Роль кредитно-денежной политики в обеспечении стабильности денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель — регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка……………………………………………………………………………...5
2. Виды и основные инструменты кредитно-денежной политики…………---
2.1 Виды кредитно-денежной политики……………………………………….6
2.2 Основные инструменты кредитно-денежной политики………………….9
3. Роль кредитно-денежной политики в обеспечении стабильности денежного обращения………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Учетная политика представляет собой классический инструмент в практике центральных банков. Суть учетной политики состоит в том, что Центральный Банк устанавливает определенный процент, называемый учетной ставкой или ставкой рефинансирования, за предоставление ссуды коммерческому банку для пополнения резервов. Условия обращения за такой ссудой и возможности ее получения различаются по странам. Термин «учетная ставка» означает ставку процента (или дисконта), по которой учитываются векселя, то есть учетная ставка представляет собой сумму процента за время, прошедшее с момента выставления векселя Центральному Банку до момента его погашения. В Российской Федерации вексельное обращение не развито, и ЦБ РФ не принимает векселя к оплате. Тем не менее, ЦБ РФ устанавливает ставку рефинансирования коммерческих банков. При этом возможность получения ссуды в Центральном Банке по ставке рефинансирования оговаривается целым рядом условий. Учетная политика не является инструментом оперативного воздействия на денежное предложение, более того, центральные банки стараются проводить устойчивую и предсказуемую учетную политику. Кроме того, в некоторых странах, например, в РФ, ставка рефинансирования, имеет огромное значение в налогообложении финансовых операций.

При проведении денежно-кредитной политики Центральный Банк исходит из задач стабилизации экономического развития страны.

В общем виде это выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный Банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложение денег, в периоды «перегрева» экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживающую, уменьшая рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.

Однако влияние изменения величины денежного предложения на экономическую конъюнктуру далеко не однозначно. В настоящее время эффективность кредитно-денежной политики – предмет больших дискуссий.

Сильные стороны кредитно-денежной политики:

    1. Быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой, кредитно-денежная может быстро меняться, т.к. применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в парламенте.
    2. Меньшее политическое давление. Центральному Банку и правительству, легче, чем парламенту проводить непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики.
    3. Монетаризм. Представители данного экономического направления полагают, что изменение денежного предложения – ключевой фактор определения экономической активности, а фискальная относительно неэффективна.

Недостатки и проблемы кредитно-денежной политики:

      1. Циклическая асимметрия. Политика дешевых денег, например, может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды. Однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличиться. Особенно это характерно во время глубокой депрессии.
      2. Изменение скорости обращения денег. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные кредитно-денежной политикой.
      3. Влияние инвестиций. Серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, резко сместить кривую спроса на инвестиции влево и тем самым свести на нет политику дешевых денег. Это ведет к одной из самых сложных проблем кредитно-денежной политики. Что должен стремиться контролировать Центральный Банк – денежное предложение или процентную ставку? Эта дилемма целей возникает в силу того, что руководящие кредитно-денежные учреждения не могут стабилизировать то и другое одновременно.

Поэтому часто при проведении своей политики Центральный Банк исходит из более «приземленных» соображений, ориентируясь на управление формальными параметрами финансового рынка. В зависимости от того, на какие параметры воздействует Центральный Банк, можно разграничить тактические цели денежно-кредитной политики.

Так, Центральный Банк может избрать в качестве своей тактической цели не только управление величиной денежного предложения, но и, например, поддержание стабильного валютного курса или установление определенных пределов изменения ставки процента, либо управление иным достаточно очевидным и легко управляемым параметром. При этом, учитывая взаимосвязанность большинства макроэкономических параметров, могут возникать определенные противоречия между различными тактическими целями, а также проблемы, связанные с различием в краткосрочных и долгосрочных последствиях изменения параметров финансового рынка для экономической конъюнктуры.


 

 

 

 

а) Кейнсианский передаточный механизм кредитно-денежной политики

 


 

 

 

 

 

б) Монетаристский передаточный механизм кредитно-денежной политики

Рис. 1. Альтернативные взгляды на передаточный механизм кредитно-денежной политики2

 

Между изменением предложения денег и реакцией совокупного спроса расположены еще две промежуточных ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.

Изменение рыночной ставки процента R происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как вследствие, скажем, расширительной денежной политики Центрального Банка, на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита то есть в итоге - снижение ставки процента (см. рис. 2а.).

Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен (рис.2в) к изменению ставки процента, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (рис.2с), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки.

 

 

а      в      с

Рис.2. Денежный рынок и изменение предложения денег.

 

Следующим шагом является корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, расходах местных органов государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода. Отметим также необходимость учитывать и степень реакции совокупного предложения на изменения совокупного спроса, что связано с наклоном кривой AS.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Помимо качества работы передаточного механизма существуют и другие сложности в осуществлении денежной политики. Поддержание Центральным Банком одного из целевых параметров, скажем, ставки процента, требует изменения другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике в целом. Так, Центральный Банк может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций, а следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но, если по каким-то причинам в экономике начинается подъем и ВНП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги. При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, Центральный Банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создаст дополнительные стимулы роста ВНП и к тому же может спровоцировать инфляцию.

В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный Банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.

Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального Банка, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частота сменяемости руководства Центрального Банка, границы участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и другие официальные характеристики банка, зафиксированные в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального Банка.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой.

Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального Банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций ("эффект вытеснения") и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора - они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный Банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.

В соответствии с приверженностью к той или иной концепции государство выбирает преимущественное применение инструментов фискальной или кредитно-денежной политики. Однако на практике правительства не дают предпочтение одной из них, а используют в тесной взаимосвязи. Такое сочетание инструментов стабилизационной политики имеет свое обоснование, т.к. повышает результативность экономического регулирования.

Следует отметить, что в большинстве случаев «первичными» являются мероприятия фискальной политики. Во-первых, потому, что фискальные инструменты находятся в непосредственном ведении правительства, во-вторых, потому, что денежно-кредитная политика формируется Центральными Банками, которые зачастую достаточно независимы от правительства, а тактические цели политики Центрального Банка направлены не на реальный сектор экономики, а на регулирование показателей финансового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль кредитно-денежной  политики в обеспечении стабильности денежного обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2001 г. – 752 с.

2 Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб. Пособие / А.А. Никифоров; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. – 534 с.

 


 



Информация о работе Роль кредитно-денежной политики в обеспечении стабильности денежного обращения