Развитие теории потребительского спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Потребительский спрос и факторы, его определяющие, становятся все более обширными, сложными в своих взаимосвязях, разнообразными по мере развития потребностей субъектов, углубления дифференциации потребительских предпочтений между ними, увеличения предлагаемых потребителю товаров, услуг, способов организации досуга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Основы теории потребительского спроса…………………………………… 6
2. Развитие теории потребительского спроса на современном этапе…..…... 16
3.Потребительский спрос в Республике Бурятия …………………………….26
Заключение. ……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

Это общие родовые черты институциональных детерминант как таковых. Детерминанты – это факторы базового порядка, определяющие наиболее существенные стороны развития процесса, объекта. Применительно к потребительскому спросу институциональные детерминанты приобретают особые характеристики, связанные с деятельностью субъектов как потребителей.

Институциональные детерминанты потребительского спроса формируются не так мгновенно, как ценовые или неценовые факторы, т.к. имеют непосредственную связь с существующими формальными и неформальными институтами. Так, индивиды не могут мгновенно изменить свои привычки и предпочтения, основанные на традициях, обычаях, складывающихся достаточно длительное время. Не могут быстро и постоянно изменяться формальные институты, например, законодательная база, права собственности, существующие организационные структуры. Поэтому процесс формирования институциональных детерминант потребительского спроса более сложен, длителен по сравнению с ценовыми и неценовыми факторами. Институциональные детерминанты более избирательно (селективно) действуют на индивидуальный потребительский спрос, тогда как ценовые факторы воздействуют и на индивидуальный, и на рыночный спрос потребителей в целом.

Необходимость институционального подхода к потребительскому спросу обусловлена еще и тем, что спрос на товары и услуги на определенных видах рынка не укладывается в неоклассические схемы, согласно которым более высокой цене данного товара соответствует более низкая величина спроса. С развитием и усложнением потребностей индивида, с расширением многообразия товаров по различным их категориям зависимость спроса от ценового фактора становится более вариантной. С улучшением дизайна и функциональных характеристик товара, спрос на него может приобретать зависимость прямо пропорциональную, т.е. на товары лучшего качества даже при возрастании цен спрос будет увеличиваться.

Нелинейность связи покупательского спроса с уровнем цен и дохода объясняется воздействием институциональных детерминант. Они, в отличие от таких традиционных факторов, как цена, доход, имеют более сложную природу и агрегируют в себе различные компоненты не только экономического порядка, но и внеэкономического (психологического, физиологического характера). Именно эти факторы потребительского спроса выступают на первый план в условиях общества «изобилия» (affluent society), где главной проблемой становится регулирование покупательского спроса населения, а основными вопросами для потребителя становится «что и где купить».

В качестве институциональных детерминант выделим демонстративное потребление, потребительский кредит и трансакционные издержки потребителя.

Демонстративное потребление.  

В исследовании демонстративного потребления обратимся к истокам институциональной теории, заложившей фундамент исследования данного феномена, и в первую очередь к концепции Т. Веблена. Отметим ряд существенных положений.

1.Феномен демонстративного потребления онтологически связан с демонстративной праздностью (по Веблену).

2. Данный феномен связан с частной собственностью и обладанием прежде всего средствами производства.

3. Демонстративное потребление присуще олигархической верхушке и подчеркивает, подтверждает ее статус.

4. Демонстративное потребление расточительно для общественного производства.

5. Демонстративное расточительство выступает универсальным и фундаментальным законом «хищнической» стадии развития общества.

Отдавая должное признание учению Т. Веблена, открывшего новое направление в экономической науке – институционализм, и сформулировавшего суть феномена демонстративного потребления, автор отмечает необходимость его использования не в качестве догмы, а методологического руководства к дальнейшим исследованиям.

Этот подход здесь заключается в следующем.

1.  В современных условиях  демонстративное потребление свойственно  не только паразитическому классу, занимающемуся в основном функцией  управления (по Веблену это абсентеистская  собственность, т.е. отсутствующая, неосязаемая), но и в значительной степени  присуща классу производительному. Последний понимается достаточно  широко и включает в себя  различные виды деятельности, связанные  с производством благ – товаров  и услуг, в том числе и информационных  продуктов. Подтверждением данного  факта является демонстративное  потребление лидера в мировых  доходах – создателя корпорации Microsoft Б. Гейтса.

2. Демонстративное потребление  может быть связано не только  с обладанием собственностью  – реальной, на средства производства  или абсентеистской, но и с обладанием социальным капиталом – многообразием деловых, личных связей, обеспечивающих доступ к различным ресурсам. Именно на этих связях строится богатство таких субъектов, как чиновники, демонстративное потребление которых (служебная иномарка, чартерные рейсы и т.п.) подчеркивает их возможности, статус и престижное положение, власть.

