Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 13:50, курсовая работа
В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности, автор ставит перед собой целью работы определить, как изменяется роль государства в российской переходной экономике.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы курсовой работы предполагается решение следующих задач:
1. выявление характерных черт переходной экономики и особенностей перехода к рыночной системе;
2. определение функций и роли государства в переходном периоде;
3. анализ изменения роли государства в переходном периоде России;
Введение
Глава 1. Характеристика переходной экономики и роль государства в переходном периоде.
1.1. Характерные черты переходной экономики. Особенности формирования рыночной экономики.
1.2. Роль и функции государства в переходном периоде.
Глава 2. Роль государства в переходной экономике России и дальнейшие перспективы её изменения.
2.1. Эволюция роли государства в российской экономике.
2.2. Современное положение роли государства в российской экономике и дальнейшие перспективы её изменения.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
А.С. Булатов выделяет три основные группы функций государства в переходной экономике.
1. Обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов, куда входит определение прав и форм собственности, условия заключения и выполнения контрактов, отношения работников и работодателей.
Ликвидация негативных эффектов рыночного поведения, что включает решение вопросов охраны окружающей среды, организацию научной деятельности и исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания.
2. Проведение
системных реформ таких, как
разработка рыночного
3. Функции, которые
в развитой экономике обычно
выполняет не государство, а
другие экономические агенты (мобилизация
финансовых ресурсов для
Данные регулирующие
функции государство
Важнейшей задачей, стоящей перед государством в переходный период, является проведение стабилизационной политики. Она «направлена на стабилизацию цен путем поддержания макроэкономического равновесия на уровне близком к полной занятости факторов в условиях стабильного уровня цен».3
Стабилизация осуществляется посредством:
Проведение стабилизационной политики тесно связано с финансовыми реформами.
В переходный период происходит ограничение средств бюджета, отмена налоговых льгот. Сокращение расходов бюджета происходит с помощью отмены дотаций на поддержание низких потребительских цен, снижения расходов на силовые структуры и инвестиций в народное хозяйство.
Денежная политика в условиях переходной экономики направлена на сокращение денежной массы в целях снижения инфляции. Это ведет к неплатежам и бартерным сделкам на ранних этапах реформ. В основном, страны в переходный период проводят мягкую денежную политику, обусловленную необходимостью решения социальных проблем. Ее главной задачей является повышение коэффициента монетизации, рассчитываемого через отношение денежного агрегата М2 к годовому объему ВВП.
В переходной экономике государство проводит также структурную, или промышленную, политику. Механизм проведения данной политики состоит в регулировании валютного курса и применении тарифных и нетарифных инструментов внешнеторговой политики. Промышленная политика в переходный период является протекционистской, так как направлена на поддержку отечественного производства. Государство также содействует формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, экспортирующих товары и услуги. Особое значение приобретает перестройка отраслевой структуры экономики, происходящая стихийно и отдающая предпочтение тем отраслям, которые были слабо развиты при административно-командной экономике (оказание услуг, производство потребительских товаров).
Особую роль
государство играет в регулировании
отношений собственности, которые
представляют собой важные составляющие
социально-экономических
Государство проводит приватизационные мероприятия, так как рыночная экономика основывается на частной собственности, ограничении государственного регулирования в этой сфере, сокращении доли государственного сектора.
Целями приватизации являются перераспределение ресурсов в более эффективные виды деятельности и повышение производственной активности.
Государство проводит приватизацию различными методами: с помощью открытой продажи, выкупа предприятий работниками, раздачей ваучеров и реституцией (возвратом собственности законным владельцам или их наследникам).
Бывшие государственные предприятия, в основном, преобразуются в акционерные общества, в которых контроль в управлении остается за государством, сохранившем за собой определенную долю акций (25-30%). В последующие этапы формирования рыночной системы происходит дальнейшая продажа еще большей доли акций государства.
Также в переходный период сохраняются естественные государственные монополии такие, как транспортные магистрали, единые энергетические системы.
Итак, роль государства в переходной экономике велика, все экономические процессы и реформы осуществляются под контролем государства, но они направлены на дальнейшее уменьшение доли государственного сектора в экономике с целью формирования рыночной системы.
Таким образом, рассмотрев в данной главе общее содержание переходной экономики, автор выделяет ее следующие характерные черты: наличие трех этапов, создание основ для новой экономической системы, многоукладность, длительность преобразований, напряженность отношений во всех сферах общества.
Особенностями
формирования рыночных отношений являются
наличие исходных условий для
проведения системных реформ, которые
имеют несколько направлений (либерализация,
институциональные преобразован
Основными функциями государства в переходной экономике являются: осуществление стабилизационной и денежной политики, направленной на подавление высокой инфляции, промышленной политики, направленной на обеспечение конкурентоспособности национальной промышленности, и проведение приватизации. Роль государства в экономике остается значительной, государство регулирует все переходные процессы. Но постепенно, в связи с формированием устойчивой рыночной системы, роль государства уменьшается, в основном, это сказывается на доле государственной собственности.
