Рентабельность предприятия и пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, улучшения качества реализуемой продукции, увеличения прибыльности. В рыночной экономике, где одной из основных задач хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, при оценке деятельности организации на первое место выходят финансовые показатели эффективности, в основе которых лежит прибыль. Относительными характеристиками финансовых результатов предприятия являются показатели рентабельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2
Глава 1. Рентабельность как экономическая категория……..….……3
1.1. Рентабельность, как показатель эффективности деятельности организации………………………………………….…..3
1.2. Система показателей рентабельности……..………………4
Глава 2. Расчет и анализ показателей рентабельности ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича»…………...…………14
2.1. Расчет и оценка финансовых коэффициентов рентабельности ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича»………………………………………………………….14
2.2Факторный анализ рентабельности активов ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича»………………….…..18
Заключение…………………………………………………………….19
Приложение 1. Бухгалтерский баланс ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» на 31 декабря 2007 г.
Приложение 2. Отчет о прибылях и убытках ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» за период с 1 января по 31 декабря 2007 г.
Приложение 3. Бухгалтерский баланс ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» на 31 декабря 2008 г.
Приложение 4. Отчет о прибылях и убытках ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» за период с 1 января по 31 декабря 2008 г.
Приложение 5. Бухгалтерский баланс ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» на 31 декабря 2009 г.
Приложение 5. Отчет о прибылях и убытках ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича» за период с 1 января по 31 декабря 2009 г.

Вложенные файлы: 1 файл

0338122_2B9CE_rentabelnost.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

    С позиции собственников и кредиторов оценка эффективности использования активов проводится путем деления общей суммы брутто-прибыли до выплаты процентов (EBIT – налоги) к средней сумме активов организации за отчетный период:

ROA= (EBIT-налоги)/ Активы= (12)

=(ЧП +Процентык уплате)/ Активы

Однако, этот показатель может приводить к неверным выводам, если сравнивают организации с различной структурой капитала. Причина заключается в том, что организации, которые выплачивают больше денег в виде процентов, платят меньше налогов. Поэтому для того, чтобы объективно оценить эффективность вложения активов необходимо скорректировать числитель показателя на величину налогов:

ROA=EBIT(1- Кн)/Активы=(ЧП+Проценты к уплате (1-Кн)/Активы=

= BEP (1-Кн) (13)

Общая сумма прибыли, заработанная для себя и для кредиторов и отнесенная к общей сумме активов, по мнению многих западных экономистов и аналитиков, является наилучшим показателем, отражающим эффективность деятельности организации. Он характеризует прибыльность всех активов организации независимо от источника их формирования.

   Некоторые экономисты предлагают при расчете рентабельности активов из общей суммы активов исключать неработающие активы (избыточные основные средства и запасы, нематериальные активы, расходы будущих периодов и др.). Данный подход полезен при использовании показателя рентабельности капитала в качестве инструмента внутреннего управления и контроля и не годится для оценки эффективности организации в целом.

   Многие аналитики при расчете рентабельности активов используют показатель чистой прибыли:

Р а = ЧП/ А (14)

Вместе с тем, рассчитанный таким образом коэффициент рентабельности активов будет также несопоставим по организациям с различной структурой капитала. Если основная часть активов сформирована за счет заемных ресурсов, то чистая прибыль, которая остается собственнику после уплаты процентов за кредиты, может существенно уменьшиться и рентабельность активов окажется невысокой. Напротив, та организация, которая заработала прибыль исключительно за счет собственных средств, по уровню данного показателя будет выглядеть лучше. Поэтому из-за разной финансовой структуры капитала величина чистой прибыли на рубль активов является несопоставимой по разным организациям и отраслям. Аналогичный недостаток присущ и показателю рентабельности активов рассчитанному по прибыли до нaлoгooблoжeния и т.д. Если основная часть активов создана за счет заемных средств, на оплату которых ушла и большая часть заработанной прибыли, то относить оставшуюся в распоряжении организации прибыль вместе с налогами ко всей сумме активов так же неправильно, как и чистую прибыль. [4,c.112-113].

   4. Рентабельность инвестиций.

