Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 04:35, тест
Вся история экономических катаклизмов имеет в своей основе трансформацию отношений собственности. Новейшая экономическая история России не является в этом смысле исключением. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие собственности по-разному трактовалось самими реформаторами.
Категория собственности объективно имеет три измерения: владение, пользование и управление. Собственник формально имеет исключительное право на пользование благами, получаемыми от собственности и на управление объектом собственности. Однако в реальной хозяйственной жизни эти три составляющие собственности расчленяются. В основе этого расчленения лежит стремление получить максимум экономического эффекта от эксплуатации материальной субстанции, составляющей содержание объекта собственности.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ФОРМЫ СОБСТЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ………...…..6
1.1. Понятие и классификация форм собственности………………….…...6
1.2. Преобразования форм собственности в условиях перехода к рыночным отношениям………………………………………………………………....…14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ……….…19
2.1. Приватизация в России. Этапы……………..………………………....19
2.2. Итоги приватизации в России………………...…………………….…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….36
Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс.
По данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993-1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5% от общего количества предприятий, приватизированных в 1993-2003 годах.
Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция») [11 с. 44].
За
период приватизации с 2003 по 2009 годы
превалировали следующие способы разгосударствления
и формирования форм собственности [10
с. 114]:
Таблица № 5
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации
в 2003-2009г.г.
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Число
приватизированных |
434 | 502 | 491 |
444 | 302 | 260 | 366 |
в том
числе по формам собственности: |
|||||||
федеральная | 161 | 121 | 112 | 98 | 73 | 26 | 140 |
субъектов
Российской Федерации |
152 | 246 | 226 | 254 | 115 | 135 | 87 |
Око | нчан | ие та | блиц | а№ 5 | |||
муниципальная | 121 | 135 | 153 | 92 | 114 | 99 | 139 |
Начальная
цена (цена первона-чального предложения), млн. руб. |
106,9 | 100,9 | 182,8 | 157,1 | 113,4 | 164,3 | 39,2 |
Цена сделки приватизации (рыночная стоимость), млн. руб. | 762,3 | 290,6 | 200,4 | 209,8 | 153,1 | 162,9 | 57,4 |
Структура
приватизированных по способам приватизации, в процентах к итогу: |
100 | 100 | 100 |
100 | 100 | 100 | 100 |
преобразование
унитарных предприятий в акционерные общества |
72,3 | 82,5 | 80,7 |
86,9 | 84,1 | 86,5 | 97,0 |
продажа имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий | 26,5 | 17,5 | 19,1 |
13,1 | 15,9 | 13,5 | 3,0 |
|
|||||||
на аукционах | 10,8 | 9,5 | 10,4 | 7,3 | 6,6 | 5,4 | 1,9 |
на конкурсах | 14,8 | 4,0 | 7,7 | 5,4 | 8,0 | 7,3 | 0,5 |
посредством публичного предложения | 0,9 | 3,2 | 1,0 | 0,2 | 1,0 | 0,8 | 0,5 |
без объявления цены | - | 0,8 | - | 0,2 | 0,3 | - | - |
продажа имущества по заключенному ранее договору аренды с правом выкупа | 1,2 | - | 0,2 |
- | - | - | - |
В настоящий период времени по состоянию по состоянию на 01 января 2010 года распределение предприятий по формам собственности складывается в следующем виде [10 с. 117]:
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Число предприятий, тыс. | ||||||
Всего | 4417,1 | 4767,3 | 4506,6 | 4674,9 | 4771,9 | 4907,8 |
в том
числе по формам собственности: |
||||||
государственная | 159,2 | 160,4 | 149,3 | 141,7 | 135,0 | 129,9 |
О | конча | ние Т | аблиц | а № 6 | ||
муниципальная | 248,2 | 252,1 | 264,3 | 262,7 | 257,6 | 253,0 |
частная | 3499,2 | 3837,6 | 3638,8 | 3855,4 | 3975,5 | 4128,1 |
собственность
общественных и религиозных организаций (объединений) |
252,8 | 252,5 | 239,2 | 212,3 | 197,4 | 187,8 |
прочие
формы собственности, включая смешанную
российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную |
257,7 | 264,7 | 215,0 | 202,9 | 206,4 | 209,0 |
В процентах к итогу | ||||||
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том
числе по формам собственности: |
||||||
государственная | 3,6 | 3,4 | 3,3 | 3,0 | 2,8 | 2,6 |
муниципальная | 5,6 | 5,3 | 5,9 | 5,6 | 5,4 | 5,2 |
частная | 79,2 | 80,5 | 80,7 | 82,5 | 83,3 | 84,1 |
собственность
общественных и религиозных организаций (объединений) |
5,7 | 5,3 | 5,3 | 4,6 | 4,1 | 3,8 |
прочие
формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную |
5,8 | 5,6 | 4,8 | 4,3 | 4,4 | 4,3 |
По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали определенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений в экономике и дальнейшего развития. Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики с многообразием форм собственности, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.
Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.
Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были. Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры форм собственности в Российской Федерации в целом. В частности в 2003 году соотношение форм собственности распределялась следующим образом: 77% частная; 13% смешанная (в основном акционерные общества с участием государственного и частного капитала); 6% муниципальная и 4% государственная [11 с. 47].
В качественном плане структура форм собственности в Российской Федерации является весьма специфической и отличается от аналогичных структур развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали: преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» – работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.
Следует отметить, что такая структура форм собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов – миноритарных акционеров. В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.
В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц.
Но, как уже неоднократно отмечалось, между количественными «успехами» разгосударствления собственности и качественными изменениями в экономике не существует прямой зависимости. Напротив, массовая распродажа государственных активов в отсутствие должных правовых и институциональных условий привели к замедлению процесса формирования эффективных собственников и не стали инструментом содействия реструктуризации и модернизации экономики.
Более того, в результате приватизации в России, по оценкам экспертов Мирового банка, в настоящее время существует самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности. То есть сложилась ситуация, тормозящая процессы достижения конкурентоспособности российской экономики. Формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития и опорой политической стабильности, не состоялось и было отодвинуто на неопределенное время
Отраслевой
анализ итогов приватизации, проведенный
по результатам контрольных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В курсовой работе проведено исследование понятия, классификации и специфика развития форм собственности в Российской Федерации в результате процесса приватизации государственной собственности. Основные особенности процесса формирования форм собственности, заключаются в том, что приватизация в России осуществлялась в условиях:
1. Директивности, т.е. когда решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом.
2. Приоритетности одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной формы собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности.
3.
Приоритет социально-
4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.
5.
Форсирование развития
Информация о работе Развитие форм собственности в России. Современные проблемы ее использования