Роль государства в российской переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности, автор ставит перед собой целью работы определить, как изменяется роль государства в российской переходной экономике.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы курсовой работы предполагается решение следующих задач:
1. выявление характерных черт переходной экономики и особенностей перехода к рыночной системе;
2. определение функций и роли государства в переходном периоде;
3. анализ изменения роли государства в переходном периоде России;

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика переходной экономики и роль государства в переходном периоде.
1.1. Характерные черты переходной экономики. Особенности формирования рыночной экономики.
1.2. Роль и функции государства в переходном периоде.
Глава 2. Роль государства в переходной экономике России и дальнейшие перспективы её изменения.
2.1. Эволюция роли государства в российской экономике.
2.2. Современное положение роли государства в российской экономике и дальнейшие перспективы её изменения.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Эк. теория. Данченко О.В..doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

А.С. Булатов  выделяет три основные группы функций государства в переходной экономике.

1. Обеспечение  институционально-правовой основы деятельности экономических агентов, куда входит определение прав и форм собственности, условия заключения и выполнения контрактов, отношения работников и работодателей.

Ликвидация  негативных эффектов рыночного поведения, что включает решение вопросов охраны окружающей среды, организацию научной деятельности и исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания.

2. Проведение  системных реформ таких, как  разработка рыночного хозяйственного  законодательства, ликвидация монополий и развитие конкуренции.

3. Функции, которые  в развитой экономике обычно  выполняет не государство, а  другие экономические агенты (мобилизация  финансовых ресурсов для инвестиций).

Данные регулирующие функции государство осуществляет с помощью административных и экономических средств. В начале переходного периода прежние административно-командные способы управления трансформируются или полностью ликвидируются. Например, предприниматели могут свободно устанавливать цены, выбирать поставщиков и покупателей, ликвидируется монополия внешней торговли и др. Но, несмотря на проведенные изменения, административные средства, по-прежнему, продолжают применяться в переходной экономике в большей мере, чем в рыночной. Это вызвано тем, что государство сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги, государство контролирует слабый частный и большой государственный сектора.

Важнейшей задачей, стоящей перед государством в  переходный период, является проведение стабилизационной политики. Она «направлена на стабилизацию цен путем поддержания макроэкономического равновесия на уровне близком к полной занятости факторов в условиях стабильного уровня цен».3

Стабилизация  осуществляется посредством:

  1. Сокращения дефицита консолидированного бюджета до уровня ниже 5% ВВП через уменьшение государственных расходов;
  2. Проведения жесткой денежно-кредитной политики, особенно в области кредитования;
  3. Установление относительно постоянных макроэкономических показателей («монетарный якорь»), способствующих снижению инфляционных ожиданий бизнеса и домохозяйств и удержанию цен на определенном уровне;
  4. Неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере;
  5. Либерализации цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

Проведение  стабилизационной политики тесно связано  с финансовыми реформами.

В переходный период происходит ограничение средств  бюджета, отмена налоговых льгот. Сокращение  расходов бюджета происходит с помощью  отмены дотаций на поддержание низких потребительских цен, снижения расходов на силовые структуры и инвестиций в народное хозяйство.

Денежная политика в условиях переходной экономики направлена на сокращение денежной массы в целях снижения инфляции. Это ведет к неплатежам и бартерным сделкам на ранних этапах реформ. В основном, страны в переходный период проводят мягкую денежную политику, обусловленную необходимостью решения социальных проблем. Ее главной задачей является повышение коэффициента монетизации, рассчитываемого через отношение денежного агрегата М2 к годовому объему ВВП.

В переходной экономике  государство проводит также структурную, или промышленную, политику. Механизм проведения данной политики состоит в регулировании валютного курса и применении тарифных и нетарифных инструментов внешнеторговой политики. Промышленная политика в переходный период является протекционистской, так как направлена на поддержку отечественного производства. Государство также содействует формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, экспортирующих товары и услуги. Особое значение приобретает перестройка отраслевой структуры экономики, происходящая стихийно и отдающая предпочтение тем отраслям, которые были слабо развиты при административно-командной экономике (оказание услуг, производство потребительских товаров).