   Наиболее распространенным  финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является показатель рентабельности инвестированного капитала:

Ри=ЧП/И=ЧП/(СК+ДО)= (15) 

= стр.190(ф.№2)/стр.490, стр.590 (ф.№1) 

где: Ри – рентабельность инвестиций по бухгалтерскому балансу, %;

И – инвестиции (собственный капитал + долгосрочные бязательства).

Показатель Ри характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием – он оценивает доходность долгосрочного капитала[1,с.116-117.]

5. Рентабельность собственного капитала:

Рск=ЧП/СК= стр.190(ф.№2)/стр.490, стр.640 (ф.№1) (16)

Рак=ЧП/АК (17)

Рча=ЧП/ЧА (18)

где: Рск – рентабельность собственного капитала, %;

СК – средняя стоимость собственного капитала за расчетный период;

Рак – рентабельность акционерного капитала, %;

В состав акционерного капитала (АК) ОАО или ЗАО включают уставный и резервный капитал;

Pча – рентабельность чистых активов, %;

Ч А – средняя стоимость чистых активов за расчетный период.

Ри – рентабельность инвестиций по бухгалтерскому балансу, %;

И – инвестиции (собственный капитал + долгосрочные обязательства).

   Анализ рентабельности собственного капитала. Коэффициент рентабельности собственного капитала отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль собственного капитала и позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие виды деятельности. По мнению многих аналитиков при расчете коэффициента рентабельности собственного капитала целесообразно использовать показатель чистой прибыли. Это объясняется тем, что рентабельность собственного капитала характеризует уровень прибыли, которые получают собственники на единицу вложенного капитала. Поэтому с точки зрения собственников наилучшей оценкой результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и качества работы ее менеджмента является наличие чистой прибыли, представляющей тот конечный финансовый результат, который остается в распоряжении собственников на вложенный капитал.

Р ск = ЧП / СК (19)

 

Проводить анализ рентабельности собственного капитала по прибыли от продаж или прибыли до налогообложения нецелесообразно, поскольку имеет смысл соотносить с величиной собственного капитала только ту прибыль, которая осталась собственнику после расчетов с государством по налогам и с кредиторами по процентам. Если же к собственному капиталу отнести всю сумму прибыли, заработанную для всех заинтересованных сторон, то показатель рентабельности собственного капитала окажется явно завышенным.

   Кроме того, в теории и практике анализа существует точка зрения, в соответствии с которой при расчете рентабельности собственного капитала необходимо учитывать лишь часть чистой прибыли, которая остается после выплаты дивидендов по привилегированным акциям. В этом случае необходимо из средней стоимости собственного капитала исключать ту часть, которая сформирована за счет выпуска привилегированных акций:

  • прибыль на акционерный капитал

Р ак= (ЧП- Дивиденды по привилегированным акциям)/                                        

                    /Акционерный капитал по обыкновенным акциям      (20)

             

  • прибыль на одну обыкновенную акцию

П ак= (ЧП –Дивиденды по привилегированным акциям)/

/Количество обыкновенных акций в обращении (21)

По уровню данных показателей можно судить, насколько эффективно используется именно капитал акционеров, вложенный в

организацию, и является ли данная организация привлекательной для вложения капитала. Кроме того, для более углубленной оценки эффективности использования собственного капитала целесообразно использовать коэффициент устойчивого роста, представляющий отношение суммы капитализированной прибыли в отчетном периоде к величине собственного капитала на начало года:

К ур= Сумма капитализированной прибыли отчетного года/

                 /Собственный капитал на начало года                             (22)

Данный коэффициент показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и растет экономический потенциал организации.

   В западной практике анализа широкое распространение получила концепция рентабельности, исчисляемая на базе чистого денежного

потока.

ЧДП = ПДП −ОДП (23)

 где: ПДП – положительный денежный поток (приток денежных

средств) за расчетный период;

ОДП – отрицательный денежный поток (отток денежных средств) за расчетный период.

Тогда

Р чдп= ЧДП/В  (24)

 где:Рчдп – рентабельность чистого денежного потока;

ЧДП – чистый денежный поток за расчетный период;

В – выручка за расчетный период (квартал, год).

   Данный показатель характеризует возможность предприятия своевременно расплатиться с кредиторами, акционерами и иными партнерами.

Глава 2 . Расчет и анализ показателей рентабельности ОАО

«Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича»

2.1. Расчет и оценка финансовых  коэффициентов рентабельности ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича.»

