Развитие экономики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:57, курс лекций

Краткое описание

1. Понятие экономики и экономической науки. Функции экономической теории.
2. Возникновение и развитие экономической науки. Разделы экономической теории. Институциональная экономика.
3. Потребности и ресурсы. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.
4. Факторы производства и доходы их собственников.
5. Производительные силы. Экономические отношения, законы и категории. Экономические интересы.

Вложенные файлы: 1 файл

1-5.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

     В марксистской  экономической теории подчеркивается  определяющая роль социально-экономических  отношений в экономической системе.  Непосредственным предметом исследования  поэтому выступают производственные отношения - отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит и организация производства, и распределение, и богатство разных общественных классов.

     К. Маркс  развил трудовую теорию стоимости.  Новым в теории стоимости было  открытие двойственного характера  труда, воплощенного в товаре. По Марксу, конкретным трудом создается потребительная стоимость товара, абстрактным трудом - стоимость, а последняя лежит в основе цены товара. Абстрактный труд - это труд в физиологическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.

     На базе трудовой теории стоимости Марксом была создана теория прибавочной стоимости, объясняющая главный источник прибыли и показывающая механизм эксплуатации наемных работников собственниками капитала. Источник прибыли - это прибавочная стоимость, то есть стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих. Им были рассмотрены также законы капиталистического общественного воспроизводства, в частности, объяснено происхождение циклических экономических кризисов. Конечной причиной этих кризисов является стихийный характер развития, обусловленный господством частной собственности на средства производства. Но подлинный переворот им был совершен в методе исследования. К.Маркс применил диалектический метод в анализе экономических процессов, тем самым был создан метод материалистической диалектики.

     Во второй  половине XIX в. наряду с марксизмом  возникает и развивается неоклассическая  экономическая теория. Из всех  ее многочисленных представителей  наибольшую известность приобрел  английский ученый Альфред Маршалл  (1842-1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А. Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своих работах А.Маршалл  опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX в. Экономисты-маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведенная последним нанятым работником).

     Данные понятия  использовались ими в теории  цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

     В своей  теории цены А. Маршалл опирается  на концепции спроса и предложения.  Цена блага определяется соотношением  спроса и предложения. В основе  спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

     Неоклассическая  экономическая теория, так же  как и классики, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

     Современная  экономическая теория - это совокупность  разных экономических школ и  направлений, распространенных в  мире на рубеже XX - XXI столетий. Условно  можно выделить три ведущих  направления в современной экономической теории: кейнсианство, институционализм, монетаризм.

     Кейнсианство  как направление экономической  теории возникло в 30-е гг. XX столетия, в период Великой депрессии  - мирового экономического кризиса  1929-1933 гг. и последовавшей за ним длительной депрессии. Название этого направления связано с именем Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), знаменитого английского экономиста, государственного деятеля и публициста. Он был выпускником Кембриджского университета, учеником А. Маршалла и А. Пигу. Главное произведение Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" впервые было издано в 1936 г.

Кейнс и его последователи  основное внимание уделяли анализу  макроэкономических проблем. Ими исследуются  важнейшие макроэкономические показатели и взаимосвязи между ними, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объемом национального производства, между инфляцией и безработицей.

     По существу  Дж.М. Кейнс был основателем современной макроэкономики.

     Новая макроэкономическая  школа критикует классическую  и неоклассическую экономическую  теорию за ее игнорирование  проблем кризисов, безработицы и  инфляции. Больше того, кейнсианцы  отказываются от таких предпосылок  прежней теории, как отдельное существование рынков товаров, труда и денег, обязательное равенство сбережений и инвестиций, гибкость цен, от принципа laissez faire, то есть от принципа невмешательства государства в экономику.

     Рыночная экономика,  доказывет Кейнс, не может быть саморегулируемой, она не может обеспечить "эффективный спрос", достаточный для того, чтобы полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно увеличивать гоосударственные расходы и снижать налоги. В течение нескольких десятилетий XX века, начиная с конца 30-х гг. и до середины 70-х, кейнсианство было господствующим направлением как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.

     Наряду с  кейнсианством, одним из наиболее  распространенных школ современной  экономической мысли является  институционализм. Как направление институционализм возник на рубеже XIX-XX вв. в США, с тех пор он распространился по всему миру. Более точное название институционализма - институционально-социологическая школа.

     Особенностью  институционализма как течения  экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий "институция" (обычай, заведенный порядок) и "институт" (порядок, закрепленный в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение, - это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Институционализм рассматривает в теории не "экономического человека", а разностороннюю личность. Точно так же, как и кейнсианство, институционалисты отвергают предпосылку о способности рыночной экономики к саморегулированию. В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как "постиндустриального", "информационного" общества.

     Одним  из наиболее известных современных  институционалистов является американский  экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1909). Профессор Гарварда, государственный  деятель, посол в Индии, Гэлбрэйт  известен также и экономическими работами, каждая из которых была бестселлером не только в академических кругах, но и среди образованной части публики вообще. Одна из важнейших его работ - это "Новое индустриальное общество" (1961).

 

 

Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр. В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию

 

Институциональная экономика — отрасль экономики, которая изучает экономические  отношения внутри и между общественными  институтами.

