Развитие форм собственности в России. Современные проблемы ее использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 04:35, тест

Краткое описание

Вся история экономических катаклизмов имеет в своей основе трансформацию отношений собственности. Новейшая экономическая история России не является в этом смысле исключением. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие собственности по-разному трактовалось самими реформаторами.
Категория собственности объективно имеет три измерения: владение, пользование и управление. Собственник формально имеет исключительное право на пользование благами, получаемыми от собственности и на управление объектом собственности. Однако в реальной хозяйственной жизни эти три составляющие собственности расчленяются. В основе этого расчленения лежит стремление получить максимум экономического эффекта от эксплуатации материальной субстанции, составляющей содержание объекта собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ФОРМЫ СОБСТЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ………...…..6

1.1. Понятие и классификация форм собственности………………….…...6
1.2. Преобразования форм собственности в условиях перехода к рыночным отношениям………………………………………………………………....…14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ……….…19
2.1. Приватизация в России. Этапы……………..………………………....19
2.2. Итоги приватизации в России………………...…………………….…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

      Необходимость преобразований абсолютно монополизированной государственной формы собственности в нашей стране практически не вызывала сомнения, даже у большинства властных структур. Однако по поводу направлений и методов этих преобразований разгорелась ожесточенная борьба не только между представителями "старой" и "новой" партийно-бюрократической номенклатуры, но и внутри нее. К этой борьбе "подключились" и представители региональных и местных структур, хозяйственные руководители, а также "теневой" капитал.

      Все они хотели получить на "законных" основаниях в соответствии с возможностями занимаемого положения свою долю общественного имущества или легализовать уже имеющееся.

      Результатом этой борьбы и стала государственная  программа приватизации, подготовка которой продолжалась в течение 1992 г.

    Приватизация  была направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный хозяйственный комплекс с установившимися связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рынок страна вступила, будучи не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.

    Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществлялся в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий, как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих предприятий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

      В основу программы приватизации была положена модель сочетания коммерческого  подхода с льготной продажей и  безвозмездной передачей части  госсобственности трудовым коллективам  или обменом ваучеров на акции. Было принято решение о двух этапах приватизации - ваучерной (бесплатной) и денежной (платной). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. РАЗВИТИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ  

2.1. Приватизация  в России. Этапы.  

    В течение многих десятилетий в  России абсолютно преобладала государственная форма собственности. Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.

    Снижение  темпов социально-экономического развития, падение эффективности общественного  производства потребовали изменения хозяйственного механизма, перехода от плановой к рыночной (смешанной) экономике. Последнее невозможно без демонтажа тоталитарного огосударствления экономики, формирования принципиально новой системы отношений собственности. Очевидно, что негосударственные формы собственности в России могли возникнуть лишь путем приватизации – перехода объектов собственности из государственной собственности в частную.

    Процесс приватизации в России начался с  принятием Верховным Советом  РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.

Основные  цели приватизации в России:

    • формирование слоя частных собственников-предпринимателей и форм собственности альтернативных государственной;

    • создание конкурентной среды;

    • содействие демонополизации экономики;

    • финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);

    • повышение эффективности деятельности предприятий;

    • привлечение иностранных инвестиций;

    • социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств  от приватизации.

    В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

    1. Бесплатная передача собственности  на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 г.) была разделена на все население России. На каждого россиянина пришлось 10 000 неденоминированных рублей. На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации. Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.

    2. Бесплатная передача собственности  на имущество приватизируемых  государственных предприятий их  трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия. Для 1992 – первой половины 1994 гг. была характерна «малая приватизация» – массовая бесплатная приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. За это время было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий. Из 20 тыс. средних и крупных предприятий свыше 70% включились в процесс акционирования.

    Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс. [11 с.38]

    3. Со второй половины 1994 г. начался следующий этап приватизации государственной собственности.

    Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых форм собственности и новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:

  • 75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.
  • Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.
  • Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.

    В результате приватизация осуществлялась:

    1. По конкурсу – продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия.

