Регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 05:53, курсовая работа

Краткое описание

Воздействуя на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Речь здесь идет о конъюнктурной и структурной политике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилении национальной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальной напряженности. В конечном счете, контроль в ценообразовании служит осуществлению генерального курса государственного регулирования - оптимизации экономического развития и стабилизации социальной системы.
Один из известных экономистов М.Деверо писал, что государственное регулирование предпочтительнее «свободного» ценообразования, поскольку позволяет воздействовать на объемы производства в избранном направлении.

Содержание

Введение

1. Государственное регулирование экономики

2. Цена и ценообразование

3. Контроль над ценами и необходимость их регулирования

4. Государственное регулирование цен

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 25 Регулирование цен (Микроэкономика).docx

— 67.19 Кб (Скачать файл)

Категория цены является одним из наиболее сложных  экономических понятий, вызывающих споры среди экономистов, и донастоящего времени среди них нет единства по этому вопросу.

Цена  – денежное выражение стоимости  товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода – это форма выражения ценности благ, проявляющихся  в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли – продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая – найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.

Рыночный  механизм ценообразования зависит  от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Если рассматривать ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

Функции цен:

  1. Измерительная – благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар.
  2. Соизмерительная – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности.
  3. Учетная – цена становится вспомогательным инструментом учета.
  4. Инструментом анализа, прогнозирования, планирования.
  5. Социальная функция – с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.
  6. Внешнеэкономические функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
  7. Стимулирующая функция – влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.

В зависимости  от сфер торговли различают несколько  видов цен:

  1. Оптовые – цены, по которым продукция реализуется крупными партиями.
  2. Розничные – цены, по которым товар продается в розничной торговой сети.
  3. Закупочные – цены государственных закупок продукции у предприятий.
  4. Цены на услуги.

Виды  цен, различаются по степени и  способам регулирования.

Жестко  фиксированные, твердые цены – назначаются  государственными органами ценообразования.

Регулируемые  цены – регулируются государственными органами – утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности.

Договорные  цены – определяются документальным соглашением между продавцом  и покупателем.

Свободные рыночные цены.

Мировые цены – цены мирового рынка подразделяются на:

Сопоставимые  или неизменные цены – для определения  индекса цен.

Проектные (сезонные) – изменяются в определённые периоды года, типичны для сельскохозяйственной продукции.

А так  же биржевые, аукционные, комиссионные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Контроль над ценами и необходимость их регулирования

 

Контроль над ценами осуществляет государство на законодательной основе. Но он имеет вид вмешательства, нарушающего механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения [13, С. 106]. Подобное вмешательство, или контроль над ценами, способны осуществлять и любые другие монопольныеструктуры. В любом случае вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Любой контроль над ценами не только нарушает, но иразрушает рыночную систему. Примером этого является командно-административная модель экономики с централизованнымплановым способом принудительного установления цены. Следствием такой модели ценообразования стало разрушение рынков и тотальные дефициты абсолютно всех видов товаров.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование  чаще всего сводится к принудительному установлениюцены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсамили потребительским благам; неравенство в доходах и т.д.

Однако  никогда еще не удавалось решить хотя бы одну из этихпроблем методом  вмешательства в механизм ценообразования.

Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при  длительном их применении,как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарномдефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе.

Решена  ли проблема бедных слоев общества, которых правительство пыталось защитить, установив принудительно  низкиецены? Нет, не решена, поскольку недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиеся товары в теневые спекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитные товарыпродаются по еще более высоким ценам, поскольку включают ещеи спекулятивную надбавку. Социально не защищенным группамэти товары и цены стали еще более недоступными, а число неплатежеспособных граждан увеличилось.

Контроль  над ценами приводит также к таким  экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно,особенностью теневых структур является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, поскольку не платят налоги государству (рис. 3.1).

 

 

Рисунок 3.1 - Контроль над ценами и его «эффекты»

 

Внешними, наиболее очевидными последствиями  разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами,социальная напряженность и всеобщее недовольство политикойправительства. Потребуются такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих дефицитных товаров,их распределение по карточкам, талонам и т.п.

На графике (рис. 3.1) показана схема государственногоконтроля и вмешательства в рыночный ценовой механизм с егоосновными отрицательными последствиями.

Нарушение законов ценообразования произошло  преждевсего потому, что спрос  не ограничивался только группами социально  незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен. При низких ценах спрос не снижается, а возрастает и, в отличие от цены, на него невозможно воздействовать принудительно. Принудительно «смещенный» спрос вызвал бы тенденцию сокращения производства и предложения товаров из-за их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рыноктовары по ценам, не возмещающим издержки производства.

