Расположение денежных доходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы изучить механизм государственного регулирования доходов в Республике Беларусь.
При выполнении работы использован метод сравнительного анализа.
В процессе работы проведены исследования изменения поступлений и расходов в государственный бюджет Республики Беларусь.
Областью возможного практического применения являются развивающиеся государства мира.

Содержание

Введение 3
глава 1 понятие и сущность доходов 5
1.1 Сущность и классификация доходов населения 5
1.2 Формирование доходов населения 7
1.3 Политика регулирования доходов населения 9
Глава 2 динамика доходов населения в РБ в 2011-2012 годах 14
2.1 Показатели доходов населения в 2011 году 14
2.2 Сосотояние доходов в Республике Беларусь в 2012 году…….…..18
Глава 3 Перспективы государственного регулирования
доходов в РБ 24
заключение 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

распределение доходов.docx

— 565.98 Кб (Скачать файл)

Несмотря  на  разнообразие  источников  поступления  доходов  все   же главными составляющими  денежных доходов  населения  являются  оплата  труда, доходы  от  предпринимательской  деятельности  и  собственности,   а   также социальные трансферты.

 

1.3 Политика регулирования доходов населения

 

Государственная политика доходов  заключается  в  перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения  различных  групп получателей  дохода  и  социальных  выплат.  При  этом   значительная   доля национального дохода переходит от слоев  населения  с  высокими  доходами  к слоям с низкими доходами.

Социальные трансферты –  это  система  мер  денежной  или  натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в  хозяйственной  деятельности в настоящее  время или  и  в прошлом.  Целью социальных  трансфертов является гуманизация отношений в обществе,  предотвращение  роста преступности,  а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через  бюджет перераспределение доходов,  решает проблему повышения доходов  малоимущих слоев населения, создает  условия  для нормального   воспроизводства   рабочей   силы,   способствует    ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства  на  процесс перераспределения  доходов можно измерить объемом  и  динамикой  расходов  на социальные цели за счет центрального и местных  бюджетов,  а  также  размером налогообложения  доходов [1, c. 328].

Возможности  государства  в  перераспределении   доходов   во   многом ограничиваются бюджетными  поступлениями.  Наращивание  социальных  расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их  в  мощный  фактор  роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение  социальных  расходов  госбюджета даже в пределах  полученных  доходов  ведет  к  чрезмерному  росту  налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у  средне-  и высокодоходных  слоев населения и выплату пособий наиболее  нуждающимся и инвалидам,  а также   пособий   по   безработице.

Государство   перераспределяет   доходы   также   путем    изменения    цен, устанавливаемых  рыночным путем,  например  гарантированием  цен  фермерам  и введением  минимальных ставок заработной платы.

Само устройство рыночной  экономики  делает  неизбежным  вмешательство государства в  сферу доходов с целью их  перераспределения.  Благодаря  этому правительство  получает  средства,  необходимые  для  удовлетворения   общих потребностей (оборона,  экология,  развитие  производственной  и  социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых  в  производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а  также  малообеспеченных  групп работников.

Кроме того,  общество  ответственно  за  уровень  доходов  работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи  доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это  достигается законодательным   установлением   минимального    уровня    зарплаты    как  обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер  минимальной  зарплаты  должен  обеспечивать  минимальный  стандарт   благосостояния.  

Перераспределение  доходов   правительство   осуществляет   прямым   и косвенным способами, включающими:

- «трансфертные платежи», то есть пособия,  выплачиваемые   малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;

- «регулирование цен»  на социально-важную продукцию;

- «индексацию»  фиксированных   доходов   и   трансфертных   платежей   при   определенном  законом проценте инфляции;

- «обязательный  минимум   зарплаты»  как  базы   оплаты   руда   на   всех   предприятиях;

- «прогрессивное   налогообложение»,   при   котором   налоговая   ставка   увеличивается по мере  роста размеров номинального  дохода.

Изменения в системе налогообложения  и процентной ставке -  таковы  два мощных инструмента  регулирования  поведения  доходополучателей  в рыночной экономике, которыми  располагает правительство.  Налоги  определяют  размер реального личного дохода,  а процентная   ставка,   влияя   на   величину сбережений, определяет размер «потребляемой»  части дохода  и,  тем самым, величину действительного («эффективного») спроса.

