Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:03, курсовая работа
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось активно хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайна выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.
Введение…………………………………………………………..1
Глава 1. Содержание приватизации.
Сущность, цели и пути приватизации…………………….2
Формы и методы приватизации…………………………...12
Глава 2. Опыт приватизации.
2.1.Приватизация зарубежных стран…………………………17
2.2.Приватизация в России……………………………………40
Заключение………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………..49
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.
Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.
Приватизация сопровождается
рядом сопутствующих мероприяти
Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.
Предпродажный анализ и оценка предприятия.
Подготовка предприятия к продаже.
Маркетинг.
Заключение договора.
Глава 2. Практические аспекты приватизации.
2.1. Этапы приватизации в России.
Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 г. верх взяло реформистское крыло. На апрельском пленуме ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события того же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунистическим силам. Принятие официального решения о приватизации было в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золотовалютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа – вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.
Поскольку в отечественной экономике
опыт разгосударствления полностью отсутствовал,
задачи приватизации были шире, чем в западных
странах. Подавляющее преобладание в нашей
стране государственной собственности
делало процесс приватизации необходимым
для демонополизации экономики и стабилизации
экономического положения, развития демократического
характера отношений собственности и
управления предприятиями, для рациональной
деятельности государственного сектора,
повышения эффективности функционирования
предприятий, для стимулирования различных
форм предпринимательства, улучшения
состояния государственных финансов и
снижения инфляции.
В России приватизация проходила в 2 этапа.
Первый этап пришелся на 1992-1994 годы.
Приватизационный процесс первого периода
имел две важнейшие черты: во-первых, "ваучерный"
характер осуществления; во-вторых, проведение
в условиях зарождения рыночных отношений,
что вызывало необходимость адаптации
приватизируемого предприятия к только
еще формирующейся рыночной среде.
"Ваучерный" характер приватизации
в России означает, что государственная
собственность передается гражданам бесплатно.
В августе 1992 года был издан Указ Президента
РФ о внедрении приватизационных чеков
(государственных ценных бумаг целевого
назначения) – ваучеров (см. приложение
1), которые реализуют механизм бесплатной
передачи имущества, долей в акционерных
обществах и акций предприятий государственной
собственности. Номинал каждого ваучера
составлял 10 тыс. рублей. Это документ
на предъявителя. По истечению срока действия
приватизационные чеки считаются погашенными
и изымаются из обращения. Приватизационные
чеки действуют однократно в качестве
средства платежа в процессе приватизации.
На приватизационные чеки могут приобретаться
объекты приватизации, а также акции специальных
инвестиционных фондов.
В июле 1991 года в России был принят Закон
о приватизации государственных и муниципальных
предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия,
подлежащие приватизации, были разделены
на три группы: 1) мелкие предприятия (до
200 занятых с балансовой стоимостью основных
фондов менее 1 млн. руб.), они подлежат
продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные
предприятия (занято более 1000 человек
при балансовой стоимости основных фондов
свыше 50 млн. руб.), они приватизируются
путем преобразования в открытые акционерные
общества; 3) остальные предприятия, они
могут быть приватизированы любым из установленных
способов в соответствии с требованиями
принятой программы.
Таким образом, акционерное общество становится
основной организационной формой предприятий
в России.
С появлением ваучеров как особого типа
ценных бумаг связано функционирование
в нашей стране специальных инвестиционных
фондов приватизации (чековых инвестиционных
фондов - ЧИФ), не типичных для мировой
практики. Функции чековых инвестиционных
фондов состоят: а) в мобилизации за счет
эмиссии собственных акций; б) в инвестировании
их в ценные бумаги приватизационных предприятий;
в) в торговых операциях (спекуляциях)
с ваучерами. Следовательно, в задачу чековых
инвестиционных фондов аккумулирование
чеков населения и обмен их на акции предприятий.
Минимальный размер уставного капитала
чековых инвестиционных фондов составляет
500 тыс. руб.
Вторая особенность отечественной приватизации
состояла в том, что она существенно отличалась
от других стран, где реализуется в адекватной
экономической среде. В отечественной
же экономике рыночные отношения в стадии
становления. Поэтому приватизация предполагает
адаптацию приватизируемого предприятия
к рыночным условиям.
Адаптация приватизируемого предприятия
к формирующимся в России рыночным условиям
представляет собой сложный процесс, включающий
экономико-правовую, производственную,
финансовую и социальную адаптацию. Каждый
из этих компонентов выполняет свою функцию,
все они обусловливают друг друга. Но основой
адаптации является производственное
и финансовое приспособление, так как
оно определяет всю хозяйственную деятельность
предприятий.