2.1. Эволюция роли государства в российской экономике
Т. К. Кондрашева
в статье «Государство на различных
этапах трансформации командно-
Переход к рыночной системе в России автор разделяет на три этапа.
Рассмотрев каждый из этапов в отдельности, можно проследить эволюцию роли государства и изменение его значения в экономике России.
С развитием советского производства, появлением новых отраслей и ростом потребностей населения техника планирования становится неэффективной и непригодной, предприятия начинают нуждаться в свободе действий и самостоятельном определении объемов и видов товара.
Начавшееся разрушение советской экономики вынудило президента СССР М.С. Горбачева, перейти к осуществлению программ реформ, получивших название «перестройка». Данные реформы были направлены на уменьшение роли государства в экономике.
«Перестройка» предполагала создание ограниченного сектора частного предпринимательства, децентрализацию принятия решений, перехода предприятий на госзаказ. Но больших успехов реформы не принесли. «Экономический рост оставался низким, около 2% в год»5 и меньше. Доля государства в экономике по-прежнему оставалась велика.
После распада Советского Союза новое правительство суверенной России начинает проводить экономическую политику, направленную на создание эффективной рыночной системы. Россия вступает в фазу переходной экономики.
В этот период проводится ряд важнейших реформ, определивших дальнейшее развитие рыночных отношений в России.
Н.Н. Осадин в статье «Экономические функции государства и их реализация в переходной экономике России» сравнивает опыт проведения рыночных реформ и роли государства в этот период в России и Южной Корее. Осадин подчеркивает, что влияние государства на экономику Южной Кореи беспрецедентно высоко.
В первую очередь в России проводились мероприятия по либерализации цен. Государство больше не могло влиять на ценообразование, цены формировались в соответствии со спросом и предложением.
Вторым шагом к рыночной экономике стала массовая приватизация государственных предприятий, проводимая посредством раздачи ваучеров.
Сформировалась новая структура собственности в России. Государственная собственность разделилась на федеральные и муниципальные предприятия, также в государственный сектор включались акционерные общества, имеющие государственную долю в уставном капитале. В акционерные общества преобразовывались одни из самых крупных предприятий и организаций России, имеющие стратегически важную роль в развитии экономики страны.
Особое значение приобрела частная собственность, ставшая основой для формирования рыночной экономики.
Проанализировать эволюцию роли государства в российской переходной экономике позволяют статистические данные Таблицы 1 и 2 (приложение), в которых представлены количество занятых в экономике и количество предприятий и организаций, распределенных по различным формам собственности.
Из Таблицы 1(приложение) следует, что в период с 1970-1990 годы доля занятых в государственной собственности составляла почти 90%, при этом отсутствовали иные формы собственности, кроме подавляющей государственной и небольшой частной. Но, начиная с 1990 года, количество занятых в частном секторе неуклонно растет, превышая долю занятых в государственном секторе. Так, за 5 лет, в период с 1990 по 1995 годы, процент занятых в государственном секторе сократился в 2 раза, а доля занятых в частном секторе возросла почти в 3 раза, что свидетельствует о начале проведения рыночных реформ в России, сокращении числа государственных предприятий. Также появляются занятые в новых видах собственности:
Данная тенденция, связанная со снижением доли занятых в государственном секторе, подчеркивает изменение роли государства и уменьшение его влияния на экономику.
Из Таблицы 2 (приложение) следует, что, общее число предприятий и организаций за период с 1995 г. по 2010 г. возросло более чем в 2 раза – с 2250 тыс. до 4823 тыс. Процент государственной собственности резко сократился более чем в 3 раза - с 14,3% до 4,5% - в период с 1995 г. по 2000 г.
Далее обнаруживается тенденция к продолжению снижению доли государственного сектора, так с 2000 г. по 2010 г. доля государственной собственности сократилась в 2 раза - с 4,5% до 2,5%. Доля новообразованной муниципальной собственности невелика и убывает достаточно медленно: с 1995 г. по 2010 г. на 3,7%.
Рассматривая предприятия и организации, находящиеся в частной собственности, автор определяет, что их процент неуклонно растет. В течение 1995-2000 г.г. доля частной собственности возросла на 11,6%, в то время как с 2000 г. темпы роста частного сектора снижаются и составляют не более 5-5,5% за 5 лет, что свидетельствует о регулировании государством приватизационных процессов для стабилизации социальной обстановки в стране.
Доля собственности общественных и религиозных организаций невелика: в 1995 г. – 4,2%, к 2010 г. – 3,3% от общего числа организаций. С 1995 г. по 2010 г. уменьшилась доля собственности государственных корпораций, смешанной российской, иностранной, совместной российской и иностранной собственности с 9,3% до 4,1%. Возможно, это вызвано снижением иностранных капиталовложений в российскую экономику, а значит, и сокращением иностранного влияния на нее.
Информация о работе Роль государства в российской переходной экономике