Особую роль государство играет в регулировании  отношений собственности, которые  представляют собой важные составляющие социально-экономических процессов. Прежде всего, государство обеспечивает плюрализм форм собственности, уделяя особое внимание частному сектору.

Государство проводит приватизационные мероприятия, так как рыночная экономика основывается на частной собственности, ограничении государственного регулирования в этой сфере, сокращении доли государственного сектора.

Целями приватизации являются перераспределение ресурсов в более эффективные виды деятельности и повышение производственной активности.

Государство проводит приватизацию различными методами: с  помощью открытой продажи, выкупа предприятий  работниками, раздачей ваучеров и реституцией (возвратом собственности законным владельцам или их наследникам).

Бывшие государственные  предприятия, в основном, преобразуются  в акционерные общества, в которых  контроль в управлении остается за государством, сохранившем за собой  определенную долю акций (25-30%). В последующие этапы формирования рыночной системы происходит дальнейшая продажа еще большей доли акций государства.

Также в переходный период сохраняются естественные государственные  монополии такие, как транспортные магистрали, единые энергетические системы.

Итак, роль государства  в переходной экономике велика, все  экономические процессы и реформы  осуществляются под контролем государства, но они направлены на дальнейшее уменьшение доли государственного сектора в  экономике с целью формирования рыночной системы.

Таким образом, рассмотрев в данной главе общее содержание переходной экономики, автор выделяет ее следующие характерные черты: наличие трех этапов, создание основ для новой экономической системы, многоукладность, длительность преобразований, напряженность отношений во всех сферах общества.

Особенностями формирования рыночных отношений являются наличие исходных условий для  проведения системных реформ, которые  имеют несколько направлений (либерализация, институциональные преобразования, формирование конкурентной среды, макроэкономическая стабилизация, создание системы социальной защиты населения) и две модели их реализации: эволюционную и радикальную.

Основными функциями  государства в переходной экономике  являются: осуществление стабилизационной и денежной политики, направленной на подавление высокой инфляции, промышленной политики, направленной на обеспечение конкурентоспособности национальной промышленности, и проведение приватизации. Роль государства в экономике остается значительной, государство регулирует все переходные процессы. Но постепенно, в связи с формированием устойчивой рыночной системы, роль государства уменьшается, в основном, это сказывается на доле государственной собственности.

2. Роль государства в переходной экономике России и перспективы её изменения

2.1. Эволюция роли государства  в российской экономике

Т. К. Кондрашева в статье «Государство на различных  этапах трансформации командно-административной системы в социальное рыночное хозяйство» считает, что переход российской экономики к рыночной системе не является итогом закономерного социально-экономического развития, а «есть результат сознательной деятельности».4 Под «сознательной деятельностью» Кондрашева подразумевает деятельность государства, которое выбирает модель развития, составляет проект реформ, определяет этапы их осуществления. Т.К. Кондрашева подчеркивает значимость государства в процессе перехода к рыночной системе в России.

Переход к рыночной системе в России автор разделяет  на три этапа.

  1. Подготовительный этап, характеризующийся кризисом административно-командной системы и переходом к «перестройке».
  2. Основной этап, связанный с началом проведения рыночных реформ и их результатами.
  3. Становление устойчивых рыночных отношений.

Рассмотрев  каждый из этапов в отдельности, можно проследить эволюцию роли государства и изменение его значения в экономике России.

С развитием  советского производства, появлением новых отраслей и ростом потребностей населения техника планирования становится неэффективной и непригодной, предприятия начинают нуждаться в свободе действий и самостоятельном определении объемов и видов товара.

Начавшееся  разрушение советской экономики  вынудило президента СССР М.С. Горбачева, перейти к осуществлению программ реформ, получивших название «перестройка». Данные реформы были направлены на уменьшение роли государства в экономике.

«Перестройка» предполагала создание ограниченного  сектора частного предпринимательства, децентрализацию принятия решений, перехода предприятий на госзаказ. Но больших успехов реформы не принесли. «Экономический рост оставался низким, около 2% в год»5 и меньше. Доля государства в экономике по-прежнему оставалась велика.

После распада  Советского Союза новое правительство  суверенной России начинает проводить  экономическую политику, направленную на создание эффективной рыночной системы. Россия вступает в фазу переходной экономики.

В этот период проводится ряд важнейших реформ, определивших дальнейшее развитие рыночных отношений  в России.

