Можно, конечно, полагать, что
Россия, продолжая опираться на традиционные
экспортные отрасли, сохранит относительно
высокие темпы экономического роста. Однако,
важнее решить проблему подъёма обрабатывающей
промышленности и аграрного сектора, При
этом важно добиться чтобы российские
товаропроизводители научились выпускать
готовую продукцию, пользующуюся устойчивым
спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Именно от этого во многом будет зависеть
темпы роста и товарного наполнения экспортных
поставок, структура и объёмы импорта,
включая его рационализацию за счёт развития
импортозамещающих производств.
1.3 Россия на мировом рынке рабочей силы
Положение страны в мировом
хозяйстве во многом зависит от качества
и количества трудовых ресурсов, основу
которых составляет население . С 1992 и
до 2010 года в РФ происходило абсолютное
снижение численности населения, при этом
опережающими темпами уменьшалось трудоспособное
население . Сокращение происходило за
счет естественной убыли населения ( свыше
300 тыс. человек в год), несмотря на значительную
иммиграцию из стран СНГ. Растет число
нетрудоспособных возрастов, сократилась
средняя ожидаемая продолжительность
жизни, на 2013 год она составляет 66 лет.
Меняется уровень образования
рабочей силы. В два раза увеличилось число
студентов высших учебных заведений. 16%
трудоспособного населения имеет высшее
образование. Однако, одновременно с этим,
1% рабочей силы не имеет начального образования.
По доле государственных расходов на образование
в ВВП (3,1%) Россия значительно уступает
общемировому уровню. В результате растет
двойственность рынка рабочей силы –
увеличивается число, как высоко классифицированных
работников, так и вместе с тем, увеличивается
число неквалифицированных работников.
Важную часть всемирных экономических
отношений составляет международная миграция
рабочей силы – перемещение трудящихся,
ищущих работу, в другие страны. Международная
миграция рабочей силы – это межгосударственное
перемещение трудовых ресурсов со сменой
постоянного места жительства. Она включает
два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию.
Эмиграция – выезд населения страны за
границу, иммиграция – въезд населения
других стран на территорию данной страны.
Эти разнонаправленные потоки трудовых
ресурсов формирует международный рынок
труда, который объединяет аналогичные
рынки на уровне государств и регионов.
Трудовая миграция является формой существования
международного рынка рабочей силы.
В 90-е годы возникла миграция
рабочей силы в Россию из стран ближнего
зарубежья. Причины этой миграции чисто
экономические - рабочие из этих стран
едут на заработки в Россию. Крупнейшим
импортером рабочей силы является Москва.
Иммигранты составляют 46% московских строителей,
34% работников столичного транспорта.
За ней идут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий
автономные области (соответственно, 27,
3 и 18, 2 тыс. человек). Подавляющее большинство
- 247, 2 тыс. человек, т. е. 85% от общей численности
задействованы в отраслях материального
производства.
Основными причинами привлечения
иностранных работников на российские
предприятия является нехватка рабочих
отдельных профессий и специальностей,
а также нежелание местного населения
выполнять предлагаемую работу. Такая
ситуация характерна практически для
всех отраслей производства, но чаще всего
для предприятий добывающей промышленности,
строительства, сельского хозяйства.Одна
из основных причин использования иностранной
рабочей силы из стран ближнего зарубежья
в приграничных регионах - ее экономическая
выгодность. Прежде всего, низкие транспортные
расходы на доставку рабочей силы, а также
отсутствие существенных затрат на размещение
и обустройство в случае маятниковой миграции.
Помимо иммиграции из стран
ближнего зарубежья ожидается ее увеличение
из Китая, Северной Кореи, Турции (сельскохозяйственные
рабочие, строители, работники сферы обслуживания),
США, Франции, Германии, Японии (инженерно-технические
работники, преподаватели, работники сферы
обслуживания и другие специалисты). По
прогнозам их число должно стабилизироваться
на уровне 100-150 тыс. человек в год.
