Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:21, курсовая работа
Инфляция представляет собой сложный социально-экономический феномен, оказы-вающий значительное влияние на экономику. Высокая инфляция подрывает стимулы к сбе-режению, снижает уровень инвестиционной активности предприятий, приводит к пониже-нию уровня жизни населения, в первую очередь наименее обеспеченных слоев общества, негативно сказывается на реальном объеме налогов, получаемых государством.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
1.1. Сущность инфляции. Основные концепции инфляции
1.2. Формы проявления инфляции в экономике
1.3. Механизм влияния инфляции на экономику России
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РОЛИ ИНФЛЯЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Анализ особенностей и причин инфляции в России
2.2. Анализ современного состояния инфляции в России и ее роли в экономике
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Основные направления снижения инфляции в Российской Федерации
3.2. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Инфляция – это сложный экономический процесс, в умеренных проявлениях которого есть доля пользы и выгоды, в критических же его выражениях есть немалая угроза экономической политике государства, и его гражданам, в частности.
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.
Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Решая проблему с инфляцией следует уяснить два момента:
- рыночная экономика, инфляционная по своему устройству. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным;
- борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некоей программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе.
Рациональные ожидания и безболезненное обуздание инфляции: поскольку ожидаемый темп инфляции влияет на выбор между инфляцией и безработицей, вопрос о том, как люди формируют свои инфляционные ожидания, приобретает первостепенное значение. Поскольку экономическая политика оказывают влияние на темпы инфляции, ожидаемая инфляция также должна зависеть от проводимой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. Безболезненная антиинфляционная политика требует наличия двух предпосылок. Во-первых, план снижения инфляции должен быть объявлен до формирования важнейших ожиданий. Во-вторых, люди, устанавливающие цены и заработную плату, должны верить в объявленный план; в противном случае они не изменят свои инфляционные ожидания.
Контроль и управление спросом: все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов.
Контроль над заработной платой и ценами: под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики.
«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.
Смягчение внешнего бюджетного ограничения: все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга.
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:
- Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию.
- Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией[38].
Главной задачей для Банка России в среднесрочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направлении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговременного экономического роста.
Денежно-кредитная политика на предстоящий год, как и в текущем году, формируется и будет проводиться на основе двух базовых принципов: продолжение применения элементов метода целевой инфляции; использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.
В российских экономических условиях в настоящее время наиболее целесообразно использование именно этих принципов. Несмотря на усиление значения процентных ставок в реализации денежно-кредитной политики, Банк России не может использовать краткосрочные процентные ставки в качестве ориентира при ее проведении в связи с недостаточной развитостью финансовых рынков и ограниченной ролью кредита в финансировании экономики. В дальнейшем в среднесрочной перспективе при сохранении режима плавающего валютного курса возможно повышение роли процентных ставок как в формировании, так и в реализации денежно-кредитной политики[39].
Наряду со сдержанной денежно-кредитной политикой и планомерным осуществлением бюджетных расходов снижению темпов инфляции будет способствовать: и взвешенная курсовая политика Банка России, обеспечивающая планомерное и достаточное укрепление реального курса рубля; ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, регулируемых на федеральном уровне. Операции по эмиссии денег посредством скупки валютной выручки на валютном рынке, позволяющие наращивать валютные резервы ЦБ РФ, носят спонтанный характер, не проводится подробной анализ достаточности обеспечения экономики деньгами, не анализируется и не обосновывается рост резервов. Объемы денежной эмиссии не планируются, в результате чего экономика требует проведения стерилизации, что сопряжено с дополнительными издержками по выпуску собственных облигаций Банка России[40].
Для сдерживания инфляции требуется комплексная антиинфляционная политика. Важным направлением антиинфляционной политики как составной части стратегии подъема национальной экономики является санация и реструктуризация банковской системы. Составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. В антиинфляционной стратегии особое место занимает проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.
Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. В антиинфляционной политике важное место принадлежит регулированию скорости обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях[41].
В последнее десятилетие инфляционные процессы в России все больше определяются глобализацией мировой экономики (внешний фактор), которая оказывает непосредственное влияние на действие внутренних факторов, среди которых автор считает основными:
- сырьевую ориентированность экономики страны и соответствующую зависимость бюджета России от цен на энергоносители;
- чувствительность потребительской инфляции к изменению курса рубля и мировых цен на продукты питания вследствие высокой доли продуктов питания и импортных товаров в российской потребительской корзине;
- рост инфляционных ожиданий как следствие роста тарифов естественных монополий, в том числе ЖКХ.
