Роль иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема актуальна, так как иностранные инвестиции могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям, так как с ними в Россию поступают не только деньги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, рост иностранных инвестиций является непременным спутником "встраивания" России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной "ниши" во всемирном разделении труда.

Содержание

Введение 3
1. Понятие инвестиций, инвестиционной деятельности и ее сущность. 4
1.1. Классификация инвестиций и функции 5
1.2. Инвесторы как главные участники инвестиционного процесса 11
2.Основные проблемы стимулирования и регулирования
притока иностранных инвестиций. 12
2.1. Правовое регулирование иностранного инвестирования в России 17
2.2. Виды договоров с иностранными инвесторами 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Роль иностранных инвестиций для экономики РФ.docx

— 55.90 Кб (Скачать файл)

   Захват наших рынков, особенно относительно небольших по международным мерам, вытеснение с них российских товаропроизводителей, монополизация производства на нашей территории - это, в сущности, не первостепенная для них задача. Это, скорее, только по преимуществу вспомогательный, хотя изредка немаловажный, фактор преуспевания в интернациональной конкурентной борьбе.

   Для транснациональных корпораций (далее - ТНК), пришедших в Россию, конечно, хотелось бы сохранить все льготы, привилегии и субсидии, пользоваться нашими относительно низкими тарифами на топливо, энергию, на транспорт, извлекать выгоду из протекционистских ввозных пошлин на товары иностранных конкурентов и защитного валютного курса рубля. Но вместе с тем ТНК необходимо полноценное участие страны в ВТО, чтобы иметь дискриминационный выход на мировой рынок с продукцией со своих мощностей в России. Им, более технически передовым, чем наши предприятия, не нужен какой-то особо длительный подготовительный период, а предпочтительно скорейшее вступление России в ВТО.

   Однако ВТО стремится не предоставлять кому-либо возможности пользоваться льготным налоговым, ценовым и протекционистским режимом, вообще, госсубсидиями в любой форме. Это особенно относится к ТНК, некоторые из которых внедрились в благодатные, с этой точки зрения страны и получили, таким образом, преимущества в глобальной конкурентной борьбе. Пойти на отмену льгот и дотации, защитных мер для инвесторов - значит отбить многим компаниям охоту вкладываться в Россию, а нам, между тем, иностранный наукоемкий крупный капитал во многом необходим для подготовки экономики к участию в процессах глобализации и для структурной перестройки. Кроме того, надо учитывать, что наше производство, в основном, не готово к свободной мировой конкуренции и что без налогово-бюджетной политики и структурного госрегулирования оно просто погибнет, не сохранив своих позиций даже на внутренних рынках готовой продукции.

   Нам явно нужен длительный подготовительный период на условиях, которые не устраивают ВТО и, особенно, не задействованных в России ТНК. Но если ТНК не придут к нам в большой мере, чем сейчас, подготовительный период сильно затянется. Вообще-то, нужные нам корпорации, возможно, на самом деле больше всего заинтересованы в нашем членстве в ВТО, в свободной торговле со всеми странами мира, в полной отмене обязательной продажи валютной выручки экспортеров, а наши льготы и дотации их, должно быть, не так уж сильно волнуют, поскольку они ожидают сверхдоходности от своих инвестиций. (Кудина М.В. «Иностранные инвестиции в российскую экономику: за и против»).

   Известные международные слияния, в том числе автогигантов как раз преследуют цель взаимного вклада в создание новой конкурентоспособной структуры, что достигается за счет взаимодополнения технических достижений, производственных секретов и навыков, обеспечивающих высокую эффективность производства и ликвидность выпускаемых автомобилей.

   Для того чтобы преуспеть на многомиллионных в натуре рынках новых автомобилей, союз с нашими слабосильными по мировым меркам автозаводами не выглядит очень привлекательным для ведущих зарубежных автостроителей по большинству значимых в этом случае параметрам. Более тесное взаимодействие было бы возможно, если бы все наши автостроители входили в единый, причем настоящий, холдинг с жестким централизованным его управлением.

   Итак, инвестиционная привлекательность каждой компании - потенциального объекта инвестиций определяется как ее материально-техническим и финансовым потенциалом, так и эффективностью его использования, “прозрачностью” финансов и менеджмента, политическим и инвестиционным климатом в стране. Для любого инвестора, в том числе и банка, важно сопоставление потенциальной прибыльности проекта и связанных с ним рисков. Международные инвесторы придают большое значение положению акций компании на фондовом рынке. Инвесторы готовы платить больше за акции компаний, дающих меньшую прибыль, но работающих в условиях низких страновых иуправленческих рисков. Этот тезис весьма неблагоприятен для российских предприятий, где, как показали расчеты, степень реализации и окупаемости проектов обратно пропорциональна их технологической сложности. Названная тенденция кажется особенно тревожной, если учесть высокую динамику зарубежных фондовых рынков, позволяющих обеспечить для инвестора при умелом формировании портфеля до 30% годовых. Отсюда вытекает первостепенная задача - стабилизация и развитие фондового рынка в России, закрепление наметившихся положительных тенденций.

