Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:05, реферат
Целью данной работы является описание и изучение различных теорий факторов производства, выявление их особенностей.
Задачами данной работы являются:
- изучение представлений различных экономических школ о факторах производства и их влиянии на производственный процесс;
- изучение отдельных факторов производства, их доходов, места и роли, которую они играют в процессе производства;
- изучение развития теории факторов производства на современном этапе и взаимосвязи этого развития с теми изменениями, которые происходят в наше время в мире.
Введение
1.Марксистская теория факторов производства
1.1 Сущность марксистской теории факторов производства………………………………………..1
1.2 Характеристика факторов производства в марксистской теории………………………………..1
2. Маржиналистская теория факторов производства
2.1 Труд как фактор производства……………………………………………………………………...3
2.2 Земля как фактор производства. …………………………………………………………………...3
2.3 Капитал как фактор производства …………………………………………………………………4
2.4 Предпринимательская способность как фактор производства…………………………………..5
2.5 Особенности информации как фактора производства……………………………………………6
Заключение
Литература
Глоссарий
Предложение земли определяется общим предложением всех собственников земли. Земля обладает природной ограниченностью, общее количество не может увеличиваться под воздействием роста цен на нее и уменьшаться при снижении цен. Это обуславливает абсолютно неэластичное предложение земли цене.
Можно повысить производительность земли, улучшать ее качество, можно повысить или понизить до минимума плату за землю, но количество совокупного предложения этого фактора производства каждый фиксированный момент времени увеличить не возможно. Графически кривая предложения земли имеет вид абсолютно вертикальной линии.
Поскольку предложение земли относительно неизменно по сравнению с другими факторами производства, объем ренты полностью зависит от спроса на землю: чем он выше, тем выше рента, и наоборот.
2.3 Капитал как
фактор производства.
В экономической теории и предпринимательской практике, пожалуй, нет понятия, которое бы использовалось столь часто и одновременно столь неоднозначно, как капитал. Этот термин употребляют в отношении оборудования, здания, денег и ценных бумаг, а также в отношении талантливого инженера и предприимчивого управляющего ("Человеческий капитал"). Общее во всех приведенных примерах - капитал устойчиво ассоциируется со способностью приносить доход.
На рынке факторов производства под капиталом понимается физический капитал, или производственные фонды, - капитальное благо, используя которое, можно в будущем увеличить поток доходов. Таким образом, производительностью обладает не только труд, но и капитал. Если фактор труд - феномен, созданный вне экономической системы, то капитал - фактор, производимый самой экономической системой.
Капитал пользуется спросом, потому что он производителен. Субъектами спроса на капитал являются предприниматели, бизнес, субъектами предложения капитала - домашние хозяйства.
Спрос на капитал - это процесс на инвестиционные средства, а не просто деньги. Бизнес предъявляет спрос на определенные денежные суммы для покупки капитала в физической форме. Спрос на деньги имеет другую природу, она не связанна с предпринимательской деятельностью.
Графический спрос на капитал можно представить как кривую, имеющую отрицательный наклон, поскольку применительно к капиталу, так же как и к другим факторам производства, действует закон убывающей доходности: уровень дохода на капитал имеет тенденцию к понижению по мере роста инвестиционных средств. Уровень дохода на капитал называют еще чистой производительностью капитала, а выраженную в процентах - естественной нормой процента.
Предложение капитала не следует понимать в том смысле, что домашние хозяйства (население) предлагают бизнесу станки, оборудование и т.д. Они предлагают инвестиционные средства, т.е. денежные суммы, которые бизнес использует для приобретения производительных фондов. Происходит это при помощи посредников-инвестиционных фондов, коммерческих банков и т.п.
Графически предложение капитала можно представить кривой, имеющей положительный наклон, что обусловлено сущностью процента, заключающейся в следующем. Субъекты, предлагающие капитал, по сути, отказываются от самостоятельного альтернативного его применения: открывать собственное дело и получать доход; покупать землю и получать ренту, поехать отдыхать на престижный курорт (получить полезность). Таким образом, процент - это своеобразная равновесная цена, которая складывается в точке пересечения кривых спроса и предложения на капитал и в которой происходит совпадение предельной доходности на капитал и предельных издержек упущенных возможностей .
Экономическая теория подчеркивает, что сегодняшние блага люди оценивают выше будущих. Эта особенность экономического поведения субъектов рыночного хозяйства получила название временного предпочтения. При определении категории процента важную роль играет фактор времени. Дающий деньги в ссуду отказывается от текущего (сегодняшнего) потребления своего капитала, предоставляя эту возможность другим субъектам.
2.4 Предпринимательская
способность как фактор
Предпринимательская деятельность - специфический фактор производства. Она предполагает использование инициативы, смекалки и риска в организации производства. Предпринимательство - неотъемлемый атрибут рыночной экономики, и хотя понятие "предприниматель" в экономике появилось в XVIII в., только в текущем столетии оно стало рассматриваться как фактор производства.
Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.
В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал - он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.
В качестве научного термина понятие «предпринимательство» впервые употребил английский экономист конца XVII – начала XVIII в. Ричард Контильон. По его мнению, предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Контильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.
Предпринимательская способность - это особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства в целях создания благ и услуг. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса при определенной степени риска и возможности понести убытки. Предпринимательская деятельность по своим масштабам и результатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда.
2.5 Особенности информации как фактора производства
На данный момент помимо четырех основных факторов производства принято выделять еще один – информацию.
