория

      http://modern-econ.ru/vvedenie/predmet-metod/razvitie/sovremennie.html

  1. Экономический портал

    http://institutiones.com/download/lecture/1883-ekonomicheskaya-    sociologiya-kurs-lekcij.html

  1. Словарь экономических терминов и выражений

    http://www.slovar-ekonomiki.ru/dictionary/1137/

    http://www.slovar-ekonomiki.ru/dictionary/1077/

    http://www.slovar-ekonomiki.ru/dictionary/1145/

  1. Федеральная служба государственной статистики

    http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/price/#


Информация о работе Развитие теории потребительского поведения на современном рынке