Рентабельность предприятий питания и гостиниц, её значение и расчёт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма являются важной составляющей сферы услуг, которая динамично развивается, усиливает свою роль и значение в производстве валового внутреннего продукта страны и в решении социальных проблем общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы рентабельности предприятий питания и гостиниц 5
1.1 Понятие рентабельности и его сущность 5
1.2 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность предприятий питания и гостиниц 7
Глава 2. Основы расчета рентабельности на примере предприятия общественного питания 11
2.1 Анализ рентабельности предприятия ООО «Вкуси» 11
2.2 Анализ рентабельности производства продукции 13
2.3 Анализ рентабельности издержек производства и обращения 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Рентабельность предприятий питания и гостиниц.docx

— 33.80 Кб (Скачать файл)

      Реализация  всех направлений будет реально  способствовать  повышению рентабельности  в данных предприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основы расчета рентабельности на примере предприятия общественного  питания

 

 

2.1 Анализ рентабельности  предприятия ООО «Вкуси»

 

 

 

       Показатели  рентабельности характеризуют финансовые  результаты и эффективность деятельности  предприятия.  Они измеряют доходность  предприятия с различных позиций  и группируются в соответствии  с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена[11].

       Показатели  рентабельности являются важными  характеристиками факторной среды  формирования прибыли предприятий.  Поэтому они обязательны при  проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия. При анализе производства  показатели рентабельности  используются  как инструмент инвестиционной  политики и ценообразования. Расчет  основных показателей рентабельности  произведем в таблице 1.

Таблица 1.

Анализ показателей рентабельности ООО «Вкуси»

|Показатели                                        |Расчет                                            |2009 г.      |2010 г.       |2011 г.       |

|Валовая маржа, %                                  |Валовая прибыль/Выручка*100                       |53,54        |52,41         |51,17         |

|Рентабельность продаж, %                          |Прибыль от продаж/Выручка*100                     |2,14         |2,61          |3,48          |

|Коэффициент затрат                                |Себестоимость проданных товаров /Выручка          |0,46         |0,48          |0,49          |

|Коэффициент управленческих и коммерческих затрат  |Управленческие и коммерческие затраты /Выручка    |0,51         |0,49          |0,48          |

|Рентабельность основной деятельности, %           |Прибыль от продаж/Себестоимость реализации*100    |4,6          |5,49          |7,13          |

|Рентабельность активов, %                         |Прибыль до н/о и %/Активы*100                     |29,0         |41,13         |38,68         |

|Рентабельность капитала собственного, %           |Прибыль чистая/Капитал собственный*100            |25,06        |36,71         |41,26         |

|Коэффициент окупаемости собственного капитала, лет|Капитал собственный/Прибыль чистая                |3,99         |2,72          |2,42          |

 

 

       Анализируя  относительные показатели эффективности  деятельности предприятия необходимо  отметить наличие как положительных,  так и отрицательных моментов. Так в 2010 и 2011 годах заметно возросла рентабельность продаж, ее величина составила чуть больше 3,5%, тогда как в 2009 году ее уровень составлял всего лишь 2%. Другим положительным моментом является сокращение доля коммерческих и управленческих расходов в общем объеме реализации, если в 2009 году их удельный вес был 51%, в 2010 – 49%, то в 2011 году всего лишь 88%.

       Негативным  моментом является повышение  коэффициента затрат. Так в 2009 году на один рубль объема  реализованной продукции приходилось  46 копеек затрат, в 2010 году данный  показатель заметно увеличился  до 48 копеек, и в 2011 году  наблюдается  еще повышение до 49 копеек.

       Показатель  рентабельности основной деятельности  в 2011 году составил 7,13%, что, в  общем-то, является неплохим результатом.  Положительным моментом является  значительное увеличение данного  показателя по сравнению как  с 2010 годом, так и с 2009 годом.

       Для  собственников предприятия интересен  показатель, характеризующий доходность  вложенного капитала – это  рентабельность собственного капитала. Данный показатель за рассматриваемый  период вырос с 25,06% до 41,26%, что  говорит о росте доходности  вложенных средств. Другой положительный  результат деятельности ООО «Вкуси» - сокращение срока окупаемости собственного капитала, если в 2009 году срок окупаемости составлял 3,99 года, то в 2011 – 2,42 года.

       Представим  графически динамику изменения  показателей рентабельности ООО «Вкуси» на рис. 1.

[pic]

 

      Рис.1. Динамика  основных показателей рентабельности  ООО«Вкуси» за анализируемый период

       Характеризуя  рентабельность активов можно  также отметить положительную  тенденцию данного показателя. Так  показатель рентабельности активов  за анализируемый период вырос  с 29% до 38,68%.

 

2.2 Анализ рентабельности  производства продукции

 

 

 

       Анализ  рентабельности производства продукции  дает возможность установить  тот уровень рентабельности, с  которым работало предприятие  в отчетном году по выпуску  продукции.

       Рентабельность  производства продукции определяется  отношением чистой прибыли к  среднегодовой стоимости основных  производственных фондов и материальных  оборотных активов. Если в расчете  использовать в качестве дополнительной  величины объем продажи продукции  (N), то формулу рентабельности  производственной деятельности  можно представить в следующем  виде[12]:

       k = (N/F+E) × (Р/N),                                                          (3)

       где:  k – рентабельность производственной деятельности;

                Р – чистая прибыль;

                N – выручка от продажи продукции,  работ, услуг;

                F – среднегодовая стоимость основных  производственных фондов;

                E – среднегодовая стоимость материальных  оборотных средств.

       Из приведенной  формулы следует, что рентабельность  производственной деятельности  зависит от изменения двух  факторов:

      – фондоотдачи  производственных фондов (N/F+E).

      – рентабельности  продаж (Р/N).

