Роль иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема актуальна, так как иностранные инвестиции могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям, так как с ними в Россию поступают не только деньги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, рост иностранных инвестиций является непременным спутником "встраивания" России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной "ниши" во всемирном разделении труда.

Содержание

Введение 3
1. Понятие инвестиций, инвестиционной деятельности и ее сущность. 4
1.1. Классификация инвестиций и функции 5
1.2. Инвесторы как главные участники инвестиционного процесса 11
2.Основные проблемы стимулирования и регулирования
притока иностранных инвестиций. 12
2.1. Правовое регулирование иностранного инвестирования в России 17
2.2. Виды договоров с иностранными инвесторами 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Роль иностранных инвестиций для экономики РФ.docx

— 55.90 Кб (Скачать файл)

4) в зависимости от  объекта вложения инвестиций  на: прямые иностранные инвестиции, портфельные и прочие инвестиции. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) представляют собой вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства. Портфельные инвестиции - это вложения иностранных инвесторов, связанные главным образом с вложением в ценные бумаги с целью получить или увеличить доходы в форме процентов, дивидендов или разницы биржевых котировок. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. Прочие инвестиции представляют собой вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств, кредиты международных финансовых организаций, прочие кредиты и т. п.

   Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные и прочие является наиболее распространенным в экономической литературе, поэтому данную классификацию следует рассмотреть подробнее.

   Прямые инвестиции представляют собой «инвестиции, сделанные юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций предприятия . Прямые инвестиции характеризуются невысокой мобильностью: это долгосрочные вложения, осуществляемые стратегическим инвестором с целью получать стабильную прибыль, хотя не всегда высокую, притом, что инвестор также согласен ждать достаточно долгий период времени с момента осуществления вложений до начала получения прибыли предприятием. Это очень выгодный для реципиента вид инвестиций, поскольку он получает средства на длительный период времени, и при этом риск потери данного капитала в случае неудачи несет инвестор. Негативная сторона для реципиента заключается здесь в том, что он теряет долю в собственности и в управлении. Для инвестора прямые инвестиции тоже имеют двоякое значение. С одной стороны, вкладывая свои деньги в долгосрочный проект, инвестор обеспечивает себе независимость от дальнейших, возможно, негативных, колебаний конъюнктуры (как то: процентные ставки, курсы) и изменений в экономической среде. В дополнение к этому, высокорентабельный инвестиционный проект обеспечит инвестору высокую прибыль. Но с другой стороны, инвестор принимает на себя значительные риски, связанные с множеством факторов, причем на такой длительный срок практически невозможно точно рассчитать, не превысят ли определенные категории рисков допустимых пределов.

   К таким рискам относятся не только риск не получить прибыль, но и риск не вернуть первоначально вложенные средства. Риски могут быть связаны с изменением законодательства, изменением налоговой системы, введением системы лицензирования определенных видов ВЭД, введением квотирования и других таможенных барьеров, с изменениями в валютной системе (конвертируемость валют, порядок проведения валютных операций), с политическими преобразованиями в стране и т.д. Подобные изменения необратимы для инвестора, хотя в странах, которые стремятся активно привлекать иностранные инвестиции, существует система гарантирования (частными финансовыми компаниями и государственными институтами) и страхования таких вложеий. Поэтому стратегический инвестор очень осторожен в выборе объекта инвестирования. До принятия решения об инвестициях он оценит законодательную, экономическую и политическую ситуацию в стране и ознакомится с прогнозными оценками экспертов.

 

   Портфельные инвестиции - это «вложения в покупку акций, не дающих вкладчикам права влиять на функционирование предприятий и составляющих менее 10% в общем акционерном капитале предприятия, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг». Портфельные инвестиции - это как краткосрочные, так и долгосрочные вложения. Их основня цель - получение прибыли. Их главное отличие от прямых инвестиций - очень высокая мобильность. Эти капиталы очень легко переливаются из страны в страну, что может привести к тяжелым последствиям. Именно такие массовые перетоки "«горячих денег" вызвали последние финансовые кризисы. Они воздействуют по принципу раскачивающегося маятника: сначала в ценные бумаги страны с благополучной или с относительно благополучной экономикой инвестируются значительные средства (спекулятивного характера) иностранных инвесторов. Далее, при неожиданном резком колебании конъюнктуры возникает паника, и инвесторы начинают выводить свои капиталы из страны. Такой массированный отток в свою очередь отрицательно отражается на дальнейшем развитии ситуации, приводя к еще боле сильному спаду. Таким образом, следствие становится причиной.

