Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 12:20, курсовая работа
Потребительский спрос и факторы, его определяющие, становятся все более обширными, сложными в своих взаимосвязях, разнообразными по мере развития потребностей субъектов, углубления дифференциации потребительских предпочтений между ними, увеличения предлагаемых потребителю товаров, услуг, способов организации досуга.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Основы теории потребительского спроса…………………………………… 6
2. Развитие теории потребительского спроса на современном этапе…..…... 16
3.Потребительский спрос в Республике Бурятия …………………………….26
Заключение. ……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Состояние потребительского рынка в Республике Бурятии
Состояние потребительского рынка является наиболее показательным фактором реального социально-экономического положения республики. Благоприятная экономическая коньюнктура, сложившаяся в последние годы, устойчивый рост реальной заработной платы и пенсии, поступление в розничную торговлю товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, способствовали удовлетворению потребительского спроса населения и росту розничного товарооборота. По данным статистики за отчетный год населению республики Бурятия продано потребительских товаров на сумму 35446,2 млн. рублей, что на 14,9% выше уровня прошлого года.
По Российской Федерации темп роста оборота розничной торговли составил 11,8%.По обороту розничной торговли в расчете на душу населения (ИФО) среди регионов Сибирского федерального округа республика занимает 5 место (114,9%), Иркутская область -- 6 место (114,7%), Читинская -- 13 место (106,9%). В структуре оборота розничной торговли продовольственные товары занимали 55,7 % (в январе-декабре 2004г.- 63,2%), удельный вес непродовольственных товаров в общем обороте равен 44,3%.Оборот розничной торговли на 85,5% сформировался торгующими организациями. Сохраняется тенденция снижения доли продажи товаров на рынках, которая в отчетном периоде составила 14,5% против 17,9% в январе -- декабре 2005 года, что свидетельствует об увеличении доли организованной торговли и повышении качества обслуживания населения.
В отчетном периоде в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возросла реализация в розничной сети мяса птицы, маргариновой, рыбной пищевой товарной продукции (без консервов), молока сухого, кондитерских, хлебобулочных изделий, чая, картофеля, фруктов, тканей, обуви кожаной, морозильников бытовых, трикотажа бельевого, мебели бытовой, мыла туалетного, хозяйственного, синтетических моющих средств, чулочно-носочных, парфюмерно-косметических изделий, ковров и ковровых изделий, изделий ювелирных из золота и серебра, телефонов. Сохранение устойчивого роста потребительского спроса во многом произошло за счет роста потребительского кредитования, так в 2006 году объем банковских потребительских активов увеличился против уровня 2005 года на 31,9%. Доля кредитов населения в совокупных активах банковской системы по республике составила 30,1%, что на 9 процентных пункта выше уровня 2006г. При этом отрицательным фактором является снижение доли накопления денежных доходов населения, отток денежных средств из республики.
В январе - декабре 2006 года реальные располагаемые денежные доходы населения (за вычетом обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен) в сравнении с соответствующим периодом прошлого года выросли на 8,9%. По -- прежнему большую часть денежных доходов (65,2%) население использовало на потребительские цели. Темп роста индекса потребительских цен (15,3% к соответствующему периоду прошлого года) опережает темп роста реальной заработной платы (8,8%).Покупательная способность денежных доходов населения в пересчете на продукты питания повысилась по большинству наблюдаемых товаров, за исключением мяса говядины. Оборот организаций оптовой торговли за отчетный период несколько снизился и составил 17821,5 млн. рублей или 82,0% к соответствующему периоду прошлого года. Удельный вес субъектов малого предпринимательства в обороте оптовой торговли организаций всех видов деятельности составил 83,0% от общего объема оборота.
В январе- декабре 2005 года спрос населения, рассчитанный Минэкономики в разрезе децильных групп удовлетворен по хлебу и хлебным продуктам (без учета выпечки хлеба на дому для личного потребления в сельской местности) на 38,7%, мясу и мясопродуктам на 69,8%, молоку и молочным продуктам в пересчете на молоко - на 118,9%, яйцу- на 66,9%, рыбе и рыбным продуктам - на 30,1%, сахару и кондитерским изделиям - на 97,2%, маслу растительному- на 45,1%, картофелю -- на 175,0%, овощам -- на 165,6%, фруктам --на 38,8% .Необходимо отметить, что, основную долю в формировании сырьевой базы мяса (83,2%) и молока (86,8%) занимают хозяйства населения. Из общего объема производства продуктов животноводства в связи со сложностями закупа (отдаленность отдельных районов, отсутствие условий для хранения закупленной продукции, отсутствие промзабоя) на промышленную переработку используется только 8% ресурсов мяса и 12% молока.
