Развитие форм собственности в России. Современные проблемы ее использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 04:35, тест

Краткое описание

Вся история экономических катаклизмов имеет в своей основе трансформацию отношений собственности. Новейшая экономическая история России не является в этом смысле исключением. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие собственности по-разному трактовалось самими реформаторами.
Категория собственности объективно имеет три измерения: владение, пользование и управление. Собственник формально имеет исключительное право на пользование благами, получаемыми от собственности и на управление объектом собственности. Однако в реальной хозяйственной жизни эти три составляющие собственности расчленяются. В основе этого расчленения лежит стремление получить максимум экономического эффекта от эксплуатации материальной субстанции, составляющей содержание объекта собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ФОРМЫ СОБСТЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ………...…..6

1.1. Понятие и классификация форм собственности………………….…...6
1.2. Преобразования форм собственности в условиях перехода к рыночным отношениям………………………………………………………………....…14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ……….…19
2.1. Приватизация в России. Этапы……………..………………………....19
2.2. Итоги приватизации в России………………...…………………….…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

    Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс.

    По  данным Госкомстата России, за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в  том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности, или 17,32% от общего числа приватизированных предприятий. При этом в 1993-1994 годах было приватизировано 71829 предприятий (соответственно 49924 и 21905), что составляло 74,5% от общего количества предприятий, приватизированных в 1993-2003 годах.

    Согласно  отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результате выполнения Государственной  программы приватизации по состоянию  на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В 1999 году в государственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, Российская Федерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах и обществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право на участие Российской Федерации в их управлении («золотая акция») [11 с. 44].

    За  период приватизации с 2003 по 2009 годы превалировали следующие способы разгосударствления и формирования форм собственности [10 с. 114]:                                                                                                                  

    Таблица № 5

    Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации

    в 2003-2009г.г.

  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий - всего 434 502  
 
491
444 302 260 366
в том  числе по формам  
собственности:
             
федеральная 161 121 112 98 73 26 140
субъектов Российской  
Федерации
152 246 226 254 115 135 87
      Око нчан ие та блиц а№ 5
муниципальная 121 135 153 92 114 99 139
Начальная цена (цена первона-чального предложения), 
млн. руб.
106,9 100,9 182,8 157,1 113,4 164,3 39,2
Цена  сделки приватизации (рыночная стоимость), млн. руб. 762,3 290,6 200,4 209,8 153,1 162,9 57,4
Структура приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий  
по способам приватизации,  
в процентах к итогу:
100 100  
 
 
100
100 100 100 100
преобразование  унитарных предприятий в открытые  
акционерные общества
72,3 82,5  
80,7
86,9 84,1 86,5 97,0
продажа имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий 26,5 17,5  
 
19,1
13,1 15,9 13,5 3,0
    в том числе:
             
на  аукционах 10,8 9,5 10,4 7,3 6,6 5,4 1,9
на  конкурсах 14,8 4,0 7,7 5,4 8,0 7,3 0,5
посредством публичного предложения 0,9 3,2 1,0 0,2 1,0 0,8 0,5
без объявления цены - 0,8 - 0,2 0,3 - -
продажа имущества по заключенному ранее договору аренды с правом выкупа 1,2 -  
0,2
- - - -

 

     В настоящий период времени по состоянию по состоянию на 01 января 2010 года распределение предприятий по формам собственности складывается в следующем виде [10 с. 117]:

                                                                                                                       Таблица № 6

  2005 2006 2007 2008 2009 2010
Число предприятий, тыс.
Всего 4417,1 4767,3 4506,6 4674,9 4771,9 4907,8
в том  числе по формам  
собственности:
           