Какое влияние оказывает миграция
рабочей силы на страны, импортирующие
и экспортирующие рабочую силу? Система
экономических связей, возникающих между
государствами в связи с миграцией рабочей
силы, сопровождается потоком товаров
и капиталов, включая денежные переводы
на родину иммигрантов, а также выплату
субсидий и компенсаций странам, экспортирующим
рабочую силу.
Для упорядочения российской
трудовой миграции, осуществления социальной
защиты наших сограждан российское правительство
предприняло ряд шагов. Так, заключены
межправительственные и межведомственные
соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией,
Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее
соглашение государств - участников СНГ.
Для планомерного и эффективного
освоения международного рынка рабочей
силы нужна единая государственная концепция
экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов
для охвата 10% основных мировых рынков
рабочей силы России потребуется около
10 лет. В перспективе Россия могла бы держать
за рубежом 1-1, 5 млн. человек, получая ежегодно
10-20 млрд. долл.
Одной из болезненных проблем
российской трудовой миграции за рубеж
является интеллектуальная миграция .
С 1989 по 1992 г. "утечка умов" из России
достигла своего пика. За этот период из
страны за рубеж на постоянное место жительства
уехало около 10% научных работников разного
профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря
специалистов отражается на всех отраслях
российской науки и образования.
Возможности российской миграции
рабочей силы достаточно велики и в развивающиеся
страны. Весьма заинтересованы в импорте
российского интеллектуального потенциала
Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина,
Мексика, ряд арабских стран. Все эти новые
характерные черты интеллектуальной миграции
свойственны и России. Ежегодные прямые
потери России в результате "утечки
умов" можно оценить не менее, чем в
3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной
выгоды - в 50-60 млрд. долларов. Другими словами,
страна каждый год теряет сумму, эквивалентную
1/3 всей своей внешней задолженности. А
США, к примеру, за счет импорта ученых
и высококвалифицированных специалистов
(не только из России) дополнительно получают
80-100 млрд. долл. в год. Параллельно "утечке
умов" в 90-е годы появилось и новое для
России явление - бизнес-миграция. Это
явление представляет эмиграцию предпринимателей,
стимулируемую отсутствием политической
и экономической стабильности в России,
засильем криминалитета, стремлением
реализовать накопленный потенциал в
более благоприятной обстановке.
Рассматривая безвозвратную
российскую трудовую миграцию, как
негативный момент в ходе либерализации
международных экономических отношений,
следует вместе с тем признать,
что временная легальная трудовая
миграция (в том числе и интеллектуальная)
может быть целесообразной, выгодной
для государства и общества при условии,
что она не угрожает национальной безопасности
России.
Глава 2. Участие России в экономических
интеграционных процессах.
2.1 Россия и ВТО
Всемирная торговая организация
(ВТО) играет ведущую роль в регулировании
мировой торговли. ВТО — это межправительственная
международная организация в сфере международной
торговли, разрабатывающая ее основополагающие
принципы и нормы. ВТО была создана 1 января
1995 г. с целью либерализации международной
торговли и регулирования торгово-политических
отношений государств-членов. на основании
предшествующего соглашения — ГАТТ1, которое было заключено в 1947
г. и вступило в силу 1 января 1948 г.
Переговоры о вступлении России
в ВТО велись 18 лет, с 1993 года. Россия вступила
во Всемирную торговую организацию 22
августа 2012 года ( на 2013 год ВТО насчитывает
159 членов)
Присоединяясь к ВТО, Россия
преследовала следующие цели:
-получение лучших в сравнении
с существующими условий для доступа
российской продукции на зарубежные рынки;
-доступ к международному механизму
разрешения торговых споров;
-создание более благоприятного
климата для иностранных инвестиций в
результате приведения законодательной
системы в соответствие с нормами ВТО;
-расширение возможностей для
российских инвесторов в странах-членах
ВТО, в частности, в банковской сфере;
-создание условий для повышения
качества и конкурентоспособности отечественной
продукции в результате увеличения потока
иностранных товаров, услуг и инвестиций
на российский рынок;
-участие в выработке правил
международной торговли с учетом своих
национальных интересов;
-улучшение имиджа России в
мире как полноправного участника международной
торговли.
