Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа
В данной работе будет рассмотрена модель, описывающая поведение индивидуальных потребителей — теория потребительского поведения. Эта теория дает ответ на вопрос чем руководствуется потребитель, приходя на рынок, и что влияет на изменение его предпочтений.
Введение 2-3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. 4-5
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ.
2.1. Маржинализм. Концепция полезности. 6-9
2.2. Кардиналистская теория полезности. 10-12
2.3. Ординалистская теория полезности. Кривые безразличия.
Бюджетная линия. 13-21
2.4. Равновесие (оптимум) потребителя. 22-23
2.5. Реакция потребителя на изменение дохода.
Линия «доход - потребление».Реакция потребителя на изменение цен.
Линия «цена-потребление». Кривые Энгеля. 24-27
2.6. Влияние государства на поведение потребителя. 28-29
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ.
3.1. Основные характерные черты современного потребительского
рынка. 30-31
3.2. Потребительское поведение в современных условиях. 32-37
3.3. Потребительские ожидания в России в I квартале 2011 года. 38-45
Заключение. 46-47
Список литературы
Заключение.
В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы:
Процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений составляет потребительское поведение.
Возникновение теории потребительского поведения было связано с работами маржиналистов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага).
В основе потребительского выбора лежат два закона Госсена. Первый гласит: предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Второй — потребитель достигает максимум полезности (при заданных ценах и бюджете), когда отношение предельной полезности к цене одинаково по всем потребляемым благам.
Для анализа полезности использовались количественная и качественная теории. Количественная теория полезности основана на предположении о возможности сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в конкретных единицах. Качественная теория подразумевает не абсолютную, а относительную оценку полезности, которая показывает предпочтение потребителя.
Поведение
потребителя также можно
Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия. Построение кривых безразличия основывается на ряде допущений (аксиом): рациональности потребителя, непрерывности, возможности выбора, транзитивности, ненасыщенности.
На вопрос о том, от какого количества одного товара потребитель готов отказаться, с тем чтобы увеличить потребление другого товара, отвечает предельная норма замещения (MRS). Важно также для анализа поведения потребителя определить и зону замещения (субституции) — участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.
Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Бюджетные ограничения показывают с помощью бюджетной линии, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.
Равновесие
потребителя наступает тогда, когда
у него отсутствуют стимулы изменять
потребительский набор благ. Достигается
такое равновесие в точке совпадения
наклона линии бюджетных
Равновесие потребителя может изменяться под влиянием изменения цен и дохода, значительное влияние оказывает и политика государства.
Начиная с ХХ века рынок претерпел значительные изменения. Широкое предложение товаров привело к «потребительской ненасытности». В этой связи возникли несколько факторов, значительно расширяющих теорию потребительского поведения. Это такие как: традиционные действия потребителя, инструментальное действие, поведение в периоды инфляции, иррациональное поведение и ценностно-ориентированное поведение.
Результаты обследования, проведенного Росстатом в I квартале 2011г., свидетельствуют о снижении уровня потребительской уверенности населения России. Кризис прошедших лет несущественно повлиял на структуру потребления. Но расходы на продукты питания и товары повседневного спроса растут, вместе с тем, растет и стоимость услуг ЖКХ, транспорта и тарифы "естественных" монополий. Социологи считают, что россияне продолжают экономить, и говорить о восстановлении потребительской уверенности к докризисным уровням пока рано.
Список
использованной литературы и ресурсов
Интернет
Монографии
Публикации
периодической печати
Учебная
литература
Ресурсы
Интернета
http://modern-econ.ru/
http://institutiones.com/
http://www.slovar-ekonomiki.
http://www.slovar-ekonomiki.
http://www.slovar-ekonomiki.
http://www.gks.ru/wps/wcm/
Информация о работе Развитие теории потребительского поведения на современном рынке