Роль предпринимательской деятельности в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

И хотя государство по достоинству оценило универсальность и доходность малого бизнеса, оно, к сожалению, долгое время оставалось безучастным к проблемам и сложностям, возникающим на пути предпринимателей, и государственное признание и поддержка выражались только на словах. Было, предпринято множество попыток создания программ поддержки малого бизнеса, которые на практике, увы, или не работали, или приносили реальную помощь единицам субъектов малого предпринимательства.

Содержание

Введение 2
Теоретические аспекты рассмотрения предпринимательской деятельности 4
1.1. Теоретические трактовки предпринимательства 4
1.2. Функции предпринимательства в экономике 12
1.3. Формы и виды предпринимательства 14
Развитие предпринимательства в России 22
2.1. Характеристика предпринимательского сектора 22
2.2. Проблемы развития предпринимательства 28
Вывод 30
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

     Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

     Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

     1) осуществление непосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);

       2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

     Общественное  понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

     Но  такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом — посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

     1) к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;

     2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

     3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).

      В зависимости от содержания предпринимательской  деятельности и ее связи с основными  стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое,  финансовое, посредническое, страховое.

      Предпринимательство называется производственным, если сам  предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства -  основная, определяющая.

     Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:

1)традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство).

2)инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

     Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

     В коммерческом предпринимательстве  предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

       Финансовое предпринимательство  есть особая форма коммерческого  предпринимательства, в котором   в качестве предмета купли-продажи  выступают деньги и ценные  бумаги, продаваемые предпринимателем  покупателю или предоставляемые  ему в кредит.

     Посредничеством  называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена,  в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две  заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

     Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

     Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

      Страховое предпринимательство заключается  в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика,  то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

            Для предпринимательской деятельности  в современной рыночной экономике  характерно значительное многообразие  не только организационно-правовых  форм, но и различных видов.  Виды предпринимательской деятельности могут выделяться по определенным критериям.

1. По  характеру деятельности предпринимательство  может быть:

- производственное (связанное с созданием товаров);

- научно-техническое  (разработка новых видов техники  и технологий);

- торгово-посредническое (скупка, продажа, перепродажа);

- сервисное  (оказание бытовых услуг);

- банковское (оказание банковских услуг);

- страховое  (оказание услуг по страхованию  жизни, имущества, сделок и  пр.);

- управленческое (оказание услуг по управлению);

- консультативное  (оказание консультаций по организационным,  экономическим, юридическим и  другим вопросам);

- маркетинговое  (оказание услуг по изучению  рынка);

- прочее.

2. По  размеру (в зависимости от количества  занятых, либо годового обороты  фирмы) предпринимательство делится на:

- малое;

- среднее;

- крупное.

3. По  форме собственности предпринимательство  может быть:

- частное;

- государственное;

- смешанное.

Приведенная классификация, конечно, не является исчерпывающей  – в хозяйственной практике могут иметь место самые разнообразные виды предпринимательской деятельности.  
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  предпринимательства  в России
 

    2.1. Характеристика предпринимательского  сектора 

     Предпринимательство - одна из важнейших составляющих  экономики.  В  странах рыночной экономики предпринимательство получило  широкое  распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм  организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и  собственников.  В связи с приватизацией за государством  осталась  лишь  часть  организаций и предприятий, а остальные  перешли  в  частное  владение.  Основную   часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. 

     Главной задачей предпринимателя является управление предприятием,  которое  включает в  себя  рациональное  использования  ресурсов,  организацию   процесса   на инновационной основе и  хозяйственном  риске,  а  также  ответственность  за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает  не  только  деятельность участвующих  в  нем  агентов,  но  и  наличие в общественном  хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные  признаки. Совокупность таких условий   составляет   среду предпринимательства, важнейшими элементами  которой  являются  экономическая свобода  и  личная  заинтересованность.   Экономическая   свобода   является определяющим  признаком  предпринимательской  среды.   Для   предпринимателя наличие экономической свободы – это не  только  возможность  заниматься  тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но  и морально-этическая  санкционированность  предпринимательской   деятельности.

     Личная  заинтересованность выступает  движущим  мотивом  предпринимательства, поэтому  обеспечение  условий   для   присвоения   полученных   результатов, извлечения   и   накопления   дохода    является    определяющим    условием предпринимательской среды.

     Предприятием, с правовой точки  зрения, считается  самостоятельный  хозяйствующий субъект  с правами юридического лица, производящий и реализующий  продукцию, выполняющий  работы и оказывающий услуги на основе использования принадлежащего ему или определенным образом закрепленного за ним имущества. Правовая форма, в отличие от экономической, представляет собой комплекс правовых норм, определяющих отношения участников предприятия со всем окружающим миром, а в ряде случаев – между собой.

     В странах с развитой рыночной экономикой сложились многообразные  организационно-правовые формы предприятий, закрепленные национальным законодательством, определяющим порядок  их создания и ликвидации, ответственность по свои  обязательствам, порядок разрешения хозяйственных споров.

     Российским  законодательство предусмотрены  такие организационно-правовые формы предприятий:

  1. государственное предприятие;
  2. частное индивидуальное предприятие;
  3. товарищество, в том числе с полной ответственностью (полное товарищество), со смешной ответственностью (смешанное товарищество) и с ограниченной ответственностью (ограниченное товарищество);
  4. акционерное общество, в том числе открытого типа и закрытого типа.

Информация о работе Роль предпринимательской деятельности в экономике