Н.Н. Осадин в  статье «Экономические функции государства и их реализация в переходной экономике России» сравнивает опыт проведения рыночных реформ и роли государства в этот период в России и Южной Корее. Осадин подчеркивает, что влияние государства на экономику Южной Кореи беспрецедентно высоко.

В первую очередь  в России проводились мероприятия  по либерализации цен. Государство  больше не могло влиять на ценообразование, цены формировались в соответствии со спросом и предложением.

Вторым шагом  к рыночной экономике стала массовая приватизация государственных предприятий, проводимая посредством раздачи ваучеров.

Сформировалась  новая структура собственности  в России. Государственная собственность  разделилась на федеральные и  муниципальные предприятия, также  в государственный сектор включались акционерные общества, имеющие государственную долю в уставном капитале. В акционерные общества преобразовывались одни из самых крупных предприятий и организаций России, имеющие стратегически важную роль в развитии экономики страны.

Особое значение приобрела частная собственность, ставшая основой для формирования рыночной экономики.

Проанализировать  эволюцию роли государства в российской переходной экономике позволяют  статистические данные Таблицы 1 и 2 (приложение), в которых представлены количество занятых в экономике и количество предприятий и организаций, распределенных по различным формам собственности.

Из Таблицы 1(приложение) следует, что в период с 1970-1990 годы доля занятых в государственной собственности составляла почти 90%, при этом отсутствовали иные формы собственности, кроме подавляющей государственной и небольшой частной. Но, начиная с 1990 года, количество занятых в частном секторе неуклонно растет, превышая долю занятых в государственном секторе. Так, за 5 лет, в период с 1990 по 1995 годы, процент занятых в государственном секторе сократился в 2 раза, а доля занятых в частном секторе возросла почти в 3 раза, что свидетельствует о начале проведения рыночных реформ в России, сокращении числа государственных предприятий. Также появляются занятые в новых видах собственности:

  1. Собственность общественных и религиозных объединений: здесь доля занятых варьируется от 0,5% до 0,8%.
  2. Смешанная российская собственность: здесь доля занятых резко возрастает до 22,2% к 1995 году, а затем резко снижается к 2000 году до 12,6%, и в последующие годы постепенно уменьшается и составляет 5,7% к 2010 году.
  3. Иностранная, совместная российская и иностранная собственность: здесь доля занятых на период 1990-1995 г.г. не превышает 0,6%, но с 2000 года доля занятых в этой сфере растет и к 2010 году приближается к отметке 5%.

Данная тенденция, связанная со снижением доли занятых  в государственном секторе, подчеркивает изменение роли государства и  уменьшение его влияния на экономику.

Из Таблицы 2 (приложение) следует, что, общее число предприятий и организаций за период с 1995 г. по 2010 г. возросло более чем в 2 раза – с 2250 тыс. до 4823 тыс. Процент государственной собственности резко сократился более чем в 3 раза -  с 14,3% до 4,5% -  в период с 1995 г. по 2000 г.

 Далее обнаруживается тенденция к продолжению снижению доли государственного сектора, так с 2000 г. по 2010 г. доля государственной собственности сократилась в 2 раза - с 4,5% до 2,5%. Доля новообразованной муниципальной собственности невелика и убывает достаточно медленно: с 1995 г. по 2010 г. на 3,7%.

Рассматривая  предприятия и организации, находящиеся  в частной собственности, автор  определяет, что их процент неуклонно  растет. В течение 1995-2000 г.г. доля частной собственности возросла на 11,6%, в то время как с 2000 г. темпы роста частного сектора снижаются и составляют не более 5-5,5% за 5 лет, что свидетельствует о регулировании государством приватизационных процессов для стабилизации социальной обстановки в стране.

Доля собственности  общественных и религиозных организаций невелика: в 1995 г. – 4,2%, к 2010 г. – 3,3% от общего числа организаций. С 1995 г. по 2010 г. уменьшилась доля собственности государственных корпораций, смешанной российской,  иностранной, совместной российской и иностранной собственности с 9,3% до 4,1%. Возможно, это вызвано снижением иностранных капиталовложений в российскую экономику, а значит, и сокращением иностранного влияния на нее.

Информация о работе Роль государства в российской переходной экономике