Кроме того, по данным министерства, в январе ускоренными темпами росли цены на продовольственные товары: по Российской Федерации -2,0%, по Бурятии -1,4%, в феврале рост цен продолжился. В том числе в связи с ростом цен на сахар - сырец на мировых рынках подорожал сахар по РФ на 23%, по Бурятии на 25%. Причиной тому послужил собранный ниже ожидаемого урожай сахарного тростника в Бразилии, Таиланде, Индии, Китае, Пакистане, на Кубе. На мировом рынке сахара наблюдается хронический дефицит, который по разным оценкам составляет 1,5-3 млн. тн. Негативное воздействие на мировой рынок оказывает решение ВТО о сокращении с 22 мая 2006 года субсидируемого объема экспортного сахара, что приведет к дальнейшему увеличению европейских цен на сахар.
Анализ потребительского рынка
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проанализировала ситуацию на рынке сахара. При проведении анализа представленных предприятиями-производителями данных о динамике изменения цен признаков согласованных действий не установлено.
Анализ отпускных цен за период с 2005 по январь 2009 г.г. показал, что в настоящее время отпускная цена сахара находится на уровне 2005 года (по данным Росстата).
Наибольшее значение потребительских цен наблюдалось в 2006 году (более 28 руб./кг), затем, в 2007 году, произошло их снижение до 23 руб./кг. В течение 2008 года рост потребительских цен был незначительным, а в декабре 2008 года отмечено их снижение до 23 руб./кг.
Основной рост цен на сахар произошел в оптовом сегменте у организаций оптовой торговли - компаний, реализующих сахар непосредственно с заводов. Как правило, эти компании являются вертикально интегрированными холдингами, в состав которых входят как заводы - производители сахара, так и организации, осуществляющие оптовую поставку сахара, в том числе, в торговые сети.
Рост цен в оптовом сегменте вызывает рост цен на сахар в розничной торговле, а также влечет за собой рост цен на продукцию смежных отраслей, таких как кондитерская, хлебопекарная, производство соков, молочных продуктов и т.п.
Основными факторами повышения цен на сахар в январе 2009 года, по данным заводов -- производителей, явились:
- переход заводов на
переработку импортного сахара-
- рост курса доллара США и рост ставок банков по кредитам, что привело к росту себестоимости производства и продажи сахара;
- общеэкономические факторы, включая рост тарифов естественных монополий.
Наибольший рост цен на сахар произошел в оптовом звене, что требует отдельной проверки с целью выявления согласованных действий.
ФАС России отмечает, что рынок оптовой продажи сахара является умеренно концентрированным и конкурентным. На нем отсутствуют субъекты, занимающие доминирующее положение. Признаков установления монопольно высокой или монопольно низкой цены не выявлено.
Однако необходимо отметить, что ряд хозяйствующих субъектов воспользовался сложной ситуацией на рынке и паническими настроениями. Так, если в прошлом году в ряде компаний рентабельность в январе -- феврале была отрицательной, то в начале этого года составила 17 -- 20 %. При этом цена на сахар в некоторых организациях поднялась в феврале текущего года до 36 рублей за килограмм.
ФАС России продолжит мониторинг цен на сахар. В случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства будут приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования.
Кроме того, будет продолжена работа по выявлению актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленных на ограничение конкуренции, а также антиконкурентных соглашений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с хозяйствующими субъектами.
В то же время, территориальные управления ФАС России осуществляют постоянный контроль соблюдения антимонопольного законодательства заводами -- производителями сахара и организациями оптовой торговли на региональном уровне.
Бурятия начинает ощущать на себе колебания "сахарных" цен. Сегодня сахарные проблемы возникли во всем мире, в т.ч. и в России, импортирующей огромное количество сахара. [6]
Цены на сахар входят в непредсказуемый, нестабильный период. В последние недели в столице Бурятии розничная цена одного килограмма
[6] Газета « Экономический вестник» № 19, 2009г.
сахара-песка составляет около 26 рублей. Это на шесть рублей больше
средней цены, существовавшей летом прошлого года. В соседней Туве, по сообщению местных СМИ, в первой декаде апреля цена сахара вообще поднялась до 40 руб./кг. Цены на сахар в Туве неуклонно росли с начала года - к 9 марта они выросли в два раза: с 18-20 рублей за килограмм до 40.
Заключение
Исследование природы потребительского спроса гносеологически восходит к трудам представителей классической экономической школы А. Смита, Д. Риккардо, проанализировавших такие элементы потребительского спроса как цена, доходы-прибыль, зарплата, рента.