3. Демонстративное потребление  свойственно не только представителям  олигархической верхушки, но и  другим менее богатым, но достаточно  состоятельным слоям населения. Существует демонстративное потребление  у низших слоев, но оно проявляется  в особых ситуациях (свадьба), не  каждодневно и скорее является  исключением из правил. О феномене  демонстративного потребления можно  судить по потребительскому выбору  работников высшего (и даже среднего) звена в финансовых структурах  как зарубежных, так и российских. Оно выражается в приобретении  определенных марок автомашин, фирменной  одежды, обуви, в формах проведения  досуга – спортклуб (закрытый), верховая  езда, гольф и т.д.

4. С развитием общества  и его более глубокой стратификацией  расширяются границы демонстративного  потребления, а именно, для каждого  слоя, класса есть собственные  критерии и ориентиры такого  потребления. Демонстративное потребление  олигархической верхушки – коллекции  автомашин класса «люкс», собственные  острова в океане, миллиардной  стоимости яхты, ванны из чистого  золота и т.п., конечно отличаются  от демонстративного потребления  представителей среднего класса (иномарки, отдых в Турции и  встроенная бытовая техника на  кухне), но при всем их атрибутивном  материальном отличии оно остается  неизменным по своей природе  – это демонстрация имеющегося  статуса, материального положения, престижа через потребление.

Потребительский кредит

Одним из институциональных детерминант потребительского спроса выступает потребительский кредит. Институциональная природа данного фактора заключается в том, что он тесно связан с институтом прав собственности и трансакцией их, т.е. передачей другим субъектам на определенным условиях. Объектом, на который распространяются права собственности кредитора (банка) и которые он частично делегирует заемщикам на условиях возвратности, платности, срочности, являются денежные средства.

Собственником (полным) этих денежных средств выступает банк, обладающий правом владения, распоряжения, пользования, получения дохода и т.п. Он осуществляет трансакции – передачу определенных прав собственности и свободы действий, а именно право пользования денежными средствами заемщикам-потребителям этого кредита. Денежные средства здесь выступают в виде ссудного капитала, который распадается на капитал-собственность у кредитора и капитал-функцию у заемщика. Передача прав собственности на денежные средства (капитал) происходит в виде трансакции, которая отнюдь не бесплатна для заемщика – он обязан в установленный срок вернуть денежные средства и с процентом.

Таким образом, рассмотрение потребительского кредита с институциональных позиций здесь вполне правомерно.

Потребительский кредит в Казахстане и  России сейчас переживает настоящий бум. Так, например если в России  на 01.01.2000 г. он составлял 16 млрд. руб., на 01.01.2005 г. – 500 млн. руб., то на 01.11.2006 г. он составил для физических лиц 1 трлн. рублей.[5] В стране возник новый слой потребителей, спрос которых полностью зависит от заемных средств. Чаще всего (в 43 % случаев) кредит берется на покупку бытовой техники, телефонов, видео- и аудиотехники, 13-14 % приходится на нецелевые кредиты, остальное распределяется почти поровну на ипотеку и автокредитование.

Спрос на потребительский кредит растет быстрыми темпами, и банки активно его развивают. Это достигается различными способами:

-          разнообразием кредитных линий;

-          вводом новых продуктов;

-          разработкой различных программ  лояльности.

 

Трансакционные издержки

 

В качестве институциональной детерминанты потребительского спроса  рассматрим трансакционные издержки, связанные с трансакциями потребителя. Отметим, что современная экономическая наука пока оперирует общим термином «трансакция».

Под трансакциями потребителя подразумеваются взаимодействия, в результате которых происходит отчуждение благ от производителя, продавца и присвоение прав собственности на них, получение прав свободы потребителем. Эти трансакции потребителя являются частным случаем  трансакций вообще, и они связаны прежде всего с товарным обменом. Важная особенность трансакции потребителя является одновременное приобретение прав собственности и блага с соответствующей передачей

(отчуждением) этих прав  от других субъектов – производителей, продавцов.


[5] См.: Вестник банковской статистики. 2010. № 1. С. 92, 126-128.

Трансакция потребителя фактически является одной из альтернатив трансакции производителя, продавца (помимо отчуждения прав собственности потребителю производитель их может сначала отчуждать продавцу, а он в свою очередь другому посреднику). Но в результате совершения данной трансакции благосостояние каждого ее участника увеличивается – потребитель получает блага, удовлетворяющие его спрос, продавец – денежную компенсацию за проданный товар.