В адаптации приватизируемого предприятия
на микроуровне решающую роль играет менеджмент
предприятия, ибо умелое управление им
позволяет сократить издержки приватизации,
лучше мобилизовать финансовые ресурсы,
успешно осуществлять инвестиционные
процессы. Наибольшую сложность для приватизируемого
предприятия представляет адаптация к
рыночным условиям на макроуровне. Это
связано с тем, что, во-первых, без учета
внешних факторов предприятию невозможно
решить весь комплекс своих внутренних
(производственных, финансовых, социальных)
проблем; во-вторых, формирование рыночных
условий на макроуровне не зависит от
самого предприятия, а во многом определяется
политикой государства, тем, какова поддержка
им приватизируемого предприятия посредством
использования экономических, финансовых,
административных рычагов.
Первый этап закончился в июне 1994 года.
С
1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента
РФ начался новый период в приватизационном
процессе - постваучерный или денежный.
Участниками денежной приватизации становятся
крупные инвесторы, а, следовательно, делается
ориентация на экономическую целесообразность.
Поэтому предполагается переход к индивидуальному
рассмотрению приватизационных проектов
при продаже наиболее крупных предприятий.
Среди способов денежной приватизации
наибольший интерес представляют специализированные
денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.
Механизм продажи акций на специализированных
денежных аукционах полностью повторяет
механизм продажи акций на специализированных
чековых аукционах. Акции также продаются
по единой цене, подаются заявки двух разных
типов, где указываются общая сумма платежа
и количество приобретаемых акций. Главная
особенность - оплата ценных бумаг осуществляется
не чеками, а деньгами.
Проведение инвестиционных конкурсов
предполагает осуществление покупателем
акций инвестиций в производство. Это
делает инвестиционные конкурсы более
целесообразными, так как экономическая
цель денежной приватизации состоит в
привлечении инвестиций в экономику, а
не в пополнении государственного бюджета.
Очевидна устойчивая тенденция к снижению
количественных показателей приватизированных
предприятий, что можно объяснить следующими
факторами:
а) завершением процесса приватизации
по "унифицированным схемам";
б) в основном завершено акционирование
предприятий нефтяной отрасли, металлургии,
морского и речного транспорта, являющихся
наиболее привлекательными для инвесторов;
в) отсутствием заинтересованности менеджмента
в проведении приватизации, что обусловлено
наличием в гражданском законодательстве
права хозяйственного ведения, которое
практически выводит унитарные предприятия
из-под эффективного контроля государства;
г) наличием в действующем приватизационном
законодательстве устаревших норм и необоснованных
ограничений.
Но некоторые эксперты при оценке процесса приватизации выделяют ещё и третий её этап, связанный с понятием «индивидуальный проект». Хотя этот термин и не был легализован в новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах" была оформлена в Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. N 363 "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997 г.). Согласно этому документу, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997 г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.
Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной" приватизацией". В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет
В 2000 г. приватизация как элемент экономических реформ становится все менее актуальной. Это касается как системообразующей ее роли (весьма важной для первой половины 90-х гг.), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степенью успеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения роли приватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, в возросшей в 1999 г. активности критики применявшихся моделей (объектом жестких нападок вновь стала не только российская модель массовой приватизации, но и бывшая некогда эталонной, с точки зрения Запада, чешская купонная схема).
С точки зрения дальнейших системных преобразований, приватизация со всей очевидностью уступила место вопросам корпоративного управления и реструктурирования приватизированных предприятий. С точки зрения пополнения доходов бюджета (с 1999 г. - финансирования бюджетного дефицита), на первый план вышли задачи рационализации использования и повышения эффективности управления государственной собственностью. Наконец, инвестиционная составляющая приватизационных сделок традиционно близка к нулю. Более того, многие сделки с инвестиционными условиями в 1999-2000 гг. стали по разным причинам объектом расследования на предмет возврата пакетов акций в собственность государства. Замедление приватизационного процесса связано со многими объективными и субъективными факторами. Наиболее существенным является отсутствие спроса на большинство продаваемых «остаточных» пакетов (в силу отсутствия интереса к данным хозяйственным объектам в принципе, либо в силу уже установившихся на конкретном предприятии формальных и/или неформальных полюсов корпоративного контроля). Объективной доминантой продолжающихся приватизационных продаж являлись мотивы установления контроля (завершения консолидации), типичные для пост-приватизационного периода во всех странах с переходной экономикой. Нерешенность проблем с земельными участками, незавершенными объектами, мобилизационными мощностями, наличием большого числа госпакетов акций (фактически неуправляемых) приводили к дополнительному замедлению приватизационного процесса и снижению цены совершавшихся сделок.