Регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе Россия столкнулась с серьезной проблемой-
мировым финансовым кризисом. В этих сложных условиях существенно
меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и
защиты работников.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы регулирования рынка труда……………4
1.1 Рынок труда в концепциях современной экономической мысли..4
1.2 Эволюция теории заработной платы………………………………7
1.3 Социально- экономические факторы рыночно- трудовых отношений………………………………………………………………………12
1.4 Функциональные связи между спросом и предложением на рынке труда……………………………………………………………………………...14
Глава 2 Методологические аспекты сегментирования рынка труда….18
2.1 Влияние циклических колебаний на спрос и предложение на рынке труда…………………………………………………………………………….18
2.2 Профессиональная мобильность молодежи как фактор предложения на рынке труда…………………………………………………………………21
2.3 Особенности регулирования рыночно – трудовых отношений в современном обществе………………………………………………………..24
2.3.1 Сегменты рынка труда как предпосылка воздействия на самопроизвольные процессы……………………………………………………24
2.3.2 Пути совершенствования институционального воздействия на обеспечение занятости…………………………………………………………..28
Глава 3 Рынок труда и уровень заработной платы в современной России…………………………………………………………………………….32
3.1 Анализ динамики спроса и предложения на рынке труда....………32
3.2 Государственная политика в области регулирования рыночно- трудовых отношений…………………………………………………………….34
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Регулирование рынка труда курсовая.docx

— 66.15 Кб (Скачать файл)

 

 

3.2Государственная политика в области регулирования рыночно- трудовых отношений

 

«Чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики» - так говорил Адам Смит. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли.

 В работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

 В России в системе  отношений между работодателями  и работниками постоянно присутствует  государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. Особенности государственного регулирования  трудовых отношений, несомненно, интересны  для современной экономической  социологии и социологии труда.

 Теоретическое осмысление  складывающихся тенденций в сфере  государственного регулирования  трудовых отношений осуществлено  в работах Гавриленкова Е., Крикунова С. Различные аспекты регулирования трудовых отношений рассмотрены в работах И. Заславского, Е. Балацкого, Лебедевой Л.

 Государственное регулирование  трудовых отношений включает  в себя такие аспекты, как взаимодействие  государства с работодателями  и работниками, регулирование минимальной  оплаты труда, его нормативов, условий  и продолжительности, помощь в  трудоустройстве молодежи, защита  прав женщин, лиц пенсионного  возраста, представителей этнических  меньшинств, государственное страхование  на случай безработицы.

 Государство как регулятор  трудовых отношений является  своеобразным «гарантом», который  защищает человека от произвола  работодателей, дает возможность  отстаивать свое достоинство  и интересы.

 Хозяйственная власть  частного собственника объективно  способна творить произвол и  приносить интересы людей в  жертву прибыли. Экономически общество  в этом заинтересовано, но еще  более оно заинтересовано в  том, чтобы учитывался человеческий  фактор, забвение которого способно  привести к крупным социальным  потрясениям (трудовым конфликтам, массовому недовольству).

 Будучи в юридически  равном положении с работодателем, работник фактически является  более слабой стороной трудовых  отношений, во многом зависит  от работодателя, что дает ему  возможность навязывать работнику  свою волю. Реально противостоять  этому работники могут, лишь объединившись  в профсоюз. Однако и он сам  по себе не может обеспечить  принцип равноправия, поэтому решающую  роль здесь играет государственное  законодательное регулирование, содержащее  механизмы защиты прав сторон  трудового договора при реальном  их исполнении.

 Также необходимо помнить, что само по себе наличие  должным образом подготовленного  закона недостаточно, чтобы заметно  повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто  не применяться, и не действовать  эффективно (в современных условиях  массовые нарушения прав работников  связаны часто не с отсутствием  законодательных актов, а с простым  неисполнением закона).

 Возрастающее значение  государственной политики в сфере  труда обусловлено рядом факторов  экономического, научно-технологического, социального характера. Среди них  – замедление роста числа высокооплачиваемых  рабочих мест с полным рабочим  временем, распространение новых  форм частичной, временной занятости, которые способствуют неустойчивости  доходов и риску оказаться  за чертой бедности и в период  трудовой активности, и после  выхода на пенсию.

 Особенностью современной  государственной политики России  является децентрализация регулирования  трудовых отношений. Государство, оставаясь  фактически гарантом трудовых  прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

 Немаловажным является  и психология самих работников, обращающих все свои требования  по привычке государству, считая, что именно им должны решаться  все вопросы регулирования трудовых  отношений.

 Что касается, степени  вмешательства государства в  рыночную экономику, и конкретно  в сферу трудовых отношений, применительно  к нашей современной экономике  с присущим ей крупным государственным  сектором и активным вмешательством  в рыночные процессы говорить  о построении эффективной социальной  экономики рано. Этому способствует  и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем  составе, и сильный «теневой»  сектор. Словом, чтобы начать эффективно  решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать  все сферы экономической, политической  и социальной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах, может быть по-настоящему эффективным. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.

 

Список использованных источников

 

1. Агапова И.И. История  экономических учений: учеб. пособие. — М.: Экономистъ, 2007. — 285 с.

2. Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политической экономии: очерк теории. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Экономика, 1985. — 344 с.

3. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-метод. пособ. — М.: Юристъ, 2010 — 192 с.

4. Беккер Г.С. Избранные труды по экономической теории. — М.: ГУ ВШЭ, 2003.

5 Белоусов В.М. История экономических учений: Учеб. пособие. — Ростов н /Д: Изд-во «Феникс», 199 — 544 с.

6. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая история. История экономических учений: учебник. — М.: Омега — л., 2006

— 384 с.

7. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Эксмо, 2007. — 960 с.

8. Кларк Дж. Б. Распределение богатства // www.e2000.kyiv.org/biblioteka/index.shtml

9. Мазманова Б.Г. Оплата труда: Вопросы теории и практики. — Екатеринбург: Изд-во ИПК УГТУ — УПИ, 2007. — 102 с.

10. Маркс К. Капитал // www.bookz.ru/authors/karl-marks/kapital_383.html

11. Павлова И.П. История экономических учений: Учеб. пособие. 5-е изд. — СПб.: Изд-во «Лань», 2008. — 224 с.

12. Петти В. Трактат о налогах и сборах.Verbun sapienti — слово мудрым. Разное о деньгах. — М.: «Ось 89», 1997. — 112 с.

13. Реуль А.Л. История экономических учений. Учеб. пособие. — М.: «Высшая школа», 1972.

 

 


Информация о работе Регулирование рынка труда