   Рынки товаров и услуг в достаточной мере предсказуемы, тогда как финансовым рынкам свойственны внезапные всплески и обвалы. Такая нестабильность финансовых рынков может быть объяснима несколькими обстоятельствами. Участники рынка не обладают полной информацией. Банки склонны завышать свои активы и занижать обязательства. Но самое сильное влияние имеет именно поведение инвесторов. Колебания стоимости активов в современной экономике зависят от экономических факторов гораздо меньше, чем от ожидания того, как поведут себя другие инвесторы.

   В современной экономике такие явления проявляются периодически в разных регионах и странах. Есть примеры того, как игра только одного биржевого игрока, направленная на снижение курса валюты или акций, приводила к подобным последствиям и вызывала кризисную ситуацию в целом регионе. Несмотря на это, многие фирмы, выпуская акции, и государства, с помощью облигационных займов активно участвуют на мировых финансовых рынках.

   В России приоритетной задачей должно быть поставлено привлечение стратегического инвестора в отечественный реальный сектор (промышленное производство, инфраструктура, сфера услуг). Поэтому необходимо прилагать все усилия для реализации любых схем привлечения инвесторов в российские предприятия.

   В состав прочих инвестиций включаются иностранные кредиты, в том числе полученные от международных финансовых организаций на инвестиционные цели, а также прочие поступления. Развивающиеся страны очень активно используют так называемые «прочие инвестиции», а именно - кредиты международных и региональных финансовых организаций, банков развития и специализированных инвестиционных банков. Так, МБРР (Всемирный банк) - это крупнейший мировой инвестиционный институт. Он представляет собой межгосударственную инвестиционную группу с тремя филиалами - Международной Ассоциацией Развития (МАР), Международной Финансовой Корпорацией (МФК) и Многосторонним Инвестиционно - Гарантийным Агентством (МИГА). Деятельность этих филиалов достаточно дифференцирована, например, МАР предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35 - 40 лет при льготном периоде 10 лет наименее развитым странам (мягкие займы). Стоимость кредитов МФК высока, эта организация кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых из развивающихся стран. МИГА страхует прямые инвестиции от некоммерческих рисков. Главная цель деятельности группы - развитие частного сектора экономики развивающихся стран, кредитование конкретных объектов (инфраструктура - связь, транспорт, охрана окружающей среды, приватизация, и др., куда неохотно вкладывают капиталы частные инвесторы. (Цигичко А.Н. «Стимулирование и регулирование притока иностранных инвестиций»)

   Инвестиции выполняют ряд  функций, которые могут быть  осуществлены на макро и мокроуровне. Инвестиции на макроуровне являются основой для: осуществления политики расширенного воспроизводства; ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции; структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства; создания необходимой сырьевой базы промышленности; гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также решения других социальных проблем; смягчения или разрешения проблемы безработицы; охраны природной среды; конверсии военно-промышленного комплекса; обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.

   Инвестиции играют важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы прежде всего для достижения следующих целей: расширения и развития производства; недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов; повышения технического уровня производства; повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия; осуществления природоохранных мероприятий; приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий; для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

   Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль как на макро-, так и микро уровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.

 

 

1.2. Инвесторы как главные участники инвестиционного процесса

   В инвестиционном процессе  участвуют различные физические  и юридические лица: инвесторы  (физические и юридические лица, осуществляющие вложение денежных  и других средств в инвестиции; органы, уполномоченные управлять  муниципальным имуществом; граждане, в т.ч. иностранные граждане; предприятия  и другие юридические лица, в  т.ч. иностранные юридические  лица, государства и международные  организации); заказчики (любые юридические и физические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционного проекта); пользователи объектов инвестиционной деятельности (инвесторы или другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности); поставщики, банковские, страховые и другие посреднические организации, инвестиционные биржи и другие участники инвестиционного процесса.

   Важное место в инвестиционной деятельности занимают инвесторы, лица, предоставляющие денежные и другие средства, - это физические и юридические лица, принимающие решение и осуществляющие вложение собственных денежных и иных привлеченных имущественных или интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, то есть выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности. Во всех этих ролях у инвесторов свои интересы.

    Чтобы заинтересовать инвестора, необходимо знать его интересы, для чего разрабатывается подробный бизнес-план. Он должен дать ответы интересам инвестора. Только при этом могут быть достигнуты три основные цели, которые ставятся при реализации программы взаимоотношений с инвесторами: убеждение желаемого круга потенциальных инвесторов в том, что ценные бумаги данного эмитента являются для них привлекательными; достижение наиболее благоприятной цены ценных бумаг; создание благоприятной среды для операций с ценными бумагами данного эмитента и будущих капитальных вложений.