Важным  элементом  государственного  регулирования  доходов   является определение и верхнего предела  номинальной  зарплаты.  Такой  предел  должен препятствовать развертыванию  инфляционной  спирали  «цена  –  зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая  на  практике «замораживание»  зарплаты и цен  (в  противоположность  «политике  экспансии» когда  стимулируется   рост   доходов   населения).   Политика   сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного  спроса  над  объемом реализуемого совокупного предложения.

Осознавая особую социальную значимость перераспределения  доходов  для обеспечения  стабильности  рыночного   общества   правительство   стремится избежать двух крайностей: формирования  иждивенческих настроений  у малоимущих и подрыва у экономически активной  части общества  стремления  к высокодоходной  деятельности. 

Одним  из  основных  направлений  государственной   политики   доходов является защита денежных доходов  (заработной  платы,  пенсий,  пособий)  от инфляции. С  этой целью применяется индексация, т. е. увеличение  номинальных доходов  в зависимости от роста цен.

Всесторонняя  система  индексации  сложилась  в  60  –  70-х   гг.   в большинстве  стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется  как  на общегосударственном  уровне (на  основе  соответствующего  законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через  коллективный  договор.  Система  индексации  предусматривает  дифференцированный  подход  в  зависимости   от величины доходов: от полной компенсации  самых  низких  до  близкой  к  нулю компенсации самых высоких.

Индексация широко используется  для  поддержания  уровня  жизни  пенсионеров и других лиц с  фиксированными доходами [1, c. 436].

Индексация доходов с  экономической точки зрения имеет  и  существенные недостатки.  Так,  способствуя  уменьшению  разрывов  в  доходах  низко- и высокооплачиваемых  работников,  она  может  отрицательно  сказаться  на  их стремлении  к  более  напряженному  труду.   Кроме   того,   индексация   не способствует проведению антиинфляционных мер.  В  силу  этих  причин  многие государства Западной Европы в 80-х гг. приступили к  демонтированию  системы индексации:  стали вводиться временные паузы (причем   без   последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни  роста цен, за которыми индексация не применяется [10, c. 139].

Таким образом, под  доходами  населения   понимается   сумма   денежных   средств   и материальных благ, полученных или  произведенных  домашними  хозяйствами  за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что  уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности  физического  (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В  экономической  теории под «доходом» имеют в  виду денежную сумму, регулярно и  законно  поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Номинальные  денежные  доходы  населения  формируются   из   различных источников,  основными  из  которых  являются:  факторные  доходы;  денежные поступления  по линии государственных программ помощи в виде выплат  и  льгот, поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из  страховых  учреждений и т.п.) и др.

Государственная политика доходов  заключается  в  перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения  различных  групп  получателей  дохода  и  социальных  выплат.  При  этом   значительная   доля национального дохода переходит  от слоев  населения  с  высокими  доходами  к слоям с низкими  доходами.

Государство   перераспределяет   доходы   также   путем    изменения    цен, устанавливаемых  рыночным путем,  например  гарантированием  цен  фермерам  и введением  минимальных ставок заработной платы.

Глава 2

динамика  доходов населения в РБ в 2011-2012 годах

 

2.1 Показатели доходов населения в 2011 году

 

Произошедшие в течение 2011 года девальвация белорусского рубля  и рост цен снизили уровень  жизни населения.

Так, реальные денежные доходы населения снизились в 2011 году на 0,7 процента, реальные располагаемые  – на 1,6 процента. В 2010 году по сравнению  с 2009 годом эти показатели выросли соответственно на 15,1 и 14,8 процента.

Удельный вес населения  с уровнем среднедушевых располагаемых  ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) увеличился с 4,7 процента на конец 2010 года до 10,1 процента на конец 2011 года. В 2011 году разрыв в доходах населения Республики Беларусь и населения   стран Таможенного союза значительно увеличился, что обусловлено значительным обесценением белорусского рубля. Кроме того, наблюдалась дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности. В организациях финансовой деятельности среднемесячная заработная плата в 2011 году была выше среднереспубликанского уровня на 118 процентов, а в сельском хозяйстве, охоте, лесном хозяйстве и образовании  –  на  31–36 процентов ниже. Низкий уровень заработной платы по отдельным видам экономической деятельности остается фактором, ограничивающим финансовые возможности населения и потенциал роста ресурсной базы банков.