В дальнейшем Э. Кондильяк анализировал «субъективные элементы» ценообразования, Д. Бернулли – проблему полезности выбора. Теория потребительского выбора представлена трудами Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, Ф. Визера, К. Ланкастера, К. Менгера, Дж. фон Неймана, В. Парето, Д. Пилдича, М. Фридмена, Д. Хикса, Ф. Эджуорта[7] и др.
А. Маршаллу принадлежит первенство в исследовании «цена спроса» и «цена предложения», а также попытка соединить теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и теорией издержек производства, разработка концепции модели установления равновесной цены.
Современные исследования потребительского спроса и факторов его определяющих представлены работами Г. Бребаха, У. Деминга, Д. Залтмана, среди отечественных экономистов трудами В. Автономова, И. Алешиной, И. Белявского, С. Богачева, Г. Васильева, И. Красюк, В. Логуновой, Д. Патинкина, И. Полякова, В. Радаева и др.
Особо следует отметить высокий вклад лауреатов Нобелевской премии 2000 г. Дж. Хекмана и Д. Мак-Фаддена, разработавших теорию и методы, широко используемых в анализе поведения индивидуумов и семейных хозяйств в экономике.
Институциональное направление в экономической науке представлено работами традиционных институционалистов (Т. Веблена, Д. Коммонса, У. Митчелла и др.) и неоинституционалистов (Р. Коуза, Д. Норта, О. Уильямсона, Дж. Ходжсона, Т. Эггертссона и др.) и трудами отечественных ученых – А. Аузана, Е. Бренделевой, Л. Гусаровой. Р. Капелюшникова, Г. Клейнера, Н. Лебедевой, Д. Львова, Н. Манохиной, А. Олейника, В. Радаева, В. Тамбовцева. А. Шаститко и др.
В разработку теории личного потребления значимый вклад внесли Г. Госсен, У. Джевонс, Дж. Дьюзенбери, К. Менгер, Ф. Модильяни, И. Фишер, Э. Энгель. Анализ потребностей, лежащих в основе потребительского спроса, их различные классификации представлены в работах А. Маслоу, Х. Муррей, Макклелланда, К. Альдерфера.
Теория потребительских ценностей разработана такими учеными, как М. Рокич, Дж.Шет, Б. Ньюман, Б. Гросс. Мотивационным процессам, лежащим в основе потребительских предпочтений, уделено важное внимание в работах Д. Рисмана, Р. Хейли, Ф. Герцберга.
Особый вклад внес Р. Лайкерт, одним из первых разработавший рейтинговую шкалу отношения потребителей к товарам. Известна и широко используется многофакторная модель М. Фишбейна, определяющая отношение потребителя к объекту как сумму произведений мнений о показателях объекта и оценочных значений этих показателей.
Одним из важнейших подразделов макроэкономики является теория потребления. Изучение теории потребительского выбора позволяет рассматривать процесс формирования спроса на конкретные товары и услуги.
[7] Якушев М.М. Институциональные факторы потребительского спроса в современной экономике. // Вестник СГСЭУ – Саратов: Изд. центр СГСЭУ. 2011г. № 14 (3)
Список использованной литературы
1.Экономический словарь. / Под ред. А. И. Архипова. М., 2011г.
2.Краткий экономический словарь. / Под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2010г.
3.Баканов М.И. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика,2011г.
4. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2010г.
5.Вестник банковской статистики. 2010г.
6. Газета « Экономический вестник» № 19, 2009г.
7. Деминг У. Эдвард. Новая экономика. М.: Эксмо, 2011г.
8. Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.И.Добрынина, Г. П. Журавлевой, В. И.Видяпина, Л. С. Тарасевича.- М.:ИНФА-М, 2011 г.
9.Журнальныу публикации – Е.Е. Слуцкий: основы теории потребительского спроса.,2012 г.
10.Журнал « Коммерсант» № 8, 2009г.
11.Нурманова Б. З. История Экономических Учений. - 2010 г.
12.Прогноз экономического развития Бурятии
13.Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2010г.
14.Сабденов О. Экономическая политика на рубеже 21 века, 2011г.
15.Современные проблемы экономического роста национальных экономик. / Континент. №20 (205) 24 октября - 6 ноября 2011г.
16.Тихонович С.В. Развитие теории потребительского спрос., 2011 г.
17.Якушев М.М. Институциональные факторы потребительского спроса в современной экономике. // Вестник СГСЭУ – Саратов: Изд. центр СГСЭУ. 2011г.