   Как показывает практика, норма прибыли на капитал, который инвесторы готовы вкладывать в акции российских компаний, существенно выше соответствующего показателя для зарубежных фирм. Помимо стабилизации политической и экономической ситуации в стране, важной предпосылкой привлечения инвестиций является обеспечение “прозрачности” деятельности этих компаний, а также гарантирование защиты прав и интересов акционеров. В данной связи, определенный оптимизм внушают развитие методологии оценочной деятельности и принятие новых международных стандартов 2000 г. Речь идет о важнейшем условии привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику - гармонизации международных стандартов по различным направлениям профессиональной экономической деятельности, прежде всего оценочной, бухгалтерской и инвестиционной.

   Очень актуален аспект создания не индивидуальных условий, а комплекса единых экономических параметров инвестиционного развития. Главное - обеспечить условия для эффективного функционирования рыночного механизма в целом. Среди них важную роль играет регулирование системы собственности и контроля. Инвестор хочет достоверно знать, кто является основным собственником предприятия, иметь возможность занять свое место в структуре собственности объекта инвестиций, а при необходимости - выйти из нее. Что касается самих предприятий как объектов инвестиций, то не только финансовые показатели и открытость отчетности, но и маркетинговые возможности предприятия становятся все более актуальными с точки зрения привлечения инвестиций.

2. Правовое регулирование иностранного  инвестирования в России.

   Состояние инвестиционной сферы в значительной мере определяется развитием правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений. (Цигичко А.Н. «Стимулирование и регулирование притока иностранных инвестиций»)

   Что касается первого направления, то следует прежде всего констатировать: в настоящее время в основном создана система правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу в условиях перехода на рыночные механизмы хозяйствования. Вступили в действие такие основополагающие законодательные акты, как федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости) и др.

   Защита   инвестиций   гарантируется   законом   независимо   от    форм собственности.  При  этом  всем  инвесторам  обеспечиваются  равноправные условия  деятельности,  исключающие  применение  мер   дискриминационного характера, которые могли  бы  препятствовать  управлению  и  распоряжению

инвестициями:

а) инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы;

б) инвестиции не могут быть реквизированы.

 

   Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду. Инвестиции могут быть застрахованы.  К сожалению, стоит отметить, что данная норма закона  в некоторой степени является декларативной. До недавнего времени согласно ст.  36  Закона  об иностранных   инвестициях   иностранные   инвесторы   могли   приобретать государственные ценные бумаги только с разрешения Минфина РФ. Эта статья была отмечена 24 декабря 1993 г. Указом Президента России № 2288

   В целях обеспечения стабильности прав инвесторов  законом  установлено, что  соответствующие   положения   принимаемых   законодательных   актов, ограничивающие эти права, не могут вводиться в действие ранее  чем через год с момента их опубликования. Для иностранных и совместных  предприятий Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 этот срок увеличен  до трех  лет.  Кроме того,  установлено,  что ограничения в деятельности иностранных инвесторов могут быть  введены только  законами  Российской Федерации и указами Президента, нормативные акты местных органов  власти, ущемляющие права инвесторов, не подлежат применению. Поскольку правовых гарантий  не  всегда  бывает  достаточно,  возникает необходимость  в   создании   специальных   организаций, обеспечивающих исполнение законодательных норм. Указом Президента РФ от 2  февраля  1993 года № 184 образована Государственная инвестиционная корпорация,  которая может выступать гарантом иностранным и  отечественным  инвесторам.

  Взнос государства в уставном фонде корпорации составляет более 1  млрд.  долларов  США.  Также  для обеспечения  финансовых  гарантий иностранным инвесторам корпорации выделено 50 млн.  долларов  США  и  200 млрд. рублей. Не менее  значительные  финансовые  гарантии  предоставлены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. № 507.  По  эмиссионным обязательствам  Инвестиционного  финансового   консорциума,   участниками которого являются крупнейшие банки России, предусмотрены  государственные гарантии общим объемом 800 млрд. рублей. При этом средства,  привлеченные в  результате  выпуска  консорциумом  ценных   бумаг,   направляются   на финансирование  инвестиционных  проектов,   а   также   на   формирование резервного   и   страхового   фондов,   на   которые   будет   обращаться первоочередное взыскание. Указом Президента РФ от 26 февраля  1993  г.  № 282  признано  необходимым  участие  российской  стороны   в   учреждении Международного  агентства  по  страхованию   иностранных   инвестиций   в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков.