В 2008-2010 гг. под влиянием глобального финансового кризиса к вышеперечисленным факторам добавились:
- существенное увеличение социальных обязательств государства;
- рост бюджетного дефицита, основными источниками финансирования которого в 2010-2012 гг. будут средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
- снижение стоимости денег (ставки рефинансирования), которое наблюдается в экономике различных стран.
В то же время, особенность России в борьбе за сохранение финансовой системы состоит в том, что большая доля денег, потраченных на антикризисные меры, была распределена среди коммерческих банковских структур в форме беззалоговых кредитов и, по сути дела, ушла на спасение существующих институтов, а не на цели развития. В результате произошел переток денег в сферу валютных спекуляций, на девальвации рубля сформировались высокие прибыли, определившие и высокие процентные ставки. Таким образом, меры, которые осуществило российское правительство и Банк России для минимизации потерь, вызванных кризисом, несомненно, относятся к регулированию спроса и предложения на заемные средства, а, следовательно, регулированию инфляции.
Исследование показало, что у Банка России до последнего времени не было четкой, эффективной программы управления денежным предложением. Используемая им политика управления денежной массой опиралась на валютные интервенции и депозитные операции и не позволяла взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей, которая определялась не столько политикой Банка России, сколько состоянием платежного баланса и бюджетных расходов. Набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которыми пользовался ЦБ РФ, был недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора. С 2009 г. отмечается некоторое изменение правил в осуществлении Банком России денежно-кредитной политики. В настоящее время происходит попытка перехода Банка России к таргетированию инфляции и апробации соответствующих инструментов. В то же время, в денежно-кредитной политике сохраняется использование таргетирования валютного курса.
По мнению аналитиков, модель денежно-кредитной политики, при которой происходит одновременно таргетирование инфляции и валютного курса, является малоэффективной[42]. Кроме того, при намерениях правительства сделать рубль одной из мировых резервных валют, таргетирование валютного курса чрезвычайно сложно и даже экономически опасно, так как использование валютного курса в качестве номинального якоря требует повышенной дисциплины макроэкономической политики. В противном случае непоследовательные действия властей рано или поздно приводят к краху валютного режима. Так, при соблюдении границ допустимых значений стоимости спекулянты смогут нащупать тактику поведения Центрального банка РФ, что приведет к арбитражу на валютном рынке.
В то же время, переход к таргетированию инфляции и отказ от таргетирования валютного курса возможны лишь в том случае, если государство сможет избавиться от зависимости наполнения бюджета от стоимости углеводородного сырья. Так, из более, чем 20 стран-экспортеров энергоресурсов (по классификации МВФ), ни одна страна не либерализовала валютный курс. «Свободное плавание» не является устойчивой политикой России. Поэтому до устранения зависимости бюджета страны от цен нефть необходимо осуществление таргетирования инфляции в мягкой форме, при которой Банк России преследует несколько различных целей, включая и определенные темпы инфляции.
Для введения в России полноценного режима таргетирования инфляции необходимо обеспечить выполнение следующих условий[43]:
1. Единство цели Правительства РФ и Банка России при разработке денежно-кредитной политики. Несмотря на законодательно установленную полную независимость последнего, на практике ЦБ РФ нельзя назвать независимым кредитным учреждением, определяющим в полной мере денежно-кредитную политику страны. Окончательное формирование денежно-кредитной политики происходит при участии высших органов государственной власти. Поэтому, если Правительство и ЦБ РФ преследует разные цели, то это неизбежно ведет к росту инфляции. В частности, Министерство финансов РФ может быть заинтересовано в девальвации для поддержания стабильности, в то время как для банковской системы, и значит ЦБ РФ, девальвация невыгодна вследствие значительных размеров обязательств в долларах. Разнонаправленные действия участников ведут к инфляции.
2. Формирование диверсифицированной экономики, что позволит смягчить зависимость денежной системы страны от цены барреля нефти на мировом рынке.
3. Минимизация рисков, связанных с внешними корпоративными заимствованиями, в первую очередь, путем установления высоких норм резервирования по долговым обязательствам перед нерезидентами, что будет препятствовать чрезмерному накоплению краткосрочного внешнего долга.