Дополнительные преимущества
членства в ВТО заключаются в том, что
государства–члены ВТО получают права
в рамках международной торговли. Для
членов ВТО устанавливается постоянный
режим наибольшего благоприятствования
на рынках других стран-участниц.
На сегодняшний день в России
наблюдаются следующие последствия присоединения
к ВТО:
По мнению экспертов Moody's2, потребуется не меньше трех-пяти
лет для того, чтобы облегчение доступа
российских компаний на зарубежные рынки
и унификация законодательства положительно
сказались на кредитном имидже российского
бизнеса. Пока 68% опрошенных агентством
респондентов не заметили каких-либо изменений
(17% дали негативную оценку, 15% — позитивную).
Выиграли же от присоединения к ВТО в первую
очередь крупные ритейлеры-импортеры,
а также дистрибуторы международных сетей
в потребительском секторе. Рейтинги этих
компаний за год заметно улучшились, говорится
в отчете агентства. В то же время выходу
на новые рынки российских товаров препятствует
неблагоприятная внешняя конъюнктура,
считают в Moody's.
Среди основных обещаний
российской стороны значилось
постепенное снижение средней
ставки импортного тарифа с 10%
до 7,8%. Эксперты предрекали в связи
с этим большие проблемы для
отраслей, работающих на внутренний
рынок. Опасения оправдались частично.
Отмечаются сложности у легкой промышленности,
но основным сектором, почувствовавшим
на себе "нехватку ценовой конкуренции
и зависимость от господдержки", стало
сельское хозяйство. Так, показатели импорта
по отдельным продуктам питания (в основном
молочная продукция) выросли на 5-8%, одежды
и обуви — на 12,8%. Впрочем, есть значительный
потенциал для поддержки этой отрасли.
Компенсации агросектору были согласованы
ранее в рамках переговоров с ВТО: максимум
$9 млрд в год, с постепенным снижением
до $4,5 млрд к 2017 году, но пока эти цифры
не выбираются. К тому же у государства
есть и другие способы защиты рынка: так,
по обвинению в использовании антибиотиков
в этом году был введен запрет на ввоз
в страну живых свиней из США, Бразилии
и ЕС.
Значительно меньше, чем ожидалось,
пострадал автомобильный сектор, где импорт
снижается с сентября прошлого года. Но
здесь ситуация может измениться. В июле
Еврокомиссия официально обжаловала в
ВТО введение Россией утилизационного
сбора на импортные автомобили. Если же
стороны не достигнут компромисса, ВТО,
вероятнее всего, признает сбор дискриминирующим,
его расширение на домашних производителей
будет стоить одному только автоконцерну
КамАЗ $300-540 млн в год. К тому же открытие
внутреннего рынка продолжается: с сентября
этого года импортные тарифы по 5100 позиций
будут снижены еще на 1-3%.
Эксперты отмечают недостаточно
активную защиту интересов российского
бизнеса и призывают содействовать вступлению
в ВТО Казахстана и Белоруссии, а также
бороться с нехваткой квалифицированных
кадров, способных разбираться в процедурах
споров. Совсем недавно 10 декабря 2013 года
президент России Владимир Путин подписал
указ о создании при Всемирной торговой
организации постоянного представительства
Российской Федерации со штаб-квартирой
в Женеве. Всего в отношении российских
товаров действует более 100 ограничительных
мер, в основном это антидемпинговые меры
против продукции металлургической и
химической отраслей",— отмечает партнер
таможенной практики Goltsblat BLP Владимир
Чикин.3
2.2 Перспектива вступления РФ
в ОЭСР
Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) Расположенная
в Париже и созданная в 1961 г. На сегодняшний
день ОЭСР объединяет 34 развитых стран,
признающих принципы представительной
демократии и свободной рыночной экономики
. ОЭСР является преемницей Организации
европейского экономического сотрудничества
(ОЕЭС), созданной в 1948 г. для реализации
«плана Маршалла» по восстановлению после
Второй мировой войны экономики Западной
Европы. Целью деятельности ОЭСР является
содействие социально-экономическому
развитию стран-участниц, выработке наиболее
эффективной экономической политики.