По своей природе информация является общественным благом. Однако в определенный момент времени информация может быть и частным благом. Примером тому может послужить какая-либо внутренняя информация фирмы, касающаяся исключительно потенциала развития предприятия в данный момент времени. Вместе с тем, неуничтожимость в процессе использования, возможность наличия информации у множества людей одновременно благодаря тому, что в процессе передачи информации она приобретается получателем, но не исчезает у отправителя, а также сложность деления информационного блага на отдельные части позволяют определить информацию как общественное благо.
Информационные блага, как общественные, так и частные, независимо от формы их существования, удовлетворяют определенным потребностям субъектов рынка и обеспечивают достижение ими тех или иных целей, что обусловливает наличие у информационных товаров потребительной стоимости. В свою очередь, экономическая ценность информационных благ создается и в процессе труда, для чего требуются определенные затраты. Принципиально важной особенностью информационного продукта является механизм формирования цены на него. Если для материальных товаров и многих услуг существует возможность определения цены товара c позиции затрат на его производство, то для информационных продуктов определяющим, как правило, является их полезность, а точнее, тот эффект, которого можно достигнуть при дальнейшем использовании информационных товаров. Полезность знаний для покупателя зависит от полезности решений, получаемых при помощи знания.
В экономической деятельности информация как средство снижения неопределенности и риска представляет большую или меньшую ценность для потребителя, исходя из уровня и полезности принимаемого решения, а также от степени снижения неопределенности.
Таким образом, можно сказать, что информация, независимо от форм ее существования и использования в экономической деятельности, коренным образом отличается от таких ресурсов, как капитал, природные ресурсы, труд, что оказывает существенное влияние на специфику обращения информации в экономической системе. Поэтому особый интерес представляет изучение сущности и характеристик информации и знаний, а также анализ процесса производства информации и ее обращения в качестве ресурса и товара.
Очевидно, что в условиях информационной экономики на первый план выдвигаются скорость и качество обработки новых информационных сигналов, появляющихся знаний. Стремительность получения экономической действительности влияет на неопределенность и устойчивость компаний, рынков, национальных экономик.
Это позволяет сделать вывод о том, что информация выступает в качестве экономического ресурса не только в определенных формах и при наличии определенного содержания, но и в конкретное время. Материальные ресурсы в процессе производства переносят свою стоимость на товары и услуги, в результате чего после окончания производственного цикла перестают существовать. Информация не исчезает, но перестает иметь экономическую ценность из-за потери актуальности или невозможности ее применения. Можно говорить о том, что информация обладает свойством ограниченности в определенное время, поэтому от скорости ее получения и использования зависят выгоды, получаемые от ее применения в хозяйственной деятельности.
Заключение
По результатам работы можно сделать следующие
выводы.
Согласно теории Маркса, факторами производства выступаю труд, предметы труда и средства труда. Производство общественных благ является следствием их взаимодействия. Марксизм не признает предпринимательство как один из факторов производства.
Согласно маржиналистской теории, выделяются три основные фактора производства. Это земля, труд и капитал. Доходом труда как фактора производства является заработная плата, доходом земли является рента, доходом капитала – процент.
Также маржиналистами, наряду с тремя вышеперечисленными факторами, выделяется также предпринимательство как фактор производства. Задача этого фактора – объединение вышеперечисленных факторов в производственном процессе.
В результате развития науки и последовавшими за этим изменениями в общественной и экономической жизни, выделился еще один фактор производства – это информация. В отличие от остальных факторов производства, информация обладает особенными, присущими исключительно ей свойствами и в связи с этим имеет свое специфическое влияние на производственный процесс.
В результате проведенной работы можно выделить фактор производства, который является основным.
Первопричиной любого производства является идея организации этого производства. Человеческая мысль, плод человеческого разума, который будет реализован посредством конкретных действий. Причиной производства является вовсе не потребность общества в этом производстве, а способность конкретных людей организовать это производство, объединить все факторы производства в производственном процессе. Потребность не может быть удовлетворена сама собой, необходима чья-то способность ее удовлетворить. Идея производства, которая является отправной точной создания любого предприятия, должна быть предпринимательская. Только в этом случае возможна эффективная организация рентабельного производства, которое способно в полной мере удовлетворять потребности общества. Те, кто организуют эффективное производство, исходят не из целей удовлетворения общественных потребностей, а из целей личной выгоды.
Таким образом, основным фактором производства, его движущей силой является предпринимательство. Доказательство этому – вся история развития человеческой цивилизации. Производство эффективно и хорошо развито только в тех странах мира, где предпринимательский талант признается как основной движущий фактор производственного процесса, где предприниматель считается не эксплуататором, а созидателем, дающим обществу, за эквивалентную плату, возможность получить часть материального воплощения своего разума и таланта.
Предпринимательство как фактор производства, есть движущая сила производственного процесса, независимо от того, хочет общество или отдельные товарищи вроде Маркса это признавать или нет. Это есть, потому что это есть. Потому что, как говорил Аристотель, А есть А.
Литература
1. Трудовой кодекс Российской
Федерации гл. 21 ст. 133 Федеральный
Закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001 года
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3_е изд., перераб. и доп. —М.: Юрайт_Издат, 2005. — 399 с.
3. Базылев Н.И. Экономическая теория Минск Книжный Дом 2005 – 363 с.
4. Бродская Т.Г., Видяпин В.И. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2008 – 208 с.
5. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник/ В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2006. – 861 с.
6. А.С. Пелих Организация предпринимательской деятельности: [Учебное пособие / Под ред. А.С. Пелиха] – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 – 735 с.
7. В.Я. Горфинкель
8. Айн Рэнд Атлант расправил плечи: В 3 ч./, Ч. III А есть А, Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009 – 538 с.
Информация о работе Развития теории факторов производства на современном этапе