В 2011 году также значительно  снизилась покупательная способность  заработной платы населения.  В  условиях снижения темпов роста реальных денежных доходов населения в 2011 году также сокращались, хотя и менее интенсивно, темпы роста потребительских расходов. Одновременно имели отрицательную динамику и инвестиционные расходы населения, финансируемые как за счет собственных средств граждан, так и за счет кредитов банков (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Покупательная  способность заработной платы  в  РБ в декабре 2011 и 2012гг

Примечание – Источник: [26]

 

В 2011 году потребительские  расходы населения росли опережающими темпами относительно темпов роста  их доходов, в основном за счет роста  покупок товаров, в целом составляющих наибольшую долю в потребительских расходах населения. В то же время рост расходов на покупку товаров в сопоставимых ценах к концу 2011 года по сравнению с концом 2010 года значительно сократился. Так, темп роста расходов на покупку товаров (в сопоставимых ценах) по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года составил в I квартале 2011 г. 121,4 процента, в первом полугодии – 118,4 процента. Повышенный спрос на потребительские товары в первой половине года наряду с сохранявшимся интенсивным ростом доходов населения был дополнительно простимулирован девальвацией, инфляционными ожиданиями и отсутствием валюты для продажи населению в банках. После того как население конвертировало часть своих сбережений в импортные автомобили, товары длительного пользования и другие, в январе – сентябре темп роста расходов на покупку товаров значительно замедлился, составив 111,4 процента, а в целом за 2011 год – 107,1 процента (за 2010 год – 115,7 процента). 

Реальный объем вложений в недвижимость за счет основных источников – собственных средств населения  и льготных кредитных ресурсов в  отличие от потребительских расходов  сократился на 12,9 процента и 18,7 процента соответственно (в 2010 году вырос на 13,8 процента и 32,6 процента соответственно).  Также сократились реальные сбережения населения во вкладах, при этом в течение года динамика и рублевых, и инвалютных депозитов имела неустойчивый характер.

В целом за 2011 год остатки  средств домашних хозяйств на  счетах в банках в номинальном выражении  выросли на 113,5 процента (в 2010 году –  на 26,5 процента). При этом в национальной валюте они выросли на 41,2 процента (в 2010 году –  на 22,4 процента),  в  иностранной валюте в эквиваленте белорусских рублей –  на  167,5 процента (в 2010 году –  на 29,6 процента), что обусловлено переоценкой валютных вкладов вследствие девальвации белорусского рубля, а в эквиваленте долларов США инвалютные вклады сократились на 3,9 процента (против их роста на 23,7 процента в 2010 году) (рисунок 2.2). 

Рисунок 2.2 – Изменение  остатка средств домашних хозяйств на счетах в банках

Примечание – Источник: [26]

В результате доля рублевых депозитов в общем объеме средств  населения в банках за 2011 год уменьшилась  с 42,7 до 28,3 процента.

Увеличение кредитной  задолженности населения происходило  более низкими темпами, чем рост его доходов, что, в свою очередь,  способствовало постепенному снижению уровня долговой нагрузки домашних хозяйств.

 Высокие темпы роста  инфляции в 2011 году и, как  следствие, последовавший значительный  рост ставки рефинансирования  и процентных ставок по кредитам  способствовали удорожанию кредитов  и замедлению темпов роста  кредитной задолженности населения. 

Кредитная задолженность  физических лиц перед банками  увеличилась в 2011 году на 41 процент (в 2010 году – на 42,2 процента). В белорусских  рублях ее прирост сократился с 62,9 процента в 2010 году до 42,2 процента в 2011 году. В  иностранной валюте кредитная задолженность  населения в эквиваленте долларов США в 2011 году сократилась на 55 процентов (в 2010 году – на 48,9 процента) в связи  с прекращением кредитования населения  в иностранной валюте  с середины 2009 года  с целью сокращения кредитных  рисков. Вместе с тем в рублевом эквиваленте данная задолженность  увеличилась на 25,4 процента, что  было обусловлено переоценкой кредитной  задолженности в связи с девальвацией национальной валюты. В результате долговая нагрузка домашних хозяйств сократилась с 20,9 процента в 2010 году до 19,4 процента в 2011 году.

Информация о работе Расположение денежных доходов населения