Достижение этих целей строится на основе
многосторонней координации макроэкономической
политики стран-участниц.
Присоединение России к ОЭСР
является одним из приоритетов внешнеэкономической
политики Правительства Российской Федерации.
Присоединение России к ВТО, а также значительный
прогресс в переговорах с комитетами и
рабочими органами ОЭСР создают предпосылки
для ускорения процесса присоединения
России к этой организации. В ходе встреч
с руководством Российской Федерации,
а также в ходе своего выступления на Гайдаровском
форуме в 2013 году Генеральный секретарь
ОЭСР А. Гурриа подтвердил заинтересованность
ОЭСР в присоединении России к Организации
Присоединение России по оценкам
экспертов НИУ ВШЭ имеет некоторые риски,
а именно:
ОЭСР рекомендует снять квоты
на участие нерезидентов в финансовых
организациях, но тогда российские банки
рискуют не выдержать конкуренции с иностранными
и, кроме того, в страну может хлынуть спекулятивный
капитал. А если Россия по рекомендации
ОЭСР отменит повышенные нормативы обязательных
резервов по кредитам и ссудам для нерезидентов,
инфляция может ускориться, а устойчивость
финансовой системы — снизиться.
Химические лаборатории потеряют
бизнес: ОЭСР требует признания так называемой
надлежащей лабораторной практики, но
в России таких лабораторий просто нет.
Введение по совету ОЭСР прогрессивной
шкалы подоходного налога при нынешнем
замедлении экономики еще и дестимулирует
ее рост и повысит неустойчивость налогового
законодательства
России придется ужесточать
поддержку экспортеров, которые и без
того не готовы к международной конкуренции
— лишь 5% экспорта приходится на продукцию
с высокой степенью переработки. Придется
помогать бедным странам — это не менее
12,6 млрд руб . в год, — а также потратить
значительные средства на улучшение экологии.
Не совпадает с требованиями
ОЭСР российское корпоративное право,
управление пенсионной системой, подходы
к нормотворчеству. Эти расхождения требуют
гармонизации с требованиями ОЭСР. А изменение
законодательства всегда предусматриваем
риски.
С другой стороны, от вступления
в ОЭСР есть и очевидные выгоды: повышение
инвестиционного интереса к российскому
образованию, выравнивание рынка труда,
рост высокотехнологичного сектора в
экономике, удешевлению отечественного
туристического продукта. "Необходимо
обеспечить, чтобы расходы России по участию
в ОЭСР, максимально окупались и приносили
максимальную выгоду для нашей страны
с учетом приоритетных задач социально-экономической
политики России на ближайшую и долгосрочную
перспективу", - пишут эксперты НИУ ВШЭ.
Ключевой задачей на текущем
этапе становится уже не только и столько
гармонизация с нормами и требованиями
ОЭСР, сколько создание механизмов для
эффективного сотрудничества России с
ОЭСР в качестве полноправного члена организации
с целью максимизации возможных преимуществ
такого сотрудничества. С учетом достаточно
благоприятной ситуации по гармонизации
России с нормами ОЭСР, а также принимая
во внимание авторитет и большие возможности
ОЭСР, можно предположить, что ОЭСР станет
одной из наиболее удобных для России
международных площадок, где возможно
получение, как политических дивидендов,
так и реальных экономических выгод, связанных
с улучшением инвестиционного климата
в России и отдельных регионах. С начала
2013 года чиновники МИДа, Минфина, Минэкономразвития
давали прогнозы, что присоединение к
ОЭСР может состояться в 2013-2015 гг.