Роль предпринимательской деятельности в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

И хотя государство по достоинству оценило универсальность и доходность малого бизнеса, оно, к сожалению, долгое время оставалось безучастным к проблемам и сложностям, возникающим на пути предпринимателей, и государственное признание и поддержка выражались только на словах. Было, предпринято множество попыток создания программ поддержки малого бизнеса, которые на практике, увы, или не работали, или приносили реальную помощь единицам субъектов малого предпринимательства.

Содержание

Введение 2
Теоретические аспекты рассмотрения предпринимательской деятельности 4
1.1. Теоретические трактовки предпринимательства 4
1.2. Функции предпринимательства в экономике 12
1.3. Формы и виды предпринимательства 14
Развитие предпринимательства в России 22
2.1. Характеристика предпринимательского сектора 22
2.2. Проблемы развития предпринимательства 28
Вывод 30
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)
  1. Возможно ли реальное воплощение предпринимательской идеи в практику его деятельности.
  2. Каково на рынке соотношение между спросом и предложением товара (услуги), в котором воплощена предпринимательская идея, или какова возможность возбуждения роста спроса, если этот товар обладает качественно новыми потребительскими свойствами.
  3. Каковы могут быть продажная цена предполагаемого к производству товара, а также собственные затраты предпринимателя на его производство или издержки производства.

     Таким образом, схема предпринимательского решения, в самом  общем виде, может  быть представлена следующим образом:

     - предприниматель  → выдвижение  предпринимательской  идеи → оценка  возможности реализации  выдвинутой идеи  в практику предпринимательской  деятельности →  оценка предпринимательской  идеи с точки  зрения практической  ситуации, складывающейся  на потребительском рынке → проведение необходимых расчетов для определения возможного предпринимательского эффекта от реализации выдвинутой идеи → экспертная оценка полученной информации и результатов проведенных расчетов → принятие предпринимательского решения.

     Предпринимательство по своей природе  является рисковой деятельностью, поскольку то или  иное действие предпринимателя  содержит в себе возможность  определенных потерь. Если предприниматель  не рискует, то не сможет воплотить свою идею в жизнь. Риск представляет собой вероятность убытков или сокращения доходов по сравнению с экспертной оценкой, на основе которой принималось предпринимательское решение.

     Предприниматель, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, должен учитывать  фактор риска, тщательно  анализировать его причины, возможные последствия. Здесь, конечно, важны расчетливость, умение сопоставлять вероятные потери и выгоды, что требует определенного объема знаний в области общеэкономической теории, конкретной экономики; методики применения количественных методов анализа. Нельзя сбрасывать со счета и предпринимательскую интуицию, основывающуюся на прошлом опыте и проницательности.

     Поскольку риск является вероятностной  категорией, то он может  измеряться. В практике применяются статистический и экспертный метод измерения риска.

     Статистический  метод состоит  в том, что на основе статистических данных об имевших место  потерях в аналогичных  видах предпринимательской  деятельности определяется так называемая частота  появления определенного  уровня потерь (частное от деления случаев данного уровня потерь на общее число рассмотренных случаев), а по ней прогнозируют вероятность какого-то уровня потерь.

     Экспертный  метод заключается  в том, что путем  обработки мнения группы привлеченных экспертов из числа  предпринимателей или специалистов о вероятности определенных уровней потерь, определяется частота оценок тех или иных потерь, представляющая собой частное от деления числа экспертов, высказывающихся за ту или иную величину потерь, на общее число экспертов.

     Расчеты предпринимательского риска еще не дают ответа на вопрос, как должен поступить предприниматель, поскольку они лишь дают представление о возможном риске при тех или иных вариантах его действий, крайними случаями которых могут быть получение минимальной прибыли при отсутствии риска и максимальной – при очень высокой его величине.

     Выбор варианта действий должен осуществлять сам  предприниматель, то есть он сам должен решить, на риск какой  величин он готов  пойти для достижения приемлемой для него величины прибыли. Такой выбор связан с деловыми качествами предпринимателя, основу которых формируют его личностные особенности, являющиеся результатом сочетания врожденных свойств, природных предрасположений, предшествующей подготовки и накопленного профессионального опыта.

     В современных условиях деловые качества предпринимателя  должны включать в  себя, по крайней  мере:

     - способность к  творчеству при  выявлении потребностей  рынка, выработке  предпринимательской  идеи, других описанных  выше логически  последовательных  предпринимательских действий;

     - способность к  принятию решений  и ответственности  за них, к контролю  за их выполнением.

