Расположение денежных доходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы изучить механизм государственного регулирования доходов в Республике Беларусь.
При выполнении работы использован метод сравнительного анализа.
В процессе работы проведены исследования изменения поступлений и расходов в государственный бюджет Республики Беларусь.
Областью возможного практического применения являются развивающиеся государства мира.

Содержание

Введение 3
глава 1 понятие и сущность доходов 5
1.1 Сущность и классификация доходов населения 5
1.2 Формирование доходов населения 7
1.3 Политика регулирования доходов населения 9
Глава 2 динамика доходов населения в РБ в 2011-2012 годах 14
2.1 Показатели доходов населения в 2011 году 14
2.2 Сосотояние доходов в Республике Беларусь в 2012 году…….…..18
Глава 3 Перспективы государственного регулирования
доходов в РБ 24
заключение 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

распределение доходов.docx

— 565.98 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2.3 – Кредитная  задолженность домашних хозяйств

Примечание – Источник: [26]

В 2011 году сектор домашних хозяйств оставался  чистым кредитором банковской системы  – уровень его депозитов в  банках превышал объем задолженности  перед банковским сектором – соотношение  кредитной задолженности и депозитов  населения в банках сократилось  с 98,8 процента на 1 января 2011 г. до 65,3 процента  на 1 января 2012 г.

2.2 Состояние доходов в Республике Беларусь в 2012 году

 

В  январе-июле 2012 г.  общий  объем  денежных  доходов  населения  составил 166,3 трлн. рублей и по сравнению  с январем-июлем 2011 г. увеличился в 2,1  раза  при  росте  потребительских  цен  на  товары  и  услуги  за  этот  период в 1,9 раза (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Денежные доходы в расчете на душу населения в 2011 году

Примечание – Источник: [9]

Реальные располагаемые  денежные доходы (денежные доходы за вычетом  налогов,  сборов  и  взносов,  скорректированные  на  индекс  потребительских  цен на  товары  и  услуги)  в  январе-июле 2012  г.  по  сравнению  с  январем-июлем 2011 г. увеличились на 10,5% при прогнозе роста на 2012 год на 3-3,5%.

Динамика  денежных  доходов  населения в 2012 характеризуется следующими данными – таблица 2.2:

 

Таблица 2.2 – Денежные доходы населения в 2012 году

1)В январе-июле 2012г.  расчетная  величина  бюджета  прожиточного  минимума  в  среднем  на душу населения составила 773,8 тыс. рублей в месяц.

Примечание – Источник: [9]

 

Основными  источниками  формирования  денежных  доходов  населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный  вес  которых  в  общем  объеме  денежных  доходов  населения в январе-июле 2012 г. составил 84,6%.

Структура денежных доходов  населения представлена данными  в таблице 2.3:

 

Таблица 2.3 – Структура  денежных доходов населения в 2012 году

Примечание – Источник:[9]

 

Номинальная  начисленная  среднемесячная  заработная  плата  работников организаций  республики (без  микроорганизаций  и малых организаций негосударственной формы собственности)  в январе-июле 2012  г.  составила 3 358,3 тыс. рублей, в том числе в июле – 3 925,9 тыс. рублей и по сравнению с июнем 2012 г. увеличилась на 4,6%, или на 173,8 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-июле 2012 г. по сравнению с январем-июлем 2011  г.  увеличилась  на 10,5%,  в  июле 2012  г.  по  сравнению  с июнем 2012 г. – на 3,3%.

Данные  об  изменении  номинальной  начисленной  и  реальной  заработной платы приведены в таблице 2.4:

 

 

 

Таблица 2.4 – Номинальная  начисленная и реальная заработная плата

Примечание – Источник: [9]

 

 В  июле 2012  г.  в 11,4  тыс.  организаций  республики (63,2%  без  учета микроорганизаций  и малых организаций негосударственной формы собственности)  уровень средней заработной  платы составил  от 2  до 3  млн. рублей. На их долю приходилось 36,4% списочной численности работников.

Данные  о  распределении  юридических  лиц  республики  по  размерам начисленной средней заработной платы в июле 2012 г. приведены в таблице 2.5:

Таблица 2.5 – Распределение юридических лиц по размерам начисленной средней заработной платы

Примечание – Источник: [9]

 

В  бюджетных  организациях  номинальная  начисленная  среднемесячная заработная  плата  в  январе-июле  2012  г.  составила 2 807,7  тыс.  рублей,  в  том числе  в  июле – 3 064,1  тыс.  рублей  и  по  сравнению  с  июнем  2012  г. меньшилась  на 0,7%,  или на 20,8  тыс.  рублей.  Реальная  заработная  плата в январе-июле 2012 г. по сравнению с январем-июлем 2011 г. увеличилась на 8%, в июле по сравнению с июнем 2012 г. – уменьшилась на 2%.

Таким образом, реальные денежные доходы населения снизились в 2011 году на 0,7 процента, реальные располагаемые – на 1,6 процента. В 2010 году по сравнению с 2009 годом эти показатели выросли соответственно на 15,1 и 14,8 процента.

В 2011 году также значительно  снизилась покупательная способность  заработной платы населения.  В  условиях снижения темпов роста реальных денежных доходов населения в 2011 году также сокращались, хотя и менее интенсивно, темпы роста потребительских расходов.

В 2011 году потребительские  расходы населения росли опережающими темпами относительно темпов роста  их доходов, в основном за счет роста  покупок товаров, в целом составляющих наибольшую долю в потребительских расходах населения.

В целом за 2011 год остатки  средств домашних хозяйств на  счетах в банках в номинальном выражении  выросли на 113,5 процента (в 2010 году –  на 26,5 процента).

 Высокие темпы роста  инфляции в 2011 году и, как  следствие, последовавший значительный  рост ставки рефинансирования  и процентных ставок по кредитам  способствовали удорожанию кредитов  и замедлению темпов роста  кредитной задолженности населения. 

Кредитная задолженность  физических лиц перед банками  увеличилась в 2011 году на 41 процент (в 2010 году – на 42,2 процента). В белорусских  рублях

В  январе-июле 2012 г.  общий  объем  денежных  доходов  населения  составил 166,3 трлн. рублей и по сравнению  с январем-июлем 2011 г. увеличился в 2,1  раза  при  росте  потребительских  цен  на  товары  и  услуги  за  этот  период в 1,9 раза.

Реальные располагаемые  денежные доходы (денежные доходы за вычетом  налогов,  сборов  и  взносов,  скорректированные  на  индекс  потребительских  цен на  товары  и  услуги)  в  январе-июле 2012  г.  по  сравнению  с  январем-июлем 2011 г. увеличились на 10,5% при прогнозе роста на 2012 год на 3-3,5%.

Основными  источниками  формирования  денежных  доходов  населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный  вес  которых  в  общем  объеме  денежных  доходов  населения в январе-июле 2012 г. составил 84,6%.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-июле 2012 г. по сравнению с январем-июлем 2011  г.  увеличилась  на 10,5%,  в  июле 2012  г.  по  сравнению  с июнем 2012 г. – на 3,3%.

Глава 3

Перспективы государственного регулирования доходов в РБ

 

Важнейшими задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.

Политика государства  в 2013 году в области доходов будет направлена на:

  • повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;
  • дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный рост заработной платы будет обеспечен путем:

  • предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;
  • установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;
  • создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;
  • роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

В области пенсионного  обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных  стандартов. Для этого необходимы:

  • поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;
  • определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;
  • повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;
  • содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечению к активному участию в них работодателей и работников.

Выполнение поставленных задач будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать  доход на пенсионный период на соответствующем  их ожиданиям уровне.

В условиях рыночных отношений  в первую очередь будет оказываться  поддержка тем, кто в силу своего социально–экономического положения  не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или находится  в трудной жизненной ситуации. Повысится доступность социального  обслуживания для нуждающихся в  социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся  граждан и создание условий для  повышения уровня их жизни, обеспечение  доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях  и стандартах.

Повышение эффективности  социальной поддержки населения  будет обеспечено путем:

  • усиления мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе путем повышения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

 

  • повышения адресности оказания социальной помощи;
  • внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;
  • создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;
  • улучшения условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания: создания домов–интернатов малой вместимости, домов–интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.

Намеченные меры позволят обеспечить рост реальных располагаемых  денежных доходов населения в 1,7 — 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 — 1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки  граждан.

Заработная плата госслужащих  и приравненных к ним лиц, денежное довольствие военнослужащих и лиц  рядового и начальствующего состава  за январь 2013 г. индексируется на 8,1 %. Это обусловлено тем, что индекс потребительских цен превысил пятипроцентный порог к месяцу их единовременного  пересмотра (сентябрь 2012 года). Об этом говорится в комментарии Минтруда и соцзащиты РБ о порядке индексации доходов населения за январь 2013 года.

Индексация денежных доходов (заработная плата; денежное довольствие  военнослужащих срочной военной  службы, суворовцев, воспитанников  воинских частей, курсантов, за исключением  курсантов военно-учебных заведений, с которыми заключены контракты; государственные стипендии обучающимся, стипендии клиническим ординаторам, стипендии работникам, направленным на повышение квалификации, переподготовку, стажировку в очной (дневной) форме обучения в другой населенный пункт), получаемых из бюджетных источников, за январь 2013 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об индексации доходов населения с учетом инфляции" произведена в виде единовременного пересмотра их размеров, пояснили в Министерстве.

Установленные от базовой  величины пособия по безработице  и стипендии гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению  органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного  комитета за январь 2013 г. индексируются, как и в предыдущем месяце, на 14 процентов, поскольку индекс потребительских  цен за январь 2013 г. не превысил пятипроцентный порог к месяцу их предыдущей индексации (декабрь 2012 г.).

"Населению, получающему  доходы на территории Республики  Беларусь из других источников, возмещение потерь от инфляции  осуществляется по основаниям, предусмотренным  коллективными договорами (соглашениями)", – напомнили в Минтруда и соцзащиты.

При индексации денежных доходов  населения за январь 2013 г. в порядке, установленном законодательством, индексируется доход в пределах 924 150 рублей – 100 процентов утвержденного  бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения, действующего на момент индексации. Часть дохода, превышающая 924 150 рублей, индексации не подлежит.

Президент Беларуси Александр  Лукашенко подписал Закон «О бюджете  государственного внебюджетного фонда  социальной защиты населения Республики Беларусь на 2013 год». Документ официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале.

Информация о работе Расположение денежных доходов населения