 

  1. Потребности и ресурсы. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.

http://acost.ru/ekonomicheskie-potrebnosti-i-proizvodstvennye-vozmozhnosti-obshhestva/

 

Потребность – это нужда человека в чем-либо. Потребности следует отличать от желаний. Существуют классификации потребностей по различным признакам. По степени первоочередности удовлетворения потребности подразделяют на первичные (в продуктах питания, одежде, обуви, мебели) и вторичные (в образовании, медицинском обслуживании, туризме и т. д.). По форме потребности разделяются на материальные (одежда, обувь, жилище), духовные (книги, музыка), социальные (в уважении, в труде). По признаку насыщаемости потребности можно разделить на насыщаемые (в продуктах питания, предметах потребления длительного пользования) и ненасыщаемые (в туризме, спорте, саморазвитии). С точки зрения субъекта выделяют потребности индивидуальные (отдельного человека), коллективные (группы людей, предприятия) и общественные (потребности общества в целом в общественных товарах – музеях, парках, маяках). По направленностипотребности подразделяют на личные (отдельных субъектов в предметах  потребления) и производственные (потребности предприятий в средствах производства), Предметы потребления – это блага, которые используются физическими лицами для удовлетворения их личных потребностей (продукты питания, одежда, жилище, предметы потребления длительного пользования).Средства производства – это совокупность средств труда (машин, оборудования, с помощью которых происходит производство благ) и предметов труда (сырья, материалов, из которых производятся блага). Средства производства потребляют предприятия (фирмы) в процессе производства благ. По положению в иерархической системе потребности подразделяют на абсолютные, действительные, потенциальные, реальные, фактические. Абсолютные потребности

(высший уровень) представляют  собою идеальный, внутренний побудительный  мотив к потреблению. Это общие  потребности в одежде, еде, духовном развитии, пр. Они существуют на протяжении всей истории существования человечества.Действительные потребности (второй уровень) имеют относительный характер и отображают объективную, то есть сознательно осмысленную, потребность человека в конкретных потребительских благах (предметах потребления и услугах), необходимых для расширенного воспроизводства рабочей силы и всестороннего развития личности. Они характеризуют общие потенциальные возможности общества. Реальные потребности (третий уровень) могут быть удовлетворены в каждый данный момент имеющимися возможностями производства и социальными условиями. Платежеспособные потребности (четвертый уровень) — это те потребности, которые в рыночных условиях могут быть реально удовлетворены определенными объемами предложения товаров и услуг, и они обязательно обеспечены денежным покрытием. Фактические потребности (самый низкий, пятый уровень) определяются объемом средств существования, который практически может обеспечить физическое выживание человека

Величина потребностей регулируется всеобщим экономическим законом возвышения потребностей. В соответствии с этим законом величина и структура потребностей определяется уровнем развития производительных сил.

Уровень развития производительных сил  в свою очередь зависит от уровня развития человека (его образования, квалификации, культуры) и средств производства.

Величина потребностей также зависит  от образования людей, уровня их доходов, окружения, возраста, пола и т. п. Для  удовлетворения все возрастающих потребностей людей необходимо наличие определенных ресурсов. Ресурсы – это совокупность всех необходимых условий, используемых при создании благ; это возможности, которыми обладает и которые применяет общество в конечном счете для удовлетворения своих потребностей.

Ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые, воспроизводимые и невоспроизводимые. Среди ресурсов выделяют экономические, рассматриваемые с точки зрения ограниченности и редкости. Различают природные ресурсы, т. е. данные природой (земля и ее недра, леса, воды); трудовые (люди с их навыками и способностями в трудоспособном возрасте); капитальные (средства производства – средства и предметы труда). Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, принимают форму факторов производства. Существует такие факторы производства, как труд, земля, капитал,  предпринимательская способность. В последние годы добавились такие факторы, как наука и информация

 

Потребности общества безграничны, а  ресурсы ограничены.

Ограниченность ресурсов – проблема, с которой сталкиваются все субъекты хозяйствования – и бедные, и богатые, и отдельные люди, и предприятия, и страны. Однако эта проблема имеет относительный, а не абсолютный характер. Во-первых, в будущем количество ресурсов может измениться, а во-вторых, какова бы ни была величина ресурсов, их все равно не хватит, чтобы удовлетворить все неограниченные потребности человека. В условиях ограниченности ресурсов субъект всегда стоит перед проблемой выбора. Но, выбрав один вариант использования ресурса, субъект должен отказаться от других, альтернативных вариантов его использования. Альтернативная стоимость – это наиболее предпочтительный вариант использования ограниченного ресурса, от которого пришлось отказаться.

 

Проблема выбора находит свое выражение  в кривой производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей – это геометрическое место точек (E, L, M, F и др.), показывающее множество альтернативных вариантов максимального производства двух товаров при полном использовании всех ресурсов. Кривая имеет нисходящий вид, т. к. для увеличения производства одного товара, при неизменных ресурсах, надо уменьшить производство другого товара. Кривая имеет выпуклый вид, т. к. ресурсы полностью не взаимозаменяемы. И при большем увеличении производства одного товара надо отказываться все от большего числа другого, т. е. альтернативная стоимость растет.

Информация о работе Развитие экономики как науки