   Закон об иностранных инвестициях предусматривает ряд таможенных  льгот: имущество, ввозимое в качестве вклада в  уставной  фонд,  предназначенное для собственного материального  производства  или  ввозимое  иностранными работниками для собственных нужд,  освобождается  от  взимания  импортных пошлин, предприятия, полностью принадлежащие  иностранным  инвесторам,  и совместные предприятия, в уставном фонде которых  иностранные  инвестиции составляют  более  30  процентов,  вправе  без  лицензий   экспортировать продукцию  собственного  производства  и  импортировать   продукцию   для собственных нужд; валютная  выручка указанных предприятий от  экспорта собственной продукции остается  полностью в их  распоряжении.  Указом Президента РФ от 10,июня 1994 г. №  1199  установлено,  что  предприятия, ввозящие   оборудование   (кроме   подакцизных),   предназначенное    для производственного развития предприятий, по контрактам, заключенным  до  1 января 1993 г. освобождаются в 1994 году от уплаты НДС и спецналога.

   С  выходом  Указа  Президента  РФ  от  17  сентября  1994  г.  №   1928 определилось новое направление в государственной инвестиционной  политике- финансовое  участие государства в Частных инвестиционных  проектах. Указом предусматривается ежегодное выделение капитальных вложений  на финансирование  высокоэффективных  инвестиционных  проектов  при  условии размещения этих  средств  на  конкурсных  началах.  Право  на  участие  в конкурсе имеют проекты, по  которым  инвестор  вкладывает  не  менее  80% собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции,  при  этом собственные средства инвестора должны составлять не  менее  20%.  Частные инвесторы  приобретают  право  собственности  на  созданные   объекты   и производства в соответствии с долей вложенных средств.

   Началась разработка нового направления в  инвестиционной  деятельности. Указом Президента РФ от 17  сентября  1994  г.  №  1929  введено  понятие финансового   лизинга   как   вида   предпринимательской    деятельности, направленного  на  инвестирование  временно  свободных  или  привлеченных средств в имущество, передаваемое по договору  физическим  и  юридическим лицам на определенный срок.

 

2.2. Виды договоров с иностранными  инвесторами

 

   Действующие законодательные акты прямо не регламентируют  использование концессионных  форм  инвестиций,  основанных  на   договорных   принципах отношений  государства  и  инвесторов.   И   Закон   "Об   инвестиционной деятельности в РСФСР", и  Закон  "Об  иностранных  инвестициях  в  РСФСР" определяют лишь принципы и основные положения инвестиционной деятельности в целом и иностранных инвестиций в частности и  в  совокупности  с  новым Гражданским  кодексом  являются  лишь  общей  законодательной  базой  для концессионных отношений. Этот  пробел  в  законодательстве  Российской  Федерации   и   призваны заполнить законы из "концессионного" пакета и  прежде  всего  -  рамочный Закон "О концессионных  и  иных  договорах,  заключаемых  с  иностранными инвесторами", в котором  определялся:  перечень  концессионных  объектов, права и обязанности инвестора по долгосрочному пользованию находящимся  в государственной  собственности  объектом   или   занятию   деятельностью,

являющейся  государственной  монополией.  Область  действия  этого  закона распространяется  преимущественно  на  перерабатывающую   промышленность, транспорт и связь, сферу услуг и так далее.

   Важнейшим предметом регулирования для Закона "О соглашениях  о разделе продукции" является сфера недроподьзования, и основное  внимание  в нем уделено механизму и процедуре реализации таких соглашений. Учитывая,  что недра являются исключительной государственной собственностью, Законом "О недрах" в свое время был установлен лишь  администрайтно- распорядительный порядок передачи участков недр во временное пользование негосударственным инвесторам.

   К наиболее распространенным  современным  разновидностям  концессионных форм соглашений государства с иностранными инвесторами относятся'

а) концессионные  договоры (собственно концессии в  узком значении);

б) соглашения о разделе продукции;

в) договоры на предоставление услуг (с риском или  без риска).

   Среди общих отличительных  признаков  всех  названных  видов  договоров необходимо выделить прежде всего то, что все они: во-первых,  заключаются  государством  с  иностранными  инвесторами   в отношении  объектов  государственной  или  муниципальной   собственности, которые в соответствии  с  национальным  законодательством  частично  или полностью исключены из гражданско-правового оборота, а также в  отношении отдельных видов деятельности, составляющих государственную монополию (так называемые естественные монополии); во-вторых,  в  отличие  от  классических   гражданско-правовых   сделок названные договоры могут  включать  отдельные  изъятия  из  национального гражданского законодательства применительно к  отношениям  государства  с инвесторами, предусматривая  возможность  односторонних  преимущественных прав государства в рамках таких договоров; в-третьих, признание концессионных  и  иных  договоров  с  иностранными инвесторами   юридически    действительными    предполагает    совершение государством,  в  лице  уполномоченных  органов  исполнительной   власти, предваряюшего  такой договор или следующего   после   его   заключения

Информация о работе Роль иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации