Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 16:36, курсовая работа
Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
где Дв — доходы от внереализационных операций,
Рв — расходы на внереализационные операции.
Чистая прибыль образуется после
уплаты из валовой прибыли налогов и других
обязательных платежей. Чистая прибыль
остается в полном распоряжения предприятия.
1.3
Значение доходов
в деятельности
предприятия
Любая предпринимательская фирма в своей деятельности стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль. Минимизация издержек создает условия для появления и роста прибыли. Мы уже достаточно подробно ознакомились с одной из определяющих прибыль величин - издержками, теперь необходимо остановиться на проблеме дохода или выручки фирмы.
Общий доход (ТR) - это полная сумма выручки от реализации всех произведенных единиц продукции, которая определяется путем умножения цены проданного товара на количество продукции, которое фирма может продать.
ТR= P Q,
где ТR – общий доход,
P – цена продукции,
Q – количество
проданной продукции. (8)
Средний доход (АR) – это доход от единицы продукции или, другими словами, цена продукции:
АR= P Q, (9)
Продавая
каждую дополнительную единицу продукции,
фирма будет получать некоторое
приращение общего дохода. Предельный
доход (MR) - это приращение общей выручки
(∆ТR) при увеличении количества выпускаемой
продукции на одну единицу (∆Q).
МR = ∆ТR
/ ∆Q, (10)
где ∆ТR – приращение выручки от продажи продукции,
∆Q – приращение объёма производства.
В экономической теории смысл термина "прибыль" не совпадает с трактовкой, которую он получил в бухгалтерии. Бухгалтерская прибыль - это разница между общей выручкой от продажи и денежными затратами на приобретение ресурсов (бухгалтерскими издержками). Экономическая прибыль - это разница между выручкой от продажи и общими издержками на ресурсы, использованные в производстве данных товаров и услуг.
Бухгалтерская прибыль = общая выручка - бухгалтерские (явные) издержки
или
Бухгалтерская прибыль = общая выручка – внешние издержки.
Экономическая прибыль = общая выручка – экономические издержки = общая выручка – (явные издержки + неявные издержки)
или
Экономическая прибыль = общая выручка – (внешние издержки + внутренние издержки + нормальная прибыль).
Между бухгалтерской и экономической прибылью имеется следующее соотношение: Экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль – неявные (вмененные) издержки.
Очевидно,
что бухгалтерская прибыль
Если экономическая прибыль была бы равна нулю, то такая ситуация для фирмы являлась бы вполне удовлетворительной. Это значит, что все ресурсы приносят доход, по крайней мере, не меньший, чем они приносили бы, если бы их использовали наилучшим альтернативным способом. Следовательно, фирма будет иметь отличную от нуля положительную экономическую прибыль, когда она так использует факторы производства, что приносимый ими доход превышает доход, который фирма могла бы получить, если бы использовала эти ресурсы иным способом.[6]
Таким
образом, экономический подход при
расчете прибыли имеет
Сформулируем условия, при которых конкурентная фирма обеспечивает себе получение максимальной прибыли при функционировании на рынке совершенной конкуренции. Это такой рынок, на котором на каждую фирму приходится незначительная доля продаж данной продукции, имеется свобода доступа на рынок. Каждая единица продукции продается по рыночной цене, установившейся под воздействием спроса и предложения.[2]
Максимизация
прибыли достигается при
где
Рг – прибыль.
Для
иллюстрации принципа сопоставления
валового дохода и валовых издержек
воспользуемся следующим
Фирма получает прибыль не с момента начала выпуска продукции. На самых первых этапах деятельности предприятие несет значительные постоянные расходы (аренда помещений, зарплата служащих, страховка, обслуживание оборудования и т.д.).
Рис 1. Выбор оптимального выпуска на краткосрочном
временном
интервале
К
этим постоянным расходам по мере увеличения
выпуска продукции добавляются
переменные издержки. В итоге все
время растет масса общих издержек
(ТС) и величина средних издержек.
При некотором объеме выпуска
продукции выручка (сумма продаж)
сравняется с суммой валовых издержек,
то есть будет достигнута точка самоокупаемости
производства (К). Эту точку еще
называют критическим объемом
1) общая выручка равна общим издержкам (ТR = ТС);
2) фирма получает нулевую прибыль (Рг = 0).
В дальнейшем при увеличении объема выпуска продукции (после прохождения точки самоокупаемости) масса прибыли начнет расти. Но рано или поздно станет проявляться закон убывающей производительности, согласно которому с течением времени оборудование фирмы используется все более неэффективно и темп роста издержек начнет обгонять темп роста прибыли. При некотором объеме выпуска продукции (Обез.) фирма опять достигнет точки критического объема (N).[9]
Любое производство за пределами точек критического объема повлечет за собой убытки. Любое производство в интервале между этими точками (К, N) принесет экономическую прибыль. Максимальная прибыль достигается, как видно из графика, тогда, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками является наибольшей.
На практике определение уровня производства, максимизирующего прибыль, сопряжено с применением метода проб и ошибок. То есть каждая фирма опытным путем подбирает себе такой объем производства, при котором она достигает максимальной выручки.
Более простой метод основан на предельном анализе. Для его проведения необходимы только бумага и ручка, чтобы выяснить, что произойдет, если фирма решит производить на одну единицу продукции больше. Иначе говоря, этот метод пытается решить те же самые задачи, что метод проб и ошибок, но при этом нет необходимости осуществлять выпуск продукции.
Суть метода предельного анализа состоит в следующем: до тех пор, пока производство каждой единицы изделия приносит фирме дополнительную прибыль, имеет смысл ее выпускать. Рассмотрим применение этого метода с помощью графика, представленного на рис 2.[5]
Спрос
на продукцию отдельной
Таким
образом, для фирмы, действующей
на совершенно конкурентном рынке, предельный
доход равен рыночной цене (МR = Р),
поскольку, как уже отмечалось, за каждую
единицу проданного товара фирма получит
рыночную цену вне зависимости от объема
ее выпуска. Графически линия цены и предельного
дохода совпадают и горизонтальны.
Рис 2. Максимально-прибыльное равновесие
в условиях
совершенной конкуренции
Очевидно, что при таких условиях и средний доход (АR) равен предельному доходу (МR):
Таким образом, конкурентные фирмы являются "принимающими цены" (в отличие от монопольных фирм, "устанавливающих цены") и могут продать столько продукции по сложившейся на рынке цене, сколько они способны произвести.[7]
Основная задача конкурентной фирмы - поиск объема продукции, который максимизирует прибыль. Очевидно, что фирма будет расширять объем производства, пока каждая дополнительная единица продукции приносит прибыль. Другими словами, пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход (МС < МR), фирма может расширять производство. При выполнении условия: МС = МR, фирма обеспечит получение максимальной прибыли. Наконец, когда МС > МR, фирма будет нести убытки.
Теперь можно дать ответ на вопрос: "Какой объем производства выберет конкурентная фирма, стремящаяся максимизировать прибыль?"
Равновесный выпуск продукции достигается при условии:
Для
фирм, функционирующих в условиях
несовершенной конкуренции, это
условие формулируется
В заключение следует отметить, что максимизация прибыли в условиях совершенной и несовершенной конкуренции различается.
1) Фирмы, максимизирующие прибыль в условиях совершенной конкуренции, могут контролировать лишь один параметр – объем выпуска продукции.
2) Фирма, максимизирующая прибыль в условиях несовершенной конкуренции, определяет одновременно два параметра – объем выпуска и цены.
3)
В условиях несовершенной
Функциональное
распределение доходов
Главными
составляющими денежных доходов
населения являются оплата труда, доходы
от предпринимательской
При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения (табл.1). Формируются и интенсивно развиваются новые формы доходов: от предпринимательства и от собственности (проценты, дивиденды, рента, поступления от продажи ценных бумаг).
Табл. 1. Структура денежных доходов населения России в
1990—1996
гг., % к итогу
Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества (рис.3).
Рис.3
Различия
в уровне доходов на душу населения
или на одного занятого называются
дифференциацией доходов. Неравенство
доходов характерно для всех экономических
систем. Наибольший разрыв в уровне
доходов отмечался в
Информация о работе Распределение доходов в рыночной экономике