       Определить  влияние перечисленных факторов  можно методом цепных подстановок.

       Изменение  рентабельности производственной  деятельности за счет влияния  фондоотдачи с одного рубля  производственных фондов (f):

       Dk(f ) = (N1 /F1+E1) × ([Р0 /N0] – [N0/F0+ E0] × (Р0/N0),   (4)

       Изменение  рентабельности производственной  деятельности за счет влияния  уровня рентабельности продаж (kp):

       Dk(kp) = (N1/F1+E1) × (Р1/N1) – (N1/F1+E1) × (Р0/N0)       (5)

       Расчет  влияния факторов на рентабельность  производственной деятельности  можно произвести на основе  приведенных данных таблицы 2.

      Таблица  2.

      Рентабельность  производства продукции

 

 

      |Показатели                                               |2009 год    |2010 год    |2011 год    |Отклонение 2010 г. от  |Отклонение 2011 г. от  |

|                                                         |            |            |            |2009г.                 |2010 г.                |

|01                                                       |02          |03          |04          |05                     |06                     |

|1. Чистая прибыль, тыс.руб.                              |101         |145         |170         |44                     |25                     |

|2. Выручка от продаж  товаров, работ, услуг, тыс.руб.     |6263        |7273        |7672        |1010                   |399                    |

|3. Стоимость основных  производственных фондов, тыс.руб.  |245         |226         |308         |-19                    |82                     |

|4. Стоимость материальных  оборотных средств, тыс.руб.    |216         |236         |253         |20                     |17                     |

|Продолжение таблицы 2                                                                                                                            |

|5. Итого стоимость производственных  фондов (3+4),        |461         |462         |561         |1                      |99                     |

|тыс.руб.                                                 |            |            |            |                       |                       |

|6. Рентабельность производства (1/5), %                  |21,91       |31,39       |30,3        |9,48                   |-1,09                  |

|7. Фондоотдача производственных  фондов (2/5)             |13,59       |15,74       |13,68       |2,15                   |-2,06                  |

|8. Рентабельность продаж  от чистой прибыли (1/2)         |0,0161      |0,0199      |0,0221      |0,0038                 |0,0022                 |

 

 

       На основе  приведенных данных в таблице  2 можно определить условный уровень  рентабельности производства (kу), рассчитанный, исходя из уровня фондоотдачи производственных фондов отчетного периода и рентабельности продаж базисного периода, т.е.

       k у2009г. = 15,74 × 0,0161 = 0,253

       k у2010г. = 13,68 × 0,0199 = 0,272

       Уменьшение  реализации на один рубль производственных  фондов в 2010 году повысило рентабельность  производства на 3,43% (25,34 – 21,91), а  увеличение прибыли, приходящейся  на один рубль продаж, привело  к росту рентабельности производства  на 6,05% (31,39 – 25,34).

       Увеличение  реализации на один рубль производственных  фондов в 2011 году снизило рентабельность  производства на 4,17% (27,22 – 31,39), а  увеличение прибыли приходящейся на рубль продаж, привело к росту рентабельности производства на 3,08% (30,3 – 27,22).

       Влияние  фондоотдачи основных производственных  фондов (kf) на рентабельность производства (k) можно определить по следующей формуле:

       Dk(kf)2009г. = 3,55×[(226-245×1,61) / (226+236)-(245+216)×1,61] = -67,45

       Dk(kf)2010г. = -4,17×[(308-226×1,99) / (308+253)-(226+236)×1,99] = -3,454

       Влияние  оборачиваемости материальных оборотных  средств (ke) на рентабельность производства (k) можно определить по следующей формуле:

       Dk(ke)2009г. = 3,55×[(236 -216×1,99) / (226+236)-(245+216)×1,61]= 87,76

       Dk(ke)2010г. = -4,7×[(253 -236×2,21) / (308+253)-(226+236)×1,99]= -0,893

       Результаты  факторного анализа свидетельствуют  о том, что эффективность использования  производственных фондов снизилась  в большей степени за счет  снижения стоимости основных  средств в 2010 году, а в 2011 году на снижение повлияло в большей степени снижения оборачиваемости материальных оборотных средств. Это и явилось основной причиной снижения реализации на один рубль производственных фондов, и как следствие, снижение уровня рентабельности производства.

       Для  того чтобы выявить причины  снижения эффективности использования  материальных оборотных средств,  необходимо проанализировать издержки  на производство продукции данного  предприятия.

 

 

 

2.3 Анализ рентабельности  издержек производства и обращения

 

 

 

       Рентабельность  издержек производства (окупаемость  издержек) вычисляется путем отношения  прибыли от продаж или чистой  прибыли к сумме затрат по  реализованной продукции и показывает, сколько предприятие получило  прибыли с каждого рубля, затраченного  на производство и реализацию  собственной продукции[13].Расчет  влияния факторов на рентабельность  текущих затрат можно произвести  на основе приведенных данных  таблицы 3.

      Таблица  3.

      Рентабельность  текущих затрат

|Показатели                                                |2009 год     |2010 год      |2011 год      |Отклонение 2010 г. от|Отклонение 2011 г. от|

|                                                          |             |              |              |2009г.               |2010 г.              |

|1. Оборот общественного  питания, тыс.руб.                 |6263         |7273          |7672          |1010                 |399                  |

|Продолжение таблицы 3                                                                                                                             |

|2. Издержки общественного  питания, тыс.руб.               |3219         |3622          |3746          |403                  |124                  |

|уровень, в % к обороту                                    |51,40        |49,80         |48,83         |-1,6                 |-0,97                |

|3. Доход от реализации  товаров и продукции, тыс.руб.      |3353         |3812          |3926          |459                  |114                  |

Информация о работе Рентабельность предприятий питания и гостиниц, её значение и расчёт