     - умение подобрать  необходимых для  достижения поставленной  цели работников  и партнеров, стимулировать  их заинтересованность  в максимально  эффективном сотрудничестве, улучшать собственные структуры и взаимодействие с внешними контрагентами.

        Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Функции предпринимательства в экономике 

     В экономической литературе выделяются три основные функции предпринимательства. Первая функция — ресурсная. Для  любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы  — факторы производства. К ним  относятся, как отмечалось, прежде всего, естественные ресурсы — земля, полезные ископаемые, леса и воды. Важными являются инвестиционные ресурсы — машины, оборудование, инструменты, транспорт, другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю, а также собственно финансовые ресурсы. Третий вид ресурсов — это человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы, ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости и т.п.

     За  последнее время в теории и на практике все чаще акцент делается на значимости еще одного ресурса — предпринимательской способности. Предприниматель, берущий на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства — земли, капитала, труда, — способствует росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики. Добивается он этого, осуществляя вторую функцию предпринимательства — организаторскую. Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели, получению высокого дохода.

     Третья  функция предпринимательства —  творческая, связанная с новаторством. Ее значение особенно возрастает в  условиях современного научно-технического прогресса. В связи с усилением функции, связанной с инновациями, создается новый экономический климат для предпринимательства. Растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологий. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники. В развитых странах делается ставка на информационный бизнес (Япония), на новые технологии (Германия, Франция), на наращивание интеллектуального потенциала (США). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Формы и виды  предпринимательства 

     Предпринимательская деятельность должна осуществляться, в первую очередь, путем выполнения непосредственных производственных функций. Она охватывает, прежде всего, непосредственное материальное производство. Однако, как известно, общество нуждается и в других услугах, не являющихся материальным производством в указанном смысле: в области образования, здравоохранения, культуры.

     Наряду  с этим, предпринимательство  связано с выполнением  посреднических функций, суть которых состоит  в непосредственной реализации указанных  товаров и услуг, то есть в обеспечении непрерывного их движения от производителей к потребителю.

     Поскольку деятельность по выполнению непосредственных производственных функций является определяющей в цепочке  отношений «непосредственное  производство – распределение  – обмен - потребление», то во взаимодействии производителя и потребителя более активная роль принадлежит первому из них. Предпринимательская активность по отношению к потребителю проявляется двумя основными способами.

     Первый  из них – традиционалистский. Он характерен тем, что  на различных этапах развития производства складывается ситуация, когда определенные, ставшие уже традиционными, потребности в каких-то товарах или услугах удовлетворяются не полностью. Тогда, используя имеющиеся у него ресурсы или привлекая новые, предприниматель стремится или расширить производство в целом, или изменить структуру производимых товаров или услуг.

     Второй  способ – инновационный. Его суть в том, что тот или  иной предприниматель, осведомленный о  возможностях новой  техники, технологии, использования достижений науки в производстве, изучивший потенциальные потребности населения или его части, начинает производство нового, нетрадиционного товара или же товара, с принципиально новыми характеристиками, свойствами и даже сферами применения.

     Именно  инновационная предпринимательская деятельность является основным двигателем научно-технического прогресса, придает воспроизводственному процессу интенсивный характер, способствует удовлетворению возвышающихся личных и общественных потребностей.

     В производственной предпринимательской деятельности можно выделить две сферы указанной деятельности – основную и вспомогательную.

     К основной относится  такая, в результате которой производится продукт, годный к  конечному личному  или производственному  потреблению.

     К вспомогательной деятельности относится производство комплектующих деталей, изделий, необходимых для создания конечной продукции; разработка инноваций, способствующих повышению производительности труда и качества продукции, принимающая овеществленную форму (научно-технические, конструкторские разработки); а также деятельность, результат которой непосредственно не может быть овеществлен (маркетинговая, консалтинговая и другие).

     Посредническая  предпринимательская  деятельность осуществляется в таких формах, как:

  1. агентирование (агент, как посредник, может представлять интересы, как собственника товара, так и его потребителя);
  2. комиссионные операции;
  3. оптовая торговля через купцов или на товарных биржах.

     Следует указать на такую  специфическую сферу  предпринимательской  деятельности, как кредитно-финансовая, центральное место, в которой занимают банки.

     К банкам примыкают  некоторые другие виды кредитно-финансовых учреждений (страховые, инвестиционные, финансовые компании, сберегательные кассы, пенсионные фонды  и др.), в совокупности образующие кредитную систему.

     Предпринимательство как особая форма экономической  активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: предпринимательство государственное; предпринимательство частное.

       Государственные предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

     Частное предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Информация о работе Роль предпринимательской деятельности в экономике