Возникающий вследствие этого дефицит товаров  окажетсянеобычайно болезненным для  потребителей и вызовет нарастающее  социальное напряжение.

Но свободные  цены в условиях совершенной конкуренции - атрибут рынка в идеальных  условиях, а в  реальной жизни  более распространены несовершенная конкуренция, олигополия, монополия. В связи с этим рыночные системы функционируют в неидеальных условиях, что порождает целый ряд проблем, которые рынок решитьне может[9, С. 31].

Какие это  проблемы? Какие недостатки присущи  современным рыночнымсистемам?

Основные  недостатки рынка:

1. Преимущества  крупномасштабного производства  ведут к монополизму иослаблению конкуренции.

2. Значительная  дифференциация доходов населения.

3. Неспособность  учитывать коллективные потребности  (оборона, связь, медицина и  т.д.), внешние эффекты (охрана  окружающей среды).

4. Препятствие  производству необходимых обществу, но не прибыльных товаров и  услуг.

5. Не  обеспечивается полная занятость  и стабильный уровень цен.

Для устранения этих недостатков рыночных систем осуществляется государственное регулирование экономики, в частности, государственное регулирование цен.

Государственное регулирование цен осуществляется с различными целями:

1) с целью  стимулирования или ограничения  развития отдельных отраслей,производств;

2) с целью  борьбы с инфляцией;

3) с целью  поддержания определенных пропорций  между отраслями и сферами  народного хозяйства;

4) с целью  осуществления структурной перестройки;

5) с целью  поддержания жизненного уровня  населения;

6) с целью  ограничения монополий и развития  конкуренции и другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственное регулирование цен

 

Государству принадлежит важная роль в создании и развитиисоставных мастей рыночного  механизма - цены, рыночного спроса и предложения [16, С. 412]. Так, в переходный период от административно-командной модели к рыночной государство осуществляет либерализацию цен. С этим процессом связано превращение монопольного рынка в конкурентный со всеми вытекающими последствиями как положительного свойства, когда конкуренция выступает 
двигателем прогресса, так и отрицательного, если конкуренцияусиливает дифференциацию общества. Только государство обладает возможностью смягчить остроту процесса либерализации цен,свести до минимума его отрицательные последствия и способствовать максимизации последствий положительного эффекта.

Осуществляя либерализацию, государство создает  благоприятные условия для зарождения и развития малого и среднегобизнеса, делает рынки более свободными для входа на них новыхпродавцов-производителей.

Кроме того, в интересах общества государство, даже в условиях рыночной экономики, может регулировать систему цен.

При этом возможны три варианта государственного воздействияна уровень цен:

1) косвенное,  с помощью манипуляций с налоговыми  ставками, акцизами, таможенными и другими сборами, что будетвлиять на снижение или повышение цен;

2) с помощью  «замораживания» цен на определенный  ряд товаров (как правило, на  жизненно необходимые товары), производство  которых временно офаничено;

3) устанавливать  цены волевым решением.

Воздействуй на спрос, государство в состоянии  осуществлятьрегулирование рынка, а через него - и всего экономическогопроцесса. Так, в периоды экономических спадов государство, используя определенные инструменты и приемы, способно существенно влиять на спрос. Возрастание спроса служит сигналом дляувеличения размеров предложения со всеми вытекающими отсюда последствиями: оживлением производства, восстановлениемэкономических связей и пропорций, т.е. созданием предпосылокдля экономического роста.

Государственное регулирование чаще всего проявляется  в установлении максимального уровня цен, что вызывает увеличение спроса (потребители хотят покупать больше по установленной низкой цене), что приводит к появлению дефицита. Те потребители, которые могут приобрести товар, станут богаче, так как теперь они будут платить меньше. Но производители при подобных методах государственного регулирования терпят потери от недополучения прибыли.

Для потерь, вызванных воздействием государственного регулирования, используются понятия  излишков потребителя, то есть совокупная чистая выгода, которую получают все потребители (производители) от приобретения (производства) товара.

Так же потребительский  излишек и излишек производителя  используются для того, чтобы продемонстрировать эффективность конкурентного рынка (ситуация, при которой ресурсы размещаются оптимальным способом) и показать, почему равновесная цена и равновесное количество продукции на конкурентном рынке  максимизируют совокупное экономическое благосостояние производителей и потребителей.

Вопросы регулирования ценообразования  в условиях рыночной экономики постоянно являются предметом научных дискуссий и острых политических споров. Всеми признано, что государство должно регулировать процесс ценообразования и естественно тем самым и сами цены. В соответствии со сложившейся терминологией те, кто считает допустимым лишь минимальное вмешательство в этот процесс государства, называются «либералами». Те же, кто настаивает на необходимости более широкого участия государства в формировании цен, обычно называются «консерваторами».

Информация о работе Регулирование цен