Для трансакции потребителя как институциональной детерминанты потребительского спроса важны такие ее характеристики, как время и условия ее совершения.

Непосредственное воздействие на трансакционные издержки потребителя оказывают сетевые ритейлоры – современный институт потребительского рынка. Последние регулируют эти издержки трансакции, порой весьма нетранспарентно для потребителя. Торговые сети позволяют сократить трансакционные издержки и, прежде всего, издержки поиска информации, издержки ведения переговоров (в данном случае – переговоров с продавцами). Здесь четко прописаны правила поведения и взаимоотношений покупателей и продавцов, предоставлен свободный доступ к товарам прямого и сопутствующего назначения. Значительный ассортимент товаров и их правильное маркетинговое позиционирование стимулирует потребителя к расширению потребительского спроса, к приобретению товаров в большем объеме по сравнению с их покупкой в отдельных специализированных магазинах.

Такое потребительское поведение в крупных супермаркетах торговой сети связано с «эффектом толпы», с потребительскими предпочтениями экономии времени на приобретение благ.

 

 

 

 

 

3.Потребительский спрос в Республике Бурятия

Свеклосахарное производство является одной из крупных отраслей АПК России. Возделыванием сахарной свеклы занимается около 5 тыс. сельскохозяйственных предприятий. Переработку сахара осуществляет 95 сахарных заводов общей мощностью 275 тыс. тонн свеклы в сутки.

Сырьевой базой отечественного свеклосахарного производства является сахарная свекла, выращиваемая в основном крупными сельскохозяйственными товаропроизводителями, распределенными по зонам свеклосеяния сахарных заводов. Основными регионами свеклосеяния России являются Центрально-черноземный район (ЦЧР) и Краснодарский край. На их долю приходится 3/4 посевных площадей и валового сбора свеклы. Здесь наблюдается более высокая эффективность производства этой культуры по сравнению с другими экономическими районами .

В целом по России за годы свеклосеяния максимальная урожайность зафиксирована в 1989 г. - 254 ц/га, а максимальная выработка сахара - 3,1 млн. тонн за сезон 1987/88 гг.

Однако в 90-е годы в свеклосахарной отрасли произошел резкий спад объемов производства сахарной свеклы и сахара. Посевные площади сократились с 1,5 млн. га в 1989 г. до 1,1 млн. га в 1994 г., а в 1998 г. они составили всего 0,81 млн. га.

Современное состояние аграрных хозяйств, выращивающих сахарную свеклу, из-за отсутствия необходимых финансовых средств характеризуется резким снижением количества вносимых удобрений и средств защиты растений от болезней и вредителей; проблемами обеспечения уборочной техникой, семенами лучших сортов и гибридов; недостатком запчастей и горючего, что приводит к нарушению режима уборки и, как следствие, высоким потерям свеклы и сахаристости в поле; несоблюдению элементарных агротехнических мероприятий по возделыванию сахарной свеклы. Наиболее распространенной организационно-правовой формой для сахарных заводов в настоящее время является открытое акционерное общество, реже - закрытое акционерное общество. Производственный цикл заводов, расположенных в европейской части страны, начинается, как правило, с первой половины сентября (начало уборки сахарной свеклы) и продолжается 80-120 суток, заканчиваясь к началу января.

В настоящее время потребности России в сахаре из сахарной свеклы удовлетворяются на 25%. Поэтому, помимо производства свекловичного сахара, многие заводы (примерно 2/3 от общего их количества) занимаются переработкой тростникового сахара-сырца, импортируемого из-за рубежа. Это позволяет, в частности, увеличить длительность производственного цикла завода и улучшить его финансовое состояние. Производственный цикл переработки сахара-сырца начинается после окончания переработки сахарной свеклы и может продолжаться до начала нового сезона ее переработки. При этом сахарные заводы, стремясь переработать большее количество сахара-сырца, могут оказаться неподготовленными к сезону переработки сахарной свеклы. В целом уровень технического и технологического состояния российских заводов весьма низкий. Многие виды технологического и энергетического оборудования превышают нормативные сроки службы в 2 раза. Износ основных активных фондов приближается к 70% . По оценкам экспертов лишь 1/3 функционирующего парка оборудования удовлетворяет современным научно-техническим требованиям. Многие заводы работают на аварийном оборудовании и подвергают риску работающий персонал. Отечественное производство сахара, как утверждают многие зарубежные эксперты, примерно на 30 лет отстает и от внедрения прогрессивных технологий .

Информация о работе Развитие теории потребительского спроса