Регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 05:53, курсовая работа

Краткое описание

Воздействуя на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Речь здесь идет о конъюнктурной и структурной политике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилении национальной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальной напряженности. В конечном счете, контроль в ценообразовании служит осуществлению генерального курса государственного регулирования - оптимизации экономического развития и стабилизации социальной системы.
Один из известных экономистов М.Деверо писал, что государственное регулирование предпочтительнее «свободного» ценообразования, поскольку позволяет воздействовать на объемы производства в избранном направлении.

Содержание

Введение

1. Государственное регулирование экономики

2. Цена и ценообразование

3. Контроль над ценами и необходимость их регулирования

4. Государственное регулирование цен

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 25 Регулирование цен (Микроэкономика).docx

— 67.19 Кб (Скачать файл)

Наблюдение  за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны  государственных органов и социальных партнеров - измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены оказывают все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Государственное вмешательство осуществляется путем  санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда «издержки подпирают цену», то есть расчетные (а не действительные ) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым  государственным вмешательством в  процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий – ценовые – предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «конкретные цены», которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен  является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Особым направлением является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортов от налогов, а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Установление  цен на минеральное сырье, добываемое в  государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы -пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Федеральный закон РФ от 17.08.1995г. № 147-ФЗ (в ред. от 25.12.2008. № 281-ФЗ) «О естественных монополиях»
  2. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995г. № 239 (в ред. от 29.10.2010г. № 865) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)
  3. Постановление Правительства РФ от 23.04.2008г. № 293 (в ред. от 21.04.2010г. № 268) «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»
  4. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: учебник /В.З.Баликоев.- М.: Омега-Л, 2006.- 732 с.
  5. Борисов, Е.Ф.Экономическая теория: учебник / Е.Ф.Борисов. - М.: Проспект, 2004.- 544 с.
  6. Липсиц, И.В.Экономика: учебник для вузов / И.В.Липсиц. - М.: Омега-Л, 2004.- 656 с.
  7. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев.- М.: Норма, 2007.- 576 с.
  8. Тарануха,  Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 640 с.
  9. Курс экономики: учебник /Под ред. Б.А.Райсберга. - М.: Инфра-М, 2006. - 672 с.
  10. Курс экономической теории: учебник /Под ред. М.Н. Чипурина.- 
    Киров: АСА, 2006. - 832 с.
  11. Шеховцева Л.С. Основы рыночного ценообразования: Курс лекций. – Калининград: КГУ, 1997. – 75 с.
  12. Экономическая теория: учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. - М.: Инфра -М, 2004. - 720 с.
  13. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой. - М.: Кнорус, 2005. - 464с
  14. Экономическая теория: учебник / Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: Инфра-М, 2003. – 714 с.
  15. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб./ Под ред. В.Д. Камаева. - 10-е изд.,перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. - 592 с.
  16. Экономическая теория. Практикум: Учебн. пособие / А.С. Головачева. - Мн.: Выш.шк,2006. - 446 с.
  17. Экономическая теория: Учебн. пособие / Т.Г.Бродская, В.И. Видяпин, В.В.Громыко, А.И. Добрынин, Г.П.Журавлева, С.А.Дятлов, А.С.Селищева. – М.: РИОР, 2008. – 208 с.
  18. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 527 с.
  19. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурков. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 752 с.
  20. Экономическая теория: Учебник / А.И. Амосов, А.И. Архипов, А.К. Большаков и др.; Под ред. А.И. Архипова, С.С. Ильина. – М.: Проспект, 2007. – 608 с.
  21. Шеховцева Л.С. Основы рыночного ценообразования: Курс лекций. – Калининград: КГУ, 1997. – 75 с.

Информация о работе Регулирование цен