   Используя данные бухгалтерской отчетности ОАО Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича за 2007г.,2008г.,2009г., рассчитаем рентабельность реализованной продукции по формуле (1), рентабельность продаж по формуле (4), рентабельность активов по формуле (7), рентабельность инвестиций по формуле (15), рентабельность собственного капитала по формуле (16). Результаты занесем в таблицу 2.

Таблица 2. Расчет показателей рентабельности ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича»

Показатель

2007год

2008 год

2009 год

1.Прибыль от продаж, Ппр, тыс. руб.

211515

265544

275804

2.Себестоимость проданной продукции, Спр, тыс. руб.

2553659

3504223

3025806

3.Выручка от продаж В тыс. руб.

3147755

4213833

3847435

4.Средняя балансовая величина  активов, А, тыс. руб.

1405896

1791796

1651521,5

5.Чистая прибыль, ЧП, тыс. руб.

99551

106136

161465

6.Инвестиции,(СК+ДО),тыс. руб.

1027662

1127944

1262302

7.Средняя балансовая величина  сбственного капитала,СК, тыс. руб.

1008261,5

1118900,5

1262813,5

8. Рентабельность реализованной продукции, Ррп, %

8,28

7,58

9,12

9. Рентабельность продаж, Рпр., %

6,72

6,3

7,17

10. Рентабельность активов(по чистой прибыли), Ра, %

7,08

5,92

8,28

11. Рентабельнось инвестиций, Ри, %

9,69

9,41

12,79

12. Рентабельность собственногокапитала, Рск, %

9,87

9,49

12,79


 

Рис.1-Динамика рентабельности реализованной продукции ОАО Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича

     Величина прибыли, полученная  ОАО «Комбинат хлебопродуктов  им. Григоровича», приходящаяся на  каждый рубль себестоимости проданной  продукции, за 2007 год составила 8,28 копеек, за 2008 год – 7,58 копеек, за 2009 год – 9,12 копеек. В отчетном периоде Ррп по сравнению с 2008 годом увеличилась на 1,54 %.

Рис.2- Динамика рентабельности продаж ОАО Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича

 

   Величина прибыли от продаж, полученная  ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича», приходящаяся на каждый рубль выручки от продаж, за 2007 год составила 6,72 копеек, за 2008 год – 6,3 копеек, за 2009 год – 7,17 копеек. В отчетном периоде Рпр по сравнению с 2008 годом увеличилась на 0,87 %.

 

Рис.3- Динамика рентабельности активов ОАО Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича

    Величина чистой прибыли, полученная  ОАО «Комбинат хлебопродуктов  им. Григоровича», приходящаяся на  каждый рубль вложения в ее  активы, за 2007 год составила 7,08 копеек, за 2008 год – 5,92 копейки, за 2009 год – 8,28 копеек. В отчетном периоде Ра по сравнению с 2008 годом увеличилась на 2,36 %.

Рис 4. Динамика рентабельности инвестиций ОАО Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича

     Величина чистой прибыли, полученная  ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича», приходящаяся на каждый рубль долгосрочного капитала, за 2007 год составила 9,69 копеек, за 2008 год – 9,41 копейки, за 2009 год – 12,79 копеек. В отчетном периоде Ри по сравнению с 2008 годом увеличилась на 3,38 %.

Рис.5- Динамика рентабельности собственного капитала ОАО Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича

     Величина чистой прибыли, полученная  ОАО «Комбинат хлебопродуктов  им. Григоровича», приходящаяся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы, за 2007 год составила 9,87 копеек, за 2008 год – 9,49 копейки, за 2009 год – 12,79 копеек. В отчетном периоде Ри по сравнению с 2008 годом увеличилась на 3,3%.

2.2Факторный анализ рентабельности активов ОАО «Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича.»

   Важный этап оценки эффективности деятельности организации – выявление влияния внешних и внутренних факторов на динамику показателей рентабельности. С этой целью используются различные методы факторного анализа, а также приемы моделирования  детерминированных и стохастических факторных систем. Каждый показатель рентабельности представляет собой двухфакторную кратную модель У=Х1/Х2, которая путем моделирования методом Дюпона преобразуется в многофакторные аддитивные, кратные или мультипликативные.

Информация о работе Рентабельность предприятия и пути повышения