    2. По аукциону – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Право собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

    3. Через акционирование.  Предприятие приватизируется только тогда, когда большинство акций акционерного общества передается частным инвесторам. При этом наряду с бесплатной передачей части акций трудовым коллективам другая часть акций может продаваться. Существует несколько схем, методов акционирования, основные различия которых связаны с тем, в чьих руках оказывается контрольный пакет акций (в руках государства, трудового коллектива или частных (внешних) инвесторов).

    Соотношение различных способов приватизации в указанный период времени при формировании новых форм собственности видно из следующих данных (по состоянию на 31.12.1997г. [11 с. 40]):

                                                                                                        Таблица № 3

    Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации

    в 1993-1997г.г.

  1993 1994 1995 1996 1997
Число приватизированных государственных  и муниципальных предприятий 42924 21905 10152 4997 2743
в том  числе по формам собственности:          
федеральная 7063 5685 1875 928 374
субъектов РФ 9521 5112 1317 715 548
муниципальная 26340 11108 6960 3354 1821
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: 100 100 100 100 100
акционирование 31,1 44,8 27,7 22,5 18,1
продажа на аукционах 6,3 4,4 4,2 3,9 5,5
    Око нчание   табли  ца № 3
коммерческий  конкурс 30,4 24,0 15,9 8,9 9,6
инвестиционный  конкурс 1,3 1,2 1,1 0,7 0,5
выкуп арендованного имущества 29,5 20,8 29,8 32,1 14,6
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных  предприятий и не завершенных  строительством объектов 0,4 1,5 4,2 5,7 9,1
продажа недвижимости - - 15,4 22,9 38,5
продажа земли - - 0,6 1,5 2,6
прочие 1,0 3,3 1,1 1,8 1,5

 

    В настоящее время процесс приватизации регулируется принятым в июне 1997 г. Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». За период приватизации с 1998 по 2002 годы превалировали следующие способы разгосударствления и формирования форм собственности [11 с. 42]:                                                                                                    Таблица № 4

    Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации

    в 1998-2002г.г.

  1998 1999 2000 2001 2002
Число приватизированных государственных  и муниципальных унитарных предприятий (всего) 2129 1536 2274 2287  
2557
в том числе по формам собственности:          
федеральная 264 104 170 125 86
субъектов Российской Федерации 321 298 274 231 226
муниципальная 1544 1134 1830 1931 2245
Структура приватизированного госуда-рственного и муниципального имуще-ства по способам приватизации, в %: 100 100 100 100  
100
продажа государственного и муниципального имущества на аукционе 76,1 74,6 73,0 73,9  
61,4
из  нее продажа:          
  О конча  ние Т аблиц а № 4
имущества ликвидируемых предприятий 6,0 5,2 5,0 3,6 1,8
недвижимости 47,6 47,7 56,7 59,1 47,4
земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий 4,0 2,3 3,4 4,9 7,2
Выкуп государственного и муниципа-льного имущества, сданного в аренду:          
арендатором в соответствии с договором  6,8 8,3 18,0 20,0 32,9
посредством преобразования в ОАО с правом первоочередного приобретения акций арендатором  
0,3
 
-
 
-
-  
-
Продажа акций ОАО, созданных в процессе приватизации:          
работникам  общества 9,6 12,0 3,7 3,2 3,4
на  специализированном аукционе 1,6 1,9 2,0 0,4 0,0
на  аукционе и коммерческом конкурсе 4,6 2,2 2,8 1,3 0,8
Преобразование  государственных и муниципальных  предприятий в ОАО с закреплением 100% акций в государст-венной или муниципальной собственностити  
 
0,9
 
 
0,7
 
 
0,3
0,5  
 
0,6
Внесение  государственного или муниципального имущества в качестве вклада в  уставные капиталы хозяйственных обществ  
0,1
 
0,3
 
0,1
0,7  
0,8
Отчуждение  находящихся в государственной  или муниципальной собственности  акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций  
 
 
0,0
 
 
 
-
 
 
 
0,1
-  
 
 
 
0,1

Информация о работе Развитие форм собственности в России. Современные проблемы ее использования