Развитие форм собственности в России. Современные проблемы ее использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 04:35, тест

Краткое описание

Вся история экономических катаклизмов имеет в своей основе трансформацию отношений собственности. Новейшая экономическая история России не является в этом смысле исключением. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие собственности по-разному трактовалось самими реформаторами.
Категория собственности объективно имеет три измерения: владение, пользование и управление. Собственник формально имеет исключительное право на пользование благами, получаемыми от собственности и на управление объектом собственности. Однако в реальной хозяйственной жизни эти три составляющие собственности расчленяются. В основе этого расчленения лежит стремление получить максимум экономического эффекта от эксплуатации материальной субстанции, составляющей содержание объекта собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ФОРМЫ СОБСТЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ………...…..6

1.1. Понятие и классификация форм собственности………………….…...6
1.2. Преобразования форм собственности в условиях перехода к рыночным отношениям………………………………………………………………....…14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ……….…19
2.1. Приватизация в России. Этапы……………..………………………....19
2.2. Итоги приватизации в России………………...…………………….…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

    В ходе приватизации формально значительная часть государственной собственности  была преобразована в частную. Однако юридическая смена собственника пока не привела к решению тех экономических задач, которые ставились перед приватизацией. Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла смена формы собственности, становление же новых форм присвоения – это процесс будущего, растянутый во времени и пространстве.

    Спад  в процессе приватизации государственного имущества произошел во второй половине 2008 года в результате разразившегося мирового экономического кризиса, что привело к сокращению свободных средств на инвестиционном рынке для приобретения приватизируемого государственного имущества. Однако, кризис это лишь один из факторов, оказавших влияние на снижение роста приватизации и приобразования государственной формы собственности в часную или смешанную формы. В настоящее время нет четкого понимания, что же фактически находится в государственной собственности. Необходимо завершить процесс инвентаризации государственного имущества. Важно не просто зафиксировать список того, чем владеет государство, но и дать оценку этого имущества. Земля, на которой стоит предприятие, и прилегающие  территории могут стоить больше, чем само предприятие. При этом в реестры государственного имущества должны включаться объекты имущества, имеющие надлежащим образом оформленные права собственности. Какие темпы приватизации были в последние годы? В 2007 году план приватизации Росимуществу удалось выполнить на 45%, в 2008 году на 60%. При этом доход обеспечивался за счет приватизации отдельны значимых объектов, а существенная часть объектов оставалась не приватизированной. Называют несколько причин сложившейся ситуации. Во-первых, приватизируемые пакеты акций чаще всего остаются невостребованными потенциальными инвесторами, поскольку предложения формируются без учета спроса инвесторов. Сегодня отсутствует механизм выявления спроса потенциальных инвесторов, который бы позволял отражать заинтересованность компаний в определенных объектах, находящихся в собственности государства. Необходимо создать механизмы заявительного порядка приватизации государственного имущества. Инициатива в приватизации должна исходить от инвесторов. При этом следует предусмотреть четкие процедуры рассмотрения заявок на приватизацию и исчерпывающие основания для их отклонения. Создание таких процедур будет способствовать решению одной из важных проблем в сфере приватизации  преодолению противодействия менеджмента государственных компаний, не заинтересованного в смене собственника. Формирование прогнозного плана приватизации на основе реального спроса  это важный фактор успешной приватизации. Во-вторых, перечень имущества на продажу на данный момент ограничен списками стратегических организаций. Отсутствие критериев отнесения организаций к стратегическим делает эту процедуру ареной лоббирования интересов менеджмента госпредприятий. В законодательстве целесообразно закрепить указанные критерии, несоответствие которым будет являться основанием для включения организации в прогнозный план приватизации. Кроме того, часто собственно стратегический элемент в конкретном имущественном комплексе организации составляет лишь его малую долю. Поэтому следует провести анализ использования стратегическими организациями имущества и при необходимости изъять и приватизировать имущество, не участвующее в выпуске стратегически значимой продукции

    Несмотря  на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности и эффективное соотношение различных форм собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования форм собственности.

    В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную,  муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.

    Неудовлетворительные  результаты приватизации требуют перенесения  центра внимания с раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, через формирование разнообразных форм собственности, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной как государственной так и иных формы собственности, адекватных рыночной экономике. 
 
 
 

 

    ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. Москва: Финстатинформ, 1997. - 631с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. Москва: Юрайт-Издат., 2005. - 399с.
  3. Випядин В.И., Бродская Т.Г. Экономическая теория. Учебное пособие. Москва: РИОР, 2008. – 208с.
  4. Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. Экономическая теория. Москва: Экзамен, 2005. – 592с.
  5. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. СПб: Питер, 2004. – 544с.
  6. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник для вузов. Москва: ГИЦ Владос, 2003. - 592с.
  7. Лобачева Е.Н. Экономика. Москва: Экзамен, 2004. – 592с.
  8. Петраков Н.Я. Развитие отношений собственности в России.  Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2005. № 3 (24)
  9. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Москва: Инфра-М. 1997. – 720с.
  10. Росстат. Россия в цифрах 2010. Краткий статистический сборник. Москва: Росстат, 2010. – 558с.
  11. Степашин С.В. Счетная палата РФ. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы. Москва: Олита, 2005.
  12. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Учебник. Киров: АСА, 2000. – 752с.

Информация о работе Развитие форм собственности в России. Современные проблемы ее использования