государственная 159,2 160,4 149,3 141,7 135,0 129,9
    О конча  ние Т аблиц а № 6
муниципальная 248,2 252,1 264,3 262,7 257,6 253,0
частная 3499,2 3837,6 3638,8 3855,4 3975,5 4128,1
собственность общественных  
и религиозных организаций  
(объединений)
252,8 252,5 239,2 212,3 197,4 187,8
прочие  формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную  
российскую и иностранную
257,7 264,7 215,0 202,9 206,4 209,0
В процентах к итогу
Всего 100 100 100 100 100 100
в том  числе по формам  
собственности:
           
государственная 3,6 3,4 3,3 3,0 2,8 2,6
муниципальная 5,6 5,3 5,9 5,6 5,4 5,2
частная 79,2 80,5 80,7 82,5 83,3 84,1
собственность общественных  
и религиозных организаций  
(объединений)
5,7 5,3 5,3 4,6 4,1 3,8
прочие  формы собственности,  
включая смешанную российскую,  
иностранную, совместную 
российскую и иностранную
5,8 5,6 4,8 4,3 4,4 4,3

 
    1. Итоги приватизации
 

    По  оценкам экспертов, начальные этапы  приватизации создали определенные предпосылки для решения задач  преодоления кризисных явлений  в экономике и дальнейшего  развития. Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили  начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики с многообразием форм собственности, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.

    Приватизация  содействовала становлению и  развитию целого ряда новых экономических  институтов, способствовала созданию условий для привлечения в  российскую экономику иностранных  инвестиций, ликвидации дефицита товаров  и услуг на внутреннем рынке и  пр.

    Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных  моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе  приватизации, практически достигнуты не были. Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры форм собственности  в Российской Федерации в целом. В частности в 2003 году соотношение форм собственности распределялась следующим образом: 77% частная; 13% смешанная (в основном акционерные общества с участием государственного и частного капитала); 6% муниципальная и  4% государственная [11 с. 47].  

    В качественном плане структура форм собственности в Российской Федерации является весьма специфической и отличается от аналогичных структур развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали: преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» – работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.

    Следует отметить, что такая структура  форм собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов – миноритарных акционеров. В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.

    В качестве положительного результата следует  отметить тот факт, что параллельно  процессу приватизации шло интенсивное  образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц.

    Но, как уже неоднократно отмечалось, между количественными «успехами» разгосударствления собственности и качественными изменениями в экономике не существует прямой зависимости. Напротив, массовая распродажа государственных активов в отсутствие должных правовых и институциональных условий привели к замедлению процесса формирования эффективных собственников и не стали инструментом содействия реструктуризации и модернизации экономики.

    Более того, в результате приватизации в  России, по оценкам экспертов Мирового банка, в настоящее время существует самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности. То есть сложилась ситуация, тормозящая процессы достижения конкурентоспособности российской экономики. Формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития и опорой политической стабильности, не состоялось и было отодвинуто на неопределенное время

     Отраслевой  анализ итогов приватизации, проведенный  по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты, свидетельствует, что организация и контроль за ходом приватизации во всех отраслях экономики были возложены в основном на единственный орган исполнительной власти – Госкомимущество России (Минимущество России), осуществлявшее полномочия собственника. Отраслевые министерства по существу были отстранены от участия в определении приоритетов и содержания приватизационных мероприятий, не привлекались к контролю за ходом приватизации и использованием федеральной собственности в «профильных» секторах экономики, а выполняли лишь второстепенные функции. В результате при приватизации зачастую не учитывались отраслевые особенности предприятий и важность сохранения производственных связей, что в конечном итоге приводило к негативным последствиям для экономики в целом. 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

    В курсовой работе проведено исследование понятия, классификации и специфика развития форм собственности в Российской Федерации в  результате процесса приватизации государственной собственности. Основные особенности процесса формирования форм собственности, заключаются в том, что приватизация в России осуществлялась в условиях:

    1. Директивности, т.е. когда решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом.

    2. Приоритетности одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной формы собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности.

    3. Приоритет социально-политических  целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.

    4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.

    5. Форсирование развития фондового  рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка.

Информация о работе Развитие форм собственности в России. Современные проблемы ее использования