   Среди стран в 2009 году лидерами по объему инвестиций в Россию стали: Люксембург - $11,7млрд, Нидерланды - $11,6млрд, Китай - $9,8млрд, Кипр - $8,3млрд, Германия - $7,4млрд, Великобритания - $6,4млрд, Япония - $3,02млрд и Франция - $2,49млрд

2.Основные проблемы стимулирования и регулирования притока иностранных инвестиций.

   Сегодня, конечно, не помешала бы вполне последовательная политика избирательного заманивания иностранного капитала, особенно крупнейших транснациональных корпораций, как носителей самых передовых технических знаний и технологий, особенно с учетом нацеленности нашей страны на скорейшее вступление в ВТО.

   Такой приток капитала помог бы нам в создании новых высокотехнологичных отраслей экономики, в активной политике импортозамещения в условиях возрастания конкуренции импорта, и, одновременно, в решении проблем устойчиво высокой занятости населения. Можно при этом рассчитывать также на повышение эффективности госинвестиций при создании СП с участием госкапитала, на ускорение процесса консолидации промышленных капиталов и активов, повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, на расширение налоговой базы, на ускорение научно-технического прогресса в стране, на прекращение утечки умов из страны, на финансовое оздоровление предприятий.

   Государственная политика по привлечению и защите иностранных инвестиций должна учитывать соответствующие настроения отечественных промышленников и предпринимателей. Они могут ожидать от масштабного пришествия крупного зарубежного капитала не только новых широких перспектив повышения своей конкурентоспособности, поднятия эффективности своих инвестиций, вытеснения импорта с российских рынков, выхода на внешние рынки, приобщения к передовым ноу-хау и технологиям, расширения ресурсов технического перевооружения производства, но и рассчитывать на либерализацию антимонопольной политики, быстрейшую консолидацию отечественных капиталов, на облегчение налогового бремени, на новые субсидии, льготы, скидки, на протекционистские меры государства, на отказ от политики укрепления рубля .

  Но вместе с тем возникнет угроза быстрого банкротства многих предприятий, их полного разорения или перехода в руки иностранцев. Сузится рынок труда, особенно возрастет дефицит высококвалифицированной рабочей силы и профессионалов, быстро начнет увеличиваться стоимость рабочей силы, обострится дефицит топлива и энергии, маломощные отечественные товаропроизводители начнут быстро терять внутренние рынки.

   Учитывая это, государству следовало бы адекватно регулировать приток иностранных инвестиций в те или иные отрасли и производства, в те или иные области, края и республики РФ, особенно с помощью избирательного бюджетного поощрения конкретных инвестиционных проектов.

   Должна учитываться и позиция не только работодателей, но и работников, а также потребителей, т.е. всего населения. Конечно, наиболее мощный и конкурентоспособный зарубежный капитал сулит наемному труду, хотя бы части его, более высокую заработную плату, может быть на европейском уровне, живучесть связанного с иностранными владельцами производства, надежное, в связи с этим, сохранение рабочих мест на модернизированных производствах. Население, возможно, получит выгоду от качества, цены, разнообразия продукции, способной вытеснить импорт.

  Профсоюзы, с приходом новых, более прагматичных хозяев, могут надеяться на рост своего влияния в рабочей среде в результате активизации борьбы за экономические права трудящихся и на увеличение отчислений членов профессиональных союзов.

   Вместе с тем работникам нужны гарантии и защитные меры не только со стороны профсоюзов, но и государства. В этой ситуации возрастает роль социальной политики государства, обеспечения пособиями армии безработных, мер по охране здоровья населения, методов влияния государства на коллективные трудовые соглашения. Необходимо также реанимировать систему профессиональной подготовки рабочих и повысить качество высшего и среднего специального образования в рамках более действенной и соответствующей времени и обстоятельствам кадровой политики.

   Следует особенно отметить, что проблемность вовлечения в наше производство крупнейших компаний промышленно развитых стран с их инвестиционными ресурсами, ноу-хау и мощнейшим интеллектуальным капиталом во многом обусловлена тем, что транснациональные корпорации являются, прежде всего, важнейшими игроками на мировых рынках товаров и услуг. Для них российский рынок и Россия, как объект приложения капиталов,- это частность, причем во многих случаях не очень существенная на глобальном фоне. Они смотрят на собственные инвестиции в Россию, прежде всего, с точки зрения усиления своей конкурентоспособности в противостоянии с себе подобными в ходе борьбы за передел основных рынков сбыта продукции в масштабах всей планеты.

Информация о работе Роль иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации