Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:14, курсовая работа
Цель работы изучить механизм государственного регулирования доходов в Республике Беларусь.
При выполнении работы использован метод сравнительного анализа.
В процессе работы проведены исследования изменения поступлений и расходов в государственный бюджет Республики Беларусь.
Областью возможного практического применения являются развивающиеся государства мира.
Введение 3
глава 1 понятие и сущность доходов 5
1.1 Сущность и классификация доходов населения 5
1.2 Формирование доходов населения 7
1.3 Политика регулирования доходов населения 9
Глава 2 динамика доходов населения в РБ в 2011-2012 годах 14
2.1 Показатели доходов населения в 2011 году 14
2.2 Сосотояние доходов в Республике Беларусь в 2012 году…….…..18
Глава 3 Перспективы государственного регулирования
доходов в РБ 24
заключение 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.
Государственная политика доходов
заключается в перераспределении
их через госбюджет путем
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или и в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через
бюджет перераспределение доходов,
решает проблему повышения доходов
малоимущих слоев населения, создает
условия для нормального
воспроизводства рабочей
силы, способствует ослаблению
социальной напряженности и т. д.
Степень воздействия
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.
Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.
Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния.
Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:
- «трансфертные платежи»,
то есть пособия, выплачиваемые
малообеспеченным группам
- «регулирование цен» на социально-важную продукцию;
- «индексацию» фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
- «обязательный минимум зарплаты» как базы оплаты руда на всех предприятиях;
- «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.
Изменения в системе налогообложения и процентной ставке - таковы два мощных инструмента регулирования поведения доходополучателей в рыночной экономике, которыми располагает правительство. Налоги определяют размер реального личного дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет размер «потребляемой» части дохода и, тем самым, величину действительного («эффективного») спроса.
Важным элементом государственного
регулирования доходов является
определение и верхнего предела
номинальной зарплаты. Такой
предел должен препятствовать развертыванию
инфляционной спирали «цена
– зарплата». Эта мера образует
основной элемент «политики сдерживания»
Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества правительство стремится избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.
Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Всесторонняя система индексации сложилась в 60 – 70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
Индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами [1, c. 436].
Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может отрицательно сказаться на их стремлении к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер. В силу этих причин многие государства Западной Европы в 80-х гг. приступили к демонтированию системы индексации: стали вводиться временные паузы (причем без последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни роста цен, за которыми индексация не применяется [10, c. 139].
Таким образом, под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.
Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот, поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.
Государственная политика доходов
заключается в перераспределении
их через госбюджет путем
Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.
Глава 2
динамика доходов населения в РБ в 2011-2012 годах
2.1 Показатели доходов населения в 2011 году
Произошедшие в течение 2011 года девальвация белорусского рубля и рост цен снизили уровень жизни населения.
Так, реальные денежные доходы населения снизились в 2011 году на 0,7 процента, реальные располагаемые – на 1,6 процента. В 2010 году по сравнению с 2009 годом эти показатели выросли соответственно на 15,1 и 14,8 процента.
Удельный вес населения
с уровнем среднедушевых
В 2011 году также значительно
снизилась покупательная
Рисунок 2.1 – Покупательная способность заработной платы в РБ в декабре 2011 и 2012гг
Примечание – Источник: [26]
В 2011 году потребительские
расходы населения росли
Реальный объем вложений
в недвижимость за счет основных источников
– собственных средств
В целом за 2011 год остатки средств домашних хозяйств на счетах в банках в номинальном выражении выросли на 113,5 процента (в 2010 году – на 26,5 процента). При этом в национальной валюте они выросли на 41,2 процента (в 2010 году – на 22,4 процента), в иностранной валюте в эквиваленте белорусских рублей – на 167,5 процента (в 2010 году – на 29,6 процента), что обусловлено переоценкой валютных вкладов вследствие девальвации белорусского рубля, а в эквиваленте долларов США инвалютные вклады сократились на 3,9 процента (против их роста на 23,7 процента в 2010 году) (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Изменение остатка средств домашних хозяйств на счетах в банках
Примечание – Источник: [26]
В результате доля рублевых депозитов в общем объеме средств населения в банках за 2011 год уменьшилась с 42,7 до 28,3 процента.
Увеличение кредитной
задолженности населения
Высокие темпы роста
инфляции в 2011 году и, как
следствие, последовавший
Кредитная задолженность
физических лиц перед банками
увеличилась в 2011 году на 41 процент
(в 2010 году – на 42,2 процента). В белорусских
рублях ее прирост сократился с 62,9 процента
в 2010 году до 42,2 процента в 2011 году. В
иностранной валюте